Александр Никитин фото автора |
Первый концерт квартета Sky Music, созданного двумя известными музыкантами — саксофонистом Олегом Киреевым и пианистом Дмитрием Илугдиным — состоялся в сентябре прошлого года (см. «Полный Джаз» #432).
С тех пор прошло более полугода, и настало время снова вернуться к этой теме и рассказать о проекте Sky Music подробнее. Тем более, что вечером 7 мая Sky Music выступит на сцене клуба «Союз Композиторов».
Красивая легенда гласит, что история Sky Music началась летом прошлого года прямо за барной стойкой клуба «Союз Композиторов». Конечно, дело было не совсем так.
ДАЛЕЕ: о том, как было дело в действительности, и о многом другом рассказывают участники коллектива…
Саксофонист Олег Киреев за свою более чем двадцатилетнюю музыкальную карьеру в каких только жанрах не выступал — этника, классический джаз, поп-джаз, world music… Как-то я даже наблюдал Олега, исполняющего в дуэте с классической пианисткой Басинией Шульман произведения Клода Дебюсси. Так вот, Олег Киреев уже давно хотел собрать квартет, который бы играл музыку с заметным уклоном в фанки-фьюжн. Да только не встречалось ему музыкантов, с которыми можно было бы играть в подобной стилистике, и, прежде всего, не хватало подходящего клавишника. У Sky Music даже был предтеча — состав Олега Киреева, выступивший на фестивале «Евразия-2008» в Оренбурге. Тогда на клавишных сыграл Евгений Гречищев, пианист отличный, но по духу все же больше предпочитающий старый добрый акустический джаз.
Олег Киреев и Дмитрий Илугдин очень давно знакомы, много раз слышали игру друг друга, часто пересекались на джемах, сотрудничали в кросс-проекте с Басинией Шульман и лидером ансамбля «Арсенал» саксофонистом Алексеем Козловым.
Так что у пресловутой барной стойки музыкантам уже было что обсуждать. Дмитрий только что ушёл из «Арсенала», и у него появилось возможность поработать вместе с Олегом. В только что образованную группу со-лидеры пригласили ещё двух замечательных музыкантов — бас-гитариста Алексея Заволокина и барабанщика Дмитрия Власенко.
В запасниках у обоих учредителей коллектива имелось достаточное количество нереализованного материала, композиций, которые эстетически не слишком вписывались в репертуар их основных групп — слишком мелодичных для джаз-рокового проекта Дмитрия Илугдина и, наоборот, слишком фанковых для коллективов Олега Киреева. Часть пьес, исполняемых Sky Music, уже появлялась эпизодически в других проектах музыкантов — «Blues in D» и «Танец Звёзд» Дмитрия Илугдина, или «Chinatown» Олега Киреева. Но полностью раскрылись эти композиции только в рамках квартета Sky Music.
Большинству знатоков Дмитрий Илугдин известен, прежде всего, по участию в легендарной группе Алексея Козлова «Арсенал». Именно в составе этого ансамбля музыкант за десять лет прошёл путь от студента РАМ им. Гнесиных до опытного зрелого мастера. В наше время основной проект Дмитрия называется Vision of Sound: эта группа исполняет джаз-рок и фьюжн в духе Yellowjackets. Дмитрий Илугдин неравнодушен и к фанку, его достаточно часто можно услышать в московских клубах на одной сцене с саксофонисткой Анной Королёвой и электроскрипачом Феликсом Лахути.
— Я думаю, что главное, что я привнёс в Sky Music — это яркие мелодично-романтические музыкальные темы, например, «Танец Звёзд» или «Friendship», — говорит Дмитрий. — Они заметно отличаются по эстетике от того, что пишет Олег. Композиции, которые мне кажутся не всегда укладывающимися в контекст эстетики джаз-рока для Vision of Sound, я приношу в Sky Music, и они здесь оказываются более уместными.
— Дима многими, и мною в том числе, воспринимается в основном как пианист, главный интерес которого лежит в области электроники, фьюжн, джаз-рока, и это просто прекрасно для нашего с ним проекта, — говорит Олег Киреев. — Дмитрий Илугдин — идеальный пианист в электронной стилистике типа Yellowjackets, Brecker Brothers. Яркое свидетельство тому — замечательный альбом группы Vision Of Sound «The Musical Skies», который был недавно выпущен в Америке. Но вот буквально на днях в нашем клубе я услышал, как Дима замечательно играет достаточно сложную джазовую музыку с группой Вартана Бабаяна. Так что это вполне универсальный пианист, не ограничивающий себя жёсткими стилистическими рамками.
— В рамках Sky Music я использую и рояль, и синтезатор Yamaha Motif — примерно поровну, — продолжает Илугдин. — Это отличный, очень ценимый мной инструмент. Музыка Sky Music просто требует обязательного присутствия электронных красок, и я хотел бы использовать здесь больше синтезаторов. Но я совершенно не могу заставить себя пройти мимо живого рояля. Я очень люблю акустический джаз и сильно по нему скучаю, потому что так сложилось, что я больше играю на электронных клавишах. Мне это очень нравится, но акустического джаза мне не хватает. Я даже подумываю собрать свой акустический квартет.
Два равноправных лидера-композитора в рамках одного проекта — явление не то, чтобы частое. Можно привести в качестве примеров группу Yellowjackets, где много совместной музыки написали Расселл Ферранте и Джимми Хасслиф, Пэта Мэтини с Лайлом Мэйзом, ну и Уэйна Шортера с Джо Завинулом, конечно.
Такая форма организации коллектива, мягко говоря, не самая устойчивая и подходит далеко не всем музыкантам. Ведь любой творческий человек имеет собственные взгляды и амбиции, что часто приводит к серьёзным проблемам с фатальными для таких составов последствиями.
Но в нашем случае мы наблюдаем творческий союз двух равноценных со-лидеров. И Олег Киреев, и Дмитрий Илугдин много и с удовольствием участвуют в совместных с другими музыкантами проектах. Олег, конечно, постарше и поопытнее, но внутри группы это совершенно не ощущается. Олег вообще в вопросах творчества представляется крайне неконфликтным человеком, не давящим на музыкантов, а предпочитающим естественное творческое сотрудничество.
Что касается Дмитрия, то достаточно напомнить, что ровно такая же ситуация имеет место быть и в его основном проекте Vision of Sound, где тоже есть второй лидер — бас-гитарист Евгений Шариков.
Ещё одна особенность Sky Music — это наличие в составе сразу двух барабанщиков. С момента создания коллектива в группе играет Дмитрий Власенко. Но в силу его занятости в группу был приглашён ещё один барабанщик Пётр Ившин. Два последних концерта в Киеве и Москве квартет сыграл именно с Петром Ившиным.
— Я помню, что Петю я впервые увидел в ансамбле Анатолия Кролла лет восемь назад, — рассказывает Олег Киреев, — и меня тогда потряс этот молодой человек, а тогда ему было 16-17 лет — своим ярким соулом, своим грувом. И в этом качестве — он, наверное, лучший на сегодняшний день барабанщик на нашей сцене среди своей возрастной категории. Энергичная музыка, фанк — это ему родное. Просто феноменальный барабанщик, тонко чувствующий именно этот жанр. При участии Пети Ившина открылись новые грани нашей музыки.
Теперь оба этих барабанщика — и Дима, и Пётр — являются полноправными участниками проекта, а играет в каждом конкретном случае тот из них, кто может. Это музыканты очень достойного уровня, причём играющие в различных манерах. Пётр физически покрепче, он играет более энергично, с большим грувом, драйвом. В случае же игры Димы квартет звучит мягче, камерно, более по-джазовому. Так что каждый наш концерт становится ещё более не похожим на предыдущие.
За полгода группа Sky Music отыграла не так много концертов, в среднем примерно раз в месяц. Связано это, прежде всего, с тем, что на сегодняшний день Sky Music не является для музыкантов их основным проектом, на который были бы направлены все силы. Параллельно все участники коллектива заняты работой в других составах, гастролями и т.д.
Но совсем недавно Sky Music с большим успехом выступил в Киеве на фестивале «Единство», а 8 апреля квартет закрыл своим концертом очередной сезон серии «Импровизация нового века», которую проводит в помещении Еврейского культурного центра на Большой Никитской улице Михаил Митропольский.
