Джазовый подкаст №227: 100 лет Джанго

0
Jazz.Ru Podcast

23 января 2010 исполнилось 100 лет со дня рождения первого в истории джаза значительного инструменталиста, завоевавшего всемирную известность не из США, а из своей родной Европы — гитариста, которого мы, по традиции, знаем под именем Джанго Рейнхардт (1910-1953; в США его имя, Django Reinhardt, произносится примеро как «Райнхард», а во Франции, где он прожил большую часть своей жизни — Рэнар, с ударением на последнем слоге).

Django Reihardt
Django Reihardt

Летом 2008 г. «Джаз.Ру» выпустил подкаст — небольшую сетевую радиопередачу, — посвящённый памяти Рейнхарда (тогда отмечалось 55-летие со дня его смерти). Предлагаю переслушать этот подкаст — ведь там звучит неподражаемая игра Джанго! — а в качестве дополнения к слушанию сделать то, чего мы раньше никогда не делали: прочитать текст подкаста!

Подкаст «Слушать здесь», выпуск 227 от 27 марта 2008 г. (транскрипт)
55 лет назад, в мае 1953 года, умер один из первых значительных европейских джазовых музыкантов. До второй мировой войны практически все международные звёзды джаза были американцами, что и неудивительно: ведь Северная Америка — родина джаза. Пожалуй, единственной джазовой суперзвездой тех лет родом из Старого Света был французский цыганский гитарист, которого мы традиционно называем Джанго Рейнхардт. На самом деле его фамилия произносится примерно как РенАрт.
Жан-Батист Ренарт родился в цыганском таборе в Бельгии 23 января 1910 года, но всё его детство и молодость прошли на окраинах Парижа, в таборе, который стоял у парижских ворот Шуази. В 12-летнем возрасте он научился играть на банджо, а затем и на гитаре, не взяв ни единого урока — просто глядя на то, как играли цыганские гитаристы в таборе. В 18 лет Джанго Рейнхардт женился, хотя жил, в общем-то, в нищете: сам он говорил, что до свадьбы носил только обноски старших цыган табора и никогда не спал на настоящей кровати и вообще в настоящем доме — только в цыганской кибитке. Именно в такой кибитке и случилось событие, радикально изменившее жизнь Джанго. Его молодая жена Белла делала на продажу целлулоидные цветы, чтобы как-то прокормить семью: заработков гитариста Джанго в ночном клубе La Java не хватало. Вернувшись ночью из клуба, Джанго услышал в кибитке шорох, как будто среди целлулоидных обрезков бегали мыши. Он машинально наклонился со свечой в руке, целлулоид вспыхнул, и только быстрая помощь соседей по табору помогли Джанго и его жене выбраться из кибитки, которая сгорела дотла. Жена не пострадала, но правая нога и левая рука Джанго были сильно обожжены. Ногу хотели ампутировать, но Джанго отказался, и, как выяснилось, не зря — уже через год он мог ходить, только слегка опираясь на трость. Хуже было с рукой. У гитариста левая рука — самая рабочая, а безымянный палец и мизинец его левой руки оказались безнадёжно искалечены, на всю жизнь оставшись пригнутыми к самой ладони. Но сила воли Джанго и любовь к музыке оказались поразительны: всего за год он научился играть на гитаре заново, используя для своих невероятно виртуозных соло всего два пальца, указательный и средний — повреждёнными пальцами он только изредка мог прижимать вспомогательные ноты аккорда.

В это самое время — а это рубеж 20-30-х гг. — Джанго Рейнхардт увлёкся американским джазом, успешно вплавляя в него цыганские традиции игры на акустической гитаре. На его ранних записях этот уникальный сплав очень хорошо слышен: ритм ведут контрабас и две ритм-гитары (барабанов в ансамбле не было), а солируют по очереди юный скрипач Стефан Граппелли и гитарист Джанго Рейнхардт, причём поверить, что он для игры использует всего два пальца левой руки, совершенно невозможно!
Слушаем запись 1936 г. Джанго здесь 26 лет. Легендарный «Квинтет Хот-Клуба Франции». «Swing Guitars».

Вторая мировая война застала Джанго Рейнхардта в Лондоне, но он сразу же вернулся в Париж, и — попал под немецкую оккупацию. И на этом бы его история завершилась, потому что цыган при гитлеровском «новом порядке» ждала такая же печальная судьба, как и евреев. Но у Джанго нашёлся высокий покровитель: влиятельный офицер немецкой авиации Дитрих Шульц-Кён, по прозвищу «Доктор Джаз», благодаря которому многие французские джазовые музыканты во времена оккупации избежали чересчур тесного знакомства с гестапо. После освобождения Франции Джанго с удовольствием вернулся к гастролям и даже впервые в жизни отправился в Америку. До войны он много записывался с американскими музыкантами в Париже, и старые связи помогли — Джанго даже выступал одно время «специальным гостем» в оркестре Дюка Эллингтона. Но Дюк заставлял его играть на электрогитаре, что не очень нравилось ни Джанго, ни его поклонникам, да и ритмичный цыганский свинг, который играл европейский гитарист, американской музыке уже казался старомодным. Джанго вернулся во Францию, некоторое время работал сольно, но с 1951 г. больше не выступал: здоровье портилось. 16 мая 1953 года у 43-летнего гитариста случился инсульт, его отвезли в больницу, но спасти не смогли.

Казалось бы, очень короткая и неровная карьера, но Джанго Рейнхардт повлиял на огромное количество гитаристов по всему миру — помните, как в фильме Вуди Аллена «Сладкий и гадкий» главный герой, никогда не существовавший Эмметт Рэй, падает в обморок при появлении своего французского кумира? А помните супервиртуозного гитариста с характерным цыганским лицом в первых кадрах замечательного мультфильма «Трио из Бельвилля»? Это всё Джанго.

В завершение послушаем его запись с музыкантами оркестра Дюка Эллингтона, сделанную в Париже в 1939 г. Рекс Стюарт — корнет, Барни Бигард — кларнет и барабаны, Билли Тэйлор — контрабас и Джанго Рейнхардт — гитара. Тема Рекса Стюарта «Monmartre».

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяHungarian Jazz Showcase: как на витрине
Следующая статья7 конкурс-фестиваль «Рояль в джазе»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя