502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 24 (82) - 2 августа 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
В России - межсезонье. Очередной сезон более или менее официально откроется только в 20-х числах августа (см. "Московские анонсы"). Однако редакция "Полного джаза" уже вышла из отпуска и готова к новым творческим свершениям. Сегодня номер состоит в основном из сообщений о событиях прошлого сезона, которые не попали в предыдущие номера, анонсов событий будущего сезона и, естественно, материалов из неутомимой Америки, где сезон всегда.
Всего через два месяца "Полный джаз" должен отметить двухлетний юбилей. В связи с этим у нас к вам есть большая просьба - если будет время и желание, прислать нам несколько строк с изложением вашего мнения по поводу того, что вам хотелось бы видеть в "Полном джазе" впредь. Мы очень рады будем идеям новых рубрик, материалов и направлений.
А теперь - к делу.
Как это было
в Москве
29 и 30 июня в концертном зале Центрального Дома художника (Москва) состоялись два концерта Владимира Чекасина, объединенные общим названием "Закрытие всех искусств". Первый концерт (в нем принял участие Лев Рубинштейн, авангардный поэт) был посвящен закрытию литературы, второй - прочим искусствам. Я был на втором концерте.
Первое отделение включало обычную (для Чекасина) эксцентрику. Вместе с Чекасиным выступала группа "НеТе", три танцовщицы и танцор. 
Все первое отделение было сделано на базе простой (чрезмерно простой) драматургии: чередование тяжелого рока ("НеТе" - фольклорная группа, развивающая не то, что любимо Бабкиной и "Золотым кольцом", а то, что культивировал Покровский. Русский фольклор, как и любой иной, укоренен в импровизации) и эксцентричного (якобы лиричного) дуэта Чекасинского сопрано-саксофона и рояля Даниила Крамера. Этой немудрящей музыкальной драматургии соответствовала и хореография: конфликт между белой и черной танцовщицей. В целом, все было весьма прямолинейно, игра на контрастах (форте "НеТех" и пиано дуэта) надоела быстрее, чем это входило в планы Чекасина. В самом конце отделения играли все вместе, но уже было поздно, да и стилистика музыкантов сочеталась плохо. Даже девушки, пляшущие топлесс, скрасить впечатления не смогли.
Второе отделение было совершенно иным. Играли пять саксофонистов (от сопрано до тенора), рояль (Игорь Бриль) и барабанщик. Авангарда не было: это была хард-боповый, очень свинговый джем-сешн. Присутствие Чекасина сделало второе отделение более раскованным, чем это могло бы быть без него.
Интересно было наблюдать (и слушать) двух бесспорных лидеров: Игоря Бутмана и Владимира Чекасина. Оба привыкли к "живым" выступлениям и делают свои soli зрелищными: плотный Бутман в основном "хлопочет лицом" (в основном - маска горя), изможденный Чекасин - дрыгает ножкой. То и другое давно известно и привычно, но видеть их обоих вместе было интересно. Музыкально эти два саксофониста отличаются тоже сильно: аккуратный и изобретательный Бутман и непредсказуемый Чекасин, балансирующий на грани рока. Разумеется, там и там есть свой набор клише, но клише - разные, и разные методы работы с этими наборами.
Безусловно, второе отделение было намного ярче. Живое исполнение (даже при том, что дома качество звука выше) импровизационной музыки рождает яркое ощущение законченности, невоспроизводимости мгновения. Это ощущение невозможно при прослушивании аудиозаписи, которую можно повторить. Это ощущение, как мне кажется, свойственно восприятию именно джаза.
Поясню это. 
Исполнение классического репертуара ближе или дальше отстоит от некоего "идеала": оно и оценивается в зависимости от этого расстояния. Наоборот, понятие "эталонного" исполнения в джазе отсутствует принципиально. Именно это рождает (к сожалению, лишь иногда) ощущение слияния с мирозданием, значительности именно этого мгновения.
Вероятно, на втором отделении эти ощущения значительности происходящего испытывал не один я: были овации, и Чекасин, обычно исполнения на бис не любящий, пошел нам (публике) навстречу. Второе отделение сполна искупило скуку первого.
В целом всегда можно довольно точно предугадать, чего ждать от Чекасина. Это сильный музыкант, но нарочитость его спланированной эксцентрики может раздражать тех, кто посещал его концерты многократно.

Владимир Головач

Как это было
в Нью-Йорке
Изменения в рубрике Ивана Шокина, обещанные им в предыдущем номере журнала, не заставили себя долго ждать. Его дневник переехал на личный сервер Петра Ганнушкина и обретается там в разделе Downtown Music. В нашем журнале теперь будут публиковаться подробные материалы о каком-то одном исключительном событии, музыканте или альбоме, который заслуживает более пристального внимания. Напоминаем, кстати, что репортажи из Нью-Йорка не только с джазовых концертов, но и событий других жанров Иван Шокин пишет для музыкальной поляны  сервера ПОЛЕ.ru.
В сегодняшнем репортаже речь пойдет о музыкантах, которым был посвящен материал в предыдущем номере журнала...>>>>

И еще один материал, пришедший из США - правда, не из Нью-Йорка, а чуть севернее - из Бостона. Его нам прислал наш читатель Юрий Мачкасов, уже публиковавшийся в "Полном джазе". Мы сочли возможным поставить его повествование именно в эту рубрику, так как, невзирая на бостонскую локализацию, нью-йоркская тема в его материале тоже явственно прослеживается...>>>>

Москва - это вам
еще не все 
Петербургский пианист и композитор Андрей Кондаков в очередной раз посетил США: с 23 мая по 4 июня он работал в Нью-Йорке. За это время он успел записать там два альбома. первый называется "Напуа ДеВой поет музыку Андрея Кондакова"; в его записи, помимо Андрея и вокалистки Напуа ДеВой, участвовали басист Чарнет Моффет и барабанщик Ленни Уайт. Второй альбом записан под именем живущего в Нью-Йорке контрабасиста Дмитрия Колесника с его авторской музыкой; помимо Андрея и Дмитрия, над ним работали саксофонист Эрик Александер, трубач Алекс Сипягин и барабанщик Ленни Уайт. Первый состав выступил также с концертом в Beethoven Piano Store, а с Дмитрием Колесником Андрей выступил в клубе Cleopatra с барабанщиком Брюсом Коксом и шведским трубачом Андерсом Бергкранцем (знакомым московской публике по выступлению на фестивале в зале Чайковского с ансамблем Николая Панова два года назад).
В июне же (10-23 числа) Андрей Кондаков ездил с туром по Европе вместе с ансамблем Interjazz, в котором вместе с ним работают Игорь Бутман (саксофон), Владимир Волков (контрабас), парижский мастер губной гармоники Оливье Кер-Орио, саксофонист из Кельна Райнер Витцель и барабанщик из Мангейма Кристиан Шойбер. Именно этим составом был записан альбом Interjazz, только что выпущенный австрийской компанией PAO Records. Правда, в турне Бутман и Волков не участвовали. Маршрут тура включал выступление на фестивале "Inntoene" в Сигартинге (Австрия), концерты в германских городах Леверкузене, Мангейме и Дортмунде и два выступления в парижском клубе "Les Sept Lezards".
Что намечается:
московские анонсы
18-20 августа 2000 г. комитет по культуре Правительства Москвы, дирекция сада "Эрмитаж" и Московский джаз-ангажемент (МДА) Юрия Саульского представляют III Московский международный джаз-фестиваль на открытом воздухе "Джаз в саду Эрмитаж".
Для участия в фестивале этого года приглашены известные зарубежные музыканты - нью-йоркский саксофонист Донни МакКазлин, который выступит совместно с ансамблем одного из лучших российских пианистов Якова Окуня, и вокалистка из Германии Паскаль фон Вроблевски, чье выступление будет сопровождать московская группа "Транс Атлантик" клавишника Сергея Чипенко. Из Литвы приедет "Вильнюс-джаз-квартет" во главе с саксофонистом Витасом Лабутисом и клавишником Олегом Молокоедовым с солисткой Недой.
Среди российских джазменов, участвующих в фестивале - музыканты разных поколений: от таких известных имен, как Алекс Ростоцкий, Алексей Кузнецов и Владимир Данилин ("Супертрио"), до совсем юных музыкантов из московского ансамбля "Юниоры - XXI век".
В концертах фестиваля принимают участие коллективы самых различных форм и стилей джаза. Джазовый мэйнстрим представлен ансамблем Александра Закаряна. "Джаз-бас-театр" Алекса Ростоцкого, трио Феликса Лахути, "Мьюзик бэнд" Олега Киреева - коллективы, исповедующие новые направления джазовой музыки. Достаточно широко будет представлен джазовый вокал - наряду с уже упоминавшимися вокалистками из Германии и Литвы, на фестивале выступит молодая московская певица Анна Бутурлина. 
Спонсоры фестиваля - Volkswagen, Hennessy Cognac, "Альфа-банк", джаз-клуб "Авантаж" и "Мужская газета".
 
