Вадим Ярмолинец, Нью-Йорк |
Хотя свое семидесятилетие замечательный немецкий басист Эберхард Вебер справлял в январе этого года, Манфред Айхер — глава компании ECM, с которой Вебер работал без малого 40 лет — сделал ему подарок авансом: переиздав в ноябре прошлого, 2009 г. в виде тройного альбома записи его группы Colours. За появлением этого названия стоит такая история. Когда Вебер писал музыку для своего первого альбома, его жена-художница Майя заметила, что звук окарины, на которой он играл, напоминает ей звучание имени Хлоя. Когда происходил этот разговор, Майя работала, и перед ней лежал набор из 40 цветных грифелей. Яркий образ и экзотическое имя девушки из античной легенды дали название альбому — «Цвета Хлои» («Colours of Chloe»). Альбом, выпущенный в 1973 году (обложку для него оформила Майя Вебер) принес известность басисту и стал краеугольным камнем представления об «исиэмовской» стилистике. Трудно сказать, было ли это решение продуманным или случайным, но часть названия успешного альбома стала названием квартета Colours, с которым Вебер выступал с перерывами до 1981 года. На счету квартета — три альбома, которые и вошли в новую коробку под общим названием «Colours» (ECM 2133-35). Это «Yellow Fields» (1975), «Silent Feet» (1977) и «Little Movements» (1980). В «цветовой» квартет вошел блестящий пианист Райнер Брюнингхаус, саксофонист Чарли Мариано и ударник Йон Кристенсен, которого во втором и третьем альбомах сменил Джон Маршалл (Кристенесена разрывали на части другие звёзды ECM — Ян Гарбарек и Терье Рипдал).
В том, что за свое семилетнее существование квартет записал всего три диска — большой плюс. В эти альбомы вошел отборный материал, а степень взаимодействия и взаимопонимания музыкантов просто бесподобны.
Эберхард Вебер — один из самых поэтичных и мелодичных басистов своего времени. Это порой отдаляет его музыку от джаза на расстояние, достаточное для того, чтобы сказать: «это – не джаз». Вебер — новатор, но время нередко выявляет в новаторстве значительные стилистические огрехи. Однако его записи 20- и 30-летней давности не утратили способности эмоционально вовлекать слушателя, на них по большей части нет стилистической печати того времени, в котором они создавались. Такая музыка могла быть создана и исполнена вчера.
В ноябре прошлого года на Берлинском джазовом фестивале Вебер получил ещё один подарок, и тоже авансом — премию им. Альберта Мангельсдорффа за выдающиеся достижения в джазе.
Альбом норвежского пианиста Торда Густавсена «Being There» (ECM 2017, 2007 г.) завершил, по его собственным словам, трилогию альбомов, записанную им для компании ECM c басистом Харальдом Йонсеном и ударником Ярле Веспестадом. После чего возник вопрос: что дальше? Ожидание до известной степени было тревожным, поскольку повторенье — мать не только ученья, но и утомленья. Густавсен, выждав добрых три года, выпустил, наконец, новую запись — «Restored, Returned» (ECM 2107). Пианист остался верен своей нордической романтике, но с новым составом (теперь это квинтет) зазвучал совершенно по-новому. Из старого трио Густавсен оставил только ударника, пригласив в студию контрабасиста Матса Эйлертсена, саксофониста Торе Брунборга и хорошо известную в Норвегии вокалистку Кристин Асбьорнсен. В качестве «текстов песен» использованы стихи выдающегося англо-американского поэта Уистена Хью Одена. Надо сказать, что Густавсен не первый музыкант, обратившийся к творчеству Одена. До него это делали Бриттен, Барбер, Стравинский и другие.
Асбьорнсен замечательно интерпретирует Одена, поэта с северными корнями — по отцовской линии он был связан с Исландией, и исландские саги были его любимым детским чтением. В исполнительской манере Асбьорнсон напряжённая страстность органично сочетается с той расслабленной ленностью, которую можно испытать, только лежа под пуховым одеялом и без труда преодолевая позыв посмотреть в окно, за которым подсивстывает метель. Альбом просто замечательный!