16 мая в Нью-Йорке умер на 92 году жизни легендарный джазовый пианист Хэнк Джонс, старший из трёх знаменитых братьев Джонс. Средним братом был трубач и бэндлидер Тэд Джонс — помните Thad Jones / Mel Lewis Big Band, ведущий джазовый оркестр 70-х? Младшим — барабанщик Элвин Джонс, игравший в квартете саксофониста Джона Колтрейна, одном из важнейших джазовых ансамблей 60-х. Сам Хэнк не имел настолько громкой славы, как его младшие (и ушедшие из жизни намного раньше) братья, но в его послужном списке была и работа с Чарли Паркером в рамках ангажемента Нормана Грэнца «Джаз в филармонии», и аккомпаниаторство у Эллы Фицджералд в 1948-53 годах, и многолетняя (1959-1975) служба в оркестре телекомпании CBS, где в легендарном «Шоу Эда Салливана» Хэнк Джонс играл с такими титанами американской эстрады, как, скажем, Фрэнк Синатра.
Родом Хэнк, как и его братья, из Мичигана (из окрестностей Детройта). В городке Понтиак его отец, по воскресеньям — диакон баптистской церкви, а по рабочим дням — инспектор на лесопилке, построил своей семье трёхэтажный кирпичный дом, где и выросли будущие джазовые звёзды братья Джонс — Хэнк, Тед и Элвин, под присмотром матери и двух старших сестёр, которые, кстати, тоже учились игре на фортепиано. Оттуда Хэнк уехал в Нью-Йорк в 1944 г., когда ему было 26. В Нью-Йорке и началась его карьера, в которой было сотрудничество с самыми разнообразными по стилистике выдающимися джазовыми и эстрадными звёздами — в силу того, что Хэнк Джонс не был замкнут стилистически и всегда был равно готов играть и головоломный бибоп, и более доступную и популярную музыку. Хэнк играл в оркестрах Арти Шоу и Бенни Гудмана, записывался с Лестером Янгом, Уэсом Монтгомери и Кэннонболлом Эддерли, был некоторое время штатным пианистом фирмы грамзаписи Savoy, появляясь на записи почти всех её артистов, а 19 мая 1962 аккомпанировал на рояле Мэрилин Монро, которая в вашингтонском Белом доме пела «Happy Birthday, Mr. President» Джону Фицджералду Кеннеди.
С середины 1970-х Хэнк постоянно работал в Нью-Йорке (первоначально в клубе Village Vanguard) с собственным трио, которое именовалось ни больше, ни меньше — Great Jazz Trio. В разные годы в его состав входили контрабасисты Бастер Уильямс, Рон Картер, Эдди Гомес, барабанщики Тони Уильямс, Эл Фостер и Джимми Кобб — то есть состав был действительно Great.
В 1990-2000-е, когда внимание к Хэнку было вновь привлечено уже хотя бы в силу его возраста и огромного опыта, как-то вдруг опять выяснилось, что он — пианист удивительных качеств. Но только качества эти лежали не в том направлении, в котором развиваются многие пианисты («быстрее, выше, сильнее»). Хэнк Джонс был музыкантом совершенно противоположных устремлений. Он, кажется, еле касался клавиатуры: у него было деликатное, изящное туше и старомодно-изысканная фразировка, буквально дышащая мудростью более чем полувекового опыта. Этому музыканту уже ничего никому не надо было доказывать — на своих поздних записях он просто играет (действительно очень просто: за такой кажущейся простотой — колоссальное знание стиля и репертуара, естественным образом исключающее погоню за внешними эффектами). И оказывался всё время там и тогда, где и когда это нужно ансамблю и играемой им музыке. Слушаем фрагмент альбома тромбониста Стива Дэйвиса «Eloquence», в котором на рояле играл Хэнк Джонс — и играл так, что любому вдвое и даже втрое более молодому музыканту было бы не то что не стыдно, а завидно. Запись была сделана в 2007 г., когда Хэнк отпраздновал своё 89-летие. Тема Чарли Паркера «Yardbird Suite». Тромбон — Стив Дэйвис, контрабас — Нат Ривз, барабаны — Джо Фарнсуорт, за роялем Хэнк Джонс (СЛУШАЕМ В ПОДКАСТЕ В КОНЦЕ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ)
Поразительная творческая форма, в которой Джонс-старший находился в возрасте 80-90 лет, подчёркивалась поразительной чисто физической формой. Летом 2009 года 90-летний Хэнк, уже получив «Грэмми» за «Вклад в течение жизни», принимал в Нью-Йорке авторитетную профессиональную премию Jazz Award. «Полный Джаз» написал тогда в своём 427 выпуске:
Принимая пластмассовую пирамидку (материальное воплощение премии), он сказал, что это «достойное завершение начального этапа его карьеры и хороший стимул впредь работать лучше». Прямая спина, ясная речь, мудрая усмешка — как-то даже и не сомневаешься, что старина Хэнк способен поработать ещё, и отнюдь не хуже, чем раньше.
Не могу не внести личную ноту. Меня подвели к Хэнку Джонсу познакомиться несколько лет назад на фестивале имени Лайонела Хэмптона в городке Москоу, штат Айдахо. У меня в руках был фотоаппарат, Хэнк захотел сфотографироваться за сценой с русскими музыкантами, которые выступали на фестивале; я поднял аппарат и тут же, приглашая перейти на более освещённое место, опустил со словами «Тут слишком темно». «Темно? Ты имеешь в виду меня?» — моментально захохотал пианист. Все говорят, что чувство юмора у него было отменное. Потом мы встречались там с Хэнком ещё два раза, и всякий раз он говорил: «мне хотелось бы выступить в России». Жаль, Хэнк, что этого так и не случилось.
Слушаем фрагмент одного из последних сольных альбомов Хэнка Джонса, «For My Father», записанного для лейбла Justin Time в 2004 году, когда пианисту было 86. На барабанах — Деннис Макрел, за контрабасом — Джордж Мраз. Звучит пьеса Хэролда Мэйберна «Милость Божия» («Grace of God»).
Видеобонус: саксофонист Джо Ловано и пианист Хэнк Джонс выступают дуэтом в Амстердаме в концертном зале Bimhuis, 2007 год.
Последнее фото Хэнка Джонса в коллекции автора: Хэнк садится в такси возле нью-йоркского клуба Jazz Standard в июне 2009 г.
Удивительный был человек. Вот и закончилась легендарная династия Джонсов…
R.I.P.
Грустное известие…Спасибо ему за Всё для нас…
Спасибо Тебе за Твои слова…Послушал подкаст…
Удачи тебе! Буду заходить к Тебе почаще.
Удивительное явление представляют собой эти нестареющие джазмены, которые в столь преклонном возрасте продолжают играть до последних дней своих, и как играть! Сразу вспомнил еще одного противостоящего времени — Сонни Роллинса. Очень жаль, что уходят такие потрясающие музыканты, как Хэнк Джонс. Хорошие музыкальные фрагменты в память о нем. Действительно, легкость игры (возможно кажущаяся) и изящность фразировки потрясают. И как аккомпаниатор он, наверное, был первостатейный. А в видеофрагменте, где Джонс играет дуэтом с Ловано — сразу и не скажешь, кто из них моложе. Да, легендарная династия Джонсов закончилась, но зато сколько замечательной музыки, созданной ими, осталось — слушайте и наслаждайтесь.
Хорошая заметка пианиста Итэна Айверсона о Хэнке Джонсе четырёхлетней давности: http://thebadplus.typepad.com/dothemath/2006/08/happy_belated_b.html