Как это было
в Москве
|
12 декабря «Джаз.Ру»
отметил своё 12-летие. Точнее, сложную дату 12+3: 12-летие
интернет-портала «Джаз.Ру» и трёхлетие
одноименного журнала, который делают те же люди, что ведут портал.
1/2 редакции «Джаз.Ру» - зам.главного редактора Анна Филипьева и
главный редактор Кирилл Мошков
Как обычно, мы устроили в день рождения «Джаз.Ру» небольшой джазовый
фестиваль, постаравшись охватить как можно более широкий стилистический
диапазон — настолько же широкий, насколько широк диапазон стилистик и
направлений, о которых мы пишем.
Олег Бутман
Концерт открыло выступление трио Олега Бутмана. Бутман-мл. —
редкий для московской сцены пример джазового барабанщика с
продолжительным (более 15 лет) опытом работы на нью-йоркской сцене,
опытом, который он (судя по его интервью в свежем 6/7 номере «Джаз.Ру»)
стремится как можно полнее применить в России. Партнёрство Олега Бутмана
с пианисткой (и вокалисткой) Натальей Смирновой уже успело воплотиться в
сильный альбом «Страсть» с саксофонистами Уэйном Эскоффери и Марком
Гроссом (а в туре по России в честь выхода альбома с Олегом и Натальей и
вовсе путешествовал именитый Эрик Мариентал), однако на нашем празднике
Олег и Наталья предстали без заграничных саксофонистов: материал альбома
был представлен в аскетичном формате трио (с контрабасистом Владимиром
Черницыным) и с максимально возможной в этом формате экспрессией и
напором.
Небольшой зал Центрального Дома журналистов, где мы отметили уже шестой
день рождения «Джаз.Ру» подряд, как нельзя лучше подходит для
акустической игры с минимумом звукоусиления; опытный Бутман-мл. сделал
ставку именно на только слегка усиленный и не окрашенный обработкой звук
— и не прогадал: упругое взаимодействие барабанов и фортепиано, надёжно
поддержанное контрабасом, в таких условиях читалось особенно выпукло, а
виртуозные соло, которыми то и дело разражался Олег, предоставляли
слушателям возможность не бороться со звоном и грохотом в
громкоговорителях, как это, увы, часто бывает в бОльших залах, а
оценивать естественное звучание собственно ударной установки и
естественную динамику игры барабанщика.
Наталья Смирнова
Наталья Смирнова в интервью, которое они с Олегом дали для свежего
номера печатного «Джаз.Ру», интересно говорит о том, как Олег буквально
заставлял её услышать, почувствовать высочайший уровень
импровизационного взаимодействия, свойственный нынешней сцене
нью-йоркского современного джазового мэйнстрима — уровень,
труднодостижимый иногда даже для музыкантов из других городов США. Олег
в том же интервью оценивал продолжительность своего собственного
вхождения в эту сцену в шесть лет. Похоже, под руководством Олега
Наталье удаётся пройти этот путь чуть быстрее: уровень взаимопонимания в
их ансамбле и правда очень высок.
Роман Столяр
Следующие сорок минут были отданы экспериментальным звучаниям, и надо
признать, что сет новосибирского пианиста, композитора и идеолога
свободной импровизации Романа Столяра в дуэте с питерским
саксофонистом Леонидом Сендерским оказался очень удачным. Вечно
находящийся в поиске Роман уравновешивался спокойным лирично настроенным
Леонидом, который подхватывал его идеи и смаковал их. Получился очень
органичный союз. Если Романа уносило в неведомые просторы, то прочно
стоящий на земле Леонид как бы фиксировал его мятущуюся проекцию на
плоскости и детально прорабатывал её. Такая биполярность придавала
музыке импульс. В ней было много движения, и по итогам прослушивания
остались ощущения, которые можно было бы сравнить с просмотром умного
динамичного кинофильма.
Леонид Сендерский перед концертом рассказал одному из авторов
этого текста о сотрудничестве с Романом Столяром:
—
Мы познакомились 17 мая текущего года в Москве, на концерте в клубе ДОМ.
Тогда в первом отделении я сыграл дуэтом с барабанщиком Александром
Рагазановым, с которым мы в прошлом году записали альбом «Светлые духи
земли», а вторую половину играл квартет — новосибирский пианист Роман
Столяр, известный фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, питерский
саксофонист Илья Белоруков и польская флейтистка Эдита Фил.
Я и до этого знал о существовании этого пианиста, но живьём услышал его
впервые. И мне показалось, что та музыка, которую играет Роман, могла бы
быть сыграна вместе со мной дуэтом. У меня уже был такой опыт игры — с
датским пианистом Мортеном Пупером (Morten Puper), с которым мы в
2004 г. совместно записали мой самый первый альбом «From Heart To
Heart». И мне показалось, что в настроении игры Ромы Столяра есть
что-то похожее на то, что я играл в Дании. Я написал Роману письмо о
том, что было бы здорово когда-нибудь поиграть вместе, спросил его о
планах, будет ли он приезжать в Питер — потому что я как-то видел его в
афише питерского клуба «ГЭЗ-21» (это что-то типа московского ДОМа). И
действительно, в начале декабря он оказался в Питере и свободен, и я
сделал ему концерт в клубе «Книги и кофе» при Центре современной
литературы Александра Житинского.
А буквально через пару дней Роман позвонил и предложил мне сыграть с ним
в Москве на фестивале «Джаз.Ру». И я с удовольствием согласился.
Мы будем играть свободную музыку, чистой воды спонтанную импровизацию.
Такую музыку, построенную на ощущениях друг друга, мы с Романом играли
по-настоящему всего один раз. Но этого вполне достаточно: он постоянно
играет эту музыку, ну и я тоже её играю.
Надо сказать, в «Книгах и кофе» всё прошло очень хорошо. В общем, я так
и ожидал, что с этим человеком можно расслабиться и играть в своё
удовольствие. Потому что свободную импровизацию далеко не с каждым можно
поиграть так, чтобы это было и красиво, и энергично, и нескучно, и не
очень жёстко. Есть такая фраза — почему фри-джаз должен быть громким?
Вот с Романом Столяром можно играть и тихо, и мелодично, и экспрессивно,
то есть по-разному, не обязательно агрессивно и громко. А именно такую
разнообразную игру я и люблю.
Третье отделение было отдано московскому коллективу «Лампа Ladino».
Со стороны «Джаз.Ру» это был не самый очевидный ход: «Лампа Ladino» —
коллектив не вполне джазовый, хотя в его составе есть джазовые
музыканты, и создатель группы — пианист Григорий Сандомирский —
активное действующее лицо московской джазовой сцены (на предыдущем дне
рождения «Джаз.Ру» в декабре 2008 г., например, он выступал в составе
оркестра Юрия Чугунова).
В целом музыку коллектива можно определить следующим образом. Берётся
старинный фольклорный материал, принадлежащий определённой, весьма
далёкой от нас культуре — а именно культуре сефардов, средневековых
евреев Пиренейского полуострова (нынешних Испании и Португалии),
говоривших на языке ладино (отсюда второе слово в названии
группы). И материал этот обрабатывается, аранжируется и исполняется
средствами современной клубно-камерной музыки, в том числе и джаза, при
участии джазовых музыкантов, с привлечением всего их джазового опыта.
Это ни в коем случае не фольклорное музицирование: анонимные авторы
сефардских романсов XV века вряд ли сразу узнали бы их в исполнении
«Лампы». Это, скорее, этно-джаз на темы давно ушедшего пласта
музыкальной культуры, пропущенного через фильтр джазового музыкального
мышления.
Кстати, интересная параллель: пионер российского джаза Валентин Парнах
задолго до того, как в 1922 году провёл в Москве первый джазовый
концерт, занимался во Франции и Испании переводами... средневековой
сефардской поэзии с языка ладино.
Единственное, чего по результатам выступления на нашем мини-фестивале
хотелось бы пожелать «Лампе Ladino» — это продюсера. Человека, который
решительно отсёк бы всё лишнее (а лишнее есть), переставил бы
сценическое шоу группы (раз уж группа берётся «делать шоу») с
самодеятельных на профессиональные рельсы (для этого нужно совсем
немногое — и в основном опять же через «отсечение», а не добавление) и
сделал из интересного клубного коллектива явление более крупного
масштаба (а такой потенциал у группы есть).
Татьяна Комова
В финале мини-фестиваля «12+3» выступило трио «Второе Приближение»
— пианист и композитор Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова и
контрабасист Игорь Иванушкин. Уходящий год оказался богат на события для
«ВП»: сначала — выход блестящего альбома «The Light», зафиксировавшего
выступление трио с легендарным американским тромбонистом Розуэллом
Раддом; затем — успешные гастроли в США с выступлением на престижном
Рочестерском джаз-фестивале на севере штата Нью-Йорк; и, наконец,
недавний выход альбома «37,1», впервые зафиксировавшего в студийной
работе главные концертные «хиты» московского трио, объездившего с ними
пол-Европы.
Андрей Разин
«ВП», которых «Джаз.Ру» поддерживает как одно из самых самобытных
явлений в российской импровизационной музыке всю историю существования и
«Джаз.Ру», и «Второго Приближения», регулярно участвовали в наших днях
рождения — начиная с впервые отмеченного в 2002 г. (ещё в ЦДХ) пятилетия
портала. Но в прошлом году в программе «11+2» их не было — тем приятнее
было видеть их в программе «12+3».
Игорь Иванушкин
Трио подвело замечательный итог программы праздника, сыграв мудро,
сдержанно, но, как обычно, чрезвычайно насыщенно и эмоционально глубоко.
Пожалуй, лучшего финала праздника и желать было нельзя.
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков,
Александр Никитин
фото: Павел Корбут
|
5 декабря при аншлаге в Центральном Доме журналистов прошел основной концерт
15-го
международного фестиваля «Джазовые голоса». Всё началось с показа
фильма об истории фестиваля. Надо сказать, что показанная в фильме
хроника впечатляет, и привёденная бессменным организатором и
арт-директором фестиваля Александром Эйдельманом цитата «Большое видится
на расстоянии» — лучший комментарий к этому фильму.
Александр Эйдельман
На
сей раз формат проведения фестиваля был изменён: каждое из трёх
отделений начиналось разогревом — короткими выступлениями гостей
фестиваля. Сенсацией стало выступление 16-летней Александры Балашовой.
Многие солидарны во мнении, что с этого дня должна начаться настоящая
артистическая карьера Саши.
После неё выступила со своей авторской программой уже достаточно опытная
и эффектная в своем исполнительстве Анастасия Глазкова. Ее
программа была неоднозначно воспринята публикой, вызвала споры и
полярные точки зрения.
Анастасия Глазкова
Второе отделение, посвященное жанру латино, открыла Татьяна Аверина
— обладательница сильного, богатого оттенками голоса, несущего в себе
чарующие интонации ретро-латино. Ее выступление было очень стильным,
строго выдержанным в манерах 30-50-х годов.
Татьяна Аверина
Следом за ней латинская тема была продолжена бразильским музыкантом
Паулиньо Гарсиа. Его негромкий, но чистый голос в сопровождении
наполненной бразильскими ритмами гитары торжествовал в зале. Публика
завороженно молчала, но взрывалась после каждой песни.
Паулиньо Гарсиа
Третье отделение — еще одно открытие — Давид Тодуа, насыщенный
экспрессией, энергией и ритмом молодой певец. Исполненные им три разных
по жанрам песни показали хорошие вокальные данные и прекрасное владение
скэтом. Его «Take the A Train» стал переходным мостиком в царство свинга
и мэйнстрима, в который всех погрузила блистательная Колетт
Викенхаген со своими музыкантами из Голландии.
Пластичная, искренняя, живущая и переживающая на сцене, легко играющая
голосом в широком диапазоне, Колетт приворожила публику.
Второй день фестиваля проходил в Обнинске. Не в первый раз
Обнинск оказывается в орбите фестиваля, и этому способствуют джазовые
традиции, живущие в городе. Для справки: 13 января 2010 г. Обнинскому
джаз-клубу исполнится 30 лет.
Концерт проходил во Дворце культуры при полном аншлаге.
В первом отделении выступил Паулиньо Гарсиа и, как всегда,
загипнотизировал зал своим волшебным, вкрадчивым голосом, вплетающимся в
изысканную канву аккомпанемента.
Второе отделение было отдано Колетт Викенхаген, и она разошлась,
разогрелась и разогрела зал. Сюрприз ожидал всех в конце выступления
Колетт — она пригласила на сцену Паулиньо, и они вместе исполнили две
песни. На сцене встретились лед и пламень, и каждый остался верен своему
стилю, своей манере. В этом контрасте было много эффектного.
В рамках фестиваля также прошли 11 (!) мастер-классов и выступлений
Паулиньо Гарсиа в различных учебных заведениях и клубах.
Свидетелем основных фестивальных событий и фотописцем был ваш
покорный слуга —
Павел
Корбут
|
Кнут Гамсун: возвращение в
Россию
Как трагично складывается иногда жизнь великих людей: голодное
детство, трудный путь к признанию, прижизненная слава классика
литературы, статус властителя дум европейской интеллигенции прошлого
столетия, самого переводимого, читаемого и инсценируемого писателя в
России конца XIX — начала XX веков, Нобелевская премия — и финал жизни:
практически полное забвение после Второй мировой войны у себя на родине,
и не только (в СССР Гамсуна не печатали сорок лет).
Имеет ли человек право на ошибку? (В старости, после 80-летнего
возраста, Гамсун поддерживал нацистский режим Видкуна Квислинга в
Норвегии и написал апологетическую статью на смерть Адольфа Гитлера. —
Ред.)
Конечно, имеет: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, как
известно.
А великий художник? А писатель, обладающий тончайшей душевной
организацией, постоянно вибрирующей и мятущейся?
Да и расплата была велика…
И спустя век Кнут Гамсун возвращается в Россию!
Возвращается
в своих изумительных текстах, сохранивших свою первозданность даже в
переводах; в выразительной и тонкой музыке Яна Гуннара Хоффа; в
игре молодой петербургской актрисы Марии Шустровой.
И вполне логично, что начал великий скандинавский писатель своё
шествие по России именно с русского севера, с Архангельска и
Северодвинска. Дело в том, что норвежские музыканты, которые принимали
участие в Архангельских джазовых фестивалях, в том числе и в двадцать
седьмых по счёту «Днях джаза — 2009», отмечали не просто тёплый, а
профессиональный приём северной публики. Поэтому решение начать турне
Кнута Гамсуна именно здесь было принято продюсером Одд Эйриком
Ватлестатом (Odd Eirik Vatlestad) без колебаний. Премьеры проекта
«Кнут Гамсун: текст & джаз», состоявшиеся 23 ноября в Северодвинске
в клубе ДИТР и 24 ноября в Камерном зале Поморской филармонии, были
очень тепло приняты публикой.
Москву проект «Кнут Гамсун» (Knut Hamsun) посетил 30 ноября и тоже был
прекрасно принят публикой, собравшейся в одном из залов Класс-Центра
Сергея Казарновского. Причём публикой самой разной: и первыми рядами
учащихся, выпускников и педагогов Центра, и столиками, за которыми
сидели музыканты (в том числе и джазовые), представители московской
прессы, важные фигуры российского джаза — Михаил Митропольский,
Александр Эйдельман и многие другие.
Не смог помешать даже работающий тут же в зале буфет: до начала концерта
столики были уже заставлены вкусными яствами и напитками, но, как только
зазвучали первые звуки рояля, все буквально замерли и забыли обо всём на
свете. Изумительная по красоте и выразительности звукопись Яна Гуннара
Хоффа просто околдовывала: композитор настолько точно и тонко чувствовал
и преподносил языком музыки текст своего великого земляка, что когда его
начинала читать актриса, оставалось только поражаться абсолютному
эмоциональному совпадению!
Этот
диалог актрисы и музыкантов напоминал высокохудожественный синхронный
перевод, когда сначала текст «читался» на языке норвежской музыки, а
затем переводился на поэтический русский. Композитору удалось передать
не только состояние, эмоции, ощущения Гамсуна, но и поэтический строй
текста, его темпо-ритмические особенности. И все эти тонкости прекрасно
чувствовала и передавала зрителям Мария Шустрова: голос её то
растворялся в воздухе и замирал, то задыхаясь в сумасшедшем ритме,
рвался со сцены. Буквально всё — музыка, актёрская игра, сценография
были подчинены таланту и влиянию Кнута Гамсуна. Спектакль прошёл на
одном вдохе. И артисты, и публика выдохнули лишь на аплодисментах.
И, разумеется, вдохновлённые представлением, спустя несколько минут
на сцену вышли ученики и выпускники Класс-Центра Сергей Казарновского.
Объявленное Сергеем как небольшое приветствие норвежским друзьям,
выступление переросло в самостоятельное концертное отделение. Юные
музыканты просто покорили зал своим профессионализмом: на сцене играли
не подростки, а настоящие джазмены! А восторгам норвежцев просто не было
предела.
Конечно, здесь существует отбор детей, конечно, с ними занимаются
замечательные педагоги, многие из которых сами учились у джазовых
музыкантов мирового уровня, но помимо этого, здесь существует та самая
едва уловимая атмосфера внимания, заботы и любви к каждому воспитаннику,
которая и становится плодотворной почвой для воспитания таланта (к слову
замечу: пока Сергей не без гордости знакомил перед концертом со своим
Центром, он буквально к каждому встреченному нами ученику обращался по
имени и между ними моментально начинался открытый и очень тёплый
диалог).
После замечательного двухчасового концерта, переполненные эмоциями и
впечатлениями, музыканты ещё долго общались на фуршете и с удовольствием
музицировали, и если бы не утренний вылет в Минск…
Кнут Гамсун вернулся в Россию. Многие, особенно молодые и юные россияне,
в ноябре 2009 впервые услышали это имя. И особенно ценно то, что их
знакомство с великим мировым писателем состоялось именно так: при
участии замечательных норвежских музыкантов и в такой прекрасной
обстановке.
И ещё спасибо всем тем, кто сделал для этого всё возможное: норвежскому
продюсеру Одд Эйрику Ватлестату, основателю московского «Джаз Арт
Клуба», арт-директору и продюсеру крупных джазовых проектов Александру
Эйдельману, создателю и бессменному руководителю Класс-Центра Сергею
Казарновскому, главе Фонда развития джаза в Архангельске Владимиру
Турову.
[авторская
подпись снята по просьбе автора]
Фото: Дарья Архангельская
|
15 декабря в московском Государственном Центре современного
искусства состоялся весьма необычный концерт. Саксофонист Алексей
Круглов и его «Круглый Бенд» представили программу «Орнеттоколманиада»
— посвящение основоположнику фри-джаза, саксофонисту и композитору
Орнетту Коулману.
Необычность программы заключается в том, что ныне в Москве можно
встретить программу качественного мэйнстрима, но вот выполненного на
достойном уровне фри-джаза не так много. Помимо инструментальной музыки,
Алексей Круглов уже продолжительное время разрабатывает собственную
музыкально-драматическую систему, построенную на грани музыки, поэзии и
театра. За его плечами уже несколько подобных проектов, поэтому это уже
далеко не эксперимент, а осознанная цельная творческая работа.
Довести такие проекты до концертного воплощения достаточно непросто,
потому что это и не театральная постановка, и не форма стандартного
концерта. То есть ставить такие постановки практически негде.
Максим Дуров, Алексей Круглов
если в смысле строго музыкальных концертов у Алексея 2009 год
выдался достаточно плодотворным — участие во многих джазовых фестивалях,
выпуск пластинок с участием музыканта — то музыкально-драматическое
направление «Круглого Бенда» в течение полутора лет находилось в спящем
состоянии. Последний полноценный спектакль коллектива случился аж в мае
2008 года, когда на сцене Изомузея Татарстана в рамках Международной
ночи музеев группа представила свой проект, посвященный творчеству
Владимира Высоцкого.
И в этой связи стоит выразить огромную признательность одному из
художественных руководителей ГЦСИ Виталию Пацукову, который организовал
это мероприятие, дал возможность показать спектакль. Надо сказать, в
ГЦСИ уютная атмосфера и хороший звук. Хочется надеяться, что творческие
проекты «Круглого Бэнда» в этом зале станут постоянными.
Помимо лидера коллектива Алексея Круглова, сыгравшего на
альт-саксофоне, бассетгорне и блокфлейте, на сцену в составе «Круглого
Бенда» вышли отец Алексея Владимир Круглов (рояль, акустическая гитара),
Максим Дуров (труба, электрогитара), контрабасист Дмитрий Толочков и
ударник Олег Шунцов.
Спектакль «Орнеттоколманиада» построен на стихах Алексея Круглова,
обращенныъ к мэтру джазового авангарда. В музыкальном отношении проект
выглядит как трёхчастное попурри из нескольких пьес Коулмана, написанных
им в 1950-60-х гг. — самой известной его темы «Lonely Woman», «Blues
Connotation», «The Blessing» и «Bird Food», аранжированных лидером
«Круглого Бенда». Спектакль «Орнеттоколманиада» был впервые показан в
феврале 2008 г. в ММДМ в рамках абонемента Алексея Козлова «Гиганты
джаза». Вскоре после этого проект был зафиксирован в студии, но эта
запись пока не издана (видимо, стоит подумать и о видеоверсии
спектакля).
Основные стихотворные фрагменты декламируют сам Алексей и его отец,
но в композиции встречались и хоровые речитативы, так что без
декламационного дела никто из участников ансамбля не остался. Нужно
сказать, что порядок литературно-музыкальных образов дополнялся
видеорядом, что служило возникновением новых отсылок и метафор.
«Орнеттоколманиада» — вовсе не ортодоксальный авангард. Спектакль
воспринимается слушателями достаточно легко, причём как людьми,
совершенно не знакомыми с творчеством Коулмана, так и знатоками этого
стиля. Хотя, конечно, взгляд, свободный от ярлыков повседневности, тут
будет очень уместен.
После концерта Алексей Круглов пояснил, что он при всём почтении к
творчеству легендарного музыканта до некоторой степени противопоставляет
свой метод методу Коулмана. Круглов как бы доказывает, что единой
системы в искусстве быть не может, что нет запрограммированного
вдохновения, что метод Коулмана велик, но не абсолютен. Это выражается в
использовании в основной теме спектакля «Lonely Woman» элементов
современного стиля ska как некого образа современности, как взгляд на
творческо-философский метод Коулмана (гармолодику) из XXI века.
Тут стоит процитировать энциклопедию: «Ska зародился в конце 1950-х гг.
на Ямайке. Для этого стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда
гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара
подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами
(труба, тромбон и саксофон). Среди мелодий ска можно встретить джазовые
мелодии».
Алексей также рассказал о содержании спектакля:
— В начале звучит главная тема перформанса — композиция «Lonely Woman»,
(её же можно услышать и в заключительной части). Пьеса звучит достаточно
экспрессивно, мелодия прерывается резкими звуками саксофона и трубы,
которые подхватываются кластерами рояля (диссонирующими громкими
аккордами). Из этих нестандартных звуков вырастает тема первой части — «Bluеs
Connotation», исполняемой в а-ля оригинальном изложении квартета
Коулмана-Черри 60-х годов.
Композиция «The Blessing» кардинально отличается от всего сыгранного до
и после. Аккомпанируют бассетгорну всего лишь рояль с ударными. Во время
соло духового инструмента возникает ощущение внешней нехватки воздуха,
поглощённости, но в тоже время присутствует и творческая
потенциальность. И вообще, во всей композиции присутствует ожидание
чего-то.
И когда, в третьей части поперек соло альт-саксофона на еще одну, а-ля
оригинальную пьесу «Bird Food», звучат раскаты колоколов — совмещение
акустической и электрогитар, кажется, что за эти звоны — не финал
композиции. И действительно — главная кульминация еще впереди, в песне «Орнетт
Колмен. Тонн укол нем... Ноту в кол — плен!», которую под гитару
исполняет мой отец, Владимир Круглов.
Поначалу лишь обязательным композиционным дополнением в коде кажется
повторение «Lonely Woman» в Sca, но тематически эта кода говорит многое.
В финале произведения после затихнувшей одинокой мелодии «Lonely Woman»
сакса и трубы, вступают последние звуки спектакля — ритм индустриального
sca, в исполнении чётких ударов барабанщика.
Длительность спектакля небольшая, около сорока минут. Поэтому далее
музыканты в трио (А.Круглов — Д.Толочков — О.Шунцов) исполнили пару
авторских пьес Алексея из фестивальной программы «Круглого Бенда» —
«Поэт» и «Отпечаток Времени», а на бис прозвучала «Метель» Свиридова из
музыкальных иллюстраций к повести Пушкина.
Те слушатели, которые в этот почти 30-градусный мороз всё-таки добрались
до ГЦСИ, благодарно аплодировали музыкантам. Вечер удался!
Александр Никитин
фото автора
|
В
Москву часто приезжают представители «смежных жанров» —
генетически связанных с джазом, но обладающих отдельной аудиторией и
иной эстетикой. Приезжают часто, а вот пишем мы о них редко — блюдём
форматность, так сказать. Но вот в сегодняшнем «Полном джазе» этот наш
обычай нарушают сразу два автора, написавших нам о выступлении в дорогом
концертном зале в «элитном» ближнем Подмосковье певицы Эрики Баду
(Erykah Badu), прославившейся благодаря своеобразной смеси ритм-н-блюза
современного извода, хип-хопа и отдельных джазовых элементов...>>>> |
|
|
Радио и ТВ |
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Телеканал «Культура», 26 декабря, 01:00: концерт Маркуса Миллера
Маркус
Миллер — легендарный американский бас-гитарист, профессионал с большой
буквы. Он работал с Дэвидом Сэнборном и Майлсом Дэйвисом, Фрэнком
Синатрой и Элтоном Джоном. На сегодняшний день — один из самых
востребованных джазовых музыкантов в мире. График его выступлений так
плотен, что в 2005 году, впервые приехав в Россию, он смог выступить
только в Петербурге. До столицы добрался только в 2007-м, хотя формально
его концерт прошел все-таки за пределами МКАД — в Архангельском, на
ежегодном фестивале «Усадьба-джаз». В 2009 Миллер побывал в Москве в
рамках своего тура в честь пластинки «Tutu», которую Маркус записывал
вместе с Майлсом Дэйвисом.
Из сюжета «Новостей Культуры», июнь 2007 (автор — Вера Глушкова):
Из интервью Маркуса Миллера телеканалу «Культура»
— Когда мы играли на концерте, там было так много народу, просто с ума
сойти. Я видел, что люди наслаждались нашей музыкой, и самое главное —
понимали её! Это было большим для меня сюрпризом. Мы приехали так
издалека, с другого континента. Удивительно, что наша музыка
распространилась так далеко! Когда мы приезжаем в новую страну, как,
например, в Россию, мои ребята часто теряются от того, что всё вокруг
другое, и такое количество новых людей, и еда тоже другая…Они еще сразу
сувениры начинают покупать…И на музыке иногда не очень фокусируются. Я
хочу чтоб каждый понимал: в первую очередь — работа! А работа — это не
покупать водку, это играть музыку! А вообще я не так уж строг со своими
музыкантами. Но до тех пор, пока они не начинают делать то что мне не
нравится. И я тогда поворачиваюсь и говорю: «Что ты делаешь?». Я просто
не всегда понимаю, как можно вообще играть не по тем нотам...
Я не чувствую себя особенным каким-то... Я не такой, что: слушай,
парень, ты особенный выдающийся, гениальный музыкант! Вот что я могу
сказать про свою жизнь: я воспринимаю её, пропускаю через себя и
выпускаю обратно. То есть я заставляю время течь! Знаете, когда я рос, я
слушал Стэнли Кларка и Джако Пасториуса и восхищался ими. А потом моё
имя стали ставить в одну строчку с этими ребятами, представляете? Люди
начали говорить: Маркус и Джако — это вот...! Ну да, спасибо. Я скоро
перестал обращать на это внимание, если честно. Ведь главное — идти
своей дорогой.
У меня есть друзья — они профессиональные спортсмены, баскетболисты. Я
им говорю: «Как же вы круты! Но когда вам будет 30, и вам скажут, что вы
постарели, и должны закончить карьеру? И чем же вы станете заниматься —
предаваться воспоминаниям о своей молодости?». Вот за что я люблю музыку
— она не кончается, и ты никогда не умрёшь...»
Из сюжета «Новостей Культуры», ноябрь 2009 (автор — Дмитрий Сухов):
«...тур Миллера назван в честь пластинки «Tutu», которую Маркус
записывал вместе с Майлсом Дэйвисом. Правда, нет ни круглой даты (в этом
году Майлсу исполнилось бы 83), да и сам альбом был записан 23 года
назад. Видимо, Маркус просто соскучился по своему старому другу.
Люди, покидавшие Дом Музыки в тот вечер, уже никогда не будут прежними.
Может, оттого, что они теперь знают ответ на вопрос: что такое
совершенство в музыке. А может, оттого, что тот привычный осенний дождь,
который моросил весь день, был так похож на слезы счастья. И даже те,
кто предусмотрительно захватили с собой зонты, почему-то не спешили их
раскрывать. Осенний дождь был теплым.
Когда стрелка часов перевалит за концертный экватор, он осторожно
поставит бас-гитару, чтобы взять в руки бас-кларнет и сыграть тему из
песни Майкла Джексона. Под приглушенный свет софитов и оглушительные
аплодисменты он, играя, будет танцевать, напоминая собой Майкла...
...Мало кто из ныне живущих на Земле способен так играть джаз, как
играли эти пятеро музыкантов.
...Подняв руку вверх, он тихо произнес: «Спасибо Майлсу Дэйвису!».
Концерт завершился. И, подождав, когда дорога опять станет свободной, он
как всегда повернет ключ вправо, включит свой дальний свет, уедет.
Потому что, уезжать в дождь всегда считалось хорошей приметой.
В концерте, который представляет телеканал «Культура», прозвучат
композиции с сольных альбомов Миллера «M²», «Silver Rain» и «The Sun
Don’t Lie». Съёмка произведена на фестивале «Jazz à Juan» в городе
Жуан-ле-Пэн (Juan-les-Pins) на юге Франции в 2005 г.
Телеканал «Культура», 27 декабря, 00:50: «Российские звёзды мирового
джаза. Николай Левиновский и биг-бэнд Игоря Бутмана»
Николай Левиновский, Игорь Бутман
В Москве ежегодно проводится фестиваль «Российские звёзды мирового
джаза» (продюсер — народный артист России Анатолий Кролл). В 2007 г.
одна из программ этого фестиваля была посвящена джазу русской Америки,
ярким представителем которого является пианист и композитор Николай
Левиновский — в советское время лидер прославленного джаз-ансамбля
«Аллегро», а с 1990 г. — житель Нью-Йорка. В концерте принимал участие
один из самых популярных джазовых коллективов России — Биг-бэнд Игоря
Бутмана. Лидер оркестра, саксофонист Игорь Бутман, тоже яркий
представитель джаза русской Америки, поскольку прожил и проработал там
около десяти лет. Под управлением Николая Левиновского биг-бэндом
Бутмана были исполнены композиции русского нью-йоркского автора:
«Маленькая фестивальная», «Звонили звоны в Новгороде», «Русская
страсть», «Москва в три часа утра» и др. Концерт проходил в концертном
зале Центра Павла Слободкина.
Подкаст
"Слушать здесь":
20.12.09 - 396 "Слушать здесь". Трубач и музыкальный журналист
Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) о британском
брасс-роке: слушаем пьесы "Who Can I Trust" с альбома "Walrus"
одноименной группы (Deram, 1970), "She's Learning" с альбома "Healing Of
the Lunatic Owl" группы Brainchild (A&M, 1970) и "Young Man" с альбома "Their
First Album" группы Gas Mask (Tonsil, 1970)
17.12.09 - 395 "Слушать здесь". К 80-летию композитора,
бэндлидера и пианистки Тошико Акиёши. Главный редактор журнала "Джаз.Ру"
Кирилл Мошков комментирует заглавную пьесу альбома оркестра Toshiko
Akiyoshi - Lew Tabackin Big Band "Sumi-E" (Insights, 1979).
11.12.09 - 394 Трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Resolution"
с альбома саксофониста Джона Колтрейна " A Love Supreme" (Impulse!,
1964)
08.12.09 - 393 Продолжаем публикацию избранных треков из архива
советского джаза радиопрограммы "Радиоклуб Метроном", спасённого ведущим
Аркадием Петровым (1935-2007) от уничтожения в 1973 г. Главный редактор
журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует две пьесы из "Русской
сюиты" композитора и бэндлидера Анатолия Кальварского ("Выходила
молодёшенька" и "Во поле берёзка стояла") в исполнении его оркестра
"Метроном" в неопубликованной студийной записи 1970 г.
|
|
|