Джазовый подкаст №193: эфиопский джаз

0
Jazz.Ru Podcast
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

К пятилетию проникновения эфиопского джаза на мировой рынок: слушаем подкаст о первопроходце джаза в Эфиопии, клавишнике по имени Мулату Астатке, в том числе две его композиции, прозвучавшие в фильме режиссёра Джима Джармуша «Сломанные цветы» (2005).

Mulatu Astatke
Mulatu Astatke
Broken Flowers

Думаю, никто из нас не подозревал о существовании эфиопского джаза до того, как в 2005 г. кинорежиссёр Джим Джармуш выпустил фильм «Broken Flowers», «Сломанные цветы», с бесподобным Биллом Мюрреем в главной роли. Дело в том, что по сюжету сосед главного героя — эфиоп, и он даёт персонажу Билла Мюррея послушать в дорогу сборник эфиопского джаза, в результате чего главный герой значительную часть фильма сидит в машине под звуки достаточно необычно звучащей музыки. Ну, помните, например, вот эту инструментальную пьесу, которая называется «Yegelle Tezeta».

Эту музыку написал создатель эфиопского джаза, первый и главный джазмен Эфиопии Мулату Астатке (на государственном языке Эфиопии амхара его имя пишется ሙላቱ አስታጥቄ). Он родился в эфиопском городе Джимма в 1943 г. в богатой семье, которая в конце 50-х послала сына учиться в Великобританию. Мулату учился в Кардиффе на авиационного инженера, но параллельно играл на фортепиано в любительском оркестре, и руководитель оркестра как-то сказал ему: парень, ты можешь стать хорошим инженером, но на роду тебе написано стать музыкантом. Юный Астатке послушался доброго совета и из Уэльса поехал в Лондон, где занимался классическим фортепиано. В Лондоне он заинтересовался джазом и вскоре перебрался в Бостон, в один из первых в мире джазовых ВУЗов — колледж Berklee. После Бёркли был Нью-Йорк, где Мулату Астатке несколько лет руководил ансамблем, пытавшимся соединять джаз и эфиопскую традиционную музыку.

В 1969 г. Мулату Астатке вернулся в Эфиопию и поселился в столице, Аддис-Абебе. Начало 70-х было временем культурного расцвета Эфиопии, в эту беднейшую страну африканского континента приезжали западные музыканты, и в холле отеля Hilton Мулату Астатке играл свою музыку самому Дюку Эллингтону, который долго хвалил музыку эфиопского пианиста.

Mulatu Astatke, Duke Ellington
Mulatu Astatke, Duke Ellington

Сам Астатке называет свою музыку «эфио-джаз». Это действительно джаз, который роднит с исконной инструментальной музыкой Эфиопии господствующая в нём модальная импровизация на основе традиционного лада эфиопской музыки «Анче Хойе», а также более привычных европейскому уху мажорной и минорной пентатоники, и сложных размеров вроде 9/8.

Годы коммунистической диктатуры в Эфиопии Мулату Астатке пересидел на спокойной должности правительственного уполномоченного по культуре, а едва просоветский режим генерала Менгисту рухнул, тут же вернулся к роли джазмена — руководителя единственного в стране джазового ансамбля.

В последние годы Мулату Астатке пытался проводить в Аддис-Абебе джазовые концерты и даже открыл было джазовый клуб, но сосредоточенная на местной традиционной музыке публика слушать чужую музыку не желала, и сейчас Мулату преподаёт в местной музыкальной школе и ведёт ежевечернюю музыкальную программу на единственной в Аддис-Абебе радиостанции. Время от времени он ездит в Америку поиграть с базирующимся в Бостоне ансамблем Росса Гершона «Either/Orchestra». После одного из таких выступлений к эфиопскому джазмену и подошёл кинорежиссёр Джим Джармуш, который попросил у него несколько пьес для саундтрека своего фильма.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №416: Тони Аштон
Следующая статьяДжаз Коктебель расширяет горизонты
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя