Владимир Коробицын (фото) |
30 января в московском Доме Музыки в рамках абонемента «Джазовый Олимп» играл Стэнли Джордан — гитарист, которому приписывают изобретение тэппинга.
Тэппинг — это когда гитарист играет пальцами обеих рук на грифе инструмента, как на клавиатуре рояля. Звук извлекается не ударом по струне, а быстрым сильным прижатием струны к грифу. Если натягивать струны гитары достаточно низко, чтобы они легко прижимались к грифу — игра этой техникой получается особенно впечатляющей.
Трудно сказать, действительно именно ли Джордан в середине 1980-х придумал эту технику. Элементы её, во всяком случае, применялись давным-давно ещё на классической акустической гитаре — даже в популярном переложении увертюры «Арагонская хота» М.И.Глинки классические гитаристы в СССР обожали демонстративно вздёргивать правую руку вверх, пока левая извлекала ноты на грифе именно техникой тэппинга (правда, это тогда так ещё не называлось).
50-летний ныне, Стэнли Джордан по-прежнему играет лёгкий фьюжн, основное музыкальное содержание которого составляет само чудо тэппинга — многозвучная, полифоничная игра на гитаре, невозможная при использовании обычной техники. Нельзя не признать, что, скажем, хорошо знакомый московкой публике крымский тэп-гитарист Энвер Измайлов, придумавший тэппинг в те же 80-е годы совешенно независимо от Стэнли Джордана (которого он впервые услышал только в 90-х), владеет этой техникой как минимум не хуже, а развлекательный элемент в его выступлениях порой оказывается даже сильнее. Но, конечно, интересно было посмотреть на музыканта, которого весь мир считает создателем техники tapping.
Часть программы Стэнли Джордан отыграл со своим трио:
Благодарим Московский международный Дом музыки за предоставленную возможность съёмки.