Джазовые лауреаты Grammy-2010

2

Соглашусь с коллегой Доном Хекманом (The International Review of Music): главный сюрприз совершившейся 31 января 52-й церемонии вручения премии американской Академии звукозаписи (награда, известная как «Грэмми», поскольку её материальное воплощение представляет собой позолоченный граммофончик) — отсутствие сюрпризов. Во всяком случае, в нашем сегменте — в категории «Джаз».

Grammy trophyДжазовые граммофончики вручали в дневное время (вместе с наградами за звукорежиссуру, записи аудиокниг, фольклорные пластинки и статьи на обложках), поэтому эта часть церемонии предсказуемо не попала в телевизионную трансляцию. В позапрошлом году джазовый музыкант, впрочем, получил Grammy в «главной» номинации — «Альбом года»: если помните, на сцену за граммофончиком поднялся пианист Хэрби Хэнкок, выпустивший альбом околоджазовых обработок песен Джони Митчелл. На этот раз таких прорывов не было. Всё предсказуемо и поэтому скучновато. Не раз и не два новые, интересные, нешаблонные явления, перечисленные в предварительных номинациях, отодвинуты голосующими членами Академии звукозаписи (работниками музыкальной индустрии — заслуженными продюсерами, звукоинженерами, преподавателями, критиками, радиоведущими и т.п.) на второй план, а номинации («короткий» список, по 4-5 номинантов в каждой категории) и, в конечном счёте, премию получает просто носитель самого известного имени.
Это не значит, что победители не достойны награды. Например, Курт Эллинг, получивший граммофончик в номинации «Лучший джазовый вокальный альбом», заслужил его как никто — это его девятая номинация и всего лишь первая победа, а вокалист он и правда один из интереснейших в нынешнем джазе. Но это значит, что «Грэмми» — по крайней мере, в отношении джаза — всё меньше может считаться голосом профессионального сообщества, ценящего не цифры продаж, а художественные достижения. Статут премии всё ещё формулирует критерии отбора именно так (имеют значение только художественные качества, а не продажи), но разглядеть критерии, по которым голосующие члены Академии (их около 16 тысяч; непосредственно в джазовых категориях голосуют около 2500 человек) в действительности делают выбор между теми или иными записями в объективно устаревших номинациях, объединяющих зачастую художественно противоположные, несравнимые явления, — становится с каждым годом всё труднее.

Итак, вот лауреаты и номинанты в каждой из джазовых категорий:

  • coverНоминация «Лучший альбом современного джаза»
    ЛАУРЕАТ
    :  Joe Zawinul & The Zawinul Syndicate — «75» (Heads Up International)
    Stefon Harris & Blackout — «Urbanus» (Concord Jazz)
    Julian Lage — «Sounding Point» (Emarcy/Decca)
    Philippe Saisse — «At World’s Edge» (E1 Music)
    Mike Stern — «Big Neighborhood» (Heads Up International)
  • Номинация «Лучший джазовый вокальный альбом»
    coverЛАУРЕАТ:
    Kurt Elling — «Dedicated To You: Kurt Elling Sings The Music Of Coltrane and Hartman» (Concord)
    Randy Crawford — «No Regrets» (PRA Records)
    Roberta Gambarini — «So In Love» (Groovin’ High/Emarcy)
    Luciana Souza — «Tide» (Verve)
    Tierney Sutton — «Desire» (Telarc Jazz)
  • Номинация «Лучшее импровизированное джазовое соло»
    ЛАУРЕАТ:
    Terence Blanchard — «Dancin’ 4 Chicken» из альбома Jeff «Tain» Watts — «Watts» (Dark Key Music)
    Gerald Clayton — «All Of You» (ArtistShare)
    Roy Hargrove — «Ms. Garvey, Ms. Garvey» (Groovin’ High/Emarcy)
    Martial Solal — «On Green Dolphin Street» (CamJazz)
    Miguel Zenon — «Villa Palmeras» (Marsalis Music)
  • coverНоминация «Лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуально или группой»
    ЛАУРЕАТ:
    Chick Corea & John McLaughlin Five Peace Band — «Five Peace Band – Live» (Concord Records)
    Gary Burton, Pat Metheny, Steve Swallow & Antonio Sanchez — «Quartet Live» (Concord Jazz)
    Clayton Brothers — «Brother To Brother» (ArtistShare)
    John Patitucci Trio — «Remembrance» (Concord Jazz)
    Allen Toussaint — «The Bright Mississippi» (Nonesuch)
  • Номинация «Лучший альбом большого джазового состава»
    coverЛАУРЕАТ: New Orleans Jazz Orchestra — «Book One» (World Village)
    Bob Florence — «Limited Edition Legendary» (MAMA Records)
    John Hollenbeck Large Ensemble — «Eternal Interlude» (Sunnyside)
    Sammy Nestico And The SWR Big Band — «Fun Time» (Hanssler Classic)
    University Of North Texas One O’Clock Lab Band — «Lab 2009» (North Texas Jazz)
  • Номинация «Лучший альбом латиноамериканского джаза»
    coverЛАУРЕАТ: Bebo Valdés and Chucho Valdés — «Juntos Para Siempre» (Sony Music/Calle 54)
    Chembo Corniel — «Things I Wanted To Do» (Chemboro Records)
    Geoffrey Keezer — «Aurea» (ArtistShare)
    Claudio Roditi — «Brazilliance X 4» (Resonance Records)
    Miguel Zenón — «Esta Plena» (Marsalis Music)

Ну и традиционный взгляд за пределы собственно категории «Джаз»: вне её тоже иногда встречаются джазовые имена. Итак, что мы видим?

В категории «Лучшее инструментальное исполнение поп-музыки» видим трёх околоджазовых номинантов, причём один из них стал лауреатом:

  • ЛАУРЕАТ: Béla Fleck — «Throw Down Your Heart» (из альбома «Throw Down Your Heart: Tales From The Acoustic Planet, Vol. 3, Africa Sessions», Rounder)
    Herb Alpert — «Besame Mucho» (из альбома «Anything Goes — Live», Concord Jazz)
    Marcus Miller — «Funk Joint» (из альбома «Marcus», Concord Jazz/3 Dueces Records)

В категории «Лучший альбом инструментальной поп-музыки» из пяти номинантов четыре принадлежат к миру smooth-джаза (правда, победителем выбран пятый, к джазовым кругам отношения имеющий ещё меньше):

  • Chris Botti — «In Boston» (Columbia)
    Hiroshima — «Legacy» (Heads Up International)
    Modern Art — «The Rippingtons Featuring Russ Freeman» (Peak Records)
    Spyro Gyra — «Down The Wire» (Heads Up International)

Традиционно много «наших людей» в категории «Лучший вокальный альбом традиционной эстрады». В этом году один из них даже стал лауреатом:

  • ЛАУРЕАТ: Michael Bublé — «Michael Bublé Meets Madison Square Garden» (143/Reprise)
    Tony Bennett — «A Swingin’ Christmas» (Columbia)
    Harry Connick, Jr. — «Your Songs» (Columbia)

В категории «Лучшая инструментальная композиция» тоже часто встречаются работы джазменов. Вот и в этот раз, хотя лауреатом стал «не наш» (кинокомпозитор Майкл Джаккино), в категории были номинированы:

  • «Borat In Syracuse» — композитор Пакито Д`Ривера (исполняет Paquito D’Rivera Quintet), из альбома «Jazz-Clazz» (Timba Records)
    «Counting To Infinity» — композитор Тим Дэйвис (исполняет Tim Davies Big Band), из альбома «Dialmentia» (Origin Records)
    «Fluffy» — композитор Боб Флоренс (посмертно; исполняет Bob Florence Limited Edition), из альбома «Legendary» (MAMA Records)
    «Ice-Nine» — композитор Стив Уист (Steve Wiest, исполняет University Of North Texas One O’Clock Lab Band), из альбома «Lab 2009» (North Texas Jazz)

Почти та же картина и в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка», причём ещё и лауреат — из джазового мира:

  • ЛАУРЕАТ: «West Side Story Medley», аранжировщик Бил Канлифф (Bill Cunliffe, исполняет Resonance Big Band); из альбома «Resonance Big Band Plays Tribute To Oscar Peterson» (Resonance Records)
    «Hope», аранжировщик Винс Мендоса (Vince Mendoza, исполняет Jim Beard With Vince Mendoza & The Metropole Orchestra); из альбома «Revolutions» (Sunny Side Records)
    «Slings And Arrows», аранжировщик Винс Мендоса (Vince Mendoza, исполняет Chuck Owen & The Jazz Surge); из альбома «The Comet’s Tail: Performing The Compositions Of Michael Brecker» (MAMA Records)

Три из пяти номинантов, включая и лауреата, относятся к джазовому миру и в номинаеии «Лучшая аранжировка аккомпанемента вокалисту»:

  • ЛАУРЕАТ: «Quiet Nights», аранжировщик Клаус Огерман (Claus Ogerman, исполняет Diana Krall); из альбома «Quiet Nights» (Verve)
    «Dedicated To You», аранжировщик Лоренс Хобгуд (Laurence Hobgood исполняет Kurt Elling); из альбома «Dedicated To You: Kurt Elling Sings The Music Of Coltrane And Hartman» (Concord Jazz)
    «My One And Only Thrill», аранжировщик Винс Мендоса (Vince Mendoza, исполняет Melody Gardot); из альбома «My One And Only Thrill» (Verve)
Dan Morgenstern
Дан Моргенстерн (фото автора, 2007)

Два из пяти номинантов имеют отношение к джазу и в «литературной» номинации «Лучшая статья в буклете альбома», причём лауреат — не просто джазовый человек, а легендарный редактор джазовых журналов (включая Down Beat) в бурные 1960-е и нынешний глава лучшего джазового исследовательского учреждения в США, Института джазовых исследований Университета им. Ратгерса в Ньюарке:

  • ЛАУРЕАТ: «The Complete Louis Armstrong Decca Sessions (1935-1946)», автор статьи в буклете — Дан Моргенстерн (Dan Morgenstern), Mosaic Records
    «Dance-O-Mania: Harry Yerkes And The Dawn Of The Jazz Age, 1919-1923», автор статьи в буклете — Марк Берресфорд (Mark Berresford), Rivermont Records

И вот именно 80-летнего Дана Моргенстерна, старшего коллегу и учителя, я и хочу в заключение от всей души поздравить с очередным золотым граммофончиком — на таких знатоках, образцах точности и компетентности, как Моргенстерн, держится всё наше знание о джазе, передаваемое от поколения к поколению!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №408: барабанщик Джек ДеДжоннетт
Следующая статьяБобби Макферрин в Москве: впечатления
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Думаю, нет ничего странного, что даже в номинациях Грэмми, вроде прямо не относящихся к джазу, тем не менее читаются знакомые околоджазовые имена. Ведь любая музыка Америки, где джаз зародился, прямо или косвенно на джазовых открытиях базируется, принципы, появившиеся вначале в джазе, использует. Эти принципы — ритмические, гармонические, тембровые и прочие, во всём их разнообразии, и есть главное наследние для любых музык, рождающихся в Штатах. Эта музыка, во всех её ветвях, вцелом не имеет альтернатив, ибо джазовое мышление оказалось сильнейшим музыкальным воздействием 20го века. И именно отсутствие в России этого джазового «замеса» является причиной столь унылого, если не сказать твёрже, состояния российской т.н. эстрадной музыки, ИМХО.

  2. Согласен с предыдущим мнением.В России в этой области все находится на уровне автомобиля «Жигули».До западного стандарта ,тем более американского,нам очень далеко.Хотя талантливые музыканты в России есть и они будут пытаться вырваться из этого круга .Не уезжая , а действуя на своей территории.талант всегда пробивает себе дорогу. Пример этому Мариан Петреску.Ведь Румыния не джазовая страна,а он стал участником номинации на Гремми и вместе с оркестром вероятно получил Грэмми или ее получил только аранжировщик?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя