Родился 9 июня 1944 г. в Москве.
Закончил Институт им. Гнесиных по классу
профессора Теодора Гутмана.
Первая известность на широкой джазовой сцене - 1965
г., II Московский джазовый фестиваль. Позже
советская пластиночная монополия "Мелодия"
выпустила цикл студийных альбомов, на которых
был повторен фестивальный материал -
"Джаз-65".
Трио Игоря Бриля (Бриль -
фортепиано, Алексей Исплатовский - контрабас,
Владимир Журавский - ударные) было представлено
на альбомах тремя композициями, одну из которых -
блюз "Пробуждение" - написал Игорь Бриль.
1966 - трио Игоря Бриля (с новым басистом
Владимиром Смоляницким) становится ритм-секцией
оркестра "ВИО-66" п/у Юрия Саульского, где
Бриль сотрудничает с саксофонистом Алексеем Козловым (например,
пьеса Козлова и Бриля "Черное и Голубое"
вышла на альбоме "Джаз-67", записанном
"Мелодией" на одноименном московском
фестивале). Игорь Бриль проработал в составе
оркестра более двух лет (до 1968 г.).
1968 - Игорь Бриль под влиянием
услышанных им записей пианиста Денни Зейдлина в
значительной степени меняет исполнительскую
манеру; начинает сотрудничество с
флюгельгорнистом Германом
Лукьяновым.
1969-1971 - участие в
квинтетах, секстетах, септетах с Германом
Лукьяновым; ряд записей в дуэтах Германа
Лукьянова и в составе его трио (с барабанщиком
Михаилом Кудряшовым). Параллельно Бриль
выступает с собственным трио, в том числе на
фестивалях в Болгарии, ГДР, на Кубе и на фестивале
Jazz Jamboree-71 в Варшаве (одна композиция Бриля вошла в
фестивальный альбом, попав на одну сторону
пластинки с записью вибрафониста Гэри Бертона).
1974 - совместная запись в Москве с
польским пианистом Адамом Маковичем.
1975 - отказ от формата трио.
Выступление на международном джазовом фестивале
в Белграде с первым составом секстета Игоря
Бриля, в составе которого появляется
альт-саксофонист Александр Осейчук.
Формирование постоянного состава секстета, в
который, помимо Бриля и Осейчука, вошли
тенор-саксофонист Алексей Набатов, трубач
Николай Батхин и др. (студенты Бриля в джазовой
студии Дворца культуры Москворечье, ныне
Московский колледж импровизационной музыки, где
Игорь Бриль вел классы джазовой гармонии и
фортепиано).
1976 - Игорь Бриль становится
преподавателем музыкального училища им.
Гнесиных (ныне Государственное музыкальное
училище эстрадного и джазового искусства).
Участие секстета в записи музыки Джорджа
Гершвина из мюзикла "Girl Crazy" совместно с
хором п/у Бориса Тевлина, выступление с хором в
Большом зале Московской консерватории.
1977 - Игорь
Бриль приобретает электрический рояль Elca, что
приводит к усилению джаз-рокового начала в
музыке его ансамбля. В ритм-секцию ансамбля,
помимо барабанщика Арнольда Гороховского,
входят Александр Брыксин (конги) и Виктор Вист
(бонги), расширив ансамбль до октета. Запись
первого LP ансамбля - "Утро Земли" (Мелодия,
1977).
1978 - ансамбль Игоря Бриля участвует в XI
всемирном фестивале молодежи и студентов в
Гаване (Куба). Музыканты несколько раз участвуют
в джемах с кубинской группой Irakere (в разные годы в
ее состав входили саксофонист Пакито Д'Ривера,
трубач Артуро Сандоваль, пианист Хесус
"Чучо" Вальдес и др.).
1981 - выходит LP "Оркестр приехал"
(Мелодия), подводящий итог "электрическому"
периоду. Игорь Бриль меняет состав ансамбля,
оставив два духовых инструмента (альт-саксофон -
Александр Осейчук, труба - Николай Батхин),
вернувшись к акустическому роялю и заменив
бас-гитару контрабасом (Анатолий Соболев).
Стилистика ансамбля также меняется, практически
уходит джаз-роковое звучание, сложные
аранжировки сменяются обильными
импровизационными соло.
1985 - выходит LP "Перед заходом
солнца" (Мелодия), содержащий записи
акустического состава 1981-84 гг. Игорь Бриль вновь,
как и в начале 70-х, много работает в дуэтах: с
саксофонистами Александром Осейчуком, Сергеем
Гурбелошвили, гитаристом Алексеем
Кузнецовым (один трек записи такого дуэта
опубликован на CD Алексея Кузнецова "Голубой
коралл плюс" - SoLyd Records, 1997), вокалистками
Татевик Оганесян и Ларисой Долиной, пианистами
Тыну Найсоо и Леонидом Пташко.
1988 - гастроли в США
(Нью-Йорк, Вашингтон, Солт-Лейк-Сити, ряд
колледжей и университетов Восточного побережья).
Состав: Александр Осейчук - альт-саксофон,
Алексей Кузнецов - гитара, Виктор Двоскин -
контрабас, Евгений Рябой - барабаны. Запись
концерта в клубе Village Gate выпущена на CD лейблом Mobile Fidelity (Igor Brill & The
All-Star Jazz Band - Live At The Village Gate, Mobile Fidelity MFCD-861). Один из LP
"Мелодии" переиздан в США лейблом East Wind.
1989 - гастроли в США (Лос-Анджелес,
Сан-Франциско). Состав: Александр Осейчук -
альт-саксофон, Алексей Кузнецов - гитара, Виктор
Двоскин - контрабас, Евгений Рябой - барабаны.
Гастроли проведены по инициативе муниципальных
властей г. Милл Вэлли (Калифорния) - побратима
Олимпийской Деревни в Москве. В трех концертах в
Сан-Франциско участвовали Джо Хендерсон
(тенор-саксофон) и Бобби Хатчерсон (вибрафон).
1990 - Игорь Бриль создает новый
ансамбль, "Игорь Бриль и Новое поколение", с участием своих
сыновей-близнецов - Дмитрия (сопрано-саксофон) и
Александра (тенор-саксофон). Состав существует до
настоящего времени - то в виде трио, то как
квинтет (плюс барабанщик Дмитрий Севастьянов и
басист Антон Ревнюк).
1997 - в Концертном зале им. Чайковского
проходит концерт, посвященный 35-летию творческой
деятельности Игоря Бриля; сам он выходит на сцену
в нескольких составах, в концерте участвует
свыше 20 музыкантов. На лейбле "SoLyd Records"
выходит CD "В пути", составленный из записей
прежних лет.
1998 - трио "Новое поколение"
выступает в Дели на Днях российской культуры в
Индии; квинтет "Игорь Бриль и Новое
поколение" выступает на фестивале Du Maurier Jazz
Festival в Монреале (Канада).
1999 - на лейбле Boheme Music
выходит CD "Time Remembered",
составленный из записей Игоря Бриля 60-70-х гг.
"Джазист, импровизатор - а образование получил
академическое. Этот "академизм" легко
ощутим. Отдавая должное принятой в джазе
"ударности", акцентированности фразировки,
Бриль в своем пианизме... именно пианистичен. Он
играет на рояле по фортепианным законам, глубоко
чувствуя душу этого инструмента. Бриль мастер
легкого, нежного туше, нюансов и полутонов; он
играет так, словно ему удалось преодолеть
молоточковый характер фортепианного механизма...
Занимаясь со студентами, он учит их играть джаз,
используя весь арсенал так называемых
классических средств, учит тому, что звук должен
быть протяжным, что акустический рояль - это
тембровое безбрежье, что с ним никогда не
сравнится самая лучшая электронная клавиатура,
которую, впрочем, тоже необходимо знать..."
Аркадий Петров,
"Джазовые силуэты" (Москва, "Музыка", 1996)
|