502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #16

"Провокативное джазоведение"

Джазологический джем: ответим на провокацию!

Всем, кто любит джаз настолько, что не в состоянии удержаться от говорения, писания и публикации о нем своих и чужих слов.

Дорогие коллеги и друзья, 
Слово к читателям "Полного Джаза", периодически пробуждая в нас дискуссионный зуд и предоставляя возможность всего лишь с какой-нибудь недельной задержкой удовлетворять возникающее желание на своих электронных страницах, подтверждает правоту Козьмы Пруткова: "Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется." Джаз, наверное, так устроен, что хочется дискутировать о нем бесконечно, но приходится считаться и с приличиями, и, хотя и с большой, но все же не беспредельной эластичностью самого "ПД". 
Диапазон тем, ждущих - нет, требующих обсуждения - поистине безграничен. Так в ответ на кроткое, даже извиняющимися нотками окрашенное сетование по поводу того, что "профессиональный подход к слушанию музыки здорово мешает слушать собственно музыку" вызвал громкие реперкуссии в целых пяти выпусках. А под конец Анна Аладова писала в #46 (56): "От участия в разговоре, начатом редактором "ПД" в #40, трудно удержаться, уж очень смелая провокация затеяна. Но масштабы ее на данный момент уже трудно различимы, поскольку каждый из высказавшихся говорил, в общем-то, о своем, наболевшем, лишь иногда выходя на общие, глобальные темы. Мне хотелось бы выразить свое мнение именно по вопросам, близким к глобальным..." 
Всей душой - за, однако в джазе за какой глобальный вопрос не потяни, он тут же обернется заодно и своим, и наболевшим. Столь же верно, впрочем, и обратное. 
Вот пример, которым я уже делился с редактором "ПД".

Когда лет сорок пять назад я впервые захотел выяснить, на каком основании и по каким признакам столь непохожие друг на друга явления, как диксиленд, свинг, би-боп, кул, фанк и кентоновский "прогрессив" объединяют родовым понятием джаза, задача оказалась мне не по зубам. 
С трудом и в микро-дозах тогда доступная западная литература чаще всего отражала свирепую внутрицеховую борьбу и декларировала абсолютно взаимоисключающие взгляды. Попытки найти хоть сколько-нибудь удовлетворительную общую дефиницию также окончились безрезультатно. Единственным приемлемым компромиссом был афоризм (не помню, чей, но его автора наверняка знают А.Н.Баташев и Д.П.Ухов): "Джаз там, где вы его находите".
Примерно то же самое наблюдалось и среди знакомых джаз-фэнов. От моих собственных соображений по данному поводу они отмахивались как от слишком абстрактных теорий, не имеющих для тех, кто действительно любит, тем более - играет джаз, ни малейшего практического значения.

Прочитав Слово к читателям в #13 (71) "Полного Джаза", я обнаружил, что занимавший меня когда-то (с тех пор изрядно усложнившийся) вопрос не так уж абстрактен. Ответ на него срочно требуется сегодня как раз тем, кому небезразлична качественная сторона сегодняшней джазовой практики и кто в меру своих сил хотел бы организационно способствовать ее росту, -- причем не в каких-либо эксклюзивных, а решительно во всех направлениях, свободно избираемых ею самой. Или, скажем осторожнее, избираемых теми, кто искренне привержен джазу.
Так возможен ли между ними диалог (хотя бы в принципе)?

Вопрос поставлен вызывающе и чувствуется, что не в шутку.
Уклоняться от него уважающему себя джазфэну не к лицу, отвечать же "да" или "нет", или рассусоливать о том, что, мол, неважно, джаз то или не джаз, была бы хорошая музыка -- значит не сказать ничего.
По-моему, стоит выделить - то ли в "Полном Джазе", то ли вне его на сайте jazz.ru - особый угол джазоведения, или джазологии, или философии, что ли, джаза. Завести эдакий клуб по переписке; такое место встречи, размышлений и бесед, где заинтересованные лица могли бы, не отягощая своими текстами динамичные страницы еженедельного журнала (но и не растворяясь в безбрежности chat-room'а) делиться мыслями по таким "абстрактным" проблемам, как поиски "джазового инварианта", или (возвращаясь к недавним летучим перепасовкам) смысла и норм джазовой журналистики-критики или путей джаз-образования для музыкантов и слушателей.
Те, у кого уже есть (или появятся) достаточно объемные материалы, могут помещать (депонировать) их в "библиотеке" как "статьи" или даже "книги" наподобие того, как уже делается в jazz.ru, только с определенной нацеленностью именно на "академическое" (как бы смешно здесь это слово ни звучало) сотрудничество.
А рядом откроем конференцию для оперативного обмена мнениями об этих публикациях, диалогической дискуссии, постановки новых вопросов и выдвижения новых идей и тем, способных привести к новым "статьям" и "книгам". Первоначально такая мысль уже высказывалась Д.П.Уховым и была более чем благосклонно встречена редактором "ПД", давшим уже конкретную схему ее воплощения.

[К.Мошков - Л.Переверзеву]
Мне вот как это видится. "Полный джаз", конечно, издание довольно поверхностное в силу своей еженедельности, но и ему не чуждо стремление к некоторой филозофичности, иначе откуда взялась бы там рубрика "Чтение", в которой воспроизводятся однажды уже опубликованные тексты как раз в основном теоретического характера? Но "Чтение" "Чтением", а под джазологический уголок я готов создать новую, скажем - ежемесячную или (при наличии большого количества текстов) двухнедельную рубрику, своего рода приложение к "Полному джазу", которая бы и стала оперативным вместилищем предлагаемого Вами "клуба абстрактных проблем". Здесь можно действовать по всем журнальным правилам: публикация фрагментов; публикация с продолжением; открытое дискутирование и т.п. Все это - внутри рубрики, своего рода вшитой в журнал брошюрки другого формата, как вшиваются обзоры разных полезных железяк внутрь популярных компьютерных журналов.
Это - первая стадия. Далее же тексты (уже в полном виде - в случае первоначально фрагментарной их публикации, или же в виде цельном - в случае первоначальной публикации их с продолжением) отправляются, по прошествии некоторого (не слишком продолжительного - что-то около месяца) времени, в отдельный, филозофический либо джазологический, раздел библиотеки сервера (http://www.jazz.ru/books) - там сейчас текстов мало, поэтому они грубо набросаны в две кучки, а при наличии новых многочисленных текстов рубрикация, конечно, усложнится, и "Джазология" в новой рубрикации займет почетное место.
Кстати, и создание отдельного форума по этим проблемам - с обсуждением текстов, с обсуждением идей - также вполне возможно и не представляет технической трудности, в чем наш программист меня заверил.
Естественно, что все три эти взаимосвязанных массива - джазологическая рубрика в "Полном джазе", джазологический раздел в Книгах джаз.ру и джазологический форум - должны быть и будут взаимно залинкованы, чтобы облегчить любопытствующему быстрое перемещение по массиву данных.
Я готов создать все это прямо сейчас, вернее - по поступлении первых текстов. Более того, как только вслед за созданием журнальной рубрики появится соответствующий раздел в Библиотеке, я готов скопировать туда (в виде цепочки текстов) всю нашу недавнюю полемику о журналистике, причем как есть - то есть со всеми ее слабыми и сильными долями.
[конец цитаты из письма К.Мошкова]

[ЛП] От вышеприведенного у меня слюнки потекли и аппетит взыграл уже гаргантюански. При таком раскладе и сетевой поддержке не грех замахнуться на совсем отчаянную авантюру: взять и начать всем вместе сочинять некий Джазологический ГиперТекст. То есть не слитно-монолитное и не строго последовательное, а многолосно выражаемое, принципиально нелинейное теоретико-историко-эстетическое представление о джазе всех участников нашего "угла", или "форума". 
Речь не о завершенном и замкнутом в себе "продукте", но о продолжающемся открытом процессе - частью циклично-рекурсивном, частью спиралевидным, причем отдельные "продукты" могут периодически из него вылупляться, оперяться и гулять сами по себе. 
Сценарий примерно таков.

Цикл первый.

Вообразите: каждый (кто пожелает) начнет писать о том, как он/она лично ощущает и чувствует, слышит и видит (осязает, обоняет, танцует, лижет, берет на зуб, смакует, вообще переживает) джаз в максимально (это уж кто как сможет) образной, абсолютно субъективной по духу и произвольной по стилю прозе, поэзии, графике... Писать так же свободно, как если бы к ближайшим друзьям, или даже только самому себе - эдакое персональное джаз-мифотворчество (оно же - дистанционная групп-терапия). 
Если кто-то стесняется быть столь откровенным - пусть расспросит кого-нибудь (одного или нескольких) из своих джаз-коллег, друзей и знакомых, запишет и пришлет их композитный миф (в него-то уж легче ввернуть и кой-чего заветно-сокровенного).
Такой "мифотворческий" подход (успешно практикуемый в весьма отдаленных от джаза областях, например, в организационном менеджменте) доказал свою эффективность во многих аспектах. Он помогает заглянуть в внутрь себя, обрести больший самоконтроль, научиться внимательнее выслушивать и лучше понимать тех, с кем мы связаны общими интересами и целями, но слишком часто сталкиваемся лбами из-за всяческих мелких недоразумений. С этого начинается переход от соперничества к партнерству. В нашем случае - к плодотворному сотрудничеству людей, так или иначе чувствующих причастность к некоей миссии и объективно нуждающихся друг в друге, но испытывающих трудности в контактах и дефицит солидарности.

Цикл второй

Мы делимся и обмениваемся друг с другом нашими персональными джаз-мифами. Каждый участник (опять же, если захочет) просматривает тексты всех остальных (под их влиянием он/она может как-то изменить свой первоначальный текст) и компонует из этих текстов (что и как угодно оттуда выбирая, редактируя и рекомбинируя) некую сюиту. То есть каждый из нас вправе персонально скомпоновать из текстов всех остальных свой вариант сюиты. И каждый прочитывает все "персональные" сюиты, скомпонованные остальными.
Уверен, мы сумеем по достоинству оценить каждую и выбрать одну или несколько, признанных наиболее удачными и приемлемых для каждого. Возможно, мы само-соорганизуемся в несколько групп по близости наших вкусов, интересов, склонностей и предпочтений вокруг нескольких таких джаз-мифов.
И решим вынести их из нашего угла и обнародовать за его пределами (в www.jazz.ru/books  или где-то еще).

Цикл третий

Вдоволь всем этим наигравшись и насытившись, мы приступаем к рационализации нашего джаз-мифа: стараемся извлечь из его субъективной образности некие исходные, базовые, общие для нас понятия, поддающиеся определению и фиксации путем взаимного соглашения и договоренности. 
Затем устанавливаем ту логику их движения, с помощью которой можно размышлять и рассуждать о джазе, как объективном феномене (а не только источнике наших восторгов и стычек). А отсюда - описывать его в определенных категориях и терминах, и даже пытаться объяснять феномен джаза на основе сопоставления с какими-то другими, уже известными и (якобы) хорошо понятыми явлениями (скажем, народной и классической музыкой). 
В результате мы будем чуть грамотней выбирать эталоны и критерии нашего по-прежнему субъективного эстетического суждения, членораздельней его выражать, доходчивей и убедительней сообщать окружающим.
Разумеется, ничто не мешает нам одновременно и параллельно интересоваться с самого начала и технологической, ремесленной (в самом высоком значении этого слова) стороной джазового искусства, его материалами, рабочими приемами, композиционно-исполнительскими средствами, способами фиксации, распространения и прочим.
Надо лишь отдавать себе ясный отчет: с какой именно позиции (познавательной, эстетико-оценочной, активно-соучаствующей) мы подходим к джазу в данный момент; в качестве кого (слушателя, репортера, критика, публициста, просветителя, педагога?) и под каким углом (историческим, систематическим, художественно-практическим) мы его воспринимаем, судим о нем, вступаем с ним в те или иные отношения и взаимодействия.
Вам кажется - я переусложняю? Увы, жизнь сложна, джаз тоже не прост, и все вышеочерченное, хотим мы или нет, все равно неизбежно в нас (думающих, пишущих и спорящих о джазе) и между нами происходит. Беда в том, что почти всегда стихийно, неосознанно и потому крайне спутанно, коряво, разорвано, противоречиво, конфликтно и страшно расточительно. Не замечая этого в пылу наших схваток мы то и дело загоняем себя в тупики, годами бьемся об стену, топчемся на месте, болезненно дергаемся и никак не выберемся из этого темного лабиринта. 
Кстати, внутреннее самосознание и методология "академического" музыковедения в данном плане ушло далеко вперед; к сожалению, его концептуальный инструментарий и выводы не приложимы к джазу напрямую. Так что под занавес - еще один аргумент в пользу предлагаемой затеи.
Не только содержание, но и форма текстов (организация материала, строение, язык, речь и способ коммуникации) в академическом музыковедении отражает строй, характер и тип существования академической музыки. Этим текстам свойственна принципиальная монологичность, закрытость структуры и не-импровизационность.
Не справедливо ли утверждать, что джазоведческие тексты должны строиться с большей степенью приближения к типу существования, духу и характеру джаза? Если вы не возражаете, то для того, чем мы собираемся заниматься в нашем "углу", вполне подходит название "джазологический джем". За полный и быстрый успех никто, конечно, не поручится, но было бы забавно рискнуть. 
Я немножко знаком с применением джазовых принципов к порождению концепций деловых проектов и вот обрачик сценарной методики под названием "Джаз", рекомендуемый World Business Council for Sustainable Development. После эпиграфа из Мартина Уильямса: "Джаз не знает абсолютов, там нет наилучшего способа исполнения..." мы читаем: "В мире Джаза разные игроки образуют случайные альянсы, чтобы решать социальные и энвиронментальные проблемы наиболее прагматичным из всех возможных способов. Ключевое понятие такого сценария - динамическая взаимность. Это мир социальных и технологических инноваций, экспериментирования, быстрой адаптации, совершенно добровольная взаимосоединенность, и мощный, безостановочно изменяющийся глобальный рынок...
Быстрое обучение и следующие за ним инновации в Джазе обеспечиваются высокой прозрачностью - широко распространенным доступом к информации, касающейся ингредиентов в продуктах; входных источников; финансовых, эколологических и социальных данных компаний; процессов принятия решений правительствами; и почти всего остального, о чем пожелают узнать потребители...
Джаз - это мир, где негосударственные организации, правительства, озабоченные потребители и бизнесы должны действовать как партнеры - или потерпеть поражение. Совместно и рука об руку с другими игроками они научаются эффективным способам инкорпорирования экологических и социальных ценностей в рыночный механизм." 
Какой вывод отсюда можем сделать мы?
Если принципы джаза получают признание у инноваторов мирового бизнеса, то нам-то уж в первую очередь надлежит им следовать в своей работе.
Это возвращает нас к нашему джазологическому джему. Очень хочется начать его поскорее, и было бы естественным ожидать, что я первым и вывешу (выложу, выставлю) мой персональный джазовый миф. Таковой у меня, конечно, имеется, но не в чистом виде: он рассеян по кусочкам во многих моих писаниях и собирание и вытягивание их оттуда заставило бы опять отодвинуть долгожданный миг. Позвольте предложить взамен несколько моих текстов, где мифологического материала достаточно для старта. 
Вы (коли будет охота) можете поступать с ними как угодно: копировать их в свои файлы и анатомировать, цитировать и монтировать любыми кусками в любом порядке; вставлять в любые другие тексты (желательно, выделяя кавычками или как-нибудь иначе), писать дополнения, критику и полемику с любыми ругательствами прямо между моих слов (только другим шрифтом, чтобы было понятно, где чье), акцентировать какие-то мои слова другим форматом и т.д.
Сегодня - первая порция: "Провокативное джазоведение" (2000) - о контрасте между джазовым и "академическим" музыковедением (продолжение темы, начатой в этом тексте)
Буду счастлив, если что-то из этого текста поможет вам на старте....>>>>

Ваш Леонид Переверзев

На первую страницу номера