502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 8 (406) — 7 июня 2008 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск (407) - 18.06.2008

Слово к читателям
Как обычно, рубеж весны и лета в России — пик джазового сезона. Основные фестивали первой половины года либо уже прошли, либо вот-вот состоятся — как, например, «Усадьба.Джаз» в подмосковной усадьбе Архангельское — вероятно, крупнейший в России джазовый open-air, который откроется 12 июня финалом первого в пятилетней истории фестиваля конкурса молодых джазовых исполнителей, а продолжится уже привычными двумя днями интенсивной программы на четырёх сценах 13 и 14 июня. Громкие гастрольные концерты весеннего сезона тоже уже позади (по крайней мере об одном из них мы тоже рассказываем в этом выпуске).
Что касается нашей редакции, то у нас три основные новости.
Во-первых, только что вышел финальный в этом полугодии номер печатного «Джаз.Ру» — сдвоенный (80 страниц!) 4/5 номер 2008 года. Номер получился очень насыщенным. Следуя неоднократно выслушанным пожеланиям читателей, мы впервые в нёмпубликуем нотный материал. Мы открыли новую рубрику специально для музыкантов, она называется «ЧТО ИГРАТЬ?». Рубрику ведёт нью-йоркский пианист Михаил Цыганов. Родом из Ленинграда, Цыганов живёт в США с 1991 г., работал с Майклом Бреккером, Джо Чемберсом, Гэри Бартцем, Чико