502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
ДЖАЗОВЫЙ
ПРАЗДНИК ИМЕНИ БУТМАНА |
11 и 12 июня 1998 г. в
Концертном зале имени Чайковского проходил
Независимый джазовый фестиваль. Что это за
явление? Почему независимый? От кого?
Постоянные посетители джазовых
концертов помнят, что год назад уже проходил
некий независимый фестиваль, и связан он был с
именем саксофониста Игоря Бутмана. Логично
предположить, что и в этом году Игорь замешан в
деле его организации. Так и есть. Оказалось, что
фестиваль организовал именно Бутман, ну а
"независимый" он потому, что приурочен к Дню
независимости России.
Игорь Бутман
в последние два-три года превратился в своего
рода катализатор российской джазовой жизни. Не
будь его, все было бы куда грустнее. Игорь,
проработавший в Америке семь лет с лишним, не
просто обрел там подлинно нью-йоркскую школу и
настоящий джазовый лоск, но и оброс полезными
знакомствами. Ну, а помноженные на его энергию и
пробивные способности, эти знакомства дают плоды
в виде частых гастролей по России отличных
американских джазменов - от "сайдменов"
средней руки (но, заметим, высокого качества) до
признанных "звезд", вроде контрабасиста
Эдди Гомеса или гитариста Джона Аберкромби.
Кстати, Джон Аберкромби участвовал в
нынешнем фестивале. Участвовал в составе
ансамбля, собранного Игорем специально для тура
по России. Кроме Аберкромби, одного из самых
уважаемых гитаристов современного джаза, в
ансамбле играл его постоянный партнер,
барабанщик Адам Нуссбаум, басист Стив Ла Спина, а
также скромный с виду, но весьма именитый пианист
Энди ЛаВерн (в прошлом - партнер самого Стэна
Гетца). Ну и сам Игорь, естественно.
Был и еще один
американский состав - темнокожая ритм-секция
(басист Эссиет Эссиет и барабанщик Тони Ридас) и
светлокожий лидер - длинноволосый вибрафонист
Джо Локк, который в России по приглашению Игоря
уже в пятый раз. Джо не только виртуозно играет на
своем сложном и редком инструменте, он еще и
превосходный шоумен - когда смотришь, как он
играет, кажется, что нот звучит по крайней мере в
три раза больше.
И, конечно, в фестивале участвовали и
российские музыканты. Причем очень широкого
спектра. Учитель Игоря Бутмана, легендарный
Геннадий Гольштейн представил проект "Далекие
радости". Сенсация: после многих лет паузы
Гольштейн снова в джазе! Вместо альт-саксофона он
теперь играет на кларнете, а вместо фри-джаза -
умную и стильную имитацию джаза середины 30-х, в
которой ни одной ноты не звучит так, как не могло
бы звучать 60 лет назад. Причем это не исполнение
стандартов в "тех" традициях, а
стилизованные под бенни-гудмановскую эпоху
авторские вещи Гольштейна!
Российский
этно-джаз представлен был трио уникальных людей.
Аркадий Шилклопер - безусловно лучший в мире
импровизирующий валторнист, человек,
записывающийся на легендарной фирме ЕСМ и гастролирующий по всей
Европе. Сергей Старостин - неутомимый
исследователь подлинного русского фольклора,
вокалист и исполнитель на народных духовых. И
Владимир Волков, лучший контрабасист
Санкт-Петербурга и лидер собственных всемирно
известных составов. Безусловно, это не
традиционный джаз, это - то, что относится к
категории "новая импровизационная музыка".
И это чрезвычайно интересно - американские
участники фестиваля слушали из-за кулис,
приплясывая от восторга.
Один из лучших в России джазовых
пианистов, петербуржец Андрей Кондаков показал
неожиданную программу - джаз-рок! В его проекте
"Без адреса" - блюзовый гитарист Валерий
Белинов из Риги, живущий в Париже басист Андрей
Светлов, живущий в Питере кубинский
перкуссионист Йоэль Гонсалес... За барабаны сел
американец Тони Ридас - и влился в группу, будто
всегда в ней играл. "Без адреса" - музыка
мощная, замешанная на электрическом фанке и
ритм-н-блюзе, но, как обычно у Кондакова, очень
романтичная.
Интересную
программу показали братья
Ивановы - пианист Михаил и контрабасист Андрей.
Сыграть с ними их авторские (с отчетливо русской
мелодикой) вещи вышел барабанщик Олег Бутман -
младший брат Игоря, живущий в Нью-Йорке. Часть
этой программы выходила на CD, когда Ивановы много
лет работали в Бельгии, часть вышла в России на их
только что выпущенном альбоме "Black In Jazz".
Не обошлось и без экспериментаторов.
Юный (17 лет) и технически невероятно сильный
пианист Антон Севидов со своей группой
продемонстрировал модный и вполне стильный
эйсид-джаз. А фьюжн-группа "ОРЗ", усиленная
известным гитаристом-экспериментатором
Александром Костиковым, играла совсем
непривычную для российской джазовой сцены
музыку - что-то медитативное, со сложными
тембрами и прихотливым ритмом.
Короче говоря, фестиваль показал
весьма интересный срез современного российского
джаза - музыки с достаточно широкой (и растущей!)
аудиторией, с весьма высоким уровнем музыкантов
и очень интересными идеями. И американские гости
были хороши. Так держать, Игорь.© Кирилл Мошков |
|