Владимир Фейертаг, Санкт-Петербург |
21 февраля в зале Санкт-Петербургской академической капеллы состоялся концерт «Джазовый ринг» с участием двух прославленных и весьма востребованных коллективов — Moscow Art Trio и St. Petersburg Modern Trio (так назвали свой ансамбль Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков и Владимир Волков). Концерт был частью ежегодного 7-го международного фестиваля «Музыкальный Эрмитаж». Последние пять лет организацией джазовых программ в рамках фестиваля занимается пианист Андрей Кондаков. За это время джаз — а точнее, разные виды импровизационной музыки — значительно обогатил палитру изначально чисто академического музыкального праздника. «Джазовый ринг» — название, которое должно было напомнить петербуржцам когда-то очень популярную питерскую телепрограмму «Музыкальный ринг».
«Мы будем играть несколько новых композиций, которые еще нигде не исполнялись», сказал мне перед началом концерта трубач Гайворонский. Собственно, так и было. В конце программы музыканты исполнили старую тему «В поисках стандарта». Все-таки удобно завершать программу проверенным хитом. Тем более, что в фойе слушателям предлагался одноименный диск, выпущенный на лейбле Leo Records и попавший (кажется, впервые для российских музыкантов) в число лучших релизов 2009 года по мнению нью-йоркского издания AllAboutJazz. Композиции трио (три принадлежат Гайворонскому, две — Кондакову и одна — контрабасисту Волкову), в отличие от многих чисто конструктивных пьес Вячеслава (построенных на звуковом изобразительном поле, нарочито диссонантных и угловатых), обладают ясно очерченными мотивами, многие из которых генетически связаны с интонациями разных композиторских школ ХХ века.И хотя музыканты несколько раз с улыбкой убеждали меня, что «джаз мы не играем», я принимаю это за джаз. Все элементы налицо: импровизационность — пожалуйста. Звукоизвлечение, обработка звука — ни намёка на академичность. И внутреннее ощущение свинга, хотя традиционной пульсации нет. «Свинг у меня только от Гленна Гульда» – пошутил Гайворонский, а я подумал: Гульд — дитя ХХ века. И не он один стал играть ритмически активнее, метрически точнее. Многие академические пианисты вот уже полвека играют с иной моторикой, чем в эпоху Гайдна и Бетховена.
Музыка трио завораживает непредсказуемостью, необычным соединением полистилистических импровизационных эпизодов, столкновением исполнительских темпераментов и общей провокационностью. Но её успех у слушателей понятен. Отдельные мазки, кластеры, хаотические переклички скреплены плотным обаянием музыкальной драматургии. И, как говорится, в конце всё сходится. В памяти не остаются мелодии, но возникает ощущение, что час проходит, как несколько минут. И эти мгновения прожиты вместе с музыкантами, которые щедро поделились с нами своими мыслями о пространстве и времени, своим интеллектом и чувствами.
И если уж вновь заикаться о джазе, то во втором отделении (Moscow Art Trio) его было значительно меньше. Михаил Альперин, Аркадий Шилклопер и Сергей Старостин — выдающиеся инструменталисты. Причём каждому дана возможность исполнить сольный номер. И в программе представлена музыка в трёх ипостасях — русский и отчасти молдавский фольклор (Старостин, Альперин), академическое виртуозное исполнительство (Шилклопер), джаз (Альперин). Многое я уже слышал, и больших изменений в программе этого замечательного терцета не нашёл. Про себя подумал: не так уж часто они встречаются, чтобы сделать что-то новое. Коммерчески успешный продукт произведён давно, имеет успех на фестивалях в Европе и России. Что же ещё надо?
Конечно, публика (в основном меломаны, посещающие академические концерты) восторженно принимала исполнителей. И дело вовсе не в том, что все было понятно и интересно, а в том, что сегодня мастерство музыкантов, выступающих под флагом джаза или новой импровизационной музыки, ни в чём не уступает уровню великих исполнителей классики, а во многом и превосходит. А исполнительская свобода и связанная с этим звуковая изобретательность – интрига, движущая фабула всего концерта. И спасибо компании Onego Shipping, которая помогла Фестивалю «Музыкальный Эрмитаж» осуществить этот проект.
«Джазовый ринг» предполагал обмен ударами-репликами, поэтому концерт завершился коротким, «нежным» (по определению Миши Альперина) джемом, в основу которого легла «Колыбельная» Андрея Кондакова. Новой музыки не возникло, но была профессионально отдана дань старой джазовой традиции. Не хочу говорить банальности — «победила дружба» или «победил джаз». Скорее, победила музыка!