Сергей
Манукян родился в Грозном (тогда - Чечено-Ингушская АССР) 15 марта 1955
г. Дебютировал в оркестре Гостелерадио ЧИАССР
в качестве барабанщика еще в подростковом возрасте. Дебют на большой
джазовой сцене в качестве вокалиста произошел на джазовом фестивале в
Риге в 1981 году. Критика назвала тогда Манукяна "мастером скэта и
джазовым певцом номер один".
Начав свою музыкальную деятельность в 12-летнем возрасте, играя в
джазовых оркестрах родного города, Сергей не мечтал о сольной карьере,
но судьба распорядилась иначе. Музыкант много и успешно работал
барабанщиком в составе трио А. Шишкина в Горьком (ныне Нижний Новгород).
После первого признания началась большая гастрольная жизнь, фестивали
приносили лауреатство и известность. Вскоре Сергей стал осваивать пение
и клавишные инструменты. Первый международный конкурс вокалистов в
Польше принес ему награду и известность за рубежом.
В 80-е Манукян переселился в Эстонию и долго успешно работал в Таллинне
в составе джаз-рок-группы "Авиценна".
Уже в конце 80-х годов Сергей Манукян начал сотрудничать с известными
именами на Западе: на студии Warner Вrothers - с Ричардом Элиотом, от
студии Capitol он получил предложение записать альбом; тогда же Фрэнк
Заппа (Frank Zappa) использовал музыку Манукяна в своем проекте.
Сотрудничество с мировыми знаменитостями в советско-американском проекте
"Music Speaks Louder Than Words", в том числе с Синди Лоупер, Майклом
Болтоном, группой Earth Wind & Fire и другими,
принесло Сергею знакомство с Голливудом.
В 1989 году Сергей Манукян получил Гран-при на первом Всесоюзном
телевизионном музыкальном конкурсе "Ступень к Парнасу", а также "Приз
зрительских симпатий". С 1991 г. живет и работает в Москве. В 1994 году
был награжден высоким званием "Лучший джазовый музыкант года" и премией
"Овация". В 2005 г. основал собственный Фонд развития джазового
искусства.Анна Вардугина
Сергей Манукян: "Я научу вас летать"
(интервью по поводу участия Сергея в Ижевском джаз-фестивале)
- Вам, как состоявшемуся музыканту, наверное, интереснее давать
сольные концерты, чем быть одним из многих участников фестиваля?
-
Будет очень смешно, если кто-то из нас скажет, что он - состоявшийся
музыкант. Музыкант, сколько он живет, столько совершенствуется. Всякий
фестиваль - это подарок городу, и мы должны ездить на фестивали уже хотя
бы для того, чтобы сыграть в этом городе, будь то Петербург или Ижевск.
Это наша работа. Если бы на то была моя воля, я сделал бы так, чтобы
музыканты совершали ежегодный круг по всем городам. Не только ради
заработка, а для того, чтобы не было города, не охваченного джазом.
Чтобы джазовую музыку могли послушать везде, чтобы вся страна была в
курсе внутренней жизни джаза. А сейчас ситуация такова, что до некоторых
городов просто экономически нереально добираться.
- Скажите, есть ли сейчас молодые музыканты, которые вам безусловно
интересны?
- Да, конечно. Есть довольно много очень одаренных музыкантов, которые
хорошо играют, и при этом имеют артистический дар. Но кроме техники есть
еще одна составляющая музыки… Молодому музыканту чего не хватает?
Музыкальному наполнению часто не хватает пережитого. В результате музыка
звучит то ли холодновато, то ли, наоборот, излишне горячо. Дело в том,
что всякая музыка - продукт пережитого. Конечно, есть молодые музыканты,
которые в свои юные годы уже много пережили, но… Это обычно не те
переживания, которые рождают музыку. Зрелый же музыкант способен
трансформировать переживания, рисовать свои чувства музыкальными
картинами.
- А вы можете обозначить тот момент, когда сами поняли, что начали
играть по-другому?
- Безусловно, да. Я не могу сказать при этом, что стал играть лучше -
тут не работают категории лучше или хуже. Это момент, когда ты что-то
осознал, вдруг что-то услышал, и без этого услышанного и
прочувствованного уже не играешь. С этого момента это знание уже всегда
при тебе. На самом деле, это обретение знаний, обогащение, происходит
все время. Но для каждого прозрения необходимо, чтобы случилось какое-то
озарение, чтобы каналы божественной энергии открылись. Это может быть
следствием духовной работы, которую ты сам проделываешь, может быть
влиянием того образа жизни, который ты ведешь… Господь сказал: Творите
добро, и вам воздастся.
- Так для вас музыка - божественное откровение? Какова же тогда роль
профессии?
- Профессионализм, техника существуют только для того, чтобы
выкрутиться, если нет божественного проявления. Когда я болею, я точно
знаю, что на сцене мне нужно будет выкручиваться именно профессионально,
потому что когда больно тело, нет этого притока свыше. И я тогда играю
за счет профессионализма, как бы через себя. Но при этом озарения
никакого. А ведь бывает, что тебя летит (смеется), ты летишь…
- А может ли нечуткая аудитория оборвать этот полет?
- На самом деле роль аудитории вторична. Сначала ты сам должен лететь.
Отношения музыканта и публики похожи на отношение родителя и ребенка.
Это ребенок от меня зависит, это я его направляю, а не он меня, я с него
спрашиваю, я его воспитываю. Со зрителями то же самое. Я не могу идти за
ними, а они за мной - идут. И вот насколько я с ними искренен, настолько
они мне верят и готовы следовать за мной. Я должен все время быть в
таком состоянии, чтобы они не отвернулись от меня.
- Какой же тогда должен быть диссонанс, когда вы в состоянии озарения
летите, а в зале - случайная публика…
- Я все равно заставлю ее лететь. Если я играю искренне, с любовью… Это
каким же надо быть человеком, чтобы на искреннюю любовь не ответить? И,
знаете, до этих вот случайных слушателей достучаться - самое большое
счастье.
- Как в профессиональной джазовой среде относятся к тем, кто в начале
своего пути обещали быть очень хорошими джазовыми музыкантами, но ушли в
коммерческую сферу, стали людьми шоу-бизнеса?
- Знаете, пример у меня - Лариса Долина. Мне видится, что Лара пошла в
эстраду, в сторону коммерческой музыки не только потому, что надо было
деньги зарабатывать. Ей всегда нравилось петь хорошие песни, к какому бы
жанру они не относились. Но она украсила эстраду. Она же ее не
испортила!
- Между тем, жалко, что голос растрачивается на Погоду в доме и
прочие опусы.
- И все равно это лучше, чем, если бы эти же песни пели люди, совершенно
лишенные таланта. Лара, она же петь умеет здорово, и она талантлива даже
в этом репертуаре. Конечно, когда она возвращается к джазу, она
понимает, что очень много времени потеряно, но это отдельная история.
Вообще, мне кажется, если коммерческую музыку будут исполнять такие
люди, как Лариса Долина, наша эстрада будет чуть лучше.
- А можно ли оставаться в рамках серьезного джаза, и при этом быть
коммерчески успешным?
- На самом деле как вы понимаете, коммерческий успех не свидетельствует
об исполнительском уровне. И действительно, финансовое благополучие
сопровождает зачастую проекты, которые затевались не ради музыки, а как
коммерческие предприятия, например, Фабрика звезд. К сожалению,
бескультурье и неуважение к чему-то фундаментальному и настоящему - это
вопрос многих веков. И это не проблема только нашего века или нашей
страны. Я могу сказать, что Бритни Спирс или Spice Girls гораздо лучше
живут, чем западные джазмены. Потому что торгаши правят миром, а
поп-культуру продавать выгоднее. Она лучше продается.
- А джаз не продается? Та музыка, от которой и музыканты и публика
летят?
- Ну, что теперь… А в церковь можно вообще прийти бесплатно и услышать
там такое, чего нельзя больше услышать нигде и никогда. Духовные
песнопения - это ни с чем не сопоставимое, удивительное состояние.
Большее, чем полет на светском концерте. А оно бесплатно. Что стоит
денег? Чаще всего - ничто, вещи преходящие. Я сам хотел бы играть такую
музыку, которая не может быть модной или немодной, которую можно слушать
всегда, потому что она говорит о вечных вещах. Знаете, я всегда уважал
творчество Высоцкого, и единственное, что мне не нравилось -
злободневность момента, присущая его песням. Можно послушать любую его
песню, и понять, когда это писалось. А я хочу, чтобы в музыке не было
привязки ко времени.
- Есть вещи, которые вы уже не успели?
- О, да. А очень хотел сыграть с "Битлз" (смеется). Ну, не
сыграл, и ничего страшного.
- Я о реальных возможностях спрашиваю.
- А все реально. Все, что человек может себе нафантазировать, так или
иначе может произойти.
- Как сейчас рождаются ваши совместные проекты с теми или иными
музыкантами? Вы ведь почти каждый год играете с новой командой.
- Знаете, я отношусь к категории людей, у которых проекты никогда не
заканчиваются. Они однажды начинаются - и навсегда. У меня не бывает
так, чтобы я собрал группу, сыграл серию концертов, а потом распустил
музыкантов. Так снимается кино: сцены отсняли, и все разъехались; музыка
так не делается. Нас не так много, и так или иначе мы друг с другом
встречаемся. И даже если бы нас было в десять раз больше, мы все равно
стремились бы к тем, с кем нам привычнее, удобнее. Мы же не можем
постоянно менять друзей. В музыке - то же самое. Однажды совпав в
понимании музыки, мы вместе развиваемся, вместе придумываем, в новом
опираясь на то, что общего у нас было прежде, и в этом большой смысл.
Поэтому в каждом новом проекте находится место для тех, с кем мы играли
прежде.
- И все-таки в джазовой среде очень мало коллективов, которые по
десять, пятнадцать и более лет остаются в основе своей неизменны. В
рок-музыке таких примеров гораздо больше. Почему?
- Потому, что рок-музыка сама по себе довольно примитивна, и когда люди
в этом примитивном сходятся - это навсегда. И особенность рок-музыки в
том, что она живет только в исполнении одной группы. Я сам в молодости
играл Led Zeppelin, The Beatles, но я очень сомневаюсь, что лет через
пятьдесят кто-нибудь будет играть Deep Purple или Rolling Stones. При
этом я не говорю, что "Стоунз" - это плохо, это потрясающий,
фантастический коллектив.
- Битлов играть будут.
- Да, их играть будут, но потому, что в основе их музыки - не претензия,
а песня. А вот Doors играть не будут, потому что их творчество
принадлежит не музыке вообще, а одному конкретному исполнителю. Вот в
этом, к сожалению, примитивность рока. А музыка должна жить, в этом
главная ее задача. Жить в разных воплощениях, в разных музыкантах. Ее
нельзя ассоциировать с людьми, потому что музыка - больше людей.
2005, сайт "Все каналы ТВ" (Ижевск) |