502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #31 (41) - 1 сентября 1999 г.
Слово
к читателям
В сегодняшнем выпуске есть интервью с петербургским пианистом Андреем Кондаковым, в котором он отмечает, как буквально в последние несколько лет высоко поднялись некоторые наши джазовые эмигранты в США. И действительно, если первой и второй волнам эмиграции (за очень редкими исключениями) больших высот взять не удалось, то те, кто уехал десять лет назад и позже, во множестве выигрывают престижные конкурсы, занимают престижные рабочие места в лучших оркестрах и, если даже и не играют все как один со звездами первой величины, то, во всяком случае, в большинстве своем зарабатывают на жизнь именно джазом. Вспомним фильм, который гневно клеймили у нас как "Абсолютно "Москва на Гудзоне"Антисоветский" - "Москва на Гудзоне" режиссера Пола Мазурского (1984). Да, тот самый, с Савелием Крамаровым в роли незадачливого гэбэшника, который в конце торгует хот-догами на нью-йоркской улице. Главный персонаж этого на самом деле довольно забавного, хотя и чересчур политкорректного фильма - довольно русопятый саксофонист в исполнении Робина Уильямса, честно бормочущего зазубренный текст на ломаном русском - в общих чертах списан с Владимира Сермакашева, с его действительной истории, приключившейся в 1973 г (кстати, и персонажа зовут Владимир, только - Иванов). Сермакашев, эмигрировав (почти с такими же приключениями, как в фильме), переименовался в Влада Уэста, но, как и персонаж фильма, так и не достиг музыкальных высот. Характерно, что в конце фильма успешно ассимилировавшийся Иванов-Уильямс бодро играет в ресторане на Брайтон-Бич. Это глубокая жизненная правда.
Обобщать, конечно, сложно: в первом поколении были Валерий Пономарев (Art Blakey's Jazz Messengers) и Анатолий Герасимов (Duke Ellington Orchestra) так же, как наряду с успешными Борисом Козловым, Александром Сипягиным или Евгением Масловым в поколении эмигрантов последнего десятилетия есть и совершенно пропащие фигуры. И тем не менее общая кредитоспособность (в творческом, конечно, плане - впрочем, это неизбежно влечет за собой и кредитоспособность как таковую) явно растет.
С одной стороны, это результат деятельности нашего пусть не очень многочисленного, но вполне существующего джазового образования. Вот маститый американский критик Скотт Янов удивляется, что с падением "железного занавеса" он больше ничего не слышал о пианисте Игоре Бриле, который ему так понравился ровно десять лет назад на концерте в Нью-Йорке. Ну что ж, может, Нью-Йорк и потерял Игоря Бриля (хотя вот в Монреале, например, год назад Игорь Михалыч выступал), зато у нас здесь есть профессор Бриль, на котором в значительной степени держится джазовое образование и который выпускает таких быстро прогрессирующих музыкантов, как, скажем, Иван Фармаковский.
С другой стороны, неизбежное упрощение и даже некоторое удешевление процесса перемещения между континентами привело к образованию таких перелетных явлений, как (и не хочется опять ссылаться на сию монументальную фигуру, но что же делать?) Игорь Бутман, успешный там и взысканный здесь.
А с третьей стороны, мы просто очень поддерживаем идею фестиваля русской джазовой эмиграции, которую (см. опять-таки нижеследующее интервью Андрея Кондакова) выдвинул в Нью-Йорке экс-лидер эпохального "Аллегро" Николай Левиновский. Кстати, Левиновский тоже идет в гору и уже имеет собственный оркестр и лейбл грамзаписи. Наверное, буде такой фестиваль состоится, он станет довольно заметным событием в США и - рикошетом - у нас. А вот если взять и большую команду наших самых успешных джазовых эмигрантов в какой-нибудь теплый летний месяц провезти гастрольным туром по России.. Представляете компанию - Сипягин, Левиновский, Борис Козлов, Пономарев, Маслов, Фиглин, Колесник... Можно и Бутмана попробовать уговорить... Эх... размечтались мы... Вернемся-ка к реальности...
Как это было
в Москве
Каждое крупное событие сезона порождает большой "шлейф" - изобилие журналистских мнений. Даже в таком некрупном секторе музыкальной культуры, как российский джаз, на каждое крупное событие находится несколько точек зрения. В предыдущем номере "Полного джаза" мы опубликовали репортаж со II московского фестиваля "Джаз в саду Эрмитаж", но этот репортаж оказался не единственным взглядом на событие. Сегодня свое видение фестиваля представляет председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов...>>>>

26 августа в московском саду "Эрмитаж" концертной программой под названием "Подарок от друзей" отмечался 65-летний юбилей джазового критика, промоутера и пропагандиста джаза Алексея Баташева. Почествовать неутомимого джазового энтузиаста собралось несколько сотен гостей. Вечер представлял собой обычный, добрый и размеренный юбилейный концерт, перемежаемый речами друзей и соратников Алексея Николаевича и вручением разнообразных подарков. Хотя 65 лет г-ну Баташеву исполнится, строго говоря, только 7 сентября, юбилей временами принимал почти эпические масштабы, особенно когда на сцену выкатили нечто высокое под полотняным покрывалом. Когда покрывало было сдернуто, под ним обнаружился сам юбиляр, находившийся, видимо, в прекрасном настроении.
Среди музыкантов, участвовавших в вечере, были Владимир Данилин, Алекс Ростоцкий, Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Игорь Бриль и его сыновья Дмитрий и Александр, Станислав Григорьев, братья Михаил и Андрей Ивановы, Олег Киреев, Юрия Маркин, Григорий Файн, ансамбли Moscow Band Владимира Лебедева, "Горячая девятка" Всеволода Данилочкина и другие достойные люди.
В честь юбилея А.Н.Баташева на сервере "Джаз в России" открыта его персональная страница: Наши поздравления!

Говорите,
вас слушают
Андрей КондаковСегодня мы слушаем одного из лучших российских джазовых пианистов - Андрея Кондакова. Причем интервью его состоит из двух частей. Первая - большая, подробная беседа (так сказать, "вообще за жизнь") - это результат программы обмена материалами между "Полным джазом" и белорусским журналом "Jazz-Квадрат". Вторая - это, так сказать, свежачок: Андрей рассказывает о своей недавней очередной поездке в США...>>>>
Что намечается: московские
анонсы
Анатолий Герасимов2 сентября в центре искусств "Столица" (Центральный Дом художника) и 9 сентября в клубе "Форте" компания Boheme Music представляет новую концертную программу Анатолия Герасимова "Не в огне гореть". Участвуют: Анатолий Герасимов - саксофоны, флейты; Антон Севидов - клавишные; Игорь Золотухин - гитара; Антон Ревнюк - бас-гитара; Дмитрий Севастьянов - барабаны.

Саимхо НамчылакФестиваль новой музыки "Неофициальная Москва Джаzz Off" пройдет на нескольких площадках 3-4 сентября, его центральным мероприятием станет акция "Джazz Off" (Московский ТЮЗ, 4 сентября, 17.00). Программа этого фестиваля, по заявлению организаторов, построена на "выступлениях музыкантов европейского уровня, работающих в пространстве современного джаза, новой академической музыки, мультимедийных жанров, недекоративной старинной музыки, этнической и так называемой "мировой" музыки: Пятрас Вишняускас, Владимир Тарасов, Клаус Кугель, Владимир Волков, Академия старинной музыки Татьяны Гринденко, Хуун-Хуур-Ту и др," Фестиваль пройдет в рамках альтернативного Дня города, устраиваемого по инициативе Сергея Кириенко.
По заявлению оргкомитета фестиваля, "концепция фестиваля новой музыки - создание творчески насыщенного музыкального пространства, ориентированного на мировой контекст, на ситуацию, в которой парадоксально смешиваются эстетики, национальные школы, высокие и низкие жанры. Пространства, открытого огромной аудитории, которая устала как от официоза, так и от "приватности" многих музыкальных акций.
Площадки фестиваля:

3.09 (18.00) РГГУ - "Школа Современного искусства"
3.09 (19.00) Овальный зал Антрепризы МСМ
4.09 (17.00-24.00) МТЮЗ

Участники фестиваля:
группа "Хуун-хуур-ту" (Тува), Анатолий Вапиров (Болгария), Пятрас Вишняускас (Литва), Клаус Кугель (Германия), Владимир Тарасов (Литва), Джейсон Кан (Великобритания), Владимир Волков и "Волковтрио" (Сантк-Петербург), Сергей Старостин, Юрий Кузнецов (Одесса), Ad Hoc Groop, проект "Е-69" и художники группы "Запасной выход", Вячеслав Гайворонский и Эвелина Петрова (Санкт-Петербург), Лиза Коробкина, "Зга" (Санкт-Петербург), "НХА" (Челябинск), Академия старинной музыки Татьяны Гринденко, Творческое объединение "Вне диалога" (художник Борис Бергер), "Green Wave" (Катя Чили и группа "Озон", Пелагея, квартет Ивана Смирнова), Анатолий Герасимов, Саимхо Намчылак и др.
Открыт официальный вебсайт фестиваля.

Аркадий Шилклопер - Аркадий Кириченко10 сентября в Центре искусств "Столица" (Центральный Дом художника) компания Boheme Music отмечает свой первый день рождения. Участвуют: Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог); Аркадий Кириченко (туба, Нью-Йорк); Владимир Лазерсон - волынка; Марио - барабаны; Даниил Крамер (фортепиано); фольклорные ансамбли "Семейная традиция" и "Русская музыка". В программе возможны (и обязательно будут!) приятные сюрпризы.

Чтение
Прочные дружеские связи установились у редакции нашего журнала не только с минским "Джаз-квадратом", с которым мы давно и плодотворно обмениваемся материалами, но и с первым в России профессиональным звукорежиссерским журналом, который так и называется "Звукорежиссер". Благодаря этому сотрудничеству мы уже читали материал о записи альбома Владимира Данилина. Сегодня же журнал "Звукорежиссер" предлагает нам сразу два материала на джазовую тематику. Во-первых: о технических подробностях недавней записи группы Oregon в Москве рассказывает ее российский участник...>>>>

...А во-вторых, главный редактор "Звукорежиссера" Анатолий Вейценфельд рассказывает о технических перипетиях организации озвучивания столь большого джазового мероприятия, как завершавших прошлый сезон концерт Уинтона Марсалиса в Кремле...>>>>

А в это время
за бугром...
Крис ПоттерЛауреатом ежегодной датской джазовой премии JAZZPAR стал 28-летний американский саксофонист Крис Поттер. Премия эта, в отличие от других, вручается не за прошлый год, а за будущий, так что Поттер - лауреат JAZZPAR-2000. Премия учреждена датской джазовой организацией Jazzcentret/kontakten и спонсируется табачной фирмой Skandinavisk Tobakskompagni. Помимо красивой бронзовой статуэтки, премия включает чек на сумму 200 тысяч датских крон, то есть примерно 27 000 долларов.
Крис Поттер - самый молодой лауреат JAZZPAR за всю 11-летнюю историю этой премии. Предыдущие ее лауреаты - Муал Ричард Абрамс, Дэвид Мюррэй, Ли Кониц, Томми Флэнеген, Рой Хэйнз, Тони Коу, Джери Аллен, Джанго Бэйтс, Джим Холл и Марсьял Соляль. В числе претендентов на премию 200 года, кроме Поттера, были также трубачи Николас Пэйтон и Дэв Дуглас, пианист Джекки Террассон и саксофонист Джеймс Муди. Кстати, Поттер - единственный музыкант, кто взойдет на сцену JAZZPAR во второй раз (когда вручалась премия 1998 г., он играл в составе ансамбля тогдашнего лауреата - гитариста-ветерана Джима Холла).
Вручение премии JAZZPAR состоится в марте 2000 г. Крис Поттер сыграет три лауреатских концерта и во время последнего - в Копенгагене - получит свой чек, статуэтку и прочие регалии из рук премьер-министра Дании Поля Нирупа Расмуссена. Программа лауреатских концертов включает выступления с малым составом и с небольшим оркестром, которые должны раскрыть талант Криса Поттера не только как исполнителя, но и как композитора и аранжировщика. Кроме того, лауреата ждут радио- и телешоу в Дании, запись программы лауреатских концертов и издание специального CD.
Крис Поттер родился в Чикаго 1 января 1971 г. и вырос в Коламбии (Южная Каролина). Первым его инструментом было фортепиано, но уже в 10-летнем возрасте он стал обучаться игре на саксофоне. В 12-летнем возрасте он был награжден премией "Юный талант" Международной ассоциации джазовых преподавателей (одновременно с будущей звездой джазового вокала Гарри Конником-мл.). С 13-летнего возраста Крис выступал как профессиональный музыкант, а в 18 лет (1989) возглавил список лучших студентов-музыкантов в опросе критиков журнала Down Beat. Вскоре после этого он переехал в Нью-Йорк, где получил стипендию имени Зута Симса в Университете Новой Школы. На следующий год он перевелся в Манхэттенскую Музыкальную школу, которую закончил в 1993-м. В то же время он играл в квинтете Реда Родни, бывшего трубача ансамбля Чарли Паркера. Поттер записался на двух альбомах этого состава. Когда в 1994-м Родни умер, Крис стал работать как солист (он выпустил два сольных альбома на лейбле Criss Cross и шесть - на Concord) и как студийно-концертный сайдмен (его саксофоны звучат более чем на 70 альбомах других исполнителей).
Страница Криса Поттера на сайте Concord
Рецензии
Сегодня у нас только одна рецензия, зато очень подробная и на отечественную пластинку. Да не просто на пластинку - на сборник!..>>>>
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Елена Богданова,
Константин Волков,
Анатолий Вейценфельд,
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat,

Редактор:
Кирилл Мошков

Фото:
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!