502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
 
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 11 (428) - 19 июля 2009 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 31.07.2009

Новые проекты
"Полного джаза"

NEW "Полный джаз": подкаст - аудиоверсия!
слушать подкаст прямо здесь:

 выпуск 06.08.2009:

скачать как mp3 (7,89 Мб) | скачать как wma (2,02 Мб)

 выпуск 30.07.2009:

скачать как mp3 (9,48 Мб) | скачать как wma (2,43 Мб)

Как это было
в Москве

8 июля от причала московского Северного речного порта отплыл очередной Московский джаз-пароход. Мы никогда не рекламируем Московские джаз-пароходы заранее, поскольку каждый пароход имеет конечную вместимость, и в наши планы вовсе не входит пустить очередной пароход на дно - и так сверх штатной вместимости туристического речного теплохода каждый год набивается пара сотен ценителей 24-часового джазового путешествия по подмосковным каналам и водохранилищам, которые проводят те несколько часов ранним утром (когда джемы на четырёх концертных площадках судна уже завершились, но ещё не грянули вновь) на палубах, завернувшись в полотенца и спальники, или на берегу - растянув палатки (у кого есть). Зато мы, как правило, публикуем отчёт о Пароходе. На этот раз отчёт уникален, не имеет себе равных: это фоторепортаж нашего постоянного автора Павла Корбута, запечатлевшего буквально ВСЕ моменты жизни Джаз-парохода более чем в 130 кадрах!..>>>>

А 18 июля в подмосковной Дубне проходил очередной фестиваль московского летнего джазового цикла - "МузЭнерго", 6-й по счёту. Мы побывали там всей редакцией; в своём летнем варианте (под открытым небом, на берегу Волги) это весьма "домашний", уютный фестиваль, и поэтому главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков рассказывает о 6-м "МузЭнерго" не непосредственно на страницах "Полного джаза", а в более камерном и гибком варианте - в своём блоге (материал откроется в новом окне, так что вы не потеряете страницу "Полного джаза")...>>>>

Следующий материал - плод размышлений нашего постоянного автора и обозревателя журнала "Джаз.Ру" Михаила Митропольского. Когда-то его постоянная рубрика в "Полном джазе" именовалась "Записки пограничника", и в ней Михаил Михайлович пытался искать ответы на Главные русские вопросы (ну, применительно к джазовой жизни, конечно): кто виноват, что делать, куды бечь. Во весь рост встали эти вопросы перед нашим обозревателем и на сей раз.

Видение одетого короля (не по Андерсену)
Поводом для этих размышлений стали почти рядовые события июня. Настроения и мысли, возникшие вследствие этих поводов, не претендуют на абсолют. Тем не менее, они возникли и, возможно, найдут отклик у кого-то из читателей.
Во второй половине июня в Москве прошли два концерта смешанных составов, в которых фигурировали имена скандинавских музыкантов, причем оба обнаружили некие закономерности, проявляющиеся в нашем джазовом мире. Несмотря на явно выделяющийся из общей массы музыкальный уровень, оба эти концерта не только не вызвали существенного интереса, но и вообще собрали неприлично малое число людей. Первый концерт был назначен ровно в день рождения саксофониста Алексея Круглова, начинающего постепенно выходить из разряда «молодых» музыкантов. В своё тридцатилетие Алексей, имея в арсенале значительное число уникальных проектов, в том числе и литературно-художественных, окружил себя вполне эклектичным собранием музыкантов, объединённых рвением к творчеству. Уже это необычно, ведь слово «творчество» давно потеряло значение создания новой сущности. Консерватизм средних представлений о джазе достиг такой густоты, что проявляется не только в деятельности основной массы наших джазменов, но и в журналистской среде, их окружающей. Чуть только у кого-либо проявляется некое нестандартное движение, как эта музыка объявляется экспериментальной. Использование этого слова по отношению к искусству мне совершенно непонятно. Впрочем, и сама джазово-критическая мысль у нас стала величиной почти исчезающе малой.

Три составляющих упомянутого концерта (Алексей Круглов, трио «Комитет А» и норвежский дуэт Лиса Диллан — Асбьёрн Лерхейм), о которых подробно писал «Полный джаз» #10, уже своим стилистическим многообразием должны были вызвать интерес у публики в многомиллионном городе. Но не вызвали. Такова особенность Москвы, которая считается джазово благополучной и в которой народ ходит исключительно на известных, т.е. раскрученных музыкантов и тем самым проявляет исключительную душевную лень. Эта тенденция стала особенно заметной в клубе «Союз Композиторов» в последнее время. Ведь именно «Союз Композиторов» в 2007 году, только появившись, стал источником идеалистических надежд на успех джазового дела в одном отдельно взятом московском ресторане. Сколько классных концертов прошло там два года назад, год назад. Они бывают и сейчас, но ставка в клубе делается не на них. Видимо, условия выживаемости привели к повороту вектора интересов. Теперь качество музыки определяется навскидку администратором зала (могу ошибиться в обозначении должности), его же эмоции определяют и эстетическую и материальную ценность концерта.

Все это вызывает сожаление, особенно в отношении выступления норвежской вокалистки Лисы Диллан. В «Полном джазе» читатель может найти очень верное описание выступления Лисы на том самом концерте. Это было волшебство, но для того, чтобы оно произошло, Лиса должна была пройти через множество этапов освоения секретов импровизационной музыки, начиная с 1991 года, когда, собственно, и началась ее карьера вокалистки в городском биг-бэнде города Будё. Сначала это были стандарты, затем знакомство с Сисель Эндресcен перевело её на рельсы свободной импровизации. С 1996 г. Лиса училась в Норвежской государственной академии музыки в Осло (там, где преподает Миша Альперин). С тех пор она пошла по пути взаимодействия разных искусств, выступала с множеством проектов, в том числе на джазовых и неджазовых фестивалях. Начиная с 2001 года, Лиса преподает импровизацию в трёх крупнейших учебных заведениях Норвегии. Мне пришлось слышать вокалистку с сольным и весьма радикальным проектом на «Апрельских джазовых тезисах» в Архангельске. Однако, в Москве ее «тихий проект» с гитаристом Асбьёрном Лерхеймом был иным, он целиком построен на балладах из репертуара Элвиса Пресли, который долгое время был её музыкальным кумиром. Попутно надо заметить, что пела она не «композиции мастера», поскольку примерно половина композиций в репертуаре Пресли является кавер-версиями, а вторая половина написана профессиональными композиторами специально для него. Но это мелочи, главным в этом чудесном концертном отделении мне показалось преодоление самого Элвиса Пресли. На мой вопрос руководителю архангельского «Комитета А» Владимиру Турову, отчего такое количество народу до сих пор сходят с ума по Пресли, я получил очень убедительный ответ — именно он первым начал так и в такой степени шокировать публику, а это ценится публикой выше всего и не забывается целыми поколениями. Видимо, это ценится не только публикой. Бывший в этом же зале уважаемый джазовый критик возбужденно заявил, что в Элвисе Пресли заложены все достижения современной музыки. Мне от этих слов стало страшно, но я постарался все же не потерять доверие к многообразию и глубине этой самой современной музыки. Так вот Лисе Диллан удалось выйти за рамки, на мой взгляд, ограниченных эстетических возможностей рок-короля. Ее технический арсенал, к описанию которого я настоятельно рекомендую вернуться с помощью упомянутого выпуска «Полного джаза», позволили ей создать сюиту из баллад Пресли, постепенно наращивая накал лёгкого безостановочного движения, пользуясь все большими возможностями своего звукоизвлечения. Но нигде в этом дуэте голоса и гитары не был перейден тонкий барьер, разделяющий возможное и необходимое. Певица оказалась не просто певицей и даже не просто квалифицированным джазовым музыкантом — она продемонстрировала исключительный художественный вкус, так редко встречающийся на сцене вообще, а на джазовой — в частности.

Второй выход Лисы Диллан на сцену пришелся на джем-сешн всех участников. Это было свободное музицирование со структурно заданной композицией. Как часто такая структура на практике предоставляет музыканту свободу более или менее органичной спекуляции! И именно Лиса стала точным связующим звеном, которое обратило весь процесс в сторону созидательного акта. Она заставила всех музыкантов слушать друг друга и исключительно бережно отнестись к возможности своего появления на сцене, даже при такой маловосприимчивой публике. Нет, пробить восприятие людей, пришедших «культурно отдохнуть» под звуки «мы из джаза», до конца не удалось. Но бог с ними, с этими людьми. А вот где были наши музыканты, как было бы им полезно прикоснуться к этой тонкости, резко контрастирующей с «русским джемом, бессмысленным и беспощадным»?

Несколькими днями позже довелось мне побывать в Клубе Игоря Бутмана в гостинице «Уланская» на выступлении пианиста, который заинтриговал меня полтора года назад на фестивале в норвежском городе Трёмсе — пианист Алекси Туомарила выступал там с легендарным британским трубачом Кенни Уилером. Алекси родом из Финляндии, высшее образование получал в консерватории в Брюсселе и в последнее время очень часто выступает по всей Европе. До сих пор под Европу попадали Санкт-Петербург и Саранск, в Москве молодой музыкант оказался впервые. Оказался не один, а со своим квартетом, который сложился благодаря географической близости Финляндии и нашей северной столицы. Так что на сцену клуба вышли два финна — Алекси Туомарила и барабанщик Туомас Тимонен — и два питерских музыканта: опытный контрабасист Григорий Воскобойник и молодой альт-саксофонист Леонид Сендерский. История этого квартета уже достаточно продолжительна, обычно Леонид Сендерский выступает в качестве гостя в финском трио, которое обозначено именем Алекси Туомарила. Несмотря на молодость трёх участников квартета, ансамбль представил интересный, насыщенный и очень квалифицированный джаз, не уходящий далеко от главного течения, но все же европейского разлива.

И снова, как и в первом концерте, зал в Уланском переулке был скорее пуст, чем полон. Повышенный уровень нелюбопытности московских «любителей джаза» вновь вызывает недоверие к утверждениям о любви к нему. В лучшем случае эта любовь выливается в поедание шашлыков на фоне «Бразильского проекта» в парке культуры им. кн. Юсупова в Архангельском. А послушать 27 июня было что. Золотая джазовая молодёжь, для которой не существует границ стран и музыкальных культур, молодёжь, хорошо обученная в европейских музыкальных школах, может себе позволить немало. Алекси получал высшее образование в консерватории в Брюсселе, Леонид обучался в Датской Ритмической консерватории, был (и остаётся) учеником Геннадия Гольштейна; выпускник Петербургской консерватории Григорий Воскобойник делит свои привязанности между джазом и академической сферой. Все музыканты квартета востребованы, они постоянно участвуют во множестве проектов. Причём это может быть вполне молодёжная музыка, подобно, скажем, Сендерскому с его art acid jazz, но может быть и постоянное участие, а значит — и значительная перестройка мышления, в проектах таких мастеров, как Томаш Станько, в квинтет которого входит Туомарила.
Жанр этих заметок избавляет меня от перечисления композиций, входящих в программу. Музыканты играли авторские вещи, играли Монка — это, собственно, не имеет значения. Важно, что арсенал этой молодежи и отсутствие зацикленности на нормах и правилах позволяет им проявлять индивидуальность. У пианиста эта индивидуальность — в неспешном развитии, работе с полутонами, несмотря на активное владение приёмами Кита Джарретта и Брэда Мелдау. Такое впечатление, что Туомарила стремится оставаться в тени, порой оставляя впечатление, что нечто утаивается. На мой вопрос об ином характере музицирования с Кенни Уиллером Алекси ответил, что это совсем другое дело, там ведь музыка большого мастера. Ленни (так его называют на Западе) Сендерский, наоборот, ничего не утаивает. Его соло прорывают возможные ограничения, они интересны, хотя и несколько многословны. Возможно, недостаток сценического опыта (хотя для его возраста числу его выступлений можно бы и позавидовать) приводит к нескольким финалам в одном соло. Но это дело наживное.
Присутствие тонко чувствующих, ансамблевых, заряженных на филигранную элегантность и, одновременно, могучую энергетику ударников в финских ансамблях уже становится традицией. Туомас Тимонен не стал исключением. Самый старший из квартета, басист Григорий Воскобойник, проявил свой опыт участия чуть ли не во всех ансамблях Санкт-Петербурга и поддержал состав интересными соло, в каждом из которых был свой «изюм». Всё это было просто интересно слушать. Всё это снова давало надежду на живучесть того джаза, который должен всё время развиваться, дарить новые музыкальные ощущения, смешивать в своих ретортах самые разные ингредиенты. Именно поэтому такая музыка востребована в мире, на неё ходят, её слушают.

На этих концертах в Москве почти никого не было. Здесь уже скоро не для кого будет играть. Зато заполнены залы на других концертах, там, где вновь и вновь происходит реинкарнация одной и той же сущности уже почти голого короля. Да, еще желательно, чтобы сущность была попроще, и, ради бога, ничего не надо выдумывать.

Впрочем, эти два концерта почти незаметны в гуще нашей насыщенной джазовой жизни, которая вызывает законную гордость граждан, ищущих возможность организовать свой заслуженный культурный досуг.

Михаил Митропольский

Концерты Лисы Диллан вообще бьют все рекорды по освещаемости в «Полном джазе»: свой текст о них прислал и ещё один наш автор, [авторская подпись снята по просьбе автора]!..>>>>

Новости середины лета: новый «Арсенал» и русско-финский джаз
Столичная публика давно привыкла к тому, что сцена клуба «Союз Композиторов» по субботам закреплена за группой «Арсенал» и её бессменным лидером композитором и саксофонистом Алексеем Козловым. Однако 11 июля зрителей ожидал совсем необычный концерт. «Арсенал» появился не только в изменённом на три четверти составе, но и с новой программой, основу которой составил свежий, совсем недавно написанный материал. Из репертуара последних выступлений группы в прежнем составе музыканты сыграли всего одну вещь («Профанка»).
Теперь состав квартета выглядит так: Алексей Козлов (саксофон), Сергей Слободин (бас-гитара), Алексей Самарин (клавишные) и Эдуард Петрухин (ударные).

Так сложилось, что у нового «Арсенала» было совсем немного времени на подготовку — всего две недели и несколько репетиций, в ходе которых известный своей требовательностью бэндлидер предложил музыкантам проработать порядка тридцати пьес. Генеральную репетицию обновлённый «Арсенал» провёл 9 июля в клубе «Форте», а на 11 июля была назначена официальная презентация в «Союзе Композиторов».
Первая часть концерта началась и закончилась заново аранжированными пьесами из 70-х гг. — «Прощение» и «Funky Ballad», а между ними прозвучали ещё три недавно написанные композиции — «Синдикат», «Good Sine» и аранжировка «Nica’s Dream» Хораса Силвера.
Второе отделение открыла новая пьеса Алексея Козлова «Lovely Business». Затем лидер «Арсенала» напомнил зрителям, что в этом году исполняется 50 лет альбому «Kind Of Blue», с выхода которого начинает свою историю модальный джаз, и по этому поводу прозвучали две композиции Майлса Дэйвиса — «Flamenco Sketсhes» и «Milestones».
Следующей стала написанная Козловым буквально в начале июня «Летняя Элегия» — очень нежная и проникновенная пьеса, имеющая все шансы надолго попасть в greatest hits квартета. Шутливую «Профанку» лидер «Арсенала» посвятил «некоторым критикессам, плохо представляющим себе развитие современной музыки, и потому называющих всё роком». А закончил концерт «Арсенал» пьесой Ральфа Таунера «The Silence of the Candle» («Молчание свечи»), которую Алексей Козлов посвятил памяти своего старого друга писателя Василия Аксёнова.
Для любого музыканта премьера — это всегда непростое испытание, особенно дебют в имеющей столь богатую историю группе. И в этой связи все участники «Арсенала» показали себя крепкими профессионалами. Обладающему огромным опытом бэндлидера Алексею Козлову удалось фантастически быстро сплотить новых музыкантов в единую команду. Ну а новички со своей стороны с максимальной отдачей поддержали руководителя. Никаких «кто в лес, кто по дрова» здесь и близко не было, а идеальная сыгранность музыкантов — это дело наживное.
После выступления Алексей Семёнович не скрывал своего удовлетворения премьерой. «Мы играем всё лучше и сыграннее. Главное — я чувствую, что с этими музыкантами можно двигаться дальше» — поделился своими впечатлениями от прошедшего концерта легендарный саксофонист.
Занявшая почти все столики клуба публика тоже осталась крайне довольной выступлением нового «Арсенала». Надо сказать, что согласно общему мнению (как зрителей, так и музыкантов), этот состав в целом звучит заметно мягче, и это тоже одна из задумок мэтра.
Несколько слов о новых участниках «Арсенала». 45-летний бас-гитарист Сергей Слободин — более опытный и имеющий отношение к джазовым проектам. До этого ему уже приходилось сотрудничать с Алексеем Козловым в течение полутора лет (1992-93 гг.), но не в рамках «Арсенала», а в джазовом квинтете. В 1985-86 гг. Сергей играл в «Кадансе» Германа Лукьянова, кроме того — в составах Анатолия Кролла и Георгия Гараняна. Помимо джаза, Сергей работает и в других жанрах — например, в блюзовой команде «МоторБлюзБэнд». Имеет свою собственную группу.
За игру на клавишных инструментах теперь отвечает 37-летний Алексей Самарин. Алексей — петербуржец, работал с гитаристом группы «Радар» Валерием Белиновым, с канадским блюзменом Джеромом Джеффри, с Давидом Голощёкиным, с поп- и роковыми коллективами («Ночные Снайперы», Гарик Сукачёв).
35-летний барабанщик Эдуард Петрухин родом из Курска, но уже девять лет работает в Москве. До «Арсенала» в основном играл в поп-роковых проектах (Николай Носков, Юта). В 2006 г. Эдуард поучаствовал в раннем составе этно-фьюжн группы «Zventa Sventana» — времён их дебютного альбома «Страдания».
Хочется пожелать только что сложившемуся составу творческого долголетия, полных зрительных залов, новых записей. А московским читателям ещё раз напомню, что группу «Арсенал» можно услышать живьём два раза в неделю — по четвергам в клубе «Форте» и по субботам — в клубе «Союз Композиторов».

23-28 июня в Санкт-Петербурге и Москве прошли пять выступлений международного квартета, исполняющего авторскую музыку финского пианиста Алекси Туомарилы и питерского саксофониста и флейтиста Леонида Сендерского. Вместе с ними на сцену вышел контрабасист Григорий Воскобойник, а за ударными расположился ещё один финский музыкант — Туомми Тиманен.

Это уже четвёртый приезд квартета в Россию, и в каждый из них музыканты играли концерты в Питере и однажды даже доехали до фестиваля в Саранске (2007 г.). А вот два московских концерта (в «Клубе Игоря Бутмана» и «Союзе Композиторов») стали для коллектива первым появлением в российской столице. Состав квартета во всех поездках был достаточно стабилен, менялся только басист (в разные годы — Филипп Мещеряков, Олег Осенков, Флориан Рунковски).
Алекси ТуомарилаИстория творческого сотрудничества двух молодых композиторов началась четыре года назад, когда Леонид Сендерский попросил Туомми Тиманена познакомить его с классным пианистом, исполняющим собственный материал.
Коротко представлю музыкантов. 35-летний Алекси Туомарила — один из наиболее ярких представителей современной европейской джазовой музыки. Алекси получил солидное музыкальное образование. На данный момент у него в багаже три авторские пластинки — одна в формате трио «Constellation«(2006) и две квартетные — «Voices Of Pohjola» (2001) и «02» (2003), переизданная на финском отделении Warner в прошлом году. Последние два года Алекси Туомарила играет в квинтете известного польского джазмена Томаша Станько. Самая свежая запись Туомарилы была сделана весной 2009 г. как раз в составе квинтета Станько, альбом ориентировочно должен выйти этой осенью на лейбле ECM.
27-летний Леонид Сендерский принадлежит к лидерам молодого поколения питерских джазменов. Леонид имеет как классическое, так и джазовое образование (ученик Геннадия Гольштейна). В 2003 г. музыкант получил стипендию на обучение в Датской Ритмической консерватории (Эсбьерг), где он в течение года изучал композицию и свободно-импровизационный джаз, в 2005 г. стажировался в США по программе «Открытый мир». После возвращения домой и окончания Санкт-Петербургского Университета Культуры Леонид Сендерский остался в нём же и преподавать игру на саксофоне.
Леонид участвует сразу в нескольких проектах — и как сайдмен, и как лидер. Его группа Fresh в 2008 г. выступила на фестивале «Усадьба Джаз». Последний по времени проект Сендерского — квартет «Ничей», музыкант надеется к концу года выпустить дебютный диск с записью этого квартета.
23-летний финский барабанщик Туомми Тиманен — самый молодой участник коллектива. Он бакалавр музыки, закончил академию Сибелиуса в Хельсинки. Помимо многочисленных сторонних проектов, Туомми играет в собственной группе Octopus.
Григорий Воскобойник — один из самых востребованных контрабасистов в Петербурге, музыкант, в равной степени владеющий множеством самых разных стилистик; он — единственный участник квартета, принадлежащий к «среднему» (а не «молодому») джазовому поколению.
Довольно редко в нынешней Москве можно услышать джазовую программу, практически целиком построенную на авторском материале. Авторство большей части композиций, исполненных квартетом, принадлежит Алекси Туомариле (среди них — «Prolouge» , «Pearl», «Shades of gray», «Noaidi», «Tribu» — три последние можно найти на его диске «02»). Ещё три пьесы написаны Леонидом Сендерским — «Первый день весны», «День без тебя» и «Back Home» (Леонид также исполняет их со своим собственным квартетом «Ничей»). Закончили своё выступление музыканты единственным прозвучавшим за вечер стандартом «Straight No Chaser» Телониуса Монка.

Александр Никитин
фото автора

Постсоветское пространство: что было

3 и 4 июля в Петербурге на территории Петропавловской крепости прошел международный музыкальный фестиваль Summertime — одно из крупнейших летних джазовых событий в северной столице. Подробности, интервью участников и сенсационная информация о проходившем в рамках фестиваля конкурсе на обучение в легендарном бостонском колледже Бёркли — в репортаже нашего собкора в Санкт-Петербурге Александры Житинской...>>>>

9 июля в Казани открылся третий по счёту международный фестиваль импровизационной музыки «Джаз в усадьбе Сандецкого». Как и в два предыдущих лета, концерты фестиваля теперь будут проходить каждый четверг июля и августа в парке казанского Музея изобразительных искусств. Парк небольшой, поэтому публики туда помещается человек 600, но в день открытия фестиваля небольшой сад (для московской публики: примерно 1/5 размеров сада «Эрмитаж»!) был набит битком. Фестивалю, который совместно проводят Музей изобразительных искусств и джаз-клуб Art of Jazz (руководители — певица Ольга Скепнер и пианист Олег Анохин), за два минувших года удалось вырастить себе отличную аудиторию — чувствующую, понимающую и знающую ту музыку, которую она приходит слушать.

Казань — огромный город, джазовые традиции в нём весьма давние (напомним, что с 1947 по 1956 годы именно в Казани жили самые, наряду с оркестрантами Эдди Рознера, «фирменные» джазмены СССР — музыканты репатриировавшегося из Шанхая оркестра Олега Лундстрема!) Ещё в первой половине 2000-х в Казани регулярно проводились крупные джазовые фестивали («Джазовый перекрёсток», в 2003-2005 гг. совместно со странствующей междугородней «Джазовой провинцией»). Приятно видеть, что джазовая аудитория в Казани никуда не делась, хотя с какого-то момента джаз в городе остался без серьёзной поддержки, а «Джаз в усадьбе Сандецкого» с текущего года — даже и без хотя бы формальной поддержки города: неужели в Казани, с её-то джазовыми традициями, с реконструируемым ныне «домом Аксёнова», завещанным ушедшим недавно из жизни Василием Павловичем в том числе и для проведения в нём джазовых вечеров, с сильной собственной сценой, да ещё и с превосходным open-air'ом «Сотворение мира» — не нашлось возможностей поддержать джазовый проект, да ещё настолько популярный?
Первый концерт фестиваля 2009 года идеально выдержал баланс между искусством и развлекательностью: трио пианиста Евгения Борца и вокалистка Этери Бериашвили представили программу, которая была отлично сыграна, превосходно спета, содержала много современных (не «музейных») музыкальных идей и в то же время удачно работала на аудиторию.

Этери Бериашвили больше известна как участница вокального ансамбля A'Cappella ExpreSSS, но в последнее время много и успешно выступает как сольная вокалистка. Московская публика наверняка помнит её интересное выступление с ансамблем «Маримба Плюс» на прошлогодней «Усадьбе.Джаз»; а здесь, на фестивале «Джаз в усадьбе Сандецкого», Этери и вовсе предстала не как приглашённая солистка, а как зрелый, интересный мастер. В программе было много необычных обработок песен «Битлз», представленных как стопроцентно джазовый материал весьма широкого стилистического диапазона; в них и сам Евгений Борец показал себя пианистом широкого творческого спектра, и его ритм-секция (контрабасист Сергей Хутас и барабанщик Александр Зингер) блеснула незаурядным мастерством — как в ансамблевой работе, так и в соло; а что касается Этери, то она этим выступлением сделала весьма серьёзную заявку на пересмотр списков российских джазовых вокалисток первого эшелона в сторону расширения.

Два отделения концерта представили публике и трио, и певицу во множестве разных амплуа; второе отделение завершилось джемом двух певиц — гостьи и хозяйки, Этери и Ольги Скепнер, ко всеобщему удовольствию дуэтом разделавших под орех стандарт «Route 66». Весь концерт снимала казанская телепрограмма «Джазовый перекрёсток», которую ведёт наш казанский автор Игорь Зисер — ещё недавно организатор фестиваля того же названия. Приятно видеть, что все здоровые казанские джазовые силы работают в тесном контакте и помогают друг другу: Игорь Зисер не только освещает «Джаз в усадьбе Сандецкого», но и будет вместе с Ольгой Скепнер вести его концерты до конца августа, а единственный пока что постоянно действующий казанский джаз-клуб «Старый рояль» поддерживает фестиваль и является одним из его основных партнёров.

В общем, в Казани продолжается большое, важное и нужное дело, которому хочется пожелать больше поддержки со стороны города (ведь если не поддерживать гордость городской культуры — что останется тогда слушать следующим поколениям публики: караоке по барам?) и — что немаловажно — хорошей погоды по четвергам!

Кирилл Мошков
главный редактор «Джаз.Ру»

Счастье и чувство свободы
В красивейшем старинном волжском городке Плёс в течение года проходит большое количество масштабных и значимых мероприятий. Это российский фестиваль моды «Плёс на Волге. Льняная палитра», Левитановский фестиваль классической музыки, творческий лагерь юных художников «Волжский художник», фестиваль «Центральная полоса» и многие другие. Примечательно, что именно в Год культуры в Ивановской области 20 июня 2009 года в Плёсе прошел Первый фестиваль современного джаза Plios Jazz Festival, организованный при поддержке Правительства Ивановской области и благотворительного фонда ZAJAZ. Это праздник, который стал для любителей джаза настоящим и незабываемым фейерверком музыки, хорошего позитивного настроения, праздник-встреча с настоящими профессиональными джазовыми музыкантами из разных областей страны. Поучаствовать в фестивале приехали коллективы из Москвы, Костромы, Ярославля, Томской области и Иванова.


"Ретро"

Открыл праздник Губернатор Ивановской области М. А. Мень, который подчеркнул значимость проведения культурно-зрелищных и массовых мероприятий в нашем крае, несмотря на финансово-экономические трудности. Потому что именно такие мероприятия мощно продвигают и обогащают развитие культуры области. Михаил Александрович объяснил, почему именно в Плёсе организовали такой фестиваль. Кроме того, что сам город Плёс очень красив и любим ивановцами, организаторы праздника решили провести фестиваль, аналогичный тому знаменитому джазовому фестивалю, который проводится в Швейцарии на берегу Женевского озера в городе Монтрё, «бросить вызов» Монтрё и объявить свой плёсский джазовый фестиваль, на котором будет звучать музыка разных джазовых направлений. В этом году проект только еще обкатывается, являясь своеобразным «пробным шаром». В следующем году фестиваль пройдет здесь же, только с большим размахом и будет приурочен к празднованию 600-летия Плёса.
С приветственным словом выступили руководитель благотворительного фонда «ZAJAZ» Роман Петров и музыкант-виртуоз Сеня Сон. Петров, обращаясь к зрителям, так сформулировал идею нынешнего фестиваля: «Джазовая музыка дарит людям счастье и чувство свободы через импровизацию. И мы вместе с музыкантами направляем этот посыл вам».
Зрители, собравшиеся на Plios Jazz Festival, смогли познакомиться с творчеством совершенно потрясающих коллективов, которые впервые выступили на ивановской земле. Это джазовый ансамбль Михаила Журакова (Кострома). Коллектив исполняет разноплановую джазовую музыку на протяжении уже 10 лет. Ансамбль представил на суд слушателей новую свою работу, основанную на джазовой классике. С ним выступила молодая солистка Екатерина Гужова, виртуозно исполнившая вокальные хиты, узнаваемые всеми с первых нот.
Ребята из Томской области поразили собравшихся блестящей и безупречной игрой. Этот коллектив заслужил звание «Русские звёзды» (после стажировки исполнителей в бостонском колледже Бёркли). В 2007 году Андрей Бирюков, Евгений Побожий и Герман Мамаев начали свою гастрольную деятельность, приняв участие в международном фестивале «Джаз у старой крепости» (Новокузнецк), где им удалось поработать с лучшими людьми мирового джаза. Несмотря на то, что в группе Project Combo всего три участника, их полнозвучная игра больше напоминала звучание целого оркестра. В этом, несомненно, особое мастерство аранжировщика группы.


Project Combo

Третьим свою программу на фестивале представил любимый всеми жителями Ивановской области коллектив — джаз-оркестр «Ретро», художественный руководитель и дирижёр, заслуженный работник культуры России Эдуард Гуревич. Этому коллективу уже 54 года. Основателем его был Владислав Кочетков: он создал оркестр «Ретро» на базе Энергоуниверситета (тогда института), будучи еще студентом. Вместе с Гуревичем в 1992 году деятельность оркестра была возобновлена. «Ретро» — участник многочисленных джазовых фестивалей, в числе которых участие в программе Российского фонда культуры «Джаз из России», который проходил в московском Доме кинематографистов (авторская программа известного российского теоретика джаза Алексея Баташёва).
Программа «Ретро» состояла как из инструментальных композиций, так и вокально-инструментальных. Как всегда, блестяще спели с оркестром дипломант конкурса «Славянский базар», призер множества международных и российских конкурсов и фестивалей Екатерина Рахманькова, Ирина Шальнова и профессор кафедры физики ИвГУ, доктор наук Владимир Годлевский.
Выступление оркестра «Ретро» сменил яркий коллектив из Ярославля «Стандарт 3» и Андрей Мартыненко. Этот ансамбль создан в начале десятилетия. За это время он становился неоднократным участником различных джазовых фестивалей, в числе которых «Джаз над Волгой» и фестиваль в городе-побратиме Ярославля — Берлингтоне (США).

Завершило фестивальную программу концертное выступление коллектива из Москвы «Сон Дебюсси» под управлением Сени Сон. В джаз-оркестре играют девушки с высокими профессиональными и артистическими данными. Коллектив с успехом выступает в Москве и в других городах и регионах, получая самые тёплые отзывы. Программы концертов содержащих как известные джазовые композиции, так и авторскую музыку — не только инструментальную, но и с женским вокалом.
Вдохновенные выступления «Сон Дебюсси» понятны и близки не только элитарному кругу знатоков музыкального искусства, но и всем тем, кто хоть раз слышал эту музыкальную группу. Своим искусством девушки способны наполнить сердца слушателей добротой и радостью, заставляя вслушаться в чарующие звуки той прекрасной Вечности, которая зовется Музыкой.
Несмотря на свою молодость (около трёх лет), джаз-оркестр «Сон Дебюсси» принял участие в ряде фестивалей, среди которых международный джаз фестиваль в Пущино, фестиваль «Джаз на Днепре» в Днепропетровске. Джаз-оркестр является обладателем Гран При на Международном конкурсе «Про-Движение» в Сочи. Недавно оркестр «Сон Дебюсси» участвовал в московском джаз-фестивале «Леди российского джаза», выступал в «Новой Опере» на вечере памяти Олега Лундстрема, где девушки получили высокие оценки своего мастерства от ведущих российских джазовых музыкантов.
«Сон Дебюсси» выступал на церемонии открытия и закрытия престижных международных кинофестивалей «Дух Огня» в Ханты-Мансийске под патронатом Сергея Соловьёва и «Киношок-2008» под патронатом Виктора Мережко в Анапе.
Со сцены девушки объяснили, откуда взялось такое название оркестра: Клод Дебюсси — «великий художник снов», французский композитор, пианист, дирижёр, критик, основоположник музыкального импрессионизма, уснул вечным сном в Париже 25 мая 1918 года. По убеждению участников оркестра, именно Клод Дебюсси является основоположником джазовой гармонии, т.к. он первый в своих музыкальных сочинениях применял джазовые блокаккорды, которые впоследствии стали употреблять в своих сочинениях композиторы XX века.
Коллектив уже накопил большой репертуарный багаж, исполняя и классику традиционного джаза, и музыку других джазовых направлений, но ближе всего ему джаз-рок, где требуется более совершенное мастерство и современное изложение импровизационного материала. Ведь суть этого направления — в сочетаниях джазовой импровизационности с энергетикой рока, композиционных решений с использованием гармонических и ритмических принципов рок-музыки, активное воплощение мелодики, мощное внедрение в музыку электронных средств обработки и синтеза звука.
Участницы оркестра сочиняют и свою музыку (Сеня Сон, клавишница Ксения Ротаева (синтезатор), альт-саксофонистка Мария Кускова, вокалистка Зоряна Фархутдинова).
Подарком для гостей Первого фестиваля современного джаза Plios Jazz Festival от организаторов стал феерический концерт пианиста и композитора Сени Сон в Дачном театре им. Фёдора Шаляпина. Сеня Сон включил в программу «Классика в джазе - джаз в классике» джазовые модели произведений композиторов, представляющих несколько исторических эпох, музыкальных направлений и стилей (от Баха до Эшпая). Его фортепианные интерпретации уникальны и неповторимы. Их отличает удивительно тонкое чувство вкуса и меры. Исполнитель очень бережно работает с классическим материалом, насыщая его своим видением и современным прочтением того, что было написано ранее.
Несмотря на дефект инструмента, пианист поделился с публикой своим ярким исполнительским мастерством. Сон относится к своей публике с большой любовью и уважением. Это чувствуется в неповторимом эмоциональном контакте между ним и слушателями, в том, с какой теплотой и искренностью он общается с ними, как он преподносит то, что хочет выразить в музыкальных звуках и в какой жизнеутверждающей манере рассказывает о предстоящем произведении. От этого человека исходит неподдельная доброта, которую он щедро раздаривает публике, и люди после концерта выходят не просто просветленные, а полные самых добрых чувств и настроений.
Будем надеяться, что этот фестиваль — начало процветания джазового искусства на ивановской земле — станет еще одной доброй традицией нашего края.

Анна Короткова

Интересная новость пришла из Еревана: прошедший в середине февраля в Москве Первый конкурс молодых джазовых вокалистов вызвал в столице Армении такой резонанс, что там тоже был проведён собственный конкурс джазовых вокалистов, да ещё с каким размахом!..>>>>
Что намечается:
столичные анонсы

НЕ ПРОПУСТИТЕ:

XII МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ»

Макс Тимошин и продюсерская компания tMotion представляют: 6 августа в клубе «Дуровъ» — эксклюзивный концерт группы Marimba Plus при участии специального гостя — легендарного барабанщика Билли Кобэма (Billy Cobham), США.
В свои 65 лет юбиляр (65 ему исполнилось 16 мая) Билли Кобэм не растерял ни молодёжного энтузиазма, ни зрелого мастерства. Воспитанный в традициях нью-йоркской джазовой школы, под присмотром таких мастеров, как Майлс Дэйвис, Телониус Монк и Стэн Гетц, уже в начале 70-х он вырос в самостоятельную творческую личность. В 1973 г. его дебютный альбом «Spectrum» был признан журналом «Биллборд» лучшей джазовой записью года. Последовали три великолепных альбома в компании братьев Бреккер, около 20 сольных дисков, многолетняя работа с Джоном Маклафлином в составе Mahavishnu Orchestra, удачный проект с пианистом Джорджем Дюком, а так же выступления с Питером Гэбриэлом, Чиком Кориа, Виктором Бэйли, Аирто Морейра, Джоном Патитуччи и так далее — по списку джазовых корифеев.
6 августа в Москве вместе с участниками группы «Маримба Плюс» Кобэм представит несколько композиций со своего нового альбома «Palindrome». Это уже второй эпизод многочастного сборника «Fruit From The Loom», над которым сегодня работает музыкант. «Я смотрю в прошлое и вспоминаю эпизоды, когда чувствовал себя наиболее комфортно. И эти воспоминания позволяют мне с уверенностью смотреть вперёд и максимально расширять горизонты», — говорит Билли Кобэм о новом альбоме.
Выбор российских партнёров для московского выступления был обусловлен исключительно сходством творческих идей. Группа «Маримба Плюс» работает под руководством маримбафониста Льва Слепнера уже 10 лет. Их новаторский дух, постоянное стремление к новым творческим горизонтам и профессионализм высшей марки, безусловно, сыграли важную роль в определении партёров для московского шоу Билли Кобэма.
Концерт Marimba Plus и Билли Кобэма состоится в рамках проекта «Jazz In Motion» - серии еженедельных концертов лучших российских и зарубежных джазовых музыкантов на одной из самых уютных и стильных площадок столицы. Признанные корифеи и восходящие звезды, последователи старой школы и экспериментаторы, открывающие новые современные направления - «Jazz In Motion» дарит публике великолепный джаз во всех его проявлениях.
Начало концерта в 20.00
Адрес арт-клуба «Дуров»: м. Добрынинская, ул. Павловская, 6
www.art-durov.ru
Билеты, заказ столиков: (495)958-5950, 952-2064, 961-8121, (903)535-6678
Дополнительная информация и аккредитация по телефону 665-0070
www.jazzinmotion.ru

А в это время
за бугром...

 

Кьюн с Ловано или Ловано с Кьюном?

Выступление трио Стивена Кьюна (именно так произносит свое имя сам пианист, хотя английское написание Kuhn этого не предполагает) с саксофонистом Джо Ловано стало событием для джазового Нью-Йорка. 7 июля зал клуба Birdland был забит до отказа — состав играл всего один вечер, напротив сцены устроились видеооператор и несколько человек с фотоаппаратами, увесистые объективы которых однозначно указывали на то, что такой техникой не снимают для развлечения, а зарабатывают на хлеб. Концерт был дан в поддержку вышедшего 18 июня альбома «Steve Kuhn Trio with Joe Lovano — Mostly Coltrane».
Альбом привлек мое внимание в списке последних записей компании ECM прежде всего тем, что музыка Колтрейна не вписывается в стилистику, сформулированную и трепетно оберегаемую основателем компании Манфредом Айхером или, как его называют американцы — Эйчером. Но судя по стабильному за последний год потоку альбомов представителей фри-джаза и экспериментальной электронной музыки, Айхер стремится разрушить стереотип восприятия ECM. По словам Кьюна, инициатива записи альбома Mostly Coltrane всецело принадлежала Айхеру. Насколько удачным оказалось это предприятие? Однозначно ответить сложно, поскольку в альбом попали в основном вещи, в наследии Колтрейна стоящие на его, так сказать, «нежной стороне». Это облегчает задачу тех, кто захотел бы вписать их в типовую «исиэмовскую» меланхолию.
Альбом открывается лирической композицией «Welcome», которую Ловано исполняет настолько прочувствовано, что у эмоционального слушателя на глаза наворачивается слеза. Этой же композицией открылся и концерт.
Эмоционально уравновешенный тон студийной записи нарушает лишь «Configuration» — с посмертного альбома Колтрейна «Stellar Regions». Эта композиция — квинтэссенция джазового авангарда начала 60-х, когда, казалось, все усилия музыкантов были направлены на разрушение налаженного ритма би-бопа. Но в стенах Birdland-а, где Ловано позволил себе больше свободы, чем в студии, «Configuration» не выпадала из программы столь ощутимо.
Ловано выступал перед благодарной аудиторией. Было очевидно, что зал собрал именно он и этот зал знал, чего от него ждать. Программу первого отделения он завершил супер-динамичной композицией Колтрейна «Mr P.C»., которая посвящена совсем не персональному компьютеру, а басисту Полу Чемберсу. В ней Ловано продемонстрировал совершенно головокружительную технику, сыграв настолько эмоционально, что лучшего финала выступлению быть просто не могло. Зал взорвался аплодисментами, криками, свистом. Можно было только пожалеть, что этой же композиции не нашлось места в альбоме Кьюна.
Если сравнивать выступление с записью, то главное различие можно сформулировать так: альбом — это запись трио Стиви Кьюна с Джо Ловано, а концерт — выступление Джо Ловано с трио Стиви Кьюна. В Birdland Кьюн словно сознательно отошел в тень, его собственные партии, при всем техническом совершенстве, были легковесны. На альбоме он — равноценный партнёр Ловано как, скажем, в лирических «Central Park West» или «Spiritual», так и в игривой «Like Sonny» или «The Night Has A Thousand Eyes». Из 13 вещей на альбоме две — Кьюна и, завершая диск одной из них — «Trance», он оставляет на всем проекте свою печать.
Два слова об остальных участниках записи и выступления. На контрабасе как в студии, так и на сцене, был Дэвид Финк. В студии за барабанами сидел Джоуи Бэрон, на эстраде его сменил абсолютно, на мой взгляд, равноценный ему Билли Драммонд. Участие последнего в исполнении «Welcome» носило просто магический характер — едва слышные касания щётками меди и руками — там-тама были совершенно воздушным образом вписаны в захватывающе мягкий звук саксофона. Концерт оставил впечатление значительного события, а альбомом я с удовольствием пополнил свою коллекцию компакт-дисков, пожалев лишь о том, что он не выпущен на виниле. Сердце подсказывает, что Айхер вернется к этой практике, поскольку качество его записей — безукоризненное.
Данные об альбоме: ECM CD B0013036-02, Steve Kuhn Trio w/Joe Lovano «Mostly Coltrane».
Joe Lovano: tenor saxophone and tarogato; Steve Kuhn: piano; David Finck: double-bass; Joey Baron: drums.

Вадим Ярмолинец
Нью-Йорк

12-16 июня в Нью-Йорке и Рочестере (штат Нью-Йорк) состоялись пять выступлений московского трио «Второе приближение» — одного из самых необычных коллективов на российской сцене импровизационной музыки. Только что отметившее своё десятилетие, трио объехало немало стран (Болгария, Польша, Финляндия, Германия, Норвегия, Израиль...), но в Северной Америке до сих пор пока не выступало. И вот прошлой осенью колёса завертелись, и к июню 2009-го у «Второго приближения» образовалась первая американская «гастроль». И, как выясняется, весьма успешная!..>>>>
Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
17.07.09 - 352: Трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о барабанщике Карле Палмере. Звучит пьеса "Tank" с альбома "Working Live, Vol.1" (Sanctuary Records, 2004)

10.07.09 - 351: Трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о джаз-рок-группе Blood, Sweat and Tears. Звучит пьеса "Symphony / Sympathy for the Devil" с альбома "Blood, Sweat and Tears III" (Columbia, 1970)

07.07.09 - 359: главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков рассказывает о кларнетисте и бэндлидере Бенни Гудмане (1909-1986, к 100-летию со дня рождения). Слушаем пьесу "Sing, Sing, Sing" в исполнении оркестра Бенни Гудмана (RCA/Bluebird, 1937)

02.07.09 - 349: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о выдающемся импровизаторе на ударных инструментах Владимире Тарасове (Литва). Звучат пьесы "Water Music" с альбома "Atto VII / Water Music" (Sonore Records, 1994), "Ольга Георгиевна, у Вас кипит" с одноименного альбома Владимира Тарасова и Ильи Кабакова (Sonore Records, 1994) и "Monotype III & VI" с альбома Тарасова "Atto II / Monotypes" (Sonore Records, 1995).

01.07.09 - 348: заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих мировых и российских джазовых новостях (на материале свежего выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); слушаем две пьесы в исполнении джазовых юбиляров июня - пианиста Игоря Бриля ("Танец чаек", 2008) и скрипача Давида Голощёкина ("Crazy Rhythm", 1999)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
[авторская подпись снята по просьбе автора],
Михаил Митропольский,
Александра Житинская,
Анна Короткова,
Александр Никитин,
Феликс Волошин,
Армен Манукян,
Вадим Ярмолинец,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
Jazzhouse.Org

Фото:
Александр Никитин,
Энид Фарбер,
Стив Сассман,
Кирилл Мошков,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0