В начале и конце концерта музыканты исполнили по две вещи Олега Киреева (соответственно, «By the Ocean», «Fresh Blues», «Апрель» и «China Town»), а между ними прозвучали три пьесы Дмитрия Илугдина — «Friendship», «Blues in D» и «Dance of Stars». Концерт прошёл просто отлично, чему немало поспособствовали гостеприимная атмосфера Еврейского культурного центра, его небольшой уютный зал с хорошей акустикой, прекрасная работа звукорежиссёра и наличие замечательной публики в зале.
После концерта Михаил Митропольский поделился своими впечатлениями от услышанного:
— Среди плюсов Sky Music я назову совершенно определённое присутствие грува, симпатичные мелодические темы, которые хорошо обыгрываются, ну и, конечно, звук Олега: он действительно отличный саксофонист. Безусловно, музыканты в рамках этого проекта не претендуют на открытие каких-то новых вещей, и это их право. Они создают свою музыку, которая идёт теми путями, которые уже давно проложены. Но при этом они не повторяют чей-то путь, и это делается качественно, со вкусом и с пониманием. Единственная ассоциация, которая возникает — это музыка группы «Аллегро» 1980-х гг., потому что и группа Николая Левиновского, и в какой-то степени Олег с Дмитрием ориентируются на эстетику квартета Чика Кориа времён сразу после альбома «Return To Forever». И это заметно, сама эстетика этой музыки — более-менее ровная, радостная, приятная.
Несмотря на то, что Sky Music играет очень спокойную и по большей части безмятежную музыку, группе удаётся избежать ловушки получить красивые пустышки, зачастую свойственные нынешнему поп-джазу, в большом числе звучащие в радиоэфире. В музыке квартета присутствует эмоциональный заряд, внутреннее содержание.
Получается интересный эффект — музыка «небесных сфер» действительно успешно сочетается с грувом и элементами джаз-рока в на удивление гармоничной пропорции. То есть все мелодические красивости, конечно, на месте, но они разумно уравновешены энергетикой, прежде всего фанковой.
Звуковой сплав Sky Music хитро замешан в единое целое сразу из нескольких составляющих, каждая из которых время от времени проявляется в зависимости от конкретной композиции, от её автора — джазовый мэйнстрим, фанки-фьюжн, поп-джаз, незначительные элементы этники.
Замечательно определил стилистику группы Дмитрий Илугдин:
— Композиционно музыка Sky Music всё-таки ближе к современному фьюжн, но играем мы эту программу с заметной джазовой подачей. Там, где это необходимо, мы используем элементы языка джазового мэйнстрима 60-70-х гг. Sky Music звучит мягче, чем Vision of Sound. Это достигается, прежде всего, за счёт манеры исполнения Олега. Именно живой, очень тёплый, мэйнстримовый звук его саксофона даёт такую джазовую краску в этом проекте, достигается камерность звучания.
Кстати, лидеры Sky Music по-разному оценивают наличие в музыке квартета этнической составляющей. Для Олега Киреева, признанного этно-музыканта, ещё в советское время записавшего на «Мелодии» пластинку с фьюжн на основе башкирской музыки, а шесть лет назад выпустившего вместе со своим тогдашним проектом «Фэн-Шуй Театр» потрясающий диск «Мандала», этно-составляющая в музыке Sky Music практически отсутствует, разве что имеется неглубокий, чисто оформительский момент в его пьесе «Сhinatown».
Для Дмитрия же этническая составляющая очевидна и заметна:
— Она есть во фразировке, в импровизациях, где мы используем какие-то народные краски в своих соло. Я вообще считаю, что присутствие на сцене Олега Киреева автоматически подразумевает наличие этнической составляющей (смеётся).
Оба лидера Sky Music назвали основными влияниями на музыку этого проекта пианистов Чика Кориа и Хэрби Хэнкока, гитариста Пэта Мэтини, группу Yellowjackets и Расселла Ферранте, а также коллектив Spyro Gyra.
При этом Олег Киреев уточнил:
— Я не могу сказать, что мы в этом проекте играем «под кого-то». Мы, конечно, играем в неком русле, которое было создано до нас разными людьми, но всё-таки наш проект — авторский. Причём тут стоит заметить, что само мастерство названных выше музыкантов настолько высоко, что любой европейский коллектив, включая и наш, очень далёк от этого уровня. Мы играем концерты гораздо реже, чем любая раскрученная американская группа, которая может позволить себе эксперименты. Это здорово, что мы искренне делаем такую музыку, но в нашей стране на первом месте стоит мелодия, демократичная мелодия, которая понятна всем. Та же группа Yellowjackets, например, решает более сложные задачи. Но у нас для такой музыки публики нет. Можно сколько угодно творить, играть, записывать пластинки, но это никому здесь не нужно.
Поэтому не стоит ориентироваться на названные выше имена, а правильнее сказать, что в рамках Sky Music мы стараемся максимально реализовать свои возможности, но на нас, безусловно, влияет музыка названных музыкантов, лидеров этого музыкального направления.
С тех пор, как легендарный трубач Майлс Дэйвис ввёл в джазовый обиход электрофицированные бас-гитару и клавишные инструменты, прошло уже более сорока лет. За это время джаз-фьюжн превратился в разветвленное музыкальное направление со множеством самостоятельных стилей внутри. Сейчас музыку в подобной стилистике играют группы во всех уголках земного шара — и везде, естественно, по-своему.
Играют её и в России. Из примеров можно привести наш старейший ансамбль «Арсенал» Алексея Козлова (в котором в течение десяти лет играл пианист и клавишник Дмитрий Илугдин), собственный проект Дмитрия Илугдина Vision Of Sound, Laber Band Евгения Ревнюка (в котором также играет бас-гитарист Sky Music Алексей Заволокин). А ведь есть ещё и группа саксофониста Николая Моисеенко, и группа Антона Горбунова и Константина Дусенко «День Творчества», и Вадим Эйленкриг, и «Транс-Атлантик» Сергея Чипенко, и ансамбль Вячеслава Горского…
Есть ли среди них коллективы, похожие на Sky Music?
Олег:
— И у каждого из названных коллективов есть своё собственное лицо, своё видение музыки. Наш проект тем и уникален, что мы представляем свои авторские композиции. Может, Михаил Митропольский и прав насчёт «Аллегро», может, осталось у меня в крови впечатления от концертов «Аллегро» и «Арсенала», групп, которые очень влияли на нас в то время, когда в стране не было так много информации. Я думаю, кстати, что с Димой Илугдиным в Sky Music пришла также и частичка «Арсенала».
Дмитрий:
— Все названные коллективы по-своему очень разные. Sky Music — это группа, который из всех российских фьюжн-команд находится ближе всего к джазу. За счет стиля и подачи даже фьюжн-материал звучит здесь мягче и камернее, больше импровизаций чисто джазовым языком, причем в большей степени из-за хорошей джазовой школы Олега и его умения динамически выстраивать картинки в его и моих композициях.
Олег, закончить наш разговор хочется традиционным вопросом о планах Sky Music…
— Прежде всего у нас уже готово сейчас для записи примерно восемь композиций. Но мы чувствуем желание ещё «наиграться» внутри этого проекта. Кроме того, это молодой проект, находящийся в постоянном развитии. Мы постоянно привносим в наши композиции какие-то новые элементы. Кроме того, есть ещё большой багаж для работы, так что на следующие репетиции мы будем приносить на репетиции новые вещи. Посмотрим, возможно, ближе к осени удастся записаться.
Так всё же — что такое Sky Music?
— Мне понравилось определение, которое дал Михаил Митропольский: Sky Music — эта такая «музыка небесных сфер». С названием «небо» можно связать много различных ассоциаций, но у меня, скорее всего, будет такая: небо — это всегда нечто чистое, светлое, хорошее. Sky Music — это очень добрая музыка, и мне кажется, что музыки в таком духе очень не хватает нашему обществу. И я просто уверен, что нас с удовольствием послушают даже те зрители, кто и вовсе не знаком с джазовой музыкой.
7 мая и 17 июня Sky Music выступает на сцене джазового клуба «Союз Композиторов».