Репортаж «Джаз.Ру»: Герман Лукьянов и его «Каданс» в Минске

3
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Александр Никитин
при участии Алексея Круглова
AN

все фото: Александр Никитин

22 января в Большом зале Белорусской государственной филармонии в Минске с большим успехом состоялся двухчасовой концерт легендарного московского джаз-ансамбля «Каданс» под руководством бессменного лидера — композитора и исполнителя на различных духовых инструментах Германа Лукьянова (ЛКНВ).

В последнее время «Каданс» нечасто балует любителей джаза своими концертами. За весь прошлый год выступления ансамбля могли послушать разве что москвичи — в начале года состоялось несколько клубных выступлений, плюс часовые сеты на летних фестивалях «Усадьба. Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж».
Тут можно только посетовать на стечение обстоятельств. Музыканты «Каданса» находятся в отличной форме. Лидер ансамбля, несмотря на почтенный возраст, пребывает в добром здравии, а новые композиции ЛКНВ просто превосходны. Однако количественный состав музыкантов (шесть человек) вкупе с непростой экономической ситуацией в стране делает состав достаточно «тяжёлым» для организаторов. С другой стороны, «Каданс» — это одновременно жемчужина советского джаза и один из сильнейших джаз-ансамблей современной России, так что организаторам джазовых мероприятий наверняка стоит обратить внимание на непростую ситуацию «Каданса» с концертами.
И в этой связи хочется сказать добрые слова благодарности в адрес куратора российско-минского проекта «Джаз-Миссия» Игоря Галузо, взявшего на себя выполнение нелёгкой задачи по организации концерта «Каданса» в филармонии столицы Белоруссии. Выбор именно этой площадки для выступления обусловлен, прежде всего, наличием в филармонии нормального концертного рояля, а также хорошим звуком в зале.
Игорь Галузо уже не в первый раз организует приезд в Минск серьёзных джазовых музыкантов, и, прежде всего, из России. Благодаря его усилиям состоялись минские концерты звёзд современного джаза — Михаила Альперина, Аркадия Шилклопера, Андрея Кондакова. А не так давно прошёл совместный концерт «Мосгортрио» Якова Окуня и американского саксофониста Крэйга Хэнди.

В Минск музыканты «Каданса» привезли совсем новую программу. Большинство из составивших два отделения пятнадцати произведений прежде были сыграны буквально один-два раза. Основу концерта составили авторские пьесы Германа Лукьянова, показанные широкой публике только на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2009 г., а четыре вещи прозвучали вообще впервые. Верный своему принципу не «заигрывать» пьесы из прежних программ, Герман Лукьянов не включил в сет-лист концерта ни одну из композиций с вышедшего в 2008 году двойного альбома «Чёрным по белому».
В Минске «Каданс» выступил в том же составе, что в саду Эрмитаж – Герман Лукьянов (альтгорн, теноргорн, цуг-флейта), Алексей Круглов (альт-саксофон, бассетгорн), Антон Залетаев (тенор-саксофон, флейта), Алексей Беккер (рояль), Макар Новиков (контрабас) и Александр Зингер (две разные ударные установки).

Алексей Беккер, Герман Лукьянов
Алексей Беккер, Герман Лукьянов

Думаю, нет ничего более правильного, чем предоставить возможность рассказать о музыкальной части концерта непосредственно музыкантам. Хоть некоторые и считают, что «говорить о музыке – это то же самое, что танцевать об архитектуре», думаю, что после знакомства со следующим ниже фрагментом они изменят своё мнение. Тем более, что послушать материал, о котором пойдёт речь, они пока не могут. Итак, аппетит джазовым гурманам нагоняет саксофонист «Каданса» Алексей Круглов:

Алексей Круглов
Алексей Круглов

– Наш концерт представлял собой разностилевую программу, почти в каждой пьесе были особые изюминки, некие художественные выдумки. Первое отделение началось композицией «Игра с тенью», построенной на соединении двух стилей – афро-кубинских ритмов и свинга. Первым солировал Герман – он выдал мощное соло на альтгорне, показав опыт построения соло в разных ритмах. Весьма необычный ход в первой пьесе – импровизация ударных на африканской ударной установке в середине композиции, резко переходящая в соло альт-саксофона, за которым логично слушалась кода.
«Расставание перед рассветом» – лирическая пьеса, посвящённая Германом своей супруге Инне. Мелодичная пьеса была исполнена с проникновенным соло тенор-саксофона Антона Залетаева.
Здесь нужно сказать, что из Москвы специально была привезена африканская ударная установка, которая была сконструированная самим Лукьяновым. Где-то треть концерта ударник «Каданса» Александр Зингер играл на ней (в основном афро-латинские ритмы), а две третьих концерта – на обычной ударной установке. В этой балладе Александр Зингер играл на обычной ударной установке. Вообще чередование игры барабанщика на разных установках придавало особое звуковое содержание всему концерту.

Александр Зингер
Александр Зингер
Герман Лукьянов с цуг-флейтой
Герман Лукьянов с цуг-флейтой

В третьей пьесе «Прогулка по зоопарку» инструменты духовиков поменялись, а ударник вновь сел за сконструированную Лукьяновым установку. Герман давно вынашивает идею одновременного применения цуг-флейты, бассетгорна и флейты. Получается достаточно интересное тембровое сочетание — высокое, трепетное, но и лёгкое звучание, даже где-то весёлое. Соло бассетгорна и трёхствольной цуг-флейты, по отзывам ритм-секции, напоминает детские походы в зоопарк – тут топот слонов, голоса жирафов, вой волков и пение невиданных птиц, да и много чего другого подсказывает воображение после каждого исполнения нами этой композиции.
Резким контрастом после этой веселой зарисовки стала пьеса «Ночью на берегу», посвященная знаменитому саксофонисту и композитору Уэйну Шортеру и построенная на минорных аккордах с дуольным битом. Первым сыграл лиричное соло пианист Алексей Беккер, после чего экспрессивное соло Антона Залетаева на тенор-саксофоне слушалось контрастно.
Тут стоит сказать о контрастах, которых было достаточно во всей программе, да в каждой пьесе тоже. Мы старались играть так, чтобы соло слушались гармоничным продолжением друг друга, цитировали в импровизациях темы. Правда, в новых произведениях была порой сыроватость в исполнении тем, не до автоматизма доведенная нами сыгранность и чёткость. Если старый репертуар был сыгран на пять, то за исполнение новых композиции мы после концерта ставили себе кто четыре, а кто-то и пять с минусом.
Зато новые композиции придали своеобразный оттенок концерту. Как раз за пьесой «Ночью на берегу» следовали две совсем недавно написанные Лукьяновым пьесы – на 5/4 «Головокружение от успехов» и «Перешагивая лужи», исполненная в стиле знаменитой пьесы Джона Колтрейна «Impressions» в квартете, без Германа Константиновича. В «Головокружении от успехов» присутствовали знаменитые композиционные принципы Лукьянова, построенные на джазовой полифонии. В частности, у каждого инструмента была, казалось бы, независимая от остальных партия, но при внимательном прослушивании можно было заметить, что, например, тенор-саксофон ритмически дублирует контрабас, а тема альт-саксофона специально тонет в полифоническом пласте. При этом все инструменты сходились в определенной туттийной части темы. Здесь в соло прекрасно слушалась флейта, действительно создавая впечатления головокружения, порхания. Во всем этом заключается оригинальность этой пьесы.
«Перешагивая лужи» – соревнование двух саксофонов и ладовое соло пианиста. В этой композиции единственный раз в концерте звучали импровизации духовых через барабаны. Казалось бы, этот очевидный джазовый приём можно было использовать, и неоднократно, но Лукьянов верен себе – использовать в концерте яркий приём построения формы произведения всего один раз.

Антон Залетаев
Антон Залетаев

Одной из лучших по исполнению стала последняя пьеса первого отделения – «Арлекин». Пьеса в подвижном свинге, с полиметрическими акцентами в теме и соло, переменным размером – в средней части чередование 3/2 и 3/4, и переменным стилем – в концовке каждого квадрата звучит латино. С необычайно мелодически красивой средней частью. Напористо, ладово, с чётким ритмом и безукоризненно выверенными фразами отыграл Антон Залетаев; я пытался создать резко-контрастный образ, порой с фри-джазовыми элементами на смещённый ритмический рисунок, порой с лиричной игрой на переменный размер, но с неожиданными перепадами от пианиссимо до фортиссимо. Ритм-секция идеально поддерживала наши художественные идеи. Одно из самых лучших своих соло сыграл ударник Александр Зингер – особенно эффектно слушалась цитата на барабанах темы «Арлекин». Вообще в этой композиции чувствовалась работа Лукьянова с ритм-секцией над созданием неодновременного, поочерёдного бита, когда, например, ударник поддерживает метр, контрабасист при этом создает ритмически свободные фигуры, проводя тем самым некий контрапункт. А потом они меняются ролями.
К сожалению, это была уже четвёртая подряд композиция без импровизации Германа Константиновича. Хотелось бы его услышать в первом отделении побольше; тем более, когда он играет соло, его музыка раскрывается в полном объёме. Если говорить об использовании Лукьяновым своих духовых инструментов, то нельзя не сказать об оригинальности применения цуг-флейты. Она прозвучала в каждом отделении по разу, придавая необычную красочность всему проекту. Саунд получается совершенно иной, совсем не похожий на другие композиции. Вообще, по словам лидера «Каданса», в его ансамбле один стиль, почерк, но присутствует «разнокрасочность» и «пёстрое единостилие» как и в программе, так и в манере игры музыкантов. Герман не противится стилям наших импровизаций. При разности музыкальных мировоззрений музыкантов, все они разделяют общую идею Лукьянова. Что, я считаю, и было продемонстрировано в пьесе «Арлекин».

Каданс
Каданс

Второе отделение началось с уже известной московской публике по фестивалям «Усадьба. Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж» пьесы «Переход на летнее время», вновь с переменными свингом и афро-латино, и продолжилось совсем новой балладой «Осенняя хандра».
Тема в начале, перед соло, звучала в исполнении альт-саксофона лишь в сопровождении рояля и тихой игры ударника щётками, духовые и контрабас вступили лишь в заключительной части темы. В этой находке содержался интересный художественный образ, возникало ощущение осени. Как и в балладе первого отделения, здесь тоже трепетно, с чувством гармонии и фразы сыграл Антон Залетаев.

Герман Лукьянов с тенор-горном
Герман Лукьянов с тенор-горном

Первый стандарт прозвучал лишь в середине второго отделения. «Грустный мальчик» (аранжированной лидером «Каданса» песни из известного американского фильма 40-х годов «Бурные двадцатые») исполнялся совсем уж необычным составом духовых – флейта, бассетгорн и тенор-горн. Солисты тут играли всего по одному квадрату, но зато их было не два или три, а четыре – сыграли все, кроме меня и Александра Зингера. Тенор-горн – новинка для джаза, инструмент, напоминающий по звучанию что-то среднее между тромбоном и тубой.

Макар Новиков
Макар Новиков

Нельзя не сказать о великолепной импровизации смычком на контрабасе Макара Новикова. Он будто не играл, а говорил или пел. Это уникально!
«Веселая телеграмма», следующая за стандартом, вновь исполнялась флейтой, цуг-флейтой и бассетгорном. Квадраты композиции чередовались со свинга на латино. При этом ритмическом полете стоит отметить состязание флейты и цуг-флейты. Антон Залетаев и Герман Лукьянов весело развивали свои соло, паря шутливыми фразами. В данной композиции вновь оригинально слушалась африканская установка. Можно сказать, что именно вот для таких пьес, в которые звучат флейты и бассетгорн, использование этой установки – идеальный вариант. Хотя и в других пьесах она придает оттенок загадочности.
После прозвучала новая композиция «Постоянная величина», построенная в первой её части на трёхтактовой структуре и выдержанной в стиле рок, перемежающейся со второй засвингованной частью.
Ну а далее – изюминка второго отделения, композиция под названием «Я желаю правоверному католику мир в душе и счастье толику», посвященная выдающемуся питерскому саксофонисту и композитору Геннадию Гольштейну. Здесь стоит отметить, что пьеса была сыграна непринуждённо, свободно, что, в общем, даже несвойственно для «Каданса». Все соло – рояля, бассетгорна и контрабаса – были нестандартными. Мы старались играть, экспериментируя с гармонией и метром. Казалось бы, самая авангардная вещь из всего концерта, но Герман Лукьянов — нелюбитель фри-джаза! — улыбался и довольно смотрел за происходящим. В этой композиции еще более ярко выразились методы лукьяновской работы над передачей битовой эстафеты от контрабаса к ударным.

Герман Лукьянов с альтгорном
Герман Лукьянов с альтгорном

В заключительной «Эй ухнем», напоминающую модальный джаз того же Колтрейна, вновь на альтгорне сыграл Герман, в своём мощном стиле исполнил три квадрата Антон Залетаев, а после – ритм-секция вдруг оставила меня одного с ударными – получился достаточно неожиданный драматургический ход. Заключительное соло Александра Зингера и цитата в финале пьесы основной темы именно в её первозданном виде, на четырёх нотах, привело публику в восторг.
Благодарные зрители стоя аплодировали, не отпуская нас за кулисы. На бис мы исполнили еще один стандарт – «Manteca» Чано Посо. И вновь овация повторилась.

Каданс
Каданс

Вообще музыка Германа Константиновича поразила минскую публику своей содержательностью, чётким композиционным подходом, но при этом пьесы мэтра отечественного джаза обладают разнообразными красками – лирикой, экспрессивностью, можно сказать, что они являют собой олицетворение сегодняшнего мира. При красивых мелодиях, пьесы Лукьянова содержат в себе и чёткий структурный принцип, академический подход к форме тем и всего произведения. Это музыка не замкнутая в себе, а открытая, с высококачественными художественными идеями. Играть с таким музыкантом – для нас очень почётно. Мы стараемся воплощать в жизнь идеи Германа; надеюсь, что возможности для этого будут, и мы сможет реализовать их на новых концертах. А минской публике за такой радушный прием – низкий поклон от музыкантов «Каданса»! И отдельное спасибо организатору концерта Игорю Галузо.

***

В рамках этого материала я не буду подробно говорить о ситуации с джазом в Белоруссии – скажу лишь, что, хотя в последнее время с этим наблюдаются некоторые улучшения, в общем картина пока складывается вполне безрадостная. Самое плохое – отсутствует интерес к джазовой музыке снизу, у широкой аудитории.
К сожалению, в отношении посещаемости концерта «Каданса» получилась картина, традиционная для всех джазовых концертов в Минске – филармония не была заполнена полностью (а где-то на треть, примерно около 300 человек). Это притом, что организаторы сделали всё возможное – например, афиши с информацией о концерте висели даже в минском метрополитене. Впрочем, для публики открыли только партер, и в зале не ощущалось пустоты, наоборот, сложилась очень доброжелательная обстановка.
Цены на билеты составили 30-40 тыс. рублей (естественно, белорусских – для примерного перевода просто делите на сто), что для Москвы вплоне терпимо, но дорого для Минска. Например, публика может придти в ту же филармонию на концерт государственного симфонического оркестра всего за 12 тыс. рублей (государственный оркестр может позволить себе такой демпинг).
Ещё одно удручающее обстоятельство из той же серии – похоже, что вы читаете единственный материал о концерте «Каданса»: по крайней мере, в белорусской прессе не ни одного отзыва обнаружить не удалось (анонсы, естественно, были).

***

После концерта музыканты переместились в недавно открывшуюся практически в центре Минска галерею «У». Воспроизвести написание этой буквы, которая встречается только в белорусском алфавите, средствами стандартной русской клавиатуры не получится. Над буквой должна стоять точка. Эта буква называется «у нескладовое», то есть не образующее слога. Например, эта буква красуется на всех белорусских купюрах в последней букве слова «рублей». Таким названием организаторы галереи заявляют о направленности на поддержку оригинального белорусского творчества.

Там уже всё было готово для проведения джем-сешна. Туда же подтянулись слушатели с концерта, заполнив до упора небольшой зал галереи. Герман Константинович не успевал выслушивать слова благодарности за свою музыку. В тот вечер в Минске наверняка стало несколькими десятками любителей джаза больше.
Не смог побывать на концерте, но нашёл время зайти и пообщаться с нашими музыкантами автор и ведущий джазовых радиопрограмм «Джаз-Пик» и «Джаз-Ланч» Евгений Долгих – состоялось очень приятное знакомство!
Но вот местные профессиональные музыканты в массе своей почему-то проигнорировали возможность поиграть с ведущими российскими джазменами. Почему? Вопрос риторический. Я только замечу, что часто вижу своими глазами, как наши московские музыканты (и не только молодые, а всякие) специально приходят на концерты приезжих мастеров, используют любую возможность пообщаться, тем паче поиграть. Я помню, как на концерте Малгрю Миллера я наблюдал в зале среди прочих Дмитрия Илугдина, Евгения Гречищева, Алексея Подымкина, Якова Окуня, который вообще примостился в коридоре на узкую батарею. А это ведь наши ведущие пианисты!
Поэтому стоит назвать поимённо двух музыкантов, посчитавших необходимым поучаствовать в джеме с «Кадансом» – это студент-заочник питерского Института Культуры тенор-саксофонист Костя Волкович и барабанщик студенческого биг-бэнда Минского музыкального училища Евгений Гаврюсев. Хочется пожелать им дальнейших успехов, в любом случае ребята явно двигаются в правильном направлении!

Герман Лукьянов
Герман Лукьянов

После концерта рассказал о своих впечатлениях и сам лидер ансамбля Герман Лукьянов:

– Честно говоря, я был почти уверен в успехе, потому что на наших немногочисленных репетициях – всего две репетиции (17 и 20 января) было для четырёх совсем новых вещей – это всё звучало оригинально, и я надеялся, что мы сумеем с этим вызвать интерес и у публики.
Публика принимала нас хорошо, мы сумели их убедить и заставить слушать даже тех, кто, вероятно, нечасто ходит на джазовые концерты или вообще пришёл послушать такого рода музыку впервые. Я видел в зале людей, которые не произвели впечатление таких махровых джаз-фэнов. И, тем не менее, они слушали нас внимательно, была тишина в паузах, ожидание новых вещей. Это всё было очень отрадно, и мы играли с удовольствием.
Мы сыграли в целом очень хороший концерт. Концерт, в котором люди вызывают артистов на бис и стоя аплодируют, считается успешным. Артисты играли ярко, с удовольствием, подъёмом, демонстрируя свою фантазию. Это удачный концерт по всем признакам – по нашей игре, по ощущениям и по приёму публики.

Вы часто бывали в Беларуси?

– Поскольку мой отец белорус, то, значит, и я наполовину белорус. То есть я приехал в страну, к которой принадлежу по крови. Но сказать, чтобы я продемонстрировал какие-то свои гены, я не могу. Приезжал в Белоруссию нечасто, всего три или четыре раза — с «Кадансом» это было более двадцати лет назад, а в 2000 г. я приезжал в Белоруссию один и играл стандарты с местными музыкантами.
Но, кстати, у меня была одна композиция на белорусскую народную тему «Не гоните девушку со двора» (третий виниловый альбом Каданса 1986 г. «Какая снежная весна»).

Планируется ли в обозримом будущем запись нового альбома?

– Писать студийный альбом в этом году нам очень нужно, потому что материал уже просится, я уверен, что он будет интересен и не разочарует любителей джаза.
Материала есть громадные папки, мы всё это не успеваем играть. Новые вещи стараемся проиграть хотя бы по разу, познакомиться. Мне же интересно это как автору услышать хотя бы один раз, хочу удовлетворить своё любопытство.
Так что вопрос записи нового альбома для нас не столько творческий, сколько коммерческий. Если будет возможность, мы с радостью выпустим новый альбом.
Вот нас в Минске снимали с нескольких точек три видеооператора, плюс концерт записывался поканально с пульта звукорежиссёром. Если это получится прилично и найдутся средства на выпуск этой записи, то мы сделаем из этого материала какой-то видеоальбом.

Если говорить о новых пьесах, есть ли какие-то отличия от того, например, что мы слышали в «Чёрным по белому»?

– Ну, может быть, в какой-то степени произошло некоторое упрощение, минимум полифонии, мелодии по эмоциям откровенно «форте». У меня так получилось, что последние три или четыре вещи написаны таким нюансом. Раньше громкую игру я употреблял нечасто.

Можно ли сказать, что программа «Чёрным по белому» уже отыграна, и что вы к ней уже не возвращается?

– Да. Наше кредо – играть как можно больше новой музыки, пока руководитель плодовитый и много сочиняет. Новые произведения буквально рвутся на сцену, к тому, чтобы быть исполненными.

Какие планируются концерты у «Каданса» в этом году?

– Планировать концерты очень трудно, у нас сейчас мало работы. Беда многих наших ансамблей – это, конечно, отсутствие менеджера. Только иногда кто-то, по своей инициативе, вдруг, Лёша Круглов, например, созвонится с кем-то, или Яша Окунь узнает про какое-то предложение. Лично у меня на это времени не хватает, да и таланта такого нет, чтобы заниматься организационными вопросами.
Всё-таки «Каданс» — это ансамбль порядочного размера, он состоит из шести человек. Наш концерт стоит дороже, чем концерт трио или квартета. Поэтому некоторые организаторы останавливают свой выбор на небольших составах. Менеджмент в наших условиях — не очень рентабельное дело, и я пока не вижу людей, желающих этим заниматься. Хотя, возможно, есть люди, могущие нам помочь. Ну а на данный момент скажем так – мы готовы выступать, если появятся предложения от организаторов.

Если вспомнить те времена, когда «Каданса» не было, у вас тогда были малые составы, даже трио. Нет ли желания поиграть более узким составом сейчас?

– Пока нет, очень много материала накопилось для того, чтобы играть секстетом, это интересно и продуктивно, найден совершенно чёткий почерк, и поэтому бросать это – грех.

реклама на джаз.ру

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Очень удачной получилась последняя программа Мэтра с названием. точно отображающим суть дела — «Свистопляска». Все музыканты свистят, засунув по два пальца в рот, вствав в кружок, а руководитель пляшет вприсядку и как лихо, надо заметить, в его-то «года — в его богатство» (76 лет).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя