[авторская подпись снята по просьбе автора] |
Известно, что в Армении слушают, играют и любят джаз. Любой армянин, хоть немного увлекающийся музыкой, обязательно назовёт как минимум одного джазового исполнителя. Даже в советские годы в Ереван на гастроли постоянно приезжали джазовые музыканты. Но и сама Армения дала миру огромное количество замечательных джазовых музыкантов — и инструменталистов, и вокалистов. Многие из них стали музыкантами мира, однако все они продолжают оставаться сынами своего отечества, и всё, что они делают в музыке, в значительной степени пропитано яркими национальными влияниями.
Подтверждением этому стал организованный 19 февраля в Доме Журналистов при поддержке московского «Джаз Арт Клуба»концерт авторской музыки джазового пианиста, аранжировщика и композитора Артёма Лалаяна, названный им «Джаз с армянским акцентом».
До этого дня была прожита большая (не по годам!) и яркая творческая жизнь: квартет джазовой музыки «Амарас», организация джазовых фестивалей в Ереване и работа в международном благотворительном фонде «Амарас», преподавание в эстрадно-джазовом колледже, сотрудничество с музыкальным агентством New Music Line (США) и не только… Четыре года назад Артём возобновил свою концертную деятельность и провёл ряд успешных авторских концертов на лучших джазовых площадках Москвы, результатом чего стало приглашение на один из самых престижных в мире джаз-фестиваль Montreux Jazz Festival с авторской программой «Джаз с армянским акцентом».
19 февраля в концертном зале Дома журналистов прозвучали двенадцать композиций, написанных Артёмом Лаляном за последние несколько лет. Они не имеют названий, что предоставляет слушателям полную творческую свободу восприятия ярких и абсолютно не похожих друг на друга музыкальных образов. Сам Артём заметил по этом уповоду, что воспринимает музыку не только в качестве проводника сиюминутных впечатлений и эмоций, а видит в ней возможность воплотить свои размышления о сути человеческой жизни… Возможно, именно это едва уловимая философская тема-рефрен так тонко и незаметно связала все концертные номера в единый, вполне законченный музыкальный цикл: цельный, гармоничный, выстроенный по всем правилам этого жанра.
В музыке Артёма Лалаяна удивительным образом переплетаются различные музыкальные направления: джаз в многочисленных его ипостасях, классическая музыка и, конечно же, фольклор, и не только армянский. И весь этот музыкальный коктейль оказался на редкость красивым, ярким и насыщенным. Квартет играет с подкупающей самоотдачей и виртуозностью. Артём — тонкий музыкант, прекрасно владеющий роялем, он мастерски использует все его тембровые и тесситурные возможности. Хорошо чувствует свою роль в джазовом действе внимательный и органичный Владимир Кольцов-Крутов (контрабас). Адель Сабирьянов (ударные) не просто профессионально владеет всем набором инструментов, он на барабанах играет — в прямом смысле этого слова!
Но есть еще в группе и секретное оружие — Вардан Бабаян (перкуссия), который покорил зал своей сумасшедшей техникой, эмоциональностью и артистизмом — тем подлинным артистизмом, которым бывает наделён музыкант, получающий искреннее удовольствие от общения с любимым инструментом. Именно такое состояние можно наблюдать у одарённых народных музыкантов-инструменталистов, которых ещё можно встретить в экспедициях по родной земле. Таких музыкантов хочется слушать до бесконечности! Вардан Бабаян вместе с Аделем Сабирьяновым составили отличную ритм-секцию и внесли тот самый неповторимый армянский колорит, без которого невозможно представить музыку этой земли.
Что можно ещё сказать о концерте? Он доставил огромное удовольствие всем пришедшим. Подкупающая своей красотой мелодика, экспрессивный ритм, безупречная техника, а главное — искренность: вот краткая характеристика услышанного и увиденного в тот вечер. Публика самых разных возрастов, заполнившая почти весь зал, все полтора часа насыщалась энергией, рвущейся со сцены. Зал был покорён. Аплодисменты не прекращались, и Артём решил отделаться сольным «бисом», но не тут-то было! На второй «бис» вышли все музыканты, и стандарт «Autumn Leaves» с армянским акцентом ещё и ещё раз доказали универсальность и демократичность музыки мира под названием джаз.