ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 25 (83) - 16 августа 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Ну, во-первых, главное - приближается открытие сезона. Меньше чем через двое суток после выхода этого номера "Полного джаза" в Москве начинается первое крупное событие сезона - III фестиваль в саду "Эрмитаж". Так что межсезонье заканчивается, в связи с чем "Полный джаз" наконец возвращается к еженедельному графику выхода. Как и было до конца июня, мы рассчитываем теперь выходить каждую среду (около 21.00 по московскому времени).
Теперь - о своеобразии сегодняшнего "Слова к читателям". Если не считать многонедельной дискуссии о джазовой журналистике, бушевавшей в этой рубрике в конце 1999 г., рубрика эта всегда пишется редактором "Полного джаза". Однако сегодня мы решили этой традиции снова изменить.
За уходящее лето многое изменилось в российском секторе Интернета (так называемом рунете). Помимо некоторых качественных изменений, всего стало просто больше - резко возросло количество самых разных проектов, в том числе и музыкальных. Среди них появились и такие, что не чуждаются джазовой тематики - слава Богу! Чем больше джазовой информации в свободном доступе, тем больше насыщенность информационного поля - как для уже существующей джазовой аудитории, которая до сих пор испытывает информационный дефицит, так и для потенциальной аудитории, которая раньше не обращалась к этой замечательной живой музыке в том числе и из-за недостатка информации о ней.
Однако не все так просто. Как и следует из вроде бы отвергнутой марксистско-ленинской диалектики, нарастание количества вовсе не сразу и вообще не обязательно ведет к качественному скачку. 
Об одном из проявлений этого диалектического противоречия - председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов.

Первый блин - комом.
Второй, третий и четвертый - тоже
(джазовые новости на music.ru)

Итак, вроде бы у нас, пользователей, появился новый музыкальный веб-ресурс, в котором джазом заведует наш коллега Михаил Митропольский. Так что все вроде бы должно быть надежно.
Ан нет!
Даже - наоборот! 
Я в свое время поработал в большой газете и узнал, что в самой структуре масс-медиа новостные рубрики, как правило, составляются людьми, не связанными с теми, кто делает специализированные страницы - скажем, общество, спорт, культуру. Как правило, такие новостники - это начинающие журналисты, которым по штату не дозволено иметь собственное мнение. Вот они и проявляют его как только могут в своих новостных рубриках (где, собственно, проявлять какое бы то ни было собственное мнение нельзя по определению - новости ведь суть голая, объективная информация, ничего больше).
На music.ru, видимо, тоже так. И личность нашего коллеги, редактора соответствующего жанрового раздела, никоим образом не связана с новостями, которые сервер публикует.
Реального представления даже не столько о самих фактах (сами факты в эпоху современных массовых коммуникаций - не проблема), сколько о том, сколько тот или иной факт "весит", новостные работники сервера не демонстрируют.
Ну вот, например, информация о публикации в Интернете книги Л.Б.Переверзева, почерпнутая новостниками music.ru явно со страниц jazz.ru (за точность цитирования не ручаюсь, дело в принципе): "Леонид Перверзев компилирует ж. и тв. Эллингтона... Книжка-малышка Леонида Переверзева создана по законам импровизационной компиляции". Да неужели? Видимо. На мюзик.ру выхватили одну фразу из текста Переверзева, крупнейшего культуролога (сам факт того, что этот крупнейший отечественный культуролог занимается джазом, делает ему - нашему джазу - большую честь!), где он сам употребляет слово "компиляция". И пошло-поехало. О "ж." Дюка Эллингтона Переверзев не пишет, тем более как можно вообще чью-то "ж." скомпилировать? Да и не о "тв." Эллингтона писал Переверзев, а о духовной, или, если угодно - экзистенциальной природе джаза вообще!
В тексте про "99 лет со дня рождения Луи Армстронга" (заголовок откровенно украден из джаз.ру) сообщается, что "подлинная дата рождения выяснилась совсем недавно" и поэтому, мол, не стали перекраивать программы фестивалей лета 2000 г. О том, что Армстронг не родился 4 июля 1900 года, говорили уже при его жизни. У нас черным по белому это было напечатано в книге Коллиера в 80-е! Что, программы всех фестивалей 2000 года составлялись пятнадцать лет назад?
Видимо, новостники мюзик.ру пользуются в качестве источника информации только заголовками "Полного джаза" и какого-то канадского сервера. Потому что две новости из менее чем десятка размещенных на сервере - канадские. Ну ладно - про 75-летие пианиста Оскара Питерсона. Но и тут уже в самом lead'е мюзик.ру - чудовищная накладка! "В молодости он осваивал США и Европу. Сейчас взялся за Канаду". Ничего себе. Составитель (он, она, оно или они?) не знает того, что Питерсон - канадец по рождению, гражданству, местожительству и всем фибрам своей души (о фибрах - ниже)? 
Следующий lead: теперь "канадцы полюбят джазовые спецсюиты. На будущей неделе в городке Маркхэм (Онтарио, Канада) пройдет очень лаконичный, но не очень интересный джазовый фестиваль". Во-первых, зачем тогда об этом сообщать - мало ли чего малоинтересного в жизни происходит? Во-вторых, почему канадцы должны полюбить спецсюиты именно теперь, после итого как канадец Роб Макконнел сыграет на этом фестивале свою сюиту? В предыдущем материале сообщено, что вот Питерсон по случаю своего 75-летия тоже получил заказ на сочинение сюиты. Так вот, канадцы любят спецюситы очень давно: никто с мюзик-ру еще не родился, а Дюк Эллингтон уже сочинил свою "Шекспировскую сюиту" по заказу этого же самого фестиваля в этом же городке Маркэм ("х" - да будет известно нашему новому серверу - в таких сочетаниях не читается!). А Питерсон, между прочим, всегда декларировал свой патриотизм, и уже в начале 60-х хитом была его сюита - нате вам - "Канадиана"! Я лично заработал чуть ли не первые свои джазовые деньги аранжировкой "Блюза прерий" из этой сюиты для одного коллектива, которому продавал свои аранжировки также г-н Фейертаг - информатор мюзик.ру.
Еще до начала III фестиваля в саду "Эрмитаж" мюзик.ру позволяет себе назвать его "провинциальным", ссылаясь на маэстро Фейертага: "О-о-очень традиционный фестиваль". Уж и не знаю, что это должно значить - если нет авангарда, значит - провинциальный? Ответ нам предлагают другой: потому, что в основном москвичи. А если так поставить вопрос: представьте, что в Нью-Йорке на фестивале - в основном нью-йоркцы. Разные там марсалисы ? Что, тоже будет провинциальный? Нет, я Москву не с Нью-Йорком сравниваю, а с Питером/Ленинградом - а что, фестивали г-на Фейертага намного авангарднее? А значит - столичнее? Вообще, провинциализм питерского (по базированию) сервера мюзик.ру - в самом выяснении отношений, кто столичнее. И сам факт раздачи "эпитетов" еще до того, как фестиваль состоялся. "Джазовая провинция" Леонида Винцкевича ничуть не хуже московских "народных гуляний" по поводам и без оных. Да и большинство фестивалей Фейертага, на которых мне приходилось бывать, были в целом лучше, грамотнее и "коммуникативнее" московских.
Как определишь полностью противоречащее логике утверждение "единственное отличие от провинции - иностранцы приличные"? А чем еще прикажете измерять столичность мероприятия - количеством духовых оркестров на открытии? Приветствиями замминистров? Представительством от периферии? Кстати, питерцы в Москве будут. Маловато, конечно, но - по-моему - все-таки ранг мероприятия измеряется чем-то другим. "Тв." - как сокращает сервер мюзик-ру. Творческими открытиями.
Кто знает, а вдруг случится нечто, как в Ньюпорте в 1956-м, когда с Эллингтоном, которого к тому времени уже чуть ли не списали со счетов, вышел Пол Гонзалвес и... дальнейшее история. 
Так что - как видите - хамство и безграмотность джазовых новостей на мюзик.ру идет рука об руку кое с чем еще. Жалко - джазом как таковым (не новостями) на сервере занимаются нормальные люди. И вообще - Платон мне, конечно, друг, но истина от этого не меняется: первый блин мюзик.ру - комом. Да еще не очень хорошо пахнущим.

Дмитрий Ухов

P.S. И если бы так дело обстояло на music.ru только с джазом. Чего стоит певица Марина Капуро в разделе "авангард"... Но это не наша тема.

От редакции. А нам вот еще очень понравилось про Оскара Питерсона - "Сочинил музыку про поезд". В оригинале - Trans Canadian Trail. Trail, поясним мы новостникам мюзик-ру - это не train. Это не поезд, а тропа. Речь идет об открытии длиннейшего в мире трансканадского пешеходного туристского маршрута, аналогичного маршруту по Аппалачским горам в США. Кстати, об этой тропе и как с ней связан Оскар Питерсон - см. ниже. Так что - к делу.

 

Как это было
в Москве
Главное событие наступающего уик-энда - фестиваль в саду "Эрмитаж", третий по счету и, судя по списку заявленных участников - весьма неплохой по содержанию. 10 августа оргкомитет фестиваля провел пресс-конференцию, на которой стало известно следующее:

а) в отличие от предыдущих лет, вся программа будет вечерней, то есть все три дня концерты будут начинаться в 19.00; 
б) цены на билеты не изменились с прошлого года, т.е., судя по всему, составят 100 р.;
в) порядок выступлений несколько изменился по сравнению с заявленным, но это не касается хэдлайнеров, а касается в основном открывающих составов. Так, судя по всему, Олег Киреев будет играть не в субботу, а в воскресенье.

Пиво гарантируют, на погоду надеются.
Нам же остается призвать московских слушателей дружными рядами двинуться в "Эрмитаж" и ударным трудом достойно встретить новый джазовый сезон под знаменем... нет, давайте уж без знамени, зато с пивной кружкой в руке!

Говорите - 
Вас слушают
Сегодня мы слушаем представителя уникальной джазовой профессии - новосибирского ветерана-вибрафониста Игоря Уварова, недавно вернувшегося с гастролей по США. С ним беседует новосибирский журналист и промоутер Александр Мездриков...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Продолжая подводить итоги прошедшего сезона и краткого межсезонья, мы сегодня обращаемся к тому, как прошел последний крупный джазовый фестиваль минувшего сезона - "Свинг Белой ночи" в Петербурге (23-25 июня)...>>>>

Еще один репортаж - из Обнинска Московской области. Маленький городок атомщиков - так уж сложилось - один из самых джазовых городов Подмосковья. И вовсе не потому, что в городе атомщиков высок уровень образования и, следовательно, общеэстетической подготовки аудитории: в том же Подмосковье есть, например, столь же атомная и, следовательно, образованная Дубна, в которой заметной джазовой жизни нет. Дело тут в том, что есть в Обнинске энтузиасты, которые не просто мечтают о джазовых концертах, а сами с удовольствием их устраивают...>>>>

Мнение
Видимо, "Полный джаз" постепенно добавляет к своим функциям информационно-публицистического джазового журнала еще и роль профессионального издания джазовых журналистов - что неудивительно: ведь кроме бумажного ежеквартальника "Джаз'Ухо", у журналистов нет органа, где можно было бы оперативно обмениваться мнениями. И слава Богу, мы вовсе не против того, чтобы "Полный джаз" выполнял и такую роль тоже. Именно для этого (в том числе) была в свое время придумана рубрика "Мнения".
Сегодня мнений у нас два. Первое - это ответ заинтересованного лица (журналиста Артема Липатова) на реплику Дмитрия Ухова, опубликованную в предыдущем номере...>>>>

Еще одно мнение принадлежит вовсе не журналисту, а музыканту - и это вторая главная функция рубрики "Мнение": открытая трибуна, через которую могут публично общаться друг с другом разные субъекты и объекты джазовой жизни. Тем интереснее, что выступающий с этой трибуны музыкант - не кто иной, как живущий в Норвегии пианист Михаил Альперин. Побывав (после многолетнего перерыва) с концертами в российских столицах, он затем ознакомился с мнениями прессы по поводу своих выступлений и написал текст, который, помимо самостоятельного интереса, замечательно подчеркивает один тезис, высказанный несколько месяцев назад на страницах "Полного джаза" в ходе долгой и бурной дискуссии о джазовой журналистике. Чтобы не отсылать сейчас читателя ко всей дискуссии, в напечатанном виде занимающей десять страниц мелким шрифтом, позволим себе процитировать этот тезис (высказанный тогда нашей редакцией):
"О критериях. Конечно, они у слушателя совершенно иные, чем у музыканта! Об этом и речь! Музыканты зачастую считают, что истинными критиками могут быть только они сами, потому что они якобы слышат и понимают гораздо больше, нежели слушатели. Вот тут-то и есть главная засада, потому что музыкант слышит и слушает совсем не то, что слышат и слушают в аудитории!"
Исходя из этого тезиса, мы с тем большим интересом знакомимся с мнением о джазовой журналистике такого крупного и необычного музыканта, как г-н Альперин...>>>>

А в это время
за бугром...
Оскар Питерсон15 августа поклонники канадского пианиста Оскара Питерсона во всем мире отмечают его 75-й день рождения. К этой дате компании Verve Music Group Canada, Telarc Records и расположенный в Монреале (Квебек, Канада) университет Конкордиа объявили о создании на джазовом отделении музыкальной школы этого университета именной стипендии "Доктор Оскар Питерсон". Каждую осень стипендия в размере двух тысяч долларов будет присуждаться студенту-пианисту, который "будет олицетворять тот же дух в джазе, что и Питерсон". 
Кроме того, юбилей великого пианиста отмечен выходом на лейбле Verve коллекцию лучших записей Питерсона, ранее уже выпускавшихся этой компанией. Коллекция называется "Oscar Peterson: A 75th Birthday Celebration". Кроме того, 12 сентября на Telarc выходит новая работа маэстро - "Trail Of Dreams, A Canadian Suite". Она содержит запись его новой авторской работы, заказанной ему руководством MusicCanadaMusique 2000 (поддерживаемого государством фестиваля канадской культуры, который длится весь год). Сюита приурочена к планирующемуся на 9 сентября открытию Трансканадской Тропы - пешего туристского маршрута, который должен пройти по всей территории страны, связав три ее океанских побережья (атлантическое, тихоокеанское и арктическое). "Я старался изобразить в этой музыке живописность незабываемых видов разных районов Канады, по которым пройдет Тропа", говорит Питерсон.

Похоже, бум джазовых интернет-порталов продолжается: в США запускается крупный проект под названием JazzSteps.com. Как и многие крупные веб-проекты, новый портал базируется в Сиэтле, и неудивительно, что значительную часть своего контента он получает от уже известных сиэтлских интернет-компаний. Так, биографии музыкантов на новом сайте "вытаскиваются" из баз данных Allmusic.Com, интернет-радио работает благодаря WindowsMedia.com (и доступно также и оттуда), аудиоклипы поступают из баз данных DiscoverMusic.com, а торговля представляемыми дисками осуществляется посредством технологий Alliance Entertainment Corp. (которой, кстати, принадлежит и Allmusic.Com). Гибридно-компилятивный проект концентрируется на образовательном аспекте, точнее - на привлечении новых аудиторий к джазу. За счет этого основные разделы "Джазовых шагов" посвящены истории джаза и, естественно, продаже представляемых дисков. Интересно, что руководит проектом известный джазовый саксофонист Тодд Уильямс (участник септета Уинтона Марсалиса, джаз-оркестра Линкольн-центра и, кстати, один из "Крутых молодых теноров" - саксофонистов, записавших в 1991 г. знаменитый альбом "Tough Young Tenors").

А вот одна из форм осуществления поддержки мало- и совсем некоммерческой музыки в Штатах. Организация WJPN (The Western Jazz Presenters Network), то есть Сеть Джазовых Импресарио Западных штатов, осуществляет спонсорскую поддержку трех турне по Западу США, которые состоятся в октябре - гастролей Трио 3 (Оливер Лэйк, Регги Воркман и Эндрю Сирил), квинтета Дэйва Холланда и трио пианиста Брэда Мелдау. В чем заключается поддержка? Некоммерческие организации, устраивающие джазовые концерты и входящие в WJPN, получают от Сети компенсацию 30% выплачиваемых артистам гонораров за концерты. Таким образом, они могут снижать цены на билеты на треть. Сеть же выплачивает эти деньги за счет гранта, полученного от ряда благотворительных фондов.

Брэд МелдауТур трио Брэда Мелдау:
15 октября: Альбукерке, Нью-Мексико, Outpost Performance Space
16 октября: джаз-фестиваль в Санта-Фе, James A. Little Theater
17 октября: Таос, Нью-Мексико, Taos Community Auditorium
18 октября: Голден, Колорадо, Mt. Vernon Country Club
20 октября: Редлэндс, Калифорния, University of Redlands
21 октября: Ла Хойя, Калифорния, The Athenaeum

Тур Трио 3:
14 октября: Сан-Диего, Spruce St. Forum
15 октября: Фресно, Калифорния, Wahlberg Recital Hall
16 октября: Санта-Крус, Калифорния, Kuumbwa Jazz Center
19 октября: Денвер, Cleo Parker Robinson New Dance Theater
20 октября: Альбукерке, Нью-Мексико, Outpost Performance Space
21 октября: Таос, Нью-Мексико, Taos Community Auditorium. 
23 октября: Тусон, Аризона, Mat Bevel Institute
24 октября: Портленд, Орегон, The Old Church
25 октября: Сиэтл, On The Boards
27 октября: Сан-Франциско, Herbst Theatre
28 октября: Эдмонтон, Альберта (Канада), Yardbird Suite
29 октября: Ванкувер, Британская Колумбия (Канада), Waterfront Theatre

Дейв ХолландТур квинтета Дейва Холланда:
19 октября: Нортридж, Калифорния, Performing Arts Center
21 октября: Эдмонтон, Альберта (Канада), Yardbird Suite
22 октября: джаз-фестиваль в Санта-Фе, James A. Little Theater
23 октября: Альбукерке, Нью-Мексико, Outpost Performance Space
24 октября: Таос, Нью-Мексико, Taos Community Auditorium
26 октября: Хастингс, Небраска, French Memorial Chapel
27 октября: Ванкувер, Британская Колумбия (Канада), The Vogue Theater
28 октября: Сиэтл, On The Boards
29 октября: Ла Хойя, Калифорния., The Athenaeum
30 октября: Санта-Крус, Калифорния, Kuumbwa Jazz Center
31 октября: Фресно, Калифорния, California State University, Fresno
1 ноября: Боулдер, Колорадо, Boulder Theater

Подробности: www.wjpn.org.

Рецензии
Сегодня у нас рецензии делятся в соотношении 1:2:1 - одна на новую книгу о джазе на русском языке (что само по себе неимоверная редкость!), две - на новые зарубежные альбомы и одна - на новый отечественный альбом...>>>>
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 15 августа)
  • "Popsicle Illusion" - Joanne Brackeen, Arkadia Jazz
  • "Contemporary Jazz" - Branford Marsalis, Columbia
  • "For Adults Only: Live at Smalls" - Joris Teepe with Don Braden and Chris Potter, Arkadia Jazz
Переиздания
(в продаже с 15 августа)
  • "Plectrist" - Billy Bauer, Verve
  • "Introducing" - Jimmy Cleveland, Verve
  • "The Vice President" - Paul Quinichette, Verve
  • "At the 5 Spot" - George Russell, Verve
Радио
В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал" (СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00): 
  • 21 августа - фьюжн, ЕСМ, нео-мейнстрим
  • 28 августа - современные стилистики: этно-джаз, эйсид-джаз и пр.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Артем Липатов,
Константин Волков,
Наталья Сидельникова,
Миша Альперин,
Ким Волошин,
Александр Мездриков,
Геннадий Дмитриев,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat,
Billboard Online

Фото:
Павел Корбут,
Наталья Сидельникова,
Евгений Елинер,
Валерий Тянтов,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков