С 21 по 24 сентября в Вильнюсе прошел XIII Международный джазовый фестиваль "Vilnius Jazz 2000". На месяц раньше обычного... Чем несказанно спутал планы своих давних поклонников в соседних странах. Как оказалось, такое изменение сроков проведения фестиваля произошло с расчетом на увеличение посещаемости. И было инициировано самим Муниципалитетом Вильнюса ради включения фестиваля в рассчитанную на весь сентябрь программу общегородского фестиваля "Vilnius City Days". Но нашлись обстоятельства, вмешавшиеся в судьбу нынешнего "Vilnius Jazz'а" с прямо противоположным намерением - уменьшить число посетителей фестивальных концертов. И вот каким образом: традиционно арендуемый под фестивальную площадку Дворец культуры профсоюзов за последний год был переоборудован под кинозал с системой Dolby. Мало того, что колористическая гамма холла стала неописуемо коммерчески яркой, так еще и стены холла оказались всерьез и надолго занятыми голливудскими афишами, а не традиционной в дни "Vilnius Jazz' a" фотовыставкой. Так к тому же в переоборудованном в сторону несомненного комфорта зале число посадочных мест уменьшилось более чем в два раза: с 1100 до 450. Уж не знаю, что больше сыграло роль - перенесение сроков фестиваля или его порядковый номер (13), но даже часть этих выживших 450 сидений краснела от своей незанятости на большинстве концертов фестиваля. И все же он состоялся, 13-ый "Vilnius Jazz". И право, был неплох...
Концерт шепотом
Открылся фестиваль акустическим выступлением в Городской ратуше необычного коллектива из Франции "Denis Colin Trio". Для джазового это трио нетипично уже по самому подбору инструментов: традиционный джазовый саксофон здесь заменен бас-кларнетом, контрабас - виолончелью, а вместо традиционной ударной установки - иранский барабан зарб (zarb). По признанию участников трио, эти три инструмента соединились в их музыке не случайно, не ради одной лишь экзотики или эпатажа: такая комбинация - результат долгих поисков в мире звуков и тембров. К слову, сам подбор троих участников коллектива не менее удивителен: все трое словно пришли из разных музыкальных миров. Лидер - кларнетист Дени Колен (Denis Colin) - профессиональный музыковед и музыкант, выступающий как соло, так и с большими оркестрами; пишущий музыку как для своих трио, квинтета и ансамбля из 12 участников, так и для кино, театра, шоу- и радиопостановок, преподаватель игры на кларнете и музыкальных курсов для актеров. Виолончелист Дидье Пети (Diddier Petit) более известен своими проектами в мире хореографии, танца и перформанса. Полная дискография Дидье Пети насчитывает 27 альбомов. На его счету также работы над такими неординарными проектами, как выставка Ильи Кабакова в парижском Центре Помпиду - музыкальное сопровождение к ней Дидье создавал в компании вильнюсского барабанщика Владимира Тарасова.
И, наконец, третий участник трио - музыкант-самоучка Пабло Куэко (Pablo Cueco), отдающий душу и сердце ударным инструментам исключительно редким и загадочным: иранскому зарбу (zarb), бразильскому беримбау (berimbau), уругвайскому репику (repique). Именно участие в трио этого музыканта, рождаемых им и его экзотическими инструментами редкими для слуха звуками привело к тому, что творчество французского трио абсолютно не укладывается в рамки ни одного четко ограниченного стиля: это и не джаз, и не world music, и не ethno jazz, и даже не импровизационная музыка. Это все вместе. Порой это не музыка, а музыкальный шепот, музыка на уровне телепатии, которую даже звук робкого щелчка спуска фотоаппарата нарушает столь же жестоко, как, скажем, звук реактивного самолета музыку тишины...
Слияние двух лун
В связи с данным фестивальным проектом выражение "слияние двух лун" показалось мне уместным вот по каким соображениям. Дуэт клавишника и композитора Дайнюса Пулаускаса с трубачом Валериусом Рамошкой и вправду похож на дуэт двух лун из разных созвездий. Даже несмотря на то, что эти музыканты давно работают вместе в очень удачном проекте "Dainius Pulauskas Project", они очень разные личности: застенчивый, углубленный в себя меланхолик Пулаускас, и типичный улыбчивый экстраверт с долей нарциссизма - Рамошка. Первый - переполненный идеями, мечтами, сомнениями, звуками, второй - игрой, стремлениями, искренней верой в свои безграничные возможности. И если для самовыражения Пулаускас выбирает бесконечные звуковые возможности одного только синтезатора "Yamaha", то Рамошка - бесконечное число инструментов: труба, флюгельгорн, "дерево дождя", барабаны и еще с пяток всяких перкуссионных примочек. Музыка на грани классических сюит и народных мелодий, порой даже ближе к этно-джазу, чем к фьюжн. Музыка, в которой тон, задаваемый интернациональным синтезатором, отзывался, подхватывался одним из множества "живых", деревянных и медных инструментов с разных концов света, из-под разных лун...
Кракатау-Хельсинки-Вильнюс...-Транзит
Отвечая музыкальным симпатиям директора фестиваля Антанаса Густиса, ни один фестиваль "Vilnius Jazz" не обходится без концертов джазовых гитаристов. В этом году гитарный джаз представлял известный в Европе финский музыкант Рауль Бьеркенхайм и его группа "Triad" (Hannu Rantanen - контрабас, Mikko Hassinen - ударные).
Поворотным моментом в карьере Бьеркенхайма было, несомненно, его знакомство с легендарным барабанщиком Эдвардом Весалой - соратником Яна Гарбарека. Бьеркенхайм принимал участие в записи трех альбомов Весалы ("Bad Luck, Good Luck", "Kullervo" и "Lumi"). Именно тогда завязалось знакомство финского гитариста со звукозаписывающей компанией "ECM", на которой были выпущены впоследствии лучшие записи его группы "Krakatau". Расцвет карьеры Бьеркенхайма пришелся на середину 90-х годов: именно в это время он неоднократно признавался лучшим гитаристом Финляндии по опросам читателей и критиков джазовых изданий ("Jazzit!", "Jazzrytmit"). В 1994 году "Krakatau" была названа Лучшей группой, ее лидер - Музыкантом года, а альбом "Matinale" - Альбомом года. Новое трио Бьеркенхайма - "Triad" - преемник музыкальных традиций "Krakatau": сочетание жесткого гитарного звучания с восточной философией и поисками в области новых звуковых возможностей электрогитары. Чтобы помочь вам представить, в каком направлении движется творчество Рауля Бьеркенхайма, достаточно будет упомянуть рекорд-компанию "ECM", на которой он предпочитает записывать альбомы, и имена тех музыкантов, с которыми финский гитарист сотрудничает: Билл Ласуэлл, Томаш Станко, Пауль Шютце и группа "Phantom City".
Джазовые картинки
Ученики вильнюсской музыкальной школы имени Дварионаса, несомненно, выросли уже из "Веселых картинок", и потому название своему коллективу дали более уместное: "Джазовые картины" ("Jazz Pictures"). Этот и следующий проект - трио Моцкунас-Готесман-Сооаар - директор "Vilnius Jazz' а" высмотрел на нынешнем "Бирштонасе". За исключением многовекового джазового ударника Аркадия Готесмана, участники этих проектов - "зеленая поросль" литовского джаза на разной степени своего роста. Саксофониста Людаса Моцкунаса, ныне студента Копенгагской консерватории, трудно называть "молодым" музыкантом, потому как у него за спиной солидное число проектов и фестивалей (дебютный "Бирштонас" остался в далеком 1988 году), а уровень владения инструментом уже давно не окрашен в зеленый цвет. К слову, в этом году на проводимом в Латвии Международном конкурсе саксофонистов "Brilliant Note 2000" Людас Моцкунас стал обладателем Второй премии... В своем творчестве трио тяготеет к фри-джазу и фри-джазовым же экспериментам в сфере способа добывания free звуков из typical инструментов. В первую очередь, это эксперименты эстонского гитариста Яака Сооаара со смычком (ту же технику игры на электрогитаре показал на фестивале и финн Рауль Бьеркенхайм).
Возвращаясь к "Jazz Pictures" замечу, что особое внимание стоит обратить на дальнейшую судьбу трех участников квинтета: 15-летнего ударника Мариуса Алексы (ученик Гядиминаса Лауринавичуса) и его брата, басиста Домантаса Алексы, а также ученика Олега Молокоедова, пианиста Дмитрия Голованова. Профессиональные навыки и природные задатки видны в этих ребятах невооруженным взглядом, но вот только у одного - Мариуса Алексы - развито пока чувство сцены, ощущения, что только здесь, на сцене, возможно полное раскрепощение, душевный полет, импровизация, а не наоборот, как то было замечено у остальных участников квинтета - скованность, стеснение, робость в попытках отойти от партитуры. Это, конечно, дело опыта, но и дело "джазовости" самой личности музыканта: если ее нет - это просто хороший музыкант, но никак не джазмен. А поскольку, по комментарию Олега Молокоедова, сей молодой коллектив обязуется перерасти в образчик именно "Вильнюсской джазовой школы", которой-то и свойственна импровизационность и абсолютная свобода музыкального выражения, именно над этой свободой и стоит более всего задуматься уже сейчас сим молодым надеждам литовского джаза. Пример брать есть с кого, хотя бы со своих не намного старших коллег, вошедших в фестивальный проект контрабасиста Витиса Нивинскаса "Coltrane Impressions" (Валерий Рамошка - труба, Ян Максимович - саксофон, Дайнюс Пулаускас - клавишные, Витис Нивинскас - контрабас, Аркадий Готесман - ударные). Собственно "молодых" было двое: идеолог проекта Витис Нивинскас на контрабасе и саксофонист Ян Максимович, которого, вопреки словам ведущего фестиваля, музыковеда Дариуса Ужкурайтиса, я бы не назвала "перспективным саксофонистом". Ибо "перспектива" Максимовича уже состоялась и стала реальностью: очень интересный музыкант именно литовской джазовой школы игры на саксофоне с перспективой только в одном смысле: вероятно, очень большим музыкальным будущим. Тот факт, что именно Ян Максимович был выбран на роль "джазового мессии", саксофониста Джона Колтрейна в этом мини-спектакле в его честь, тоже не простая случайность. По моему мнению, из всех молодых литовских саксофонистов именно Максимович способен на эту невероятно эмоциональную, импрессионистскую манеру игры. Учитывая, конечно, необычность душевной натуры самого Яна, его внутреннюю самодостаточность и некоторую отрешенность от мира, в его сценической и музыкальной эмоциональности есть и несомненная заслуга патрона - известного литовского саксофониста Пятраса Вишняускаса, кстати, всего раз появившегося на фестивале, именно в день выступления Яна Максимовича...
Джаз нижних конечностей
Любителям не просто послушать джаз, а активно двигаться в ритм ему стоило ждать два часа в ожидании начала концерта американской фанк-группы "Defunkt", запланированного на 20:00, но начавшегося только в 22:00. И стоило ждать всем остальным, чтобы с первого же такта уловить поразительную разницу в мощности и яркости звуков американского джаза и европейского: все-таки это что-то в крови, ее температуре и скорости движения по артериям и венам...
Чтобы ни говорили про заслуги группы "Defunkt" в области фанка, внимание к их выступлению в Литве приковывали, прежде всего, такие факты: лидер группы, тромбонист и вокалист Джозеф Боуи приходится легендарному джазовому трубачу Лестеру Боуи не кем иным, как
младшим братом; затем наличие в "черной" группе "белого" литовского ударника Гинтаса Янусониса и то, что на бас-гитаре в группе играет женщина: явление все еще не массовое.
Вообще, послужной список каждого участника этого легендарного фанк-коллектива заслуживает подробнейшего рассмотрения, и в равной степени с самим выступлением группы увлекателен. Басистка "Defunkt" Ким Кларк выступает с группой уже 19 лет! Она участвовала в проектах Джо Хендерсона, Роберта Палмера, Лестера Боуи, George Gruntz Concert Jazz Band. Гинтас Янусонис "барабанил" для Эрики Баду, Оливера Лэйка и Тони Беннета, Дэвида Фучински и Дэвида Мюррэя. Пианист Эдэм Клиппл выступал вместе с Sun Ra Arkestra, Джоном Медески, Майклом Рэем и Cosmic Krewe. Саксофонист Алекс Хардинг был участником Hip Hop Feel Harmonic Orchestra Лестера Боуи, Sun Ra Arkestra, биг-бэндов Мингуса, Мюррэя, Оливера Лэйка и Роя Харгроува. Перкуссионист и композитор Кахиль Эль Забар (Kahil El Zabar) работал с Диззи Гиллеспи, Стиви Уандером и Фарао Сандерсом, именно ему принадлежит авторство аранжировки музыки к диснеевскому "Королю-Льву"... Все вместе в составе "Defunkt" делают потрясающе активную смесь африканской музыки и фанка. Виртуозность каждого участника группы приводит к традиционному построению практически каждой композиции "Defunkt", разбитой на длительные импровизационные соло для каждого инструмента и завершающейся неистовым эмоциональным хором всех звуков и тел на сцене. В довольно холодном фестивальном зале нью-йоркский фанк быстро разогрел тела, воздух и настроения. И это потом уже, на выходе из зала, публика стала занудствовать: "понравилось - не понравилось", "джаз - не джаз". А во время двухчасового "дефанкта" всем было тепло, весело, ритмично, сексуально, джаззово!...
Белый джаз
Даже наличие в составе "Defunkt" двух белокожих музыкантов все же не погасило сомнений, что "так" сыграть могут только черные! Столь же сильное сомнение: "А могут ли вот так сыграть черные?" зародилось в голове во время выступления немецких музыкантов сначала в сольном концерте пианиста Бернда Хоммана (Bernd Homman), а затем во время перформанса его же имени квартета вместе с литовской вокалисткой Недой.
Музыка Бернда Хоммана - полная противоположность тому, что создает "Defunkt": если последние - музыка для тела, то Хомман - музыка для души. Впрочем, объединяет два эти концерта невероятная искренность в выражении своих эмоций...
В первый день пианист Бернд Хомман дал сольный концерт, состоящий из композиции собственного сочинения, джазовых стандартов и просто красивых мелодий, имеющие к джазу, казалось бы, отдаленное отношение ("Сатирик" Эрика Сати или песни "Beatles"), если бы не импровизационная их обработка прямо здесь, на сцене, в зависимости от сиюминутного настроения пианиста. Вообще, Бернд Хомман - пианист импрессионистский, близкий по духу, прежде всего, к манере игры и музыкальной философии Кита Джаррета.
Второй концерт виртуозный немецкий пианист дал уже в составе "Bernd Homman Quartet" (Ансельм Зимон - кларнет, саксофон; Ларс Хансен - бас; Билли Бонтас - ударные). Основу репертуара квартета, работающего в стиле фьюжн, составляют композиции участников, главным образом самого Бернда Хоммана, которого на написание музыки вдохновляют пейзажи Германии, древние легенды германцев и... его 6-летний сын. В итоге замечательная, удивительно лиричная и романтичная музыка, виртуозно исполняемая квартетом. Уже второй раз за весь фестиваль на этом концерте можно было услышать мелодии, сыгранные pianissimo - на грани звука и тишины, музыки и шепота...
Не меньшим откровением стал перформанс, устроенный присоединившийся к квартету во втором отделении концерта литовской вокалисткой Недой - настоящей последовательницей традиций Чекасина в абсолютной импровизации на сцене - телесной, голосовой и душевной. То, что вытворяла Неда с увиденными впервые за несколько часов до концерта партитурами немецкого квартета, несказанно удивило самих музыкантов, ожидавших от Неды чего угодно, но только не того, что она начудила. За считанные минуту серьезные ноты словно превратились в легко осязаемые предметы для игры, жонглирования, увеселения. Весь концерт перерос в игру вокалистки, музыкантов и самых инструментов. Неда провоцировала, заигрывала, интриговала... Первым же сдался самый "горячий" по темпераменту (румын по происхождению) ударник Билли Бонтас, потом саксофонист... Как пошутил Олег Молокоедов: "Еще пару композиций вместе с Недой, и немцы превратятся в "Вильнюс Джаз Квартет"!"
Вспомнился в этой связи нынешний фестиваль "Kaunas Jazz", богатый джазовыми и именитыми гостями со всей планеты. А в итоге самым что ни на есть джазовым оказался концерт литовцев - группы джазовых мэтров из "Jazz 5" и Неды. И вот теперь, уже на "Vilnius Jazz' е", снова тот же плод литовской (вильнюсской) джазовой школы - Неда - сыграла последний, самый джазовый аккорд из длинной партитуры международного фестиваля. Хочется поздравить литовцев и посочувствовать им одновременно: имея под рукой такой джаз, чего еще желать?...
Анастасия Костюкович
специально для "Полного джаза"
|