Главное
различие между нынешними джазом и блюзом, прежде всего, в настроении.
Джаз – более капризен, непредсказуем. Блюз – всегда лёгкая меланхолия.
Их сходство даже в том, что и джаз, и блюз породили много направлений
как внутри себя, так и вокруг. Например, одна из разновидностей блюза –
Дельта-блюз. И именно Дельта-блюз с удовольствием играет американский
блюзмен Роберт Лайтхаус. Наверное, Роберту, как неторопливому шведу,
блюз близок по настроению. Но, как человек, живущий в шумном Вашингтоне,
Роберт — непредсказуем и выражает свои эмоции через музыку, которую
исполняет на гитаре, губной гармошке и в сопровождении своего голоса.
Нам, челябинским слушателям, совсем недавно повезло. 5 июня мы воочию
познакомились с творчеством Роберта Лайтхауса на его сольном концерте.
Приездом Роберта Лайтхауса в Челябинск мы обязаны Евгению Колбашеву –
петербургскому музыкальному организатору, который умеет радовать
российские города и наш город в том числе «звездными» концертами.
Евгений, как возникла идея привезти из Соединенных Штатов именно
этого музыканта?
Е.К.: Это второй приезд Роберта в Россию. Первый был в прошлом году
летом. У меня есть партнер из города Томска, с которым мы делаем
джазовые концерты. Привозим из Америки джазовых музыкантов с именем. Мы
привозим одного человека, он играет с местными музыкантами, в основном
из Новосибирска и Томска. И делаем небольшие туры. Потом возникла идея
сделать блюз, такого настоящего блюза в Челябинске, наверное, было
немного, нам показалось это интересным. Мы выбрали Роберта Лайтхауса. В
августе мы провели первые 4 концерта. Они прошли очень удачно,
аншлагами, всем понравилось. Роберт – отличный музыкант и человек, с ним
общаться очень приятно. И сейчас мы сделали тур – 8 городов, начиная от
Орла и кончая Красноярском. Человек хочет, ему нравится здесь. Отдача
хорошая от публики. Он, конечно, не такой известный, но иногда
выясняется, что интереснее работать именно с такого рода музыкантом.
Хороший сам по себе во всех понятиях.
Роберт, блюзовый музыкант – не столь частый гость в нашем городе. И
мне, прежде всего, хочется узнать у вас, почему из такого разнообразия
музыкальных жанров, направлений, вы выбрали именно блюз?
Р.Л.: Когда мне было 14 лет, мой хороший друг играл Мадди Уотерса. Я
тоже играл на гитаре, но когда я услышал записи Мадди, я был очень
взволнован! Я пришел домой и понял, что хочу играть блюз. Когда я был
ребенком, как и большинство детей, я очень любил петь. В 60-х был бум
Beatles. И я обожал слушать Beatles и другую популярную в то время
музыку. Увлекался спортом, футболом. Когда мне исполнилось 13, я
перестал заниматься спортом и выбрал гитару. Я и мой друг слушали Джими
Хендрикса, Джонни Винтера, Мадди Уотерса и других музыкантов. Слушая
этих гитаристов, я осознавал, что хочу заниматься тем же самым. И я
начал заниматься. Одно время я работал в музыкальном магазине. Я хотел
переехать в Америку. В 18 я уехал из Швеции в Соединенные Штаты. Там и
началось мое становление как профессионального музыканта. Меня приняли в
бэнд. Начал работать в клубах. Я начал играть в бэнде вместе с
удивительным блюзменом, исполнителем на губной гармошке, Чарли Сэйлсом.
Это был 25 лет назад.
.
Существует несколько версий возникновения блюза. Какова ваша
трактовка его появления?
Р.Л.: Конечно, Америка – это блюзовая Мекка. В ней соединилась
ирландская и африканская музыка. Изначально у блюза – африканские корни.
Но огромное влияние на его формирование оказали арабская музыкальная
культура. Я хочу сказать, корни блюза очень-очень стары. Впервые
блюзовые мотивы рождались на полях, когда рабы выражали свою грусть и
тоску в песнях. Также его пели в церквях, тюрьмах. Блюз был выражением
переживаний и волнений.
Роберт, вы играете Дельта-блюз. В чем особенность этой разновидности
блюза?
Р.Л.: Она пришла из Дельты Миссисипи. В Дельта-блюзе сочетается
множество различных звучаний, музыкальных выражений. Существуют
несколько типов Дельта-блюза. В нем очень сильно прослушиваются
африканские традиции, а не западные, как, например, в направлении
чикагского блюза. В западном направлении больше правильности. В
Дельта-блюзе больше сложности, неровностей. Дельта-блюз ближе к природе,
деревне. Он не такой отполированный. Давайте я лучше вам сыграю, чтобы
понять, что такое Дельта-блюз! Например, Роберт Джонсон был королем
Дельта-блюза. Но он также играл и другие разновидности блюза. Чтобы
понять, что такое дельта-блюз, давайте я вам лучше сыграю. Композиция «Me
& My Son».
Вам прекрасно удается делать несколько вещей одинаково хорошо:
прекрасно владеть и гитарой, и губной гармошкой, и своим голосом,
причем, часто — одновременно...
Р.Л.: Губная гармошка – традиционный блюзовый инструмент, она занимает
прочное место в Дельта-блюзе. Сами послушайте, у неё блюзовое звучание.
Я давно полюбил звук губной гармошки. Особенно я осознал её прелесть,
когда мне исполнилось 40. Было время, когда я играл соло только на одной
гармошке на улицах Соединенных Штатов. А соединять гармошку и гитару –
вообще великолепно! Знаете, гитара создает спокойный звук, а гармошка
как ритм-секция. В моих концертах она заменяет ударные инструменты,
создает шумы. Это здорово! Конечно, можно играть и на одном инструменте
– гитаре. Но в блюзе гармоника занимает особое место и усиливает колорит
композиции. Мне интереснее солировать не на гитаре, а именно на
гармошке. Знаете, знаменитый Мадди Уотерс играл на губной гармошке, как
джазмен на саксофоне. У него получался очень глубокий и красивый звук.

Легко ли занять свое место на блюзовой сцене?
Р.Л.: Это очень зависит от связей и знакомств. Я никогда не стремился к
славе. Меня хорошо знали в Вашингтоне и во всей Америке. Блюз – это не
мэйнстрим, не популярная музыка. Стать знаменитым в поп-музыке намного
проще, чем на блюзовой сцене.
На концертах какую часть занимают ваши собственные произведения, а
какую кавер-версии?
Р.Л.: Баланс между моими композициями и блюзовыми стандартами меняется в
зависимости от публики. Иногда играю только свои композиции. Иногда на
концертах я играю 50/50 моих и чужих произведений. Например, в Америке
концерт может длиться три часа! Времени достаточно, чтобы вдоволь
исполнить и собственные композиции, и кавер-версии. В России же я больше
играю свои авторские произведения.
Согласитесь, что блюзовые темы очень друг на друга похожи. В чем
узнаваемость ваших собственных композиций?
Р.Л.: Если играть традиционный блюз, то мелодии, разумеется, похожи. Мне
кажется, я выработал собственное звучание. В моих композициях больше
лирики. Вообще узнаваемость произведений зависит от того, как ты их
создаешь, как исполняешь. Я пишу все-таки лиричные композиции, которые
зачастую выходят за рамки традиционного блюзового звучания.
Блюз называют отцом джаза. А, по-вашему, какая взаимосвязь блюза и
джаза?
Р.Л.: О, эти два направления – очень взаимосвязаны. Блюз – это база. Да,
его можно назвать отцом джаза, поскольку джаз перенял у блюза основные
гармонии. Я, например, играю «чистый» блюз. А джазмены играют джаз,
основанный на блюзе. Блюз, на мой взгляд, более жёсткая музыка. Ты
выражаешь в ней все, что ты чувствуешь. Но у джазовых музыкантов свои
преимущества: они прекрасно раскрывают себя в техническом плане,
великолепно владеют техническими навыками.
Кто оказал на вас влияние?
Р.Л.: В первую очередь, Мадди, как я уже говорил. Потом, Доктор Росс. Он
не так известен, как Мадди Уотерс или Би Би Кинг. Он записывался на той
же студии, как когда-то Элвис Пресли, только раньше Элвиса. Его крутили
на местном радио в Арканзасе, там же, где делали рекламу цветов или
печенья, и джазовые музыканты приходили и записывали рекламу, пели
джинглы. Доктор Росс как раз играет Дельта-блюз. В его музыке чувствуешь
много африканских мотивов.
Блюз для вас – это ...
Р.Л.: Это самый сложный вопрос. (Смеется). Блюз — моя любимая
музыка. Но назвать её смыслом жизни... Это слишком! Просто блюз делает
меня счастливым! Послушайте, что я играю, и вы найдете ответ на этот
вопрос.
Найти бы хотя бы один изъян в Роберте Лайтхаусе. Но не удается. И
доброжелателен, и действительно интересен. Вокруг него после концерта
крутилась толпа челябинских поклонниц. А о том, что Лайтхаус – настоящий
профессионал, даже говорить неприлично. Все первое отделение Роберт
один, солируя то на гитаре, то на губной гармошке, исполнил свои
композиции («Democracy Blvd», «Me & My Son», «Red Hot Mama») и несколько
каверов. Во втором отделении к нему присоединились челябинские
музыканты. Ну а после концерта музыканты устроили настоящий джем-сешн,
который закончился далеко за полночь!
Мила
Перетрухина,
радио «Студия 1»,
программа «Джаз-Тайм»
Челябинск
|