Вадим Ярмолинец, Нью-Йорк фото автора |
Томаш Станько, видимо, не относится к той категории музыкантов, которые представляют аудитории новый альбом его стопроцентным воспроизведением. И поэтому концерту в нью-йоркском клубе Birdland, как мне показалось, не доставало той стилистической и эмоциональной цельности, которой обладает новый альбом квинтета польского трубача — «Dark Eyes» (ECM, 2009). Названием альбом обязан вовсе не главному цыганскому шлягеру, а работе австрийского экспрессиониста Оскара Кокошки, которую Станько увидел в нью-йоркской Neue Galerie — портрету Марты Хёрш. Лучшая, на мой взгляд, композиция альбома так и называется «The Dark Eyes of Martha Hirsch».
Музыкант говорит, что изобразительное искусство особенно близко ему, и он находит в нём много общего с музыкой: «То, как художник использует краску, то как работает с формой — изображая её реалистически или искажая до абстракции, — отчасти напоминает мне собственный музыкальный язык, то, как я сам придаю форму мелодии».
Замечание, надо сказать, настолько общее, что применить его можно не только к музыке Станько. Тем не менее, «Dark Eyes» альбом достаточно разноплановый. Динамичные боповые номера с короткими, запоминающимися мелодиями сменяются романтическими, с очень неторопливым развитием композициями, эдакими полубеспредметными музыкальными разговорами с самими собой. Тот самый синтез жёсткой, расписанной по нотам реальности и звуковой абстракции.
В новый квинтет Станько вошли финский пианист Алекси Туомарила, его соотечественники электробасист Андерс Кристенсен и ударник Олави Лоухивуори, а также великолепный датский гитарист Якоб Бро. На альбоме мягким звуком и манерой он иногда напоминает Джона Аберкромби, на сцене — всё иначе: когда Станько уступает Якобу место, из аккуратного студийного музыканта гитарист превращается в мощного лидера. Он играет в основном в нижнем регистре, словно умышленно сужая свою звуковую палитру. Но не проходит минуты, как ты осознаешь, что целиком вовлечен в его игру, с интересом следишь за её развитием.
У Бро — с полдюжины сольных записей. Последний альбом «Balladeering» выпущен в ноябре прошлого года датской компанией Loveland Records в двух форматах — на CD и на виниле. В записи принимали участие гитарист Билл Фризелл, барабанщик Пол Моушн и саксофонист Ли Кониц.
Похоже, что гитара возвращается в джаз, причём в самых неожиданных формах. Очень отрадно было слышать интересных гитаристов в недавних запиясх квартета Тони Малаби. секстета Мануэля Менгиса и у Крисчена Скотта.