502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

СТРАНИЦА ЮРИЯ ГОЛУБЕВА

Жизнь с контрабасом
Bazaar, 4-2000

НОВЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЮРИЯ ГОЛУБЕВА

Юрий Голубев. Фото Владимира КураковаОчевидцы уверяли, что, импровизируя в дуэте с Эдди Гомезом, Юрий Голубев переиграл мировую знаменитость.
С Гомезом он встретился на прошлогоднем фестивале Юрия Башмета, в чьем оркестре играет, а в начале нынешнего года уже некоторый вес собственного имени привел Голубева в квартет российских джазовых звезд Игоря Бутмана, Ивана Формаковского и Эдика Зизака. В музыкальных "кругах" одаренность Голубева признают давно. Сам он охотно рассказывает, как в детстве писал немыслимые музыкальные диктанты, до 8-го класса вообще не занимался музыкой дома, а потом сел за этюды и гаммы и выиграл всесоюзный конкурс. У него есть представление о самодисциплине и желание прилагать усилия, чтобы получалось как надо. Да еще инструмент достался такой, что с ним один путь - в оригиналы.

Со времен учебы в Центральной музыкальной школе Юра был энтузиастом оркестровой работы: во всех оркестрах и составах занимал место не ниже концертмейстера басовой группы. На втором курсе счел за счастье попасть к Башмету в "Солисты Москвы". Но за семь лет работы пришлось объехать 33 страны, и самые прославленные концертные залы мира стали для него почти такими же привычными, как Большой зал консерватории. А вот пример Башмета, сумевшего завоевать новый статус своему инструменту, наоборот, мобилизовал. "Нужно стараться самому стать Башметом", - говорит сегодня Голубев.

Когда-то шесть миниатюр Чика Кориа с контрабасом, исполненные им через усилитель, вызвали скандал на консерваторском экзамене, хотя перед этим Юрий великолепно справился со всеми тонкостями барочного стиля Хофмайстера и сыграл собственное переложение виолончельной сонаты Бетховена (кстати, изданное в Бонне). Несколько переложений для контрабаса, опубликованных в Германии издательством Юргенсона, можно считать определенным успехом, но Голубев прекрасно понимает, что расширять таким путем репертуар инструмента не выход: исполнять кларнетовый концерт Моцарта на контрабасе - не более чем техническая задача.

Контрабас в руках обостряет чувство реальности и боязнь пустого дела: "Сольная карьера - смешно: нечего играть, да и некому слушать, оркестровая - недостаточна. Единственно возможная ниша - джаз". Год назад концерт в Калуге положил начало руководимому Голубевым "Russian Jazz Quartet" (пианист Вячеслав Сержанов, саксофонист Антон Залетаев и ударник Дмитрий Тюрин). Авторский джаз высокого исполнительского уровня, отличающийся собственным стилем, он считает наиболее перспективным в России, ведь здесь большинство исполняет неоригинальные, всем известные "стандарты" (музыкальные темы).

Академическую музыку Голубев играет только в оркестре (правда, однажды я слышал его соло из "Карнавала животных" Сен-Санса - замедленный вальс "Слон"), совсем ее не слушает, зато сочиняет. Он рассказывает, как долго и мучительно обдумывал и переделывал композицию "8егеп11у", заказанную гобоистом Григорием Кацем и ансамблем "Концертино". Получилось так: гобой стоит на авансцене, струнные разбросаны по сторонам. Каждый играет свое, никак не взаимодействуя с остальными, да еще в различных метрических системах: альт подвижный, у виолончели раздумье, и только две скрипки совпадают. Гобой позже всех вступает и раньше всех заканчивает, струнные пиано, гобой форте. "Фон весь просчитан, честно признаюсь, на калькуляторе, чтобы было точное темповое взаимодействие".

"Точность мысли, состояния и выражения" - его идеал профессии и жизни. Он задает расчетам не ограниченность, а бесконечную цель самосовершенствования своего сознания, способного следовать за непостижимым как можно дальше. Публика получает от него необходимое творческое вдохновение: музицирование действует на Юрия наркотически, сцена представляется вакуумом, всегда готовым к заполнению. Но, несмотря на иррациональную стихию таланта, он чувствует и иное свое призвание и говорит, что если не реализуется как музыкант, то хотел бы стать летчиком. Причем этот архетип детской мечты Голубев видит в разрезе серьезной механики и собирается по-настоящему учиться управлять самолетом. Машину он уже водит, и это к музыке еще ближе: нужно перевозить инструмент-гигант и высокий стул.

Одаренность - большой груз в отношениях с миром. Сверхчувствительность защищается постоянным желанием самовыражения и оборачивается жесткостью профессионала. Голубев четко разделяет проблемы свои и чужие, но со своими разбирается критично и честно. В консерватории, например, у него не складывались отношения с педагогом: Юрий считал, что, получив основные навыки, больше не обязан ничего перенимать и должен прислушиваться только к себе. Ему легче играть сидя, а не стоя, и держать инструмент сбоку, а не по центру. Единственный удобный стул он нашел в концертном зале в Новой Зеландии, и пришлось поторговаться с рабочими сцены, не привыкшими к распродаже "казенного"... Надо заметить, что ответственность перед собой особенно уместна в отношениях с контрабасом: когда я слушал его сольную импровизацию из сюиты Игоря Райхельсона, то подумал о самобытной, почти физической силе воздействия этих всколыхнувшихся частотных недр.

Михаил Жирмунский
"Bazaar", апрель 2000

Юрий Голубев: о мастер-классах и прочем
"РМИЦ", октябрь 2000

"Солисты Москвы" - это не только Юрий Башмет и его альт, заставляющий в млеющем восторге замирать залы. Практически все музыканты этого оркестра - самобытны и интересны сами по себе. Например, контрабасист Юрий Голубев… 

Сейчас за адаптацию Юры к американскому образованию всерьез взялись консерватории США. Важная фигура "контрабасового мира" Юрий Голубев, а в жизни - просто приятный и веселый человек - уже во второй раз уехал в Штаты с мастер-классом. Он - первый российский контрабасист, интересный и близкий американцам настолько, что они готовы учиться у него. Может быть, это потому, что он одинаково профессионально исполняет как академическую музыку (попутно вступив в Международную Ассоциацию Контрабасистов), так и родной для американцев джаз. Потому и пригласили именитые профессора нашего "Солиста" сначала в Дублин, а затем и в США. Так что сейчас заокеанские студенты активно усваивают секреты российской исполнительской школы. Из которых, впрочем, сам Юра не делает никаких секретов. 
Мы сидим с Голубевым, как водится, в самом уютном и теплом месте квартиры - на кухне и разговариваем о высоких (и не только) материях.
- Как Вы планируете провести нынешний мастер-класс в Duquesne University? 
- Я думаю, что все пройдет приблизительно так же, как и в предыдущих Peabody Concervatory и Carnegie Mellon University. Вывесят афишу, соберется в зал много студентов. Человек восемь сыграет свой сольный репертуар, что растянется часа на три. Вообще, насколько я понял американскую систему, у басистов существуют уроки по специальности пару раз в неделю, а также Class. Это когда собираются все студенты под руководством какого-нибудь одного педагога, и в течение нескольких часов происходит своеобразный обмен опытом. Так вот, и в Carnegie Melon, и в Peabody, я, видимо, провел один из таких "классов". И думаю, что в Duquesne будет то же самое. 

- Ваша задача будет заключаться в корректировке технических навыков? 
- Да нет. Это только в Дублине мне дали установку помогать исключительно в плане техники. Хотя в первую очередь сталкиваешься именно с этим 

- И много технических проблем у американских студентов-контрабасистов? 
- Одна из важных проблем - это фразировка, порой даже ее отсутствие, незнание как подойти к материалу. Другая связана с игрой смычком очень сильно согнутой правой рукой, что мешает приложению веса на струну… Правда, один парень мне сыграл в высшей степени так, но у него при этом все получалось. Это, кстати, был один из самых талантливых студентов в Peabody. 

- А какие произведения включены в учебный репертуар? 
- В Америке на контрабасе очень любят играть виолончельные сюиты Баха или другие сочинения этого композитора. Но иногда исполняют их чуть ли не в старой советской манере. Я понимаю, что вопрос аутентичности исполнения в подобном случае достаточно спорный, ведь инструмент не перестроен, но хотелось бы все же привнести в игру какие-нибудь нюансы, особенности. Вообще у меня двояко-трояко-четверящиеся чувства относительно услышанного в Америке. С одной стороны - отрадно, что студенты не играют совсем третьесортную музыку, которую очень часто играют контрабасисты в России. С другой стороны, складывается впечатление, что те произведения, которые там играют, учащимся просто не по зубам. Но в любом случае моя задача - помочь учащемуся, указать и поработать над трудностями. 

- Ну, со студентами-то все ясно, а лично Вам мастер-класс чем-нибудь помогает? 
- Пожалуй, он придает большую уверенность в себе. И вот что еще я заметил. У меня в Штатах есть инструмент, на котором я занимаюсь. После мастер-класса я в своей игре машинально обращаю внимание на те проблемы, с которыми только что столкнулся. Очень интересная обратная связь получается. 

- Существует ли такая же обратная связь между Вашей исполнительской и композиторской деятельностью? 
- Помимо того, что начинаешь уважать труд композитора, появляется стремление максимально точно отразить написанное в нотах. Особенно это касается исполнения современной академической музыки с ее сложными ритмическими рисунками. Если я вижу четверть с двумя точками и тому подобное - в моей игре это должна быть именно она, не длиннее, но и не короче. Ведь композитор написал это не просто так. 

- А как же быть со "свингом", который, по Вашим словам, необходим в любой музыке? 
- Джазовое мышление дает музыканту внутреннюю артистическую свободу, без которой в музыке вообще делать нечего. В джазе возникает момент управления временем (этот термин я сам придумал и очень люблю его употреблять), но это не хаотическая, а импровизационная свобода в четких рамках. Без нее любая музыка академической традиции будет звучать пресно. В то же время и для джазового исполнения классика необходима хотя бы с технической точки зрения. 

- Уделяется ли внимание этой проблеме в Штатах? 
- Там половина занятий посвящена сольным партиям, другая половина - оркестровым. Я бы разделил эти часы между джазом и классикой и не стал бы уделять столько времени оркестру. 

- Вы изменили бы что-нибудь в их системе преподавания? 
- Если бы я преподавал джаз в Штатах, я бы заставлял своих студентов играть весь классический репертуар. Поскольку мне кажется, что человек, который учится играть на контрабасе только джаз, выглядит достаточно доморощенно. 

- Как долго продлится Ваше пребывание в Америке? 
- Неделя, и этого вполне достаточно. Мне хватает. К тому же 14 ноября мы, то есть Камерный оркестр п/у Юрия Башмета, летим в Испанию, потом во Францию и еще куда-то. У нас на целый год план расписан, правда все может двадцать раз отмениться… 

Вопросы задавала Екатерина Гладкова
первая публикация: "РМИЦ"

На страницу Юрия Голубева

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0