К пятилетию проникновения эфиопского джаза на мировой рынок: слушаем подкаст о первопроходце джаза в Эфиопии, клавишнике по имени Мулату Астатке, в том числе две его композиции, прозвучавшие в фильме режиссёра Джима Джармуша «Сломанные цветы» (2005).
Думаю, никто из нас не подозревал о существовании эфиопского джаза до того, как в 2005 г. кинорежиссёр Джим Джармуш выпустил фильм «Broken Flowers», «Сломанные цветы», с бесподобным Биллом Мюрреем в главной роли. Дело в том, что по сюжету сосед главного героя — эфиоп, и он даёт персонажу Билла Мюррея послушать в дорогу сборник эфиопского джаза, в результате чего главный герой значительную часть фильма сидит в машине под звуки достаточно необычно звучащей музыки. Ну, помните, например, вот эту инструментальную пьесу, которая называется «Yegelle Tezeta».
Эту музыку написал создатель эфиопского джаза, первый и главный джазмен Эфиопии Мулату Астатке (на государственном языке Эфиопии амхара его имя пишется ሙላቱ አስታጥቄ). Он родился в эфиопском городе Джимма в 1943 г. в богатой семье, которая в конце 50-х послала сына учиться в Великобританию. Мулату учился в Кардиффе на авиационного инженера, но параллельно играл на фортепиано в любительском оркестре, и руководитель оркестра как-то сказал ему: парень, ты можешь стать хорошим инженером, но на роду тебе написано стать музыкантом. Юный Астатке послушался доброго совета и из Уэльса поехал в Лондон, где занимался классическим фортепиано. В Лондоне он заинтересовался джазом и вскоре перебрался в Бостон, в один из первых в мире джазовых ВУЗов — колледж Berklee. После Бёркли был Нью-Йорк, где Мулату Астатке несколько лет руководил ансамблем, пытавшимся соединять джаз и эфиопскую традиционную музыку.
В 1969 г. Мулату Астатке вернулся в Эфиопию и поселился в столице, Аддис-Абебе. Начало 70-х было временем культурного расцвета Эфиопии, в эту беднейшую страну африканского континента приезжали западные музыканты, и в холле отеля Hilton Мулату Астатке играл свою музыку самому Дюку Эллингтону, который долго хвалил музыку эфиопского пианиста.
Сам Астатке называет свою музыку «эфио-джаз». Это действительно джаз, который роднит с исконной инструментальной музыкой Эфиопии господствующая в нём модальная импровизация на основе традиционного лада эфиопской музыки «Анче Хойе», а также более привычных европейскому уху мажорной и минорной пентатоники, и сложных размеров вроде 9/8.
Годы коммунистической диктатуры в Эфиопии Мулату Астатке пересидел на спокойной должности правительственного уполномоченного по культуре, а едва просоветский режим генерала Менгисту рухнул, тут же вернулся к роли джазмена — руководителя единственного в стране джазового ансамбля.
В последние годы Мулату Астатке пытался проводить в Аддис-Абебе джазовые концерты и даже открыл было джазовый клуб, но сосредоточенная на местной традиционной музыке публика слушать чужую музыку не желала, и сейчас Мулату преподаёт в местной музыкальной школе и ведёт ежевечернюю музыкальную программу на единственной в Аддис-Абебе радиостанции. Время от времени он ездит в Америку поиграть с базирующимся в Бостоне ансамблем Росса Гершона «Either/Orchestra». После одного из таких выступлений к эфиопскому джазмену и подошёл кинорежиссёр Джим Джармуш, который попросил у него несколько пьес для саундтрека своего фильма.