502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ДЖАЗ В РОССИИ: 75 ЛЕТ

    Когда американца, в джазе в принципе разбирающегося, спрашивают о русских джазменах, кого он вспоминает? По опыту могу сказать, что - трубача Валерия Пономарева (экс-Jazz Messengers Арта Блэйки). Если очень напряжется, может вспомнить сопрано-саксофониста Анатолия Герасимова (экс-Duke Ellington Band), трубача Александра Сипягина (The Mingus Big Band) и тенор-саксофониста Игоря Бутмана. Вот и все, кто "из наших" запал в память родины джаза. И это при том, что в минувшем году джазу в России исполнилось 75 лет. Кстати, все вышеперечисленные музыканты в год 75-летия российского джаза либо в России побывали с концертами (Сипягин, Пономарев), либо после многолетнего пребывания в Штатах в Россию попросту вернулись насовсем (Герасимов и Бутман). Как раз в 97-м и у Герасимова, и у Бутмана вышли первые российские CD; и если Игорь Бутман выпустил оба ("Ностальгия" и "Jazz 4X4") на крупном "популярном" лейбле - на "Союзе" - то Герасимов начал издалека: его "Far Away" вышел в Новосибирске. Еще одна тенденция года минувшего: российское джазоиздание сдвинулось к востоку. Конечно, "Союз" выпустил много джаза (под спецлейблом "Prestige Records" вышли три альбома биг-бэнда Анатолия Кролла, два - Игоря Бутмана в разных составах, по одному - пианиста Григория Файна, гитариста Константина Серова, клавишника Одиссея Богусевича и других), но наиболее значительным джазовым каталогом обладает теперь новосибирская фирма "Yermatell Records". "Ерматель" возглавляет неутомимый энтузиаст сибирского джаза барабанщик Сергей Беличенко; при создании лейбла в дело сначала пошли богатейшие архивы (Новосибирск славится как крупный джазовый центр с 60-х), затем - записи весьма достойных местных составов (в том числе и с участием самого Беличенко), потом - проезжавших через Новосибирск российских и зарубежных гастролеров. Теперь на "Ермателе" выходят самые разнообразные альбомы. Как лучший из них за минувший год нужно выделить "Заговор Медных" Акустик-квартета Аркадия Шилклопера. Блестящий образец нестандартного мышления в исполнении Сергея Беличенко (Новосибирск) на барабанах, Игоря Паращука на саксофонах и Сергея Проня на трубе и флюгельгорне (оба из Екатеринбурга), а также самого Шилклопера (Москва) - безусловно, лучшего в мире импровизирующего валторниста. Еще две блестящие работы минувшего года принадлежат ему же: "Аркадий Шилклопер и Волковтрио" - нервный, жесткий альбом с гитарным трио великого питерского контрабасиста Владимира Волкова (к сожалению, этот альбом пока существует только на кассетах) - и "Hornology" (московский лейбл RDM). Этот последний альбом Аркадий записал один. Две, три, четыре валторны одновременно звучат из его секвенсоров - право, на концертах стоит посмотреть, как он ловко прыгает среди педалей-контроллеров, умудряясь заставлять их одновременно играть ритм и аккомпанемент, а самому "наворачивая" импровизационное соло! Заслуженный успех альбома, звучащего одновременно как "новый джаз", new age и академическая романтика, привел к тому, что уже в начале нового года лицензию на переиздание "Hornology" купил швейцарский лейбл Creative Works. Кстати, это далеко не единственный успех Аркадия Шилклопера на международном уровне. Стоит вспомнить и его многочисленные европейские гастроли - как с Moscow Art Trio Михаила Альперина, так и соло - и чуть менее успешные американские, бездарная организация которых многое испортила. Ну, и вершина: в апреле 97-го альбом квинтета Михаила Альперина с участием Шилклопера, а также европейских суперзвезд Турре Бромбурга и Йона Кристианссона, вышел на легендарном лейбле ЕСМ. Можно фыркнуть: среди названных, мол, москвичи сплошные. Да, большинство джазменов стремится в Москву. Там сейчас есть несколько часто обращающихся к джазу концертных площадок, а также, что важнее - специализированных джазовых клубов, да и в неспециализированных кабачках несложно заработать, не слишком далеко уходя от своей профессии. Там - мощные учебные заведения, в том числе джазовый факультет в Академии им. Гнесиных, которым руководит пианист Игорь Бриль (ученики Бриля и другого "джазового профессора" - альт-саксофониста Александра Осейчука - составляют в московском клубно-джазовом сообществе заметную прослойку). Там, в конце концов, вообще Москва. Но 97-й год показал, что по-прежнему российский джаз не одной Москвой жив. В Петербурге работают два ежедневных джазовых клуба. Кстати, такого и в Москве нет. Одним - Джазовой филармонией - руководит почтенный мультиинструменталист Давид Голощекин. Здесь звучит в основном "традиция". Второй клуб называется таинственной аббревиатурой JFC, им руководит Андрей Кондаков - блестящий пианист, безусловно один из трех лучших сейчас в России (кстати, вместе с Игорем Бутманом он записывался на "союзовском" альбоме "Jazz 4X4", где в качестве ритм-секции - ни много ни мало - легендарный басист Эдди Гомес (многолетний партнер Чика Кориа) и не менее легендарный ударник Ленни Уайт). О Новосибирске я уже упоминал; естественно, деятельностью Сергея Беличенко джазовая жизнь в городе не исчерпывается, но хочется выделить еще один важный момент. Летом 97-го в городе прошел традиционный фестиваль, совмещенный - в третий раз за 20 лет - с научной конференцией по джазовому музыковедению с участием аж самого Тодда Баркана (KeyStone Music). Но дело тут не в конференции, хотя она для самоосознания российского джаза она важна; дело даже не в составе участников собственно фестиваля (Збигнев Намысловский, Анатолий Вапиров, Игорь Бутман с массой приглашенных американцев, ансамбли из Латвии, Финляндии, Литвы, Эстонии, Израиля - Леонид Пташко посетил свою историческую родину! - а из россиян Георгий Гаранян, Аркадий Шилклопер, Андрей Кондаков и десятки других...). Дело в том, что денег на фестиваль дал Фонд Сороса. А Сорос, как известно, вкладывает деньги только в очень значимые вещи. А вот на Курский фестиваль, имевший место тем же летом, денег дал Российский Фонд культуры. И посмотреть только, какой живой и мощный фестиваль сделал главный джазмен Курска пианист Леонид Винцкевич (тоже, кстати, из тройки лучших пианистов России)! А главное - как публика принимала. Три дня сплошных аншлагов со внимательной, понимающей, умеющей слушать джаз публикой! И ведь не в одном только Курске так. Куда ни глянь - везде джаз собирает полные залы. И в традиционных джазовых центрах - Новосибирске, Новокузнецке, Ярославле, Архангельске - и в Твери, Казани, Уфе... Даже в Оренбурге, который раньше джазовым городом назвать было очень сложно, в октябре при аншлагах и восторженном приеме публики прошел отличный фестиваль "Евразия-97". Отлично принимали и III Международный Московский джаз-фестиваль, собственно, и посвященный 75-летию отечественного джаза. И то сказать, московские участники были на высоте. На высоте был и единственный немосковский участник - могучий новосибирский биг-бэнд Владимира Толкачева. Вот только почему этот фестиваль оказался международным? Понятно, выступали "наши американцы" - специально приехавшие трубач Александр Сипягин, тенорист Сергей Гурбелошвили. Понятно, Бутман привез очередных настоящих ("не наших") американцев, причем весьма крепких и профессиональных, но из безнадежно "третьей лиги". Больше того, лундстремовец Николай Панов выступал с франко-американской певицей, весьма неплохой, но совершенно никому не известной (имя ее - Манда Джинн, но на афишах писали "Аманда", чтобы избежать неизбежного в российских условиях прочтения с ударением на последний слог). Все-таки для "международного" статуса этого слишком мало. В кулуарах грустно шутили: в следующий раз фестиваль назовем международным потому, что на нем выступят три-четыре парня, которые видали живых американцев... Конечно, понятно: денег мало, предполагавшийся приезд на фестиваль Чика Кориа с Гэри Бертоном оплатить не удалось, но все-таки... И ведь были, были и гастроли удачные! Дважды - Дэйв Брубек (в мае в Питере и в декабре - в Москве); Джо Завинул и Zawinul Syndicat; Эл Ди Меола; Джон Аберкромби (с отличным ударником Дэнни Готлибом - помните первые записи Pat Metheny Group?), кстати, опять-таки по инициативе и с участием Игоря Бутмана; Бенни Голсон с Валерием Пономаревым и полтора десятка менее именитых проектов, часть которых прокатывалась не только по Москве, но и по провинции. Итак, количественная сторона существования российского джаза в год его 75-летия оказалась весьма удовлетворительна. Важно, что и с качественной начались подвижки. Кроме концертной, джаз активно осваивает и клубную экологическую нишу. Кроме старых поклонников, бородатых, в свитерах и с трубками в зубах, на джазовые концерты активно идет новая публика - причем далеко не только "краснопиджачная", которой "джаз по престижу", а в первую очередь - молодежь. Среди трех десятков наименований джазовых пластинок, вышедших за год, переиздания записей советского периода составляют меньшинство: большинство - записи 1995-97 годов. Джаза все больше на радио - причем не только в Москве. В Интернет еженедельно транслировались первоклассные живые джазовые концерты из студии скромной средневолновой московской радиостанции "Ракурс". Один за другим в русскоязычном Интернете открываются джазовые сайты, включая специализированный сервер www.jazz.ru. Надо думать, первопроходец российского джаза Валентин Парнах, сыгравший 1 октября 1922 года первый в Москве джазовый концерт, остался бы доволен. Если бы не сгинул в ГУЛАГе...
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0