Есть в истории джаза фигуры, роль которых невозможно определить одним-двумя словами. Канадец Джин Лиз, большую часть жизни проживший в США, как раз из таких фигур. 22 апреля он ушёл из жизни на 82 году жизни в своём доме в Оахи (штат Калифония) — доме, в котором на протяжении почти 30 лет он ежемесячно готовил к печати Jazzletter, своего рода «бюллетень джазовой критики», служивший важным источником компетентных мнений внутри джазового сообщества.
Да, роль Джина Лиза как джазового критика неоспоримо важна. Он был человеком твёрдых убеждений, своих мнений просто так не менял и был большим мастером джазовой дискуссии. Его колонки из Jazzletter на протяжении многих лет собирались в книги, которые пользовались большим успехом («Singers and the Song», 1987, «Meet Me at Jim & Andy’s», 1988, и «Waiting for Dizzy», 1991). Он написал около ста статей для обложек пластинок важнейших музыкантов джазовой истории, в том числе Джона Колтрейна и Стэна Гетца. Написанные им биографии пианиста Оскара Питерсона, бэндлидера Вуди Хермана и ряда других музыкантов, а также автобиография Генри Манчини «Did They Mention the Music?», которую он написал в соавторстве с самим композитором, числятся среди лучших джазовых биографий; в последние годы жизни он почти завершил работу над биографией кларнетиста Арти Шоу, которая, видимо, тоже будет издана.
В конце концов, именно Джин Лиз в период работы главным редактором чикагского журнала DownBeat (1959-1962) радикально изменил имидж и стиль этого издания, превратив его в серьёзный и глубокий музыкальный журнал с очень высоким уровнем редакционных стандартов — уровнем, ставшим ориентиром для многих более поздних изданий. На протяжении жизни Лиз пять раз был удостоен важнейшей американской премии в области музыкальной критики и музыкальной журналистики — ASCAP-Deems Taylor Award, первую из которых он получил в 1978 г. за цикл статей об американском джазе для аудиофильского журнала High Fidelity.
Но при этом круг занятий Джина Лиза вовсе не ограничивался джазовой критикой. Он писал художественную прозу (первый его роман, «И спать до полудня», вышел ещё в 1967 г.), составил весьма полезный словарь рифм для авторов песен и написал три отличные автобиографические книги о жизни в джазовом сообществе: «Cats of Any Color: Jazz Black and White», 1994; «You Can’t Steal a Gift», 2001 и «Friends Along the Way: A Journey Through Jazz», 2003.
Он имел полное право писать о себе как об участнике джазового сообщества: ведь он не только писал о джазе, он был музыкантом. Заочно закончив курс композиции при колледже Бёркли в начале 1960-х и изучив игру на фортепиано под руководством Тони Алесса и аккомпанемент на акустической гитаре — под руководством известного бразильского композитора Оскара Каштру-Невеша, он впервые применил свои умения на практике в первой половине 1970-х — этот период своей жизни он провёл на родине, в Канаде: там у него вышло несколько удачных пластинок, на которых он пел собственные песни в джазовой манере, а кроме того — он вёл в Торонто и Оттаве музыкальные программы на радио и телевидении, где общался с приглашёнными в студию музыкантами, ставил их музыку, пел и играл сам. Когда он вернулся в США в 1975 г., собственная музыкальная карьера отошла на второй план, но он не бросал её: так, в 1998 г. Джин выпустил на компакт-диске сборник собственных песен, «Gene Lees Sings Gene Lees» (Unity Records).
Интерес к песне, как художественной форме, проявлялся у Джина и в иной форме — и, пожалуй, в этой форме он оставил в джазе и популярной музыке 1960-х гг. наиболее значительный след. Он писал тексты для песен. Многие классические номера Антонио Карлоса Жобима переведены на английский язык — точнее, снабжены новыми, оригинальными английскими текстами — именно Джином Лизом. В его переводе звучали в вокальном цикле «One World, One Peace», записанном в 1985 г. Сарой Воэн, стихи польского поэта Кароля Войтылы, более известного как папа римский Иоанн Павел II. Его словами звучат по-английски песни Милтона Нашименту и Шарля Азнавура, но работа над песнями Жобима получилась наиболее удачной: «Corcovado» в переводе Лиза превратилась в «Quiet Night and Quiet Stars», и именно с его текстом её записали Фрэнк Синатра, Тони Беннетт, Сара Воэн, Перри Комо, Пегги Ли, Сержио Мендес и ещё около 150 исполнителей. И именно Джину Лизу принадлежит текст к теме пианиста Билла Эванса «Waltz for Debby» («In her own sweet world, populated by dolls and clowns and a prince and a big purple bear…», с которым этот стандарт записали многие вокалисты — прежде всего Моника Цеттерлунд в 1964 и Тони Беннетт в 1975 на альбомах самого Эванса, но также Джонни Хартман, Эл Джарро и др.
ВИДЕО: классическая версия «Quiet Night and Quiet Stars» — английский текст Джина Лиза поёт Аструд Жильберту, оригинальный португальский текст Винисиюша де Мораиша — её муж Жуан Жильберту, за роялем автор музыки Антонио Карлос Жобим, на тенор-саксофоне — Стэн Гетц (плюс контрабасист Себастьян Нету и перкуссионист Милтон Банана).
httpv://www.youtube.com/watch?v=W-YnyZG8fNU