Программа фестиваля
Пятница,
18 августа
  • Квартет Анны Королевой (Москва)
  • Квартет Александра Закаряна (Москва)
  • "Экстра Трио Плюс" (Санкт-Петербург) 
  • "Вильнюс джаз-квартет" и Неда - вокал (Литва)
Суббота,
19 августа
  • Олег Киреев "Мьюзик-бэнд" (Уфа-Москва-С.Петербург)
  • Трио Феликса Лахути (Москва)
  • "Джаз-бас-театр" Алекса Ростоцкого (Москва)
  • Паскаль фон Вроблевски (Германия) и группа "Транс-Атлантик" Сергея Чипенко (Москва)
Воскресенье,
20 августа
  • "Юниоры XXI век" Петра Петрухина (Москва)
  • Анна Бутурлина -вокал и квартет Ивана Фармаковского (Москва)
  • "Супертрио": Владимир Данилин (аккордеон), Алексей Кузнецов (гитара) и Алекс Ростоцкий (бас-гитара) - Москва
  • Донни МакКазлин (США) и ансамбль Якова Окуня (Москва)
Концерты ведет Владимир Каушанский. Начало в 19 часов.

Продолжаются "джазовые среды" компании "Богема Мьюзик" в клубе "Шато". В следующую среду, 9 августа, там играет саксофонист Олег Киреев в дуэте с одним из лучших молодых гитаристов Москвы Александром Шевцовым. Начало в 21.00, вход бесплатный.

Мнение
Эта рубрика в "Полном джазе" появляется довольно редко - только тогда, когда кто-то из действующих лиц российской джазовой жизни нуждается в трибуне для того, чтобы высказаться по поводу каких-то негативных (чаще) или позитивных (реже) тенденций в оной жизни. Сегодня трибуна предоставляется председателю Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрию Ухову, который осмысляет, каким образом Россия отмечала полумифический (потому что отсчитываемый от мифической даты) 100-летний юбилей Луиса Армстронга...>>>>
А в это время
за бугром...
На состоявшемся 18-23 июля в Стокгольме джазовом фестивале активно работал наш фотокорреспондент Павел Корбут. Предлагаем вашему вниманию часть его обширной коллекции фотонаблюдений за ведущими джазменами мира, собравшимися в столице Швеции...>>>>

Августовский номер журнала DownBeat публикует результаты своего 48-го ежегодного опроса критиков. Редкий случай - один музыкант выиграл сразу в четырех важных номинациях! Трубачу Дейву Дугласу достались звания Джазового артиста года, Композитора года (пополам с Энтони Уилсоном), да и Альбом года принадлежит ему - плюс он назван Трубачом года. 
Тромбонистом года стал Стив Турре, баритон-саксофонистом - Джеймс Картер, барабанщиком года - несгибаемый ветеран Элвин Джонс. Два титула - Гитарист года и Электрическая джазовая группа года - завоевал Джон Скофилд. Вокалистом года провозглашен Курт Эллинг. Музыкантами, заслуживающими более широкого признания, критики назвали Ди Ди Джексон, Майкла Мура, блюзмена Лаки Петерсона и группу Liquid Soul. Лучший джазовый лейбл прошедшего года - Verve Music Group...

Институт джазового исполнительства имени Телониуса Монка объявил о том, что его художественным руководителем назначен живущий в последние полтора десятилетия в Нью-Йорке нью-орлеанский трубач Теренс Бланшар. Выпускник Нью-Орлеанского Центра искусств и не менее важных "университетов" - Jazz Messengers Арта Блэйки , Бланшар имеет в своем активе французскую премию Grand Prix du Disque, две номинации на "Грэмми" и одну - на "Эмми", а также написанную им музыку для нескольких известных голливудских фильмов ("Любовь и баскетбол" Спайка Ли и др.).
Подробнее: www.terenceblanchard.com, www.monkinstitute.org.

Радио
Радиокомпания "Немецкая Волна" в сотрудничестве с Европейским Вещательным союзом в пятый раз вручила свою премию "Deutsche Welle - World Music", предназначенную для лучших в Европе радиопрограмм, посвященных "мировой музыке". Один из десяти лауреатов премии этого года - москвич Дмитрий Ухов, который получил премию за свою программу "Вся музыка мира" на "Радио России".
Поздравляем, Дмитрий Петрович!

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Владимир Головач,
Юрий Мачкасов,
Иван Шокин,
Дмитрий Ухов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
JazzE.Com,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
Иван Шокин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков