1 мая 2010 в Торонто умер Роб Макконнелл (Rob McConnell) — выдающийся канадский бэндлидер, тромбонист, композитор и аранжировщик, чьи оркестровки входят в золотой фонд современного репертуара для джазовых биг-бэндов.
Его памяти посвящён подкаст, который можно послушать или скачать в конце этой публикации, представляющей собой текст подкаста.
В современном оркестровом джазе есть несколько имён, на которых держится едва ли не большая часть всего оркестрового репертуара. Это аранжировщики — люди, которые создают оркестровки, по которым потом играют оркестры во всём мире. Одним из самых известных аранжировщиков для современного биг-бэнда был канадский тромбонист, композитор и преподаватель искусства джазового оркестра Роб Макконнелл. 1 мая он скончался в Торонто, провинция Онтарио, в возрасте 75 лет.
Полное имя музыканта было Robert Murray Gordon McConnell, и родился он 14 февраля 1935 года в Лондоне — но не в том, что в Великобритании, а в том, что в канадской провинции Онтарио. Ещё в годы школьной учёбы он научился играть на вентильной разновидности тромбона: по размерам это тромбон, но высота звука на этом инструменте изменяется не движением складной кулисы, как на обычном тромбоне, а нажатием вентильных клапанов, как на трубе. Роб Макконнелл изучал теорию музыки у выдающегося канадского профессора Гордона Деламонта, а исполнительская его карьера началась в канадских джазовых оркестрах ещё в начале 50-х гг. прошлого века. Некоторое время Макконнелл поиграл у самого известного канадского бэндлидера Мэйнарда Фергюсона, но в 1968 году создал собственный оркестр, с которым связана большая часть его творческой жизни — The Boss Brass.
Первоначально это был биг-бэнд без саксофонов, с одними медными духовыми и ритм-секцией, отсюда название: медные инструменты по-английски называются именно Brass. Правда, уже в 1971 году в составе биг-бэнда появились и саксофоны тоже, зато состав медных расширился — зазвучала пятая труба и валторны. В результате The Boss Brass обладали мощнейшим звуком очень плотного тембра. Но главное — оркестр играл великолепные аранжировки Роба Маконнела, который обладал редким талантом не только представлять себе одновременно все взаимодействующие партии в богатой оркестровой звуковой ткани, но и записывать это взаимодействие на бумагу так, что оркестрантам оставалось только воспроизвести его — и возникала мощная, плотная и радостная музыка.
Слушаем оркестр Роба Макконнелла The Boss Brass, который играет тему Джерома Керна и Оскара Хаммерстайна «The Song Is You» в аранжировке Макконнелла с выдающимся джазовым вокалистом Мэлом Торме. 1987 год.
В оркестре Макконнелла играли в основном студийные музыканты из Торонто, поэтому оркестр гастролировал мало: по миру Роб Макконнелл ездил главным образом как преподаватель, с мастер-классами и так называемыми «клиниками», но часто появлялся и как приглашённый солист с оркестрами других лидеров. Его огромная преподавательская деятельность и успешная работа на канадской джазовой сцене принесла ему членство в Зале славы канадской музыки в 1997 г., а год спустя Макконнел стал кавалером Ордена Канады, высшей награды Страны Кленового Листа.
Видеобонус: Роб Макконнелл и его Boss Brass играют «Take The A Train» Билли Стрейхорна (наряду с «Караваном» Хуана Тизола — самый популярный номер из репертуара оркестра Дюка Эллингтона, только в современной аранжировке Макконнелла) в концертной съёмке 1980 года
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=MKg0lD-0_Vw]
Огромная работоспособность Макконнелла и его мощный талант аранжировщика и тромбониста принесли ему несколько номинаций на премию «Грэмми», пять высших канадских музыкальных премий Juno и несколько Канадских джазовых премий. Канадские музыканты считали, что его оркестр — единственный в стране, который может конкурировать по общей классности с оркестрами из США, даже на их территории. Музыканты вообще любили Роба: он был человек юморной, легко и весело общался на сцене с аудиторией и коллегами.
В последнее десятилетие Роб Макконнелл тоже регулярно появлялся на сцене, но уже с более мобильным и экономически выгодным составом под названием Tentet, то есть оркестр из десяти музыкантов. «Тентет» позволял ему гастролировать, что с оригинальным составом The Boss Brass, в лучшие годы состоявшего из 22 музыкантов, было делать не так-то просто. Впрочем, с малым составом оркестра Макконнелл записывался уже не так часто, как раньше, ведь в 70-80-е The Boss Brass стабильно выдавал «на-гора» примерно по альбому в год. А в последние годы активность канадского мастера оркестрового джаза и вовсе почти прекратилась: он боролся с онкологическим заболеванием, которое и стало причиной его смерти. Памятником Робу Макконнеллу остаются не только его собственные записи, но и десятки изданных аранжировок, по которым его музыку и его оркестровки играет множество оркестров по всему миру.
Слушаем одну из таких аранжировок — пьесу, написанную самим Робом Макконнеллом для альбома «Big Band Jazz» 1977 года, завоевавшего канадскую премию Juno как лучший канадский джазовый альбом. С присущим Робу юмором пьеса эта названа «Runaway Hormones», что можно скучно перевести как медицинский термин «Гормональный взрыв», но лучше сохранить дух оригинала и назвать её «Играй, гормон».