Барабанщик Александр Зингер участвует в польском ансамбле New Trio

1

В марте 2010 г. на польском лейбле Tokarnia Music Production вышел дебютный альбом джазового проекта New Trio. Создали этот коллектив, а также написали практически весь музыкальный материал для нового альбома довольно молодые, но уже известные в Польше и за её пределами музыканты братья Смочиньски — скрипач Матеуш Смочиньски (Mateusz Smoczyński) и пианист Ян Смочиньски (Jan Smoczyński).

CD cover
CD cover

В записи диска, получившего название «Simultaneous Abstractions» («Одновременные абстракции») в качестве приглашённого музыканта принял участие один из ведущих российских джазовых барабанщиков Александр Зингер.
В ближайшее время музыкантов New Trio ожидает длительный тур по Польше. Кроме этого, 3 мая коллектив выступит в украинском городе Львов на международном этно-джазовом фестивале «Флюгеры Львова».

Барабанщик Александр Зингер дал корреспонденту «Джаз.Ру» Александру Никитину интервью, в котором подробно рассказал о своем участии в этом новом музыкальном проекте, заслуживающем серьёзного внимания со стороны российских любителей джазовой музыки:

Прежде всего, как ты попал в польский джазовый проект?

— Надо сказать, у меня сложились достаточно тесные культурные связи с Польшей, я еду на гастроли в эту страну уже в шестой раз. Несколько раз меня приглашали в польские проекты, а прошлой зимой я приезжал в Польшу в составе трио пианиста Евгения Борца, мы тогда представили местной публике материал альбома, записанного в Норвегии для лейбла ЕСМ.

Что касается истории моего приглашения в New Trio, то она такова…
ДАЛЕЕ: волнующие сцены вхождения российского барабанщика в польское джазовое сообщество

В известном польском курортном городе Сопот существует театр, в помещении которого проходят различные театральные и музыкальные мини-фестивали. Руководит этим театром очень интересный человек, актёр и шансонье Андрe Оходло (André Ochodlo), выходец из Германии, собирающий по всему миру разные еврейские мелодии и создающий на их основе оригинальные перфомансы. Это может быть и лёгкая для восприятия слушателей программа клезмерской музыки «Шалом», но есть и очень глубокие программы, затрагивающие тяжелые темы Второй мировой войны, Холокоста.

Три года назад, в 2007 г., Андрэ Оходло выступал в Москве, и мой хороший знакомый альтист Гена Вал предложил мне поучаствовать в этом концерте. Спустя некоторое время Андрэ пригласил меня в Сопот, и мы сыграли театральную программу клезмерской музыки. Выступление прошло успешно, и Андрэ пригласил меня на следующий год. Вот в этот второй приезд, в 2008 г. я и познакомился с Матеушем Смочиньски. Он приехал в Сопот в составе другого международного проекта, в котором участвовали Андрэ Оходло, контрабасист Адам Жуховски, замечательный белорусский баянист Александр Шувалов, а также два немца — саксофонист и гитарист. И через несколько месяцев после этого Матеуш предложил мне сотрудничество в работе над его новым проектом.

Расскажи об остальных участниках «New Trio».

Mateusz Smoczynski
Mateusz Smoczynski (photo: Zosia Zija)

— Создатель и лидер New Trio — двадцатишестилетний Матеуш Смочиньски, младший из двух братьев. По образованию Матеуш — классический скрипач, несколько лет назад он окончил Варшавскую музыкальную академию им. Ф.Шопена. Он много выступает как исполнитель классической музыки — и в оркестре, и в сольной программе под аккомпанемент рояля. Но при этом Матеуш давно увлекается джазовой музыкой, владеет приёмами импровизации, занимается джазовой гармонией и джазовой композицией с квалифицированными преподавателями, и очень много работает самостоятельно.

Ян Смочиньски — джазовый пианист, ему 30 лет. Ян сотрудничает со многими известными музыкантами, например, со скрипачом Михалом Урбаняком. В проекте New Trio он играет на «Хаммонде». Кроме того, он очень серьёзно занимается звукозаписью.

Для братьев это уже третий совместный джазовый альбом, предыдущие два альбома выходили под названием Mateusz Smoczyński Quintet [речь идёт о дисках «Inspirations» и «Expressions», также выпущенных на лейбле Tokarnia Music в 2006 и 2008 гг. соответственно. Первый из этих альбомов посвящён творчеству скрипача Збигнева Сейферта и саксофониста Джона Колтрейна, а на втором записана авторская музыка участников квинтета. — Авт.].

Как проходила запись пластинки?

Jan Smoczynski
Jan Smoczynski (photo: Zosia Zija)

— Альбом был записан в июне 2009 г. Запись прошла в домашней студии братьев Studio Tokarnia, в городке Непорет, в 12 км. от Варшавы. Они называют городок Ньюпортом, потому что там живёт очень много джазовых музыкантов. В принципе мы имели возможность писать альбом столько времени, сколько необходимо, но уложились за три дня. Всего мы записали 12 композиций, но для альбома выбрали десять — девять авторских пьес Матеуша и Яна Смочиньски, а также стандарт Джона Колтрейна «Naima». Альбом получился длинным — он звучит 78 минут. Центральное место в нём, помимо заглавной вещи, открывающей диск, занимает семнадцатиминутная композиция Яна Смочиньски «The Old Tune». Эта пьеса — единственная из авторского материала нового альбома, которая уже записывалась ранее (для альбома «Inspirations»), но тогда она вышла втрое короче.

Использованная нами домашняя звуковая студия Studio Tokarnia существует всего пять лет, но на ней уже работали многие известные музыканты — например, Ульф Вакениус, флейтист Збигнев Намысловский, пианист Артур Дуткевич. Думаю, я первый российский музыкант, записавшийся на этой студии. Но что ещё тут важно — более полусотни альбомов (конечно, не только джазовых), записанных в стенах этой студии, изданы на достаточно авторитетном польском лейбле Tokarnia Music Production. Ян Смочиньски — главный звукоинженер Studio Tokarnia.

Какого стиля музыку обнаружит слушатель на новом диске?

— На этом альбоме записана современная европейская джазовая музыка, с элементами фьюжн и фри-джаза. Вообще в этом альбоме достаточно много импровизации и свободы. Каждая композиция не похожа на другую. Это отдельные истории, дополняющие друг друга. Есть спокойные пьесы, есть более динамичные, причём музыка может быть очень разнообразной по настроению даже в пределах одной композиции. Но, в общем, это, конечно, музыка, требующая внимания. Её надо слушать, не отвлекаясь. Это далеко не фоновая музыка.

New Trio
New Trio (photo: Zosia Zija)

Если сравнивать музыку New Trio со звучанием других коллективов, то, может быть, тут есть какие-то отголоски от Скофилда, или от Пэта Мэтини, когда он в трио играет. Но дело в том, что скрипка — совершенно другой по звучанию инструмент, чем гитара. Матеуш играет только на акустической скрипке, и в большинстве композиций он играет чистым скрипичным звуком. Но обработку звука он тоже использует, у него есть гитарный процессор Roland, и периодически он пользуется им, например, в кульминации соло, получая более современное звучание.

Вообще там переплетается много отголосков. Основную функцию выполняет, конечно же, орган «Хаммонд», потому что он отвечает и за бас, и за гармонию. Но всё это переплетается с мелодией, которую играет на скрипке Матеуш, и моими заполнениями на барабанах. Между прочим, барабаны я настраивал для каждой композиции по-разному, чтобы мелодика пьесы совпадала в тональности, получалась такая несколько абстрактная музыка.

Кроме того, в нескольких треках альбома вставлены небольшие фрагменты — Ян задавал некие ритмические организации на «Хаммонде», а мы их подхватывали. Они замечательно передают то настроение, которое было у нас в студии.

Появится ли альбом в России и планируются ли гастроли New Trio по нашей стране?

— В Польше альбом «Simultaneous Abstractions» вышел в марте. В России диск физически появится через меня, где-то в мае, после польских гастролей. Но шесть треков из нового альбома можно послушать уже сейчас, они размещены на MySpace.

Я очень хочу привезти New Trio с концертами в Россию, показать российским слушателям этот очень оригинальный проект с интересным звучанием. Но тут, среди прочих, существует и такая проблема — в большинстве российских городов невозможно найти «Хаммонд». Замена на синтезатор, конечно, возможна, но это будет уже не совсем тот звук. Будем думать, как это всё организовать. Возможно, нам удастся сделать тур по российским городам ближе к концу года.

Расскажи про польские гастроли.

— Они будут продолжаться весь апрель — с 9 апреля по 9 мая мы сыграем 23 концерта, то есть заедем в каждый мало-мальски значимый уголок Польши. Будут Варшава, Гданьск, Сопот, Лодзь, Краков и т.д. Тур организован самими музыкантами, но в организации части концертов помогла продюсер Божена Урыга. Кроме того, запланирована поездка трио на Украину, в город Львов на международный джаз-фестиваль «Флюгеры Львова».

Джазовая культура в Польше развита очень сильно — это факт. Почему же исполнители из России и Польши, практически соседних стран, нечасто приезжают друг к другу?

— Я думаю, что дело тут не в самих музыкантах, они как раз хотят приезжать к нам. Но продать даже самый лучший польский джаз у нас в стране значительно сложнее, чем пусть посредственный, но американский. Фактор ярлычка «USA» на джазовой афише значительно увеличивает посещаемость концерта. Это типичные потребительские штампы.

В Польшу наши музыканты тоже понемногу ездят — это и Олег Киреев, и группа Esh, и трио Евгения Борца, и «Ансамбль классического джаза» Валерия Киселёва. Многое для русско-польского сотрудничества в области джаза делает известный польский промоутер Божена Урыга.

Страница New Trio на портале MySpace

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя