Ансамбль Максима Пиганова The Trombone Show представил новый альбом «What A Wonderful World»
Музыкальная карьера одного из ведущих российских джазовых тромбонистов Максима Пиганова началась почти тридцать лет назад. В 1981 г. совсем молодой музыкант организовал в своём родном городе Калининграде студенческий диксиленд на базе музыкального училища, где он тогда учился на первом курсе. К концу 80-х гг. этот коллектив уже считался одним из самых авторитетных диксилендов Советского Союза. И, хотя в дальнейшем основная деятельность музыканта переместилась в сторону Москвы, про Калининград Максим Пиганов не забывает. К примеру, в октябре 2008 г. он создал при Калининградской филармонии новый джаз-ансамбль, полностью состоящий из местных музыкантов.
На рубеже веков Максим Пиганов два года прожил в США, играя джазовую традицию в различных мемориальных оркестрах и джазовых клубах. В 2001 г. он начал работать в биг-бэнде Игоря Бутмана и на протяжении следующих семи лет участвовал во всех значительных проектах этого коллектива.
Сейчас, помимо собственного состава, Максим Пиганов работает в оркестре имени Олега Лундстрема, в «Капелле Дикси» Льва Лебедева, в «Ансамбле классического джаза» Валерия Киселёва и — периодически — в Moscow Ragtime Band Костантина Гевондяна (в тех случаях, когда постоянный тромбонист этого коллектива Алексей Панкратов занят в «Неприкасаемых» Гарика Сукачёва). Помимо этого, вот уже три года Максим Пиганов преподаёт в Российской Академии музыки им. Гнесиных в классе джазового тромбона.
В начале марта вышел в свет дебютный диск московского ансамбля The Trombone Show, созданного и возглавляемого Максимом Пигановым. Этот коллектив уникален тем, что секция духовых инструментов представлена в нём исключительно тромбонами. Альбом называется «What A Wonderful World» и включает в себя проверенные временем шедевры эры свинга в авторских аранжировках лидера ансамбля.
Концерт, посвящённый премьере нового альбома, состоялся 6 марта в клубе «Союз Композиторов» и прошёл в рамках серии «Джазовая лаборатория». Этим субботним вечером клуб был практически заполнен, и публика с удовольствием принимала музыкантов.
Участники «The Trombone Show» вышли на сцену в следующем составе: тромбонисты Максим Пиганов, Рашид Кулеев, Сергей Серов и Дмитрий Толпегов, а также ритм-секция — пианист Евгений Гречищев, контрабасист Сергей Проскурин и барабанщик Фёдор Андреев.
Из музыкантов, участвовавших в записи диска, на премьере не смогла выступить только певица Ирина Родилес — к сожалению, её в этот день подкосила простуда. Отсутствие вокалистки внесло свои коррективы в программу концерта: прозвучали только инструментальные композиции, и ансамблю пришлось сыграть больше пьес, не вошедших в альбом.
Музыканты начали с места в карьер — с исполнения диксилендового стандарта «Royal Garden Blues». После этого лидер ансамбля проникновенно поздравил женскую половину аудитории с надвигающимся на неё профессиональным праздником, дополнив соответствующие пожелания подробным рассказом о том, какое огромное положительное влияние оказывают женщины на жизнь музыкантов ансамбля The Trombone Show.
А далее прозвучали открывающий альбом «мягкий» стандарт Дюка Эллингтона «In A Mellow Tone», «Sweet Georgia Brown» в стиле буги-вуги, тема Джорджа Гершвина «Lady Be Good» и пьеса Джерома Керна «Yesterdays», стоящая особняком благодаря фанк-аранжировке. Клуб этим субботним вечером был практически заполнен, и публика с удовольствием принимала музыкантов.
На следующий день после премьеры альбома ансамблю предстояло участвовать в фестивале диксилендов, организованном Анатолием Кроллом в помещении Политехнического музея. По такому случаю музыканты сыграли ещё две пьесы из своей диксилендовой программы — «Sweet Sue» и «Softly As In A Morning Sunrise». А закончился концерт балладой Билли Холидэй «Don’t Explain» и двумя ударными композициями, с самого начала ставшими визитными карточками ансамбля — свинговой пьесой Эдди Дёрэма «Topsy» и шедевром из репертуара Луи Армстронга «What A Wonderful World», собственно, и давшим название альбому.
После концерта Максим Пиганов рассказал об истории возникновения коллектива, о новом альбоме и ближайших планах. (ДАЛЕЕ — ИНТЕРВЬЮ МАКСИМА ПИГАНОВА. Захватывающие подробности о сантехнических вантузах, без которых тромбонное дело невозможно!)
— Мысль о создании ансамбля, в составе которого из духовых инструментов использовались бы только тромбоны, была у меня с самого начала. Мне всегда хотелось показать, что группа тромбонов может быть самостоятельной. Возможность собрать такой коллектив представилась весной 2007 г. Наш первый концерт прошёл в московском клубе JVL 15 апреля 2007 г.
Состав музыкантов с тех пор практически неизменен. Поменялся только барабанщик, ну и пианист Евгений Гречищев пришёл в группу буквально через месяц после её создания. Четвёрка тромбонов изначально была собрана из музыкантов, играющих в различных оркестрах: Дмитрий Толпегов работал в то время в «Фонографе» Сергея Жилина, Сергей Серов — в оркестре Георгия Гараняна, я — в биг-бэнде Игоря Бутмана, Рашид Кулеев — в биг-бэнде имени Олега Лундстрема. А сейчас пришло к тому, что мы с Рашидом работаем в оркестре имени Лундстрема, а Дмитрий с Сергеем — на вольных хлебах.
Играть клубные концерты мы стараемся регулярно, один-два раза в месяц. Но на фестивалях ансамбль выступает не так часто, потому что многое упирается в финансы. У нас большой состав, почти оркестр. Кроме того, все участники ансамбля заняты работой в других проектах.
Первый фестивальный концерт The Trombone Show состоялся 9 ноября 2007 г. в моём родном городе Калининграде на четвёртом фестивале «Джаз в филармонии». Нас приняли очень хорошо, и это вдохновило ребят, все стали играть с большей отдачей. На самом деле не так просто вытянуть оркестровых музыкантов из-за пульта на сцену, чтобы они двигались, улыбались. И вот после Калининграда музыканты раскрепостились, и у ансамбля появилось что-то живое и в звуке, и в движениях на сцене.
А далее были Хельсинки (Jazz Travel Finland летом 2008 г.), Оренбург («Евразия-2008»), Москва (программа «Новогодний Карнавал Джаза», декабрь 2008 г.). А совсем недавно, в конце января текущего года, ансамбль несколько усечённым составом с успехом выступил на фестивале в Донецке. Квартет тромбонов и барабанщик были наши, на фортепиано играл Анатолий Лозовский — один из организаторов фестиваля, а на контрабасе —Евгений Онищенко, который живёт в Москве, но сам родом из Донецка.
Как был записан ваш дебютный альбом?
— Я достаточно долго не решался это делать — по двум причинам. Во-первых, я всегда несколько скептически относился к идее делать запись, потому что не так много людей интересуется подобной музыкой. А во-вторых, мне казалось, что рано. Потому что запишешь альбом, через неделю станет стыдно — а диск уже вышел. Поэтому запись мы изначально готовили как демо. Потом послушали — нам понравилось. Прошёл год, это положительное ощущение не пропало, и мы выпустили диск.
Запись была сделана 4 февраля 2009 г. в клубе «Союз Композиторов», в 10 утра, в тихой и спокойной обстановке. Для записи мы специально привезли многоканальный пульт. Нам хотелось сделать максимально «живую» запись, а не так, как иногда делают оркестры — неудачные соло вырезаются и потом переписываются в студии. Здесь всё было оставлено так, как есть, как писали в 50-е годы. Разве что немного сбалансировали запись в плане звука.
Мы записали наиболее наигранные к этому времени вещи, которые всегда хорошо принимались публикой на концертах. Несколько композиций мы просто не успели записать, не хватило времени в тот день. Но, с другой стороны, потом я даже порадовался, что альбом получился небольшим — он звучит немногим более получаса. Как раз примерно к этому времени слушатель начинает уставать и выключает проигрыватель.
То есть можно ожидать продолжения?
— Да, я подумываю об этом. На самом деле мы играем разнообразную музыку, не только старый джаз, но и фанк, джаз-рок и даже поп-музыку. Первый альбом был в основном посвящён свингу. Следующий диск я изначально хотел посвятить более современной музыке. Но, посмотрев, как слушатели принимают нашу диксилендовую программу, мы решили, наоборот, сделать шаг в прошлое. И, скорее всего, следующий альбом будет диксилендовым.
Тромбон – инструмент с ограниченным тембром, но при этом ансамбль звучит достаточно плотно. Как это удаётся сделать?
— Да, всё так. Двух или трёх тромбонов для плотного звучания не хватит, а вот начиная с четырёх оно появляется. Но это зависит и от качества аранжировок, от хорошего знания инструмента, его особенностей. Я не берусь утверждать, что знаю тромбон на сто процентов, но я отдал этому инструменту очень много времени, и в принципе представляю, каким образом из него выжать максимум возможного. Тембр всех тромбонов одинаковый, но можно разнести аранжировку по тесситуре. Кроме того, можно где-то использовать полифонию, а где-то, наоборот, сыграть в унисон.
К примеру, если взять четыре трубы, то будет красивое плотное звучание, но совсем без нижнего регистра. У тромбонов наоборот — нет таких верхов, как у трубы, но есть возможности расширить регистр звучания, например, за счёт так называемого кварт-вентиля, позволяющего сыграть партии пониже. В нашем составе партии самого нижнего голоса, бас-тромбона, исполняет Дмитрий. Я иногда его дублирую. Наша четвёрка использует самые обычные тенор-тромбоны.
Солисты во время концерта использовали различные вантузы …
— Ну, кто чем раковину прочищает …(смеётся). На самом деле используемые нами вантузы — самые обыкновенные. Чёрный — наш российский, рыжий — американский. А есть ещё разноцветные с пимпочкой — это фирменные, их в Чикаго выпускают специально для «кваканья». Но такими чистить раковину не получится.
Не могу не спросить о ближайших планах ансамбля.
— Прежде всего, сейчас мы готовим программу, посвящённую Леониду Утёсову. Она приурочена к 115-й годовщине со дня его рождения. Ближе к лету постараемся представить её более широкой аудитории.
А в апреле ансамбль примет участие в новом юбилее Анатолия Кролла, который пройдёт в театре Эстрады — с Ларисой Долиной, Тамарой Гвердцители и др. Надеемся появиться на каком-нибудь из летних фестивалей. Возможно, получится выступить за рубежом — в Польше или в Финляндии.
Хорошие музыканты. И аранжировки неплохие. Но непонятна сверх-задача данного начинания. Максим Пиганов музыкант оркестра им. Лундстрема бегает «налево» с тромбонами? Зачем? Тромбоны есть, но шоу никакого. вспомнила рекламу про стиральную машинку: Есть «Милли» — всё остальное компромисс. Есть биг-бенд всё остальное компромисс. А там где компромисс в творчестве — там зачастую и халтура! Зачем не бесталанному музыканту Пиганову такая халтура? Вот в чём вопрос?)))
Интересная методика сведения личных счётов — найти в интернетах публикацию шестилетней давности (шестилетней, Карл!) и накакать в комментариях ;-) Любопытно, кто кроется за псевдонимом «Анна» :)))))