502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
 
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 7 (424) - 12 мая 2009 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 27.05.2009

Слово
к читателям

NEW "Полный джаз": подкаст - аудиоверсия!
слушать подкаст прямо здесь:

выпуск 26.05.2009:

скачать как mp3 (10 Мб) | скачать как wma (2,56 Мб)

выпуск 12.05.2009:

скачать как mp3 (9 Мб) | скачать как wma (2,3 Мб)

«Полный джаз» поздравляет всех с прошедшими праздниками и извещает, что за праздничные дни мы запустили и обкатали новый проект — подкаст-приложение «Полный джаз. Дайджест», в котором заместитель главного редактора журнала «Джаз.Ру» Анна Филипьева каждую неделю теперь рассказывает о текущих российских и зарубежных джазовых новостях на материале свежего или готовящегося выпуска нашего сетевого приложения «Полный джаз». Причём, как у нас водится, новый вариант подачи информации не дублирует старый: в аудиоверсии вы услышите ряд новостей, не вошедших в текстовый выпуск! «Полный джаз. Дайджест» можно слушать как в общей ленте подкастов (сетевых аудиопередач), выходящих на портале «Джаз.Ру», так и отдельно — в каждом выпуске «Полного джаза» теперь будут публиковаться ссылки на аудиодайджест. Вот и сегодня в третьем выпуске «Дайджеста» Анна рассказывает о джазовых новостях, после чего мы слушаем пьесу «Quadrant 4» с альбома барабанщика Билли Кобэма «Spectrum» (Atlantic, 1973) — к 65-летию музыканта, с которым мы его искренне поздравляем; а в четвёртом после новостей чтим 105-летие со дня рождения пианиста, вокалиста и композитора Фэтса Уоллера!

Ещё одна новость — для наших санкт-петербургских читателей и вообще для всех ценителей джаза в Северной столице России: с 21 по 24 мая журнал и портал «Джаз.Ру» будут представлены на V международной выставке музыкальных инструментов, профессионального звукового и светового оборудования MusikMesse - ProLight+Sound, которая пройдёт в выставочном комплексе «ЛенЭкспо» (м. «Приморская»). На выставке можно будет приобрести журналы «Джаз.Ру» за 2008 и 2009 годы по самой низкой в городе цене, а также пообщаться с вашим покорным слугой — главным редактором «Джаз.Ру» Кириллом Мошковым: я буду присутствовать на стенде нашего журнала (4 павильон, место D16) все четыре дня выставки.

Ну, и ещё одно: в конце мая мы выпустим в свет третий номер нашего печатного журнала «Джаз.Ру» за 2009 год, который будет спецвыпуском: весь номер целиком будет посвящён артистам фестиваля «Усадьба.Джаз», который пройдёт в подмосковной усадьбе «Архангельское» 6 и 7 июня. Выпущенный совместно организаторами фестиваля, компанией «АртМания», и нашей редакцией спецвыпуск «Джаз.Ру» станет не только фестивальным сувениром, но и расширенной программкой фестиваля и будет распространяться во всех уголках парка усадьбы «Архангельское», а кроме того — за неделю до фестиваля поступит во все обычные точки распространения журнала и будет разослан подписчикам.
Полный анонс фестиваля, расписание выступлений и т.п. читайте в следующем выпуске "Полного джаза" 27 мая!

Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»

Как это было
в Москве

23 и 24 апреля в московском клубе «Союз Композиторов» состоялись два концерта американского пианиста Джеймса Вейдмана (James Weidman; вообще-то это произносится Уайдман, но администрация клуба настояла на написании Вейдман. - Ред.). Выступления получились не совсем похожими. В дело вмешался случай, и если в первый вечер на сцену вместе с Вейдманом вышли саксофонист Олег Киреев, контрабасист Сергей Хутас и барабанщик Артём Федотов, то второй концерт (в связи с болезнью Олега Киреева) прошёл в формате трио. Стоит заметить, что за день до приезда в Москву названный квартет целиком отыграл клубный концерт во французском Лионе.
Джеймс Вейдман-младший родился в 1953 году в Янгстауне (штат Огайо) в семье музыканта. Уже с 13 лет Джеймс начал играть на органе в группе своего отца — саксофониста и бэндлидера. В 1978 году Вейдман перебрался в Нью-Йорк и начал играть по клубам. В 1982 году его пригласила в свой состав вокалистка Эбби Линкольн, у которой пианист проработал целых девять лет. В дальнейшем Вейдман работал с Кассандрой Уилсон, Кевином Махогани, Стивом Коулменом и другими, достаточно разноплановыми музыкантами.
У Джеймса Вейдмана вышли два собственных альбома — «People Music» (1996, TCB) и «All About Time» (2004, Contour Records). В записи первого альбома принимало участие трио — с басистом Бэлдоном Буллоком и ударником Мартином Смитом. Второй альбом записан квартетом — Эд Ховард (бас), Маркус Бэйлор (ударные), Джей Хоггард (вибрафон), а также в двух треках звучит вокал Шэрини Доун (Charene Dawn). На этих дисках примерно в равной пропорции записаны как стандарты, так и авторские пьесы Вейдмана.
Пианист предстал перед публикой улыбчивым, уравновешенным и абсолютно открытым к общению. Безусловно, Джеймс Вейдман не первопроходец, раздвигающий границы джаза. Его музыка традиционна, она связана с эпохой 1950-60-х годов. Но это крепкий и опытный музыкант с чётким собственным пониманием джаза. По ходу концерта стало ясно, что для Вейдмана джаз — это гораздо больше, чем просто музыка, это способ донести до зрителей своё отношение к жизни. Прозвучали достаточно разноплановые композиции, но звучание этого пианиста по большей части всё же спокойное, гармоничное, создающее романтическое настроение. Кстати, Вейдман продемонстрировал на концерте игру на втором своём инструменте — японской флейте сякухати.

Джеймс Вейдман посетил нашу страну впервые; хочется надеяться, что не в последний раз.

Александр Никитин
фото автора

Постсоветское пространство: что было

Апрельский треугольник
Человеку свойственно искать оправдания не только совершенным ошибкам, но и для списывания проблем, кои только еще могут возникнуть. А могут и нет. В качестве постоянного успокоения в России используется т.н. ТАИНСТВЕННАЯ РУССКАЯ ДУША. Основанием же для объяснения временных, но весьма продолжительных неурядиц нынче служит КРИЗИС. Хорошо хоть, с некоторой долей иронии.
В северно-джазовом городе Архангельске, ввиду кризиса, весной 2009-го случились две вещи – на традиционные "Апрельские джазовые тезисы" почти не было денег, и еще сильно запаздывала весна. Как зависит приход весны от финансов, неясно. Да и проведение джазового фестиваля безо всяких денег имеет обширную советскую историю. Несомненно, Фонд развития джаза в лице бессменного директора-пианиста Владимира Турова на выдумки хитёр. Результатом стал фестивальный музыкальный треугольник с совершенно противоположными вершинами (новое слово в школьной геометрии).
Гитарист Николай Куликов уже должен быть знаком тем, кто интересуется нашей джазовой сценой. Тем более что он известен уже не только на нашей джазовой сцене. Мне самому довелось впервые услышать музыканта в Норвегии в составе российско-норвежского ансамбля Bridge. Уже потом я узнал, что Николай осваивал премудрости джаза в Гнесинской академии, вернулся в родной Архангельск, и это вовсе не мешает ему активно внедряться в международную джазовую жизнь. Не так давно это внедрение привело его на хорошо знакомый нам фестиваль Лайонела Хэмптона в Москоу, шт. Айдахо.
В программе трио, открывшего однодневный фестиваль, звучала исключительно авторская музыка, возможно, чтобы уйти от мэйнстрима – все же "Апрельские тезисы" предполагают нестандартный подход к джазу. Но это ничего не меняет – необоп Николая Куликова достаточно индивидуален, спокоен, выразителен, чувствителен к звуку, изыскан в композиции, но не перенасыщен эффектами. Одним словом, это музыкально-логичный рассказ, располагающий к внимательному вслушиванию и имеющий несколько нордический характер. Два партнера Куликова, представляющие старшее и весьма опытное поколение – басист Николай Клишин и барабанщик Алексей Барандов – совершенно точно ассамблировали, работая на лидера и умело (огромный опыт) дорисовывали картины, которые Николай представил публике. В финале выступления палитра звучания обогатилась – к трио добавились три духовых (Владимир Золотарев, Максим Дюрягин и Олег Головачев). Таким образом, аранжировочные возможности Куликова тоже успели проявиться.

А из-за кулис к этой компании с явным доброжелательным интересом прислушивались еще три музыканта, прилетевшие за день до фестиваля из Норвегии. Эти три норвежца с самого начала распространяли вокруг себя удивительную доброжелательность. Она исходила даже от названия ансамбля Subtrio. Главный инструмент, баритон-саксофон, действительно тяготеет к использованию субтона, кроме того, это музыкальный разговор на пониженных тонах, в низком регистре с использованием контрабаса и ударных.
Главный человек в трио по опыту, возрасту и наличию седой бороды — Йон Пол Индерберг, саксофонист и последователь школы Ленни Тристано. Остальные двое, басист Свейн Фолькворд и барабанщик Стейн Инге Брекхус, испытывают к старшему сдержанное почтение, тем более что тот преподаватель консерватории в Трондхейме, а они когда-то были его учениками. У старшего в послужном списке взаимодействие с Ли Конитцом, запись диска с Чиком Кориа (в Молде, с оркестром Трондхейма). Но постепенно почтение рассеивается в легком безостановочном движении, в северном, но все же юморе, которым наполнено музыкальное шоу при всей серьезности самого материала. Здесь опять же нет никакого авангарда, скорее — это норвежское развитие американской традиции. И не только норвежское – для Йона Пола одним из ориентиров был шведский баритонист Ларш (так его произносит Йон) Гуллин.
В программе временами прорываются стандарты, чувствуются норвежские народные напевы, знакомые нам в том числе и по ECM-ским работам, барабанщик периодически переходит на ручные приемы, а лидер разнообразит звучание скэтом или смешанными саксофонно-голосовыми приемами. Впрочем, порой Индерберг играет с залом, просто обходя его по проходам со своим инструментом и общаясь с зрителем.
Самым "авангардным" на сцене Пятых Апрельских джазовых тезисов в Архангельске оказался Государственный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле". Название этот ансамбль, представленный, конечно, не целиком, а несколькими солистами, получил по народному карельскому инструменту, напоминающему наши гусли. На мой взгляд, возможности этого инструмента, разные, в том числе и электронные модификации которого представили Ирина Волокославская и Александр Иванов, были главной изюминкой выступления. Второй изюм представлял баянист Александр Мыскин с программой "Solo Scandalli". Скандал не имелся в виду, наоборот, вполне мелодичная и эстрадная музыка должна была быть представлена с помощью инструмента итальянской фирмы Scandalli.

Пока музыканты из Петрозаводска собирались в поездку и выясняли, что отправляются они на джазовый фестиваль, было решено увеличить численный состав солистов и придать выступлению джазовую направленность. Лучше бы они этого не делали. Все-таки в Архангельске велик процент понимающей в джазе публики. О джазе у инструменталистов ансамбля представление довольно приблизительное, а о свинге, без которого не только джаз, но и любая иная музыка отдыхает, к сожалению, никакого. Поэтому пьеса Астора Пьяцоллы, исполненная с филармонической вязкостью, или чудесная старая песня Дунаевского, спетая народным "белым" голосом, выглядели странно. Зато финно-угорский фольклор, вепсские песнопения, исполняемые солистками ансамбля Ириной Поповой и Татьяной Перонь, вызывают настоящий интерес. Мне кажется, что на таком фестивале этот материал в большем объёме был бы куда как интереснее, нежели эстрадная программа. Ну а, набравшись "джазового" опыта, музыканты, может быть, взялись бы и за world music на своей этнической базе. Ведь в окружающем мире этого опыта хоть отбавляй.
Как водится в Архангельске, собственно фестивальным концертом дело не ограничилось. В спешном порядке собравшийся в клубе «Артиль» народ был ознакомлен с новым проектом «Комитет А» (Владимир Туров - фортепиано, клавишные и другие инструменты; Николай Ковалёв - гитара; Алексей Барандов – барабаны). Тут надо заметить, что естественная смена поколений в городе происходит, что старшие товарищи слышали Владимира Резицкого и его детище ансамбль Архангельск, что молодежь, в том числе ищущая молодежь, слышала не сам ансамбль, а легенды о том, что он был, и что трое "комитетчиков" — джазовые ветераны города, которым не безразличны славные традиции.
И вот они решились. "Комитет А" еще не "Архангельск", но уже "А". А тех, кто сказал "А", уже просто так не отпустят. В результате народ, собравшийся культурно провести вечер под джаз, вынужден был разбираться в многочастной сюите, перенасыщенной эпизодами, тембральными конструкциями, свободными соло, продуманными кульминациями, сменяющимися еще более продуманными интермедиями. Людей просто застали врасплох. В этом состоянии они как раз и могут воспринять многочисленные кульбиты застоявшегося музыкантского эго. Владимир Туров решил, что негоже только слушать приезжих весьма высокого уровня музыкантов, коих за последние семь лет в городе побывало немало. Пора сказать своё слово, тем более слово, имеющее многолетние традиции скоморошьей полистилистики, узнаваемой загадочности беломоро-блюзового фриджаза, в котором тональные эпизоды становятся экзотикой, а фанк уже несет в себе ядро саморазрушения.
Они ухитрились в получасовой композиции сыграть несколько концертных программ. Это очень по-нашему – изголодавшиеся музыканты играют, как в последний раз. Конечно, это повод для тостов – пожеланий, чтоб не в последний. Ну и, как выяснилось, у "Комитета" намечается не одно выступление. Будем следить. Вообще, за всеми этими процессами надо следить, чтобы не упустить нужный момент, когда… Этому нас и учил великий Ленин в тех самых "Апрельских джазовых тезисах".

Михаил Митропольский, пограничник,
Белое море
фото автора и Сергея Нечаева

«Джаз - Транзит – ШОС»
18-й джазовый фестиваль в третьей столице России ввёл в своё название третье слово из трёх букв. Нет, не пугайтесь: это аббревиатура, означающая, что устроители нашли способ выживания достаточно объёмного традиционного фестиваля.
ШОС — Шанхайская Организация Сотрудничества — существует уже почти восемь лет, очередной саммит её должен пройти как раз в Екатеринбурге. Мне не приходилось слышать до сих пор о каких-либо важных акциях ШОС. В этом смысле проведение джазового фестиваля можно считать первой ласточкой в достижении одной из задач ШОСа - "ослаблении американского влияния в регионе".
Во исполнении этой задачи на фестиваль были направлены музыканты из всех стран, входящих в ШОС (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Представители Китая заявили, что у них джаза нет, хотя Международная ассоциация джазовых журналистов имеет на этот счёт иное мнение. В конце концов, автор этих строк своей волей назначил Аркадия Шилклопера представителем самой населённой в мире страны, и пусть они этим гордятся. А Аркадия от этого не убудет, поскольку он всё равно непрерывно гастролирует между странами Западной Европы, Москвой и Нижним Новгородом. Осталось только найти в Китае аналог альпийскому народному инструменту — рогу, виртуозом которого является Шилклопер. Думаю, что искать надо в Тибете, спросить у местных монахов.
Шутки шутками, а идея собрать на границе между Европой и Азией (там как раз стоит город Екатеринбург, это пояснение для американцев, любителей географии) музыкантов из бывших республик Средней Азии мне кажется очень любопытной. Ведь во времена советского тоталитарного застоя именно там возникали центры синтеза традиционной джазовой идиоматики с местными музыкальными культурами. Именно там возникали ансамбли «Сато», «Бумеранг», «Медео», оттуда выходили на всесоюзные просторы Юрий Парфенов, Сергей Гилев, Владимир Назаров, братья Ибрагимовы, Энвер Измайлов. Ташкент, Фергана были фестивальными центрами. С перестройкой или в эпоху развала мы перестали об этом что-либо знать.
Директор "Джаз-транзита", он же директор Уральского Театра Эстрады, в прошлом музыкант Николай Головин с радостью ухватился за возможности под флагом (а флаг, говорят, есть) ШОСа снова собрать музыкантов с юга на джазовый смотр. За три вечера публике удалось послушать 6 составов. Насколько они были презентативны, судить трудно, особенно, имея в виду, что одновременно с "Джаз-Транзитом" шел фестиваль в Бишкеке.
На мой взгляд, открытий, глобальных потрясений нерегулярно, но возникавших на некоторых из предыдущих фестивалях в Екатеринбурге, на этот раз не было, Качественные, интересные выступления были, были и те, которых могло вполне и не быть. Поскольку я не брал на себя функции летописания, позволю себе акцентировать внимание на том, что стоило слушать обязательно.
По уровню содержательности главным днем фестиваля стал день второй. В этот день главной фигурой на сцене оказался Аркадий Шилклопер. В первом отделении он взаимодействовал с Биг-бэндом Театра Эстрады под управлением Николая Баранова, а во втором сете был специальным гостем "Квартета европейского джаза" Сергея Проня.
Многолетнее существование оркестра Театра Эстрады, как джазового коллектива, никогда не было простым. На этот раз, заранее получив от главного европейского валторниста ноты его произведений, оркестр воспрял духом и испытал творческое волнение от соприкосновения с чем-то таинственным, из иного музыкального мира происходящим. Сам маэстро старался адаптировать материал так, чтобы он не вступал в конфликт с представлениями оркестра о джазе. Первая пьеса была просто сольной демонстрацией возможностей графитопластового альпийского рога, циклического дыхания, интервального звучания и пр. музыкальных трюков. Затем бэнд разогревался на "Фанк-роге", услышали мы музыку к ужастику Хичкока из репертуара Pago Libre и, вместе с появившимся на сцене Сергеем Пронем, пьесу "Фига" (в хорошем смысле слова). Это отделение закончилось в точке высшего удовольствия, которое получили все музыканты друг от друга и от них, в свою очередь, публика.

Часть публики купила диски Шилклопера и почему-то отправилась домой. Остальные слушали совместную программу Аркадия Шилклопера и "Квартета европейского джаза", в составе которого, кроме лидера Проня, играли пианист Александр Титов, басист Аркадий Балакин и барабанщик Юрий Ковалевский. Это уже была авторская программа Проня: кое-что известное, кое-что нет, но вся музыка пронизана тонкостью, нюансами, наполнена своеобразным музыкальным мышлением Сергея, который еще раз подтвердил мнение о себе, как об одном из самых интересных музыкантов России.
Взаимодействие двух мастеров было почти идеальным, что впрочем, вполне объяснимо – оба они встречались не раз, начиная с проекта "Заговор медных" (1996 год), в котором было представлено не соревновательное, а созидательное взаимодействие музыкантов, которым уже не надо доказывать свое мастерство. При этом серьёзность композиций Проня с легкостью нарушалось вполне ироничным и, даже, скоморошьим взаимодействием музыкантов, порой это подчеркивалось самим названием пьес. Например, композиция "3$" была посвящена памятной находке на улице родного города вышеупомянутой американской купюры.
Мне кажется, что этот концерт стал хорошей прелюдией к празднованию 50-летия трубача из Екатеринбурга, с которым мы все будем поздравлять Сергея Проня 21 мая.
К Паназиатской музыке все это не имело никакого отношения, зато уменьшение американского влияния было налицо. Зато к Азии имело отношение выступление состава из Душанбе "Мизроб". Авторская программа музыкантов из Таджикистана возвращала нас к волшебному времени братства советских народов и взаимодействия разных культур без ущерба для каждой из них. Из квинтета три человека играют на национальных инструментах, одно перечисление которых уже ласкает слух: Давлат Назри - дутар, най, вокал, губная гармоника; Икбол Завкибеков- гитара, мандолина, сетор, даф; Зарив Пулодов - табла, уд, тавлак. В этом выступлении было немало импровизационно-ладовой экзотики, музыканты играли протяженные сольные композиции, устраивали инструментальные диалоги. Эта игра на сцене, именно игра, а не исполнение, вовлекла в свои сферы зрителей, обеспечило их симпатии и даже бис.


"Мизроб"

Не менее интересная программа была представлена кыргызским ансамблем с американским названием Salt Peanuts. Связь через название с известной темой Диззи Гиллеспи очевидна, как очевидна и джазовая основа коллектива. Есть и еще одна основа – семейная. Ударные, бас и альт-саксофон коллектива обеспечены отцом Бактыбеком Кыдыкбаевым и двумя его сыновьями, Эркинбеком и Кубанычбеком. Основа, надо заметить, крепкая, хорошо знающая современный мэйнстрим и обеспечивающая достаточно высокий уровень джазовой идиоматики. Кроме них, в ансамбле работают пианист Александр Соколов и вокалист Аскар Абдылдаев. Последний, кроме собственно пения, значительную часть времени посвятил благодарностям в адрес устроителей фестиваля и атташе по культуре Германии, каковой, как выяснилось, в недалёком прошлом играл важную роль в становлении заново джазовой жизни в Бишкеке, откуда как раз и прибыли гости.
В данном случае выяснилось: то, что немцу было хорошо, и нам вполне пришлось по душе. Основная часть программы началась с блюза, прозвучала в ней авторская пьеса, «E.S.P.» Шортера и «Angel Eyes» Мэтта Денниса.
А последний номер был самым любопытным – синтетическое действо, объединяющее джазовый инструментал и эпическое слово под общим названием "Великий поход Манаса в Бэйцзин (Пекин)". "Манас" представляет собой кыргызский героический эпос, который формировался, передаваясь из поколения в поколение в устно-поэтической форме, никак не меньше тысячи лет. Объём этого эпоса невероятно велик – один из записанных вариантов содержится больше 500 тысяч стихотворных строк, т.е. в 20 раз больше, чем в "Илиаде" и "Одиссее" вместе взятых. Фактически, "Манас" стал эпопеей-энциклопедией истории и жизни кыргызов. Так вот сказители этого эпоса бывают разные. Большая часть заучивает эпопею наизусть, отдавая этому всю свою жизнь. Другие, обладающие особым даром, зная общую канву и содержание эпоса, импровизируют, каждый раз создавая особый вариант. На фестиваль "Джаз-транзит" с музыкантами группы "Солёные орешки" прибыл как раз такой молодой, но отмеченный небом манасчы-импровизатор Доолот Качкын.
Доолот практически не владеет русским, но язык своего народа знает прекрасно. На сцене он появился вместе со своим партнером, исполнителем на комузе Жусупом Айсаевым. Устроившись в традиционной позе, сказитель начал монолог, постепенно входя в ткань музыкальной канвы. Не зная языка, нам приходилось оставаться наблюдателями разворачивающейся эмоциональной картины. Состояние сказителя было таково, что в финальной части понадобились специальные усилия его коллег, чтобы вернуть его в наш мир обыденности. Всё это стало мощным финалом фестиваля.
Дойдя до этого финала, я ухитрился не упомянуть еще двух участников. Но пока можно этого не делать. Алма-атинский вокальный секстет "Арт-вокал", добившийся признания на известном вокальном фестивале в австрийском Граце, кажется, еще не дотягивает по чисто профессиональным критериям до уровня составов, которые мы знаем в России и в соседних странах – Man Sound, Camerata, A Cappella ExpreSSS. То же можно сказать об ансамбле "Шёлковый путь" из Бухары, джазовость которого пока проявляется в основном в названии.
Так или иначе, но фестиваль не только состоялся, но дал нам совершенно новые впечатления. При этом этот фестиваль, как всегда, был честен и не объявлял, что на сцене выступят лучшие российские пианисты или российские звёзды мирового джаза, как это делают порой в столице. Он просто предлагал присоединиться к очередному путешествию в этот загадочный мир без всяких гарантий успешного возвращения оттуда.

Михаил Митропольский, пограничник,
с границы между Европой и Азией
фото автора и Виктора Байнова

Постсоветское пространство: что будет

11 июня в концертно-выставочном центре "Смольный собор" в Санкт-Петербурге состоится концерт-презентация альбома "Свой взгляд" дуэта In-Temporalis.
Проект In-Temporalis - соединение мировой классики со всем многообразием древних и современных ритмов. Состав дуэта - Полина Фрадкина (классическое фортепиано) и Йоэль Гонсалес (большой набор ударных инструментов, включая фольклорные).
Музыка дуэта основана на идее единства разных национальных культур. Бах, Бетховен, Чайковский, Мусоргский, Григ, Прокофьев, Равель, Россини смешиваются, переплетаются с интонациями, тембрами, ритмами, свойственными совсем другим культурам - Азии, Африки, Латинской Америки, музыке Кавказа, а также с ритмами джаза, рока, фанка и пр.
«Мы даем возможность встретиться и мирно сосуществовать в одном звуковом пространстве абсолютным разным этносам. Мы попадаем в глобальный мир, в глобальное звуковое пространство, где парадоксально сопрягается все и вся, где размываются традиционная иерархия «верха» и «низа», «серьёзного» и «легкого», великого прошлого и сомнительного современного» (Полина и Йоэль).
КВЦ "Смольный собор": тел. (812) 577-1421

XII Международный музыкальный фестиваль «Мир гитары» пройдет в Калуге с 25 по 29 мая.
Почётным гостем фестиваля станет Лео Брауэр – один из самых масштабных современных композиторов и гитаристов, легенда Кубы, почетный член ЮНЕСКО. Любители музыки в России ждали этого события более 30 лет! В день открытия фестиваля музыка великого маэстро прозвучит в исполнении гитаристов-виртуозов из разных стран, а так же в исполнении академического камерного оркестра Musica Viva, дирижировать которым будет сам Лео Брауэр.
Алексей КузнецовУчастниками фестиваля станут выдающиеся музыканты: Томми Эммануэль (Австралия), народный артист России Алексей Кузнецов (Россия), Дмитрий Илларионов и квартет 4-tissimo (Россия-Украина-Беларусь), дуэт Роман Мирошниченко и Эрнан Ромеро (Россия-США), трио Фредерика Белински (Франция), заслуженный артист Украины, профессор Владимир Доценко (Украина), дуэт Lute Duo: Анна Ковальская и Антон Бируля (Россия-Польша), Евгений Гридюшко и Наталья Корсак (Беларусь), Юрий Нугманов, Рем Хабибуллин, Сергей Руднев, Владимир Сумин и Владимир Маркушевич, Александр Колпаков, Айнур Бегутов, Никита Болдырев, Дмитрий Малолетов, Татьяна Косарева и Виктор Мельниченко, Тимур Ведерников, фьюжн-бэнд Армена Петросяна, Аркадий Бурханов, трио «Элинте», а также академический камерный оркестр Musica Viva, Калужский камерный оркестр и Калужский камерный хор.
Эрнан РомероПо сложившейся традиции последний день фестиваля посвящен фламенко. 29 мая в концертном зале Калужской филармонии можно будет увидеть фламенко-шоу в исполнении настоящих звёзд этого жанра Рафаэля Кортеса и группы Доминго Патрисио.
Важной частью фестиваля станут мастер-классы с участием российских и зарубежных гитаристов, пресс-конференции музыкантов, творческие встречи.
Фестиваль проходит под патронатом губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, городской управы города Калуги, при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии России.
За 12 лет своего существования «Мир гитары» стал событием, без которого невозможно представить музыкальную жизнь России. В разные годы на фестивале «Мир гитары» выступали такие мега-звёзды, как Пако де Лусия, Джон Маклафлин, Ал Ди Меола, Франциско Гойя, Los Angeles Guitar Quartet, Хосе Антонио Родригес.
Оргкомитет XI международного музыкального фестиваля «Мир гитары»: Ирина Медведева, директор по связям с общественностью :, т. +7(926)539-8941

Что намечается:
столичные анонсы

НЕ ПРОПУСТИТЕ:

4 июня, Московский международный Дом музыки, Светлановский зал: новый лейбл Butman Music представляет два своих первых релиза.
«Moscow @ 3 am» / «Москва в три утра», Биг-бэнд Игоря Бутмана
«The Shadow Of Your Smile» / «Тень твоей улыбки», квинтет Вадима Эйленкрига (Россия-США)
Специальные гости: Николай Левиновский (США), Виктор Бэйли (Victor Bailey, США), Родни Холмс (Rodney Holmes, США), Мэтт Стивенс (Matt Stevens, США)
3 июня, Клуб Игоря Бутмана: клубная презентация альбома «The Shadow Of Your Smile»/ «Тень твоей улыбки», квинтет Вадима Эйленкрига (Россия-США)
Специальные гости: Игорь Бутман, Николай Левиновский (США), Виктор Бэйли (Victor Bailey, США), Родни Холмс (Rodney Holmes, США), Мэтт Стивенс (Matt Stevens, США)
фото Гульнары Хаматовой4 июня на сцене Московского международного Дома музыки в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоится концерт-презентация звукозаписывающего лейбла Игоря Бутмана Butman Music. Маэстро представит первые два релиза своего лейбла: новый альбом Биг-бэнда Игоря Бутмана «Moscow @ 3 am» с музыкой выдающегося композитора Николая Левиновского и альбом солиста Биг-бэнда, трубача Вадима Эйленкрига «The Shadow Of Your Smile», записанный в стиле contemporary jazz совместно с участниками легендарной группы The Brecker Brothers – гитаристом Хайрамом Буллоком, басистом Уиллом Ли, барабанщиком Крисом Паркером, трубачом Рэнди Бреккером и музыкальным директором группы Джорджа Бенсона — клавишником Дэвидом Гарфилдом.
В концерте примут участие Биг-бэнд Игоря Бутмана, квинтет Вадима Эйленкрига и Николай Левиновский, а также знаменитые американские джазмены - бас-гитарист Виктор Бэйли, барабанщик Родни Холмс и гитарист Мэтт Стивенс.
3 июня в Клубе Игоря Бутмана состоится клубная презентация альбома Вадима Эйленкрига.
«Moscow @ 3 am» / «Москва в три утра» – новый альбом Биг-бэнда Игоря Бутмана, на котором записана музыка одного из самых даровитых джазовых композиторов современности Николая Левиновского. Николай Левиновский – композитор, пианист и создатель гремевшей в 80-е годы московской джазовой группы «Аллегро», в составе которой с 1983 по 1987 год до своего отъезда в США выступал Игорь Бутман. Левиновский с 1990 года постоянно живёт в Нью-Йорке, а Бутман с 1995 года - в Москве, однако это не мешает музыкантам успешно сотрудничать уже 26 лет!
Альбом был записан в 2007 году на тон-студии «Мосфильм», сведение и мастеринг были сделаны на Avatar Studios в Нью-Йорке. Следует отметить, что в записи альбома принял участие, один из самых известных американских джазовых музыкантов — превосходный трубач Уинтон Марсалис — соло именно его трубы звучит в пьесе «Russian Passion» («Русская страсть»).
«The Shadow Of Your Smile» - первый сольный альбом трубача Вадима Эйленкрига, "русского Криса Ботти" ("КоммерсантЪ"), солиста биг-бэнда Игоря Бутмана и доцента кафедры джазовой музыки Государственной академии им. Маймонида, лауреата Московского Академического конкурса трубачей и джазового фестиваля в Торгау (Германия). Вадим окончил Московский колледж им. Шнитке, Московский государственный университет культуры и аспирантуру Государственной академии им. Маймонида. В разное время сотрудничал с биг-бэндом Анатолия Кролла, оркестром Олега Лундстрема, Cимфоджазом братьев Ивановых. Сейчас трубач совмещает работу в Биг-бэнде Игоря Бутмана с сольными проектами – собственным квинтетом, группами XL, Jazz Avoiders и Jazz'off. Музыкант сольно выступал на сценах Карнеги-Холла и Линкольн-центра. На лучших московских площадках с квинтетом Вадима Эйленкрига давали концерты известные американские джазовые вокалистки - Джэнн Паркер, Синтия Скотт, Шенда Рул, Имани Узури.
«The Shadow Of Your Smile», записанный вместе с пионерами джаз-рока и фьюжн — это дебютный сольный альбом Вадима, свидетельствующий о появлении на международном джазовом небосклоне ярчайшей звезды. Заглавная композиция с альбома «The Shadow Of Your Smile» — популярный джазовый стандарт, аранжированный нью-йоркским композитором и пианистом Николаем Левиновским. Хайрам Буллок записал для этой композиции партию бэк-вокала, а легендарный Рэнди Бреккер прочитал рэп (в русской версии рэп читает Тимур Родригез). Композиции «This is love», «Syndrome», «Groove» и «Promise» написаны Николаем Левиновским. Шестой трек, «C’est si bon», записан на тон-студии «Мосфильм» в Москве с участием биг–бэнда Игоря Бутмана.

29 мая на сцене концертного зала Центрального Дома художника на Крымском валу группа «Вежливый Отказ»  представит один из наиболее экстравагантных и органичных музыкальных альянсов. Во-первых, сам «Вежливый Отказ» выступит с черновиком своей новейшей программы «Nichtzusammen» (часть которой была показана в прошлом году, а официальная премьера ожидается ближайшей осенью). Во-вторых, контрапунктом этой программы станут редкие сочинения Игоря Стравинского и Александра Мосолова в исполнении Первого симфонического ансамбля без дирижёра – Персимфанса – коллектива, недавно воссозданного Петром Айду на базе музыкальной лаборатории Школы драматического искусства.
Собственно, музыкальный альянс будет состоять в неожиданных и плодотворных пересечениях современного мелоса «Вежливого Отказа» и его исторических собеседников – экспериментов классического музыкального авангарда 1920 – 1930-х гг. При этом иллюзия исторического расстояния будет преодолеваться физически: некоторые музыканты «Вежливого Отказа»(какие именно – сюрприз) вместе с оркестрантами «Персимфанса» сыграют пьесы передовых русских композиторов прошлого века, утверждая тем самым не только общность современного музыкального языка, но и действенность его принципов: дерзость поиска, открытость звуковой формы, истина внутреннего взгляда – принципы, которые «Вежливый Отказ» продолжает совершенствовать и сегодня.
Называя свою новую концертную программу «Nichtzusammen»( что в переводе с немецкого означает «не вместе» и пишется как раз раздельно), «Отказ» парадоксально утверждает обратное.
29 мая в ЦДХ «Вежливый Отказ», «всегда стремившийся играть оркестровую музыку»(как когда-то сказал о группа её лидер Роман Суслов) выйдет на сцену вместе с оркестрантами «Персимфанса», чтобы, как говорил Стравинский о задачах музыки, «внести порядок во всё существующее, включая сюда, прежде всего, отношения между человеком и временем».
Начало концерта в 20.00

29-31 мая: «ГЭЗ-21-10» - Галерея экспериментального звука-21, 10 лет в Санкт-Петербурге
В течение трёх дней в Петербурге выступят более тридцати музыкальных коллективов и исполнителей из Петербурга, Москвы и европейских стран. Работающих в разных жанрах, на разных концах света музыкантов объединяют три вещи:
1. Все они пользуются значительным авторитетом в среде музыкантов и критиков.
2. Все они — приверженцы эксперимента в музыке.
3. Все они в разное время выступали или регулярно выступают в ГЭЗ-21...>>>>

А в это время
за бугром...

 

Проверка записью: Винисиуш Кантуариа — концерт и два альбома
Предположу, что только владелец большой коллекции CD может понять чувство, испытываемое при покупке плохого альбома. Холера, ведь эти же 15-20 баксов могли быть использованы для другого «эксперимента»! Этот текст я произнес на днях после приобретения альбома бразильского музыканта Винисиуша Кантуарии (Vinicius Cantuária) — «Cymbals» (Koch, 2008). Еще месяц назад я о существовании Кантуарии не знал, но его выступление на сцене нью-йоркского клуба Jazz Standard в начале апреля выпало на мой «клубный» день, и я решил рискнуть. Мы пришли на второй сет, то есть часам к 10 вечера, и зал был полон — что бывает только когда аудитория знает, на что идет. Обычно первый сет — для туристов, а перед вторым менеджер объявляет в спину уходящим, что желающие могут остаться, но взять еще по «дринку». Так и слышится просительное: «ну, хоть по одному дринку, тава-арищи...»
Думаю, не вызову возмущения читателя, сказав, что золотым стандартом бразильского джаза является знаменитый альбом Гетц-Жильберто, на котором Аструд Жильберто исполнила суперхит «Девушка из Ипанемы». Лучшие номера в программе Кантуарии — жобимовские босса-новы, но только он не делает из них того, что мы привыкли считать бразильским джазом. С Кантуарией работает блестящая пара «стукачей» — барабанщик Адриану душ Сантуш (Adriano dos Santos) и перкуссионист Дендэ (Dende), которая вьёт дивные кружева бразильского ритма, а на их фоне Кантуариа разбрасывает там и сям плывущие гитарные аккорды или вставляет короткие и лёгкие пассажи, звучание которых заставляет вспомнить о манере Билла Фризелла. Напряженный ритм и плывущий гитарный звук создают гипнотический эффект. Мой коллега из «Нью-Йорк таймс» описал эту манеру игры как «пассивно-агрессивную». Местами эта музыка напоминает «Кхмерский проект» норвежца Нильса-Петтера Молвера, только этот проект не кхмерский, а бразильский. Музыка в целом легче, южнее, что ли, нет в ней норвежского холода и мрака, но подход один. Не последнюю роль в создании бразильского колорита играет и то, что голос у Кантуарии характерный для вокалистов его родины — нежный, женственный, сильно напоминающий голос Каэтану Велозу, у которого Кантуариа играл в самом начале своей музыкальной карьеры... барабанщиком. В 80-х он переключился на рок и, видимо, жёсткая ритмическая основа в его сегодняшней музыке — именно оттуда, из рока 80-х. Я подчеркиваю время, поскольку в 70-х рок тяготел к блюзу, а в 80-х — к поп-музыке.
В Jazz Standard c Кантуарией играл первоклассный (и опять же не очень джазовый) бас-гитарист — Пол Соколов (российской публике может быть знаком по выступлению в Москве с бывшим лидером рок-группы Talking Heads Дэвидом Бирном в 1994 г. — Ред.). После сета я спросил его, откуда он родом и говорит ли по-русски. По-русски Пол не говорит, а родился и живёт в Бруклине. Я удивился:
— Вы живете в Бруклине, Винисиуш — в Рио, а где же вы встретились?
— На Манхэттене, — ответил Соколов.
Два слова о произнесении англизированных русских фамилий. Соколов пишется так — Socolow. Но язык не поворачивается произносить Соколоу. Да и слепого следования иностранным написаниям в русском нет (порой доходит до смешного: соратника Дарвина зовем Гексли, а не менее знаменитого внука этого соратника — Хаксли). И знаете, эта W в окончании русской фамилии — не английского происхождения! Она — из немецкого, где звучит как русская «в», и указывает на то, откуда (и даже когда) прибыли в США предки Паши Соколова.
В разговоре и с самим Кантуарией, и с его музыкантами я задавал вопрос: какой из их альбомов они сами считают наиболее репрезентативным? Все, как сговорившись, отвечали: «Horse and Fish».
На концерте Кантуариа именно этот альбом и отыграл, добавив лишь несколько вещей (среди них дивную «Corcovado» Жобима), чтобы дотянуть выступление до положенного часа. Но концерт не стал зеркальным отражением записи. В Jazz Standard с Кантуарией играл пианист Эдсел Гомес (Edsel Gomez), а в записи тему заявлял и потом разрабатывал, насколько это было возможно в рамках этой музыки, замечательный трубач — Майкл Леонхарт (Michael Leonhart). Жизнерадостный Эдсел придал клубному выступлению элемент карнавальности, в то время как Леонхарт зарядил студийную запись сдержанной изысканностью. И то и другое — хорошо, и я уже несколько недель слушаю «Лошадь и рыбу», как записной наркоман. Виноват, меломан.
Жадность подтолкнула меня к покупке еще одного альбома Винисиуша Кантуарии, и я приобрел «Cymbals», о котором говорил выше. Еще не дослушав его, я подумал: «Холера, а мог же купить и последний альбом пианиста Хэнка Джонса, с которым играет наш гитарист Илья Луштак!» На мой взгляд, «Cymbals» пустоват. Это не просто more of the same («добавка того же самого» — ред.) для аудитории поклонников, это — шаг вниз. Как ни свежо звучат лучшие композиции Кантуарии, его музыкальный арсенал, увы, ограничен. Это тот случай, когда одним удачным альбомом можно исчерпать все свои возможности. Что и произошло, кстати, с «Кхмерским проектом» упоминавшегося выше Молвера. Попытка развить успех пустила more of the same не просто по кругу, а по спирали вниз.
Но я позволю себе предположить, что ответственность за неудачу «Cymbals» несет и продюсер альбома. Сужу по тому, что в его новом составе появились звезды — Анжелика Киджо, Марк Рибо и Бред Мэлдау. Тут явно прослеживается попытка расширить аудиторию Кантуарии, но попытка — неудачная, поскольку новоприбывшие знаменитости ну никак не обогатили музыку своего бразильского коллеги. Что совершенно не мешает мне с удовольствием слушать «Horse and Fish» и вспоминать отличный концерт в Jazz Standard. Но я предупреждаю: на сколько хватит моей любви — не знаю.

Вадим Ярмолинец, Нью-Йорк
фото автора

Les Paul, by Jim Eigo8 июня в Нью-Йорке состоится празднование 94-го дня рождения гитариста и новатора современных музыкальных технологий, которого весь мир знает под именем Лес Пол.
Да-да, изобретатель электрогитары и многоканальной звукозаписи Лес Пол жив, здоров и по-прежнему выступает! Празднование пройдёт в клубе, где Лес Пол выступает со своим трио каждый понедельник - Iridium Jazz Club (угол Бродвея и 51-й улицы) .
«Полный джаз» публиковал подробный портретный очерк «Лес Пол — это не только гитара» в 2003 г.
Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
08.05.09 - #333: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы восточногерманского тромбониста Конни Бауэра "Reflection 4" с альбома "Doppelmoppel/Reflections" (FMP, 1986) и "Wenn der kleine Finger nicht war" с альбома "Gruppe Synopsis" (Amiga, 1974)

06.05.09 - #332. К 80-летию со дня рождения барабанщика Мэла Луиса (1929-1990): главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "The Fan Club" с альбома биг-бэнда Mel Lewis Jazz Orchestra "Mel Lewis/Bob Brookmeyer. Live at the Village Vanguard" (Gryphon, 1980)

05.05.09 - #331. Полный джаз. Дайджест. Заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих российских джазовых новостях (на материале готовящегося выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); слушаем фрагмент пьесы "'Til The End Of Time" (Полонез-фантазию ля-бемоль мажор Фридерика Шопена), записанный на концерте саксофониста Лу Табакина и "МосГорТрио" пианиста Якова Окуня.

03.05.09 - #330: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы Телониуса Монка "Well You Needn't" и "Misterioso" с совместного альбома струнного ансамбля Kronos Quartet и контрабасиста Рона Картера "Monk Suite" (Savoy Jazz, 2004)

29.04.09 - #329. К 110-летию со дня рождения композитора, пианиста и бэндлидера Дюка Эллингтона: главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы "Tymperturbably Blue" и "UMMG" с альбома Duke Ellington Orchestra "Jazz Party" (Columbia, 1959)

28.04.09 - #328. Полный джаз. Дайджест. Заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в пробном выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих российских джазовых новостях (на материале свежего выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); слушаем пьесу "Mornin Reverend" c альбома "Monday Night Live At The Village Vanguard" биг-бэнда Vanguard Jazz Orchestra (Planet Arts, 2008).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Александр Никитин,
Михаил Митропольский,
Константин Волков,
Анна Филипьева,
Вадим Ярмолинец,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
AP.org

Фото:
Гульнара Хаматова,
Александр Никитин,
Джим Айго,
Виктор Байнов,
Сергей Нечаев,
Кирилл Мошков,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0