Константин Волков фото автора |
25 мая в Театральном зале Дома музыки состоялся первый концерт российского тура Brazil Bossa Nova Quartet — ансамбля, собранного для исполнения классики босса-новы, бразильского музыкального стиля, возникшего на рубеже 1950-60-х гг. как сплав мелодики и ритмики бразильской самбы с гармоническим строем и импровизационным языком североамериканского джаза. Для гастролей по России, в ходе которых квартет выступает в Москве, Твери, Екатеринбурге и Тюмени, была выбрана программа преимущественно из музыки первого и самого значительного композитора босса-новы — Антонио Карлоса Жобима.
Подробнее о босса-нове, Жобиме и участниках тура
Оба отделения московского концерта были построены по единому принципу: вначале на сцену выходило инструментальное трио — именитый барабанщик Дудука да Фонсека (Duduka da Fonseca), пианист Элиу Алвеш (Helio Alves) и басист Аркадий Овруцкий, ныне — после двух лет работы и учёбы в США — именующийся Арк Овруцкий. Московская публика раньше знала Овруцкого исключительно как бас-гитариста, а тут выяснилось, что он в США освоил контрабас — крайне важная тембровая краска для босса-новы, где в основе ритмики лежит именно тяжёлая поступь контрабаса, которую на бас-гитаре вопроизвести можно, но получится не вполне равноценно. Трио играло по одной инструментальной пьесе в начале каждого отделения — например, в начале второго это была «Bebê» Эрмету Паскуаля (Hermeto Pascoal), пьеса сложная и, в общем, далёкая от канонов песенной босса-новы, что служило приятным контрастом к песенному репертуару концерта.
Что же до песен, то их пела Мауша Аднет (Maucha Adnet), опытная вокалистка с большим вкусом и глубочайшим знанием репертуара босса-новы (не зря же она много лет пела в сопровождающем ансамбле самого Антонио Карлоса Жобима!). Надо отметить, что, помимо суперхитов Жобима («A Felicidade», «Desafinado», «Chega de Saudade», «Água de Beber» и т.п.), в программу были включены и отдельные песни других авторов — например, «Bim Bom» Жуана Жильберту; это позволило показать достаточно широкий стилистический спектр внутри парадигмы босса-новы. Каждый из участников блеснул и сольным инструментальным мастерством: интересны и насыщены идеями были соло Элио Алвеша, незаслуженно мало известного у нас (хотя этот мастер играет с самыми известными представителями латиноамериканского джаза — Гато Барбиери, Оскаром Каштру-Невешем, Клаудио Родити, Пакито Д’Риверой и т.д.); Аркадий Овруцкий показал, как виртуозная бас-гитарная техника может с успехом применяться на контрабасе (чем пару раз в течение концерта вызвал настоящую овацию), и, конечно, с огромным вкусом (и всегда в меру!) солировал Дудука да Фонсека, один из самых именитых бразильских барабанщиков, живущих в Нью-Йорке.
Вкус и эмоциональность Мауши Аднет так «завели» полный-преполный Театральный зал ММДМ (в котором, кстати, наряду с обычной московской публикой было несколько десятков представителей бразильского землячества, горячо поддерживавших «своих»), что Brazil Bossa Nova Quartet вышел на бис — чтобы исполнить, естественно, «Garrota de Ipanema», узнанную залом не то что с первых нот, а вообще с первого звука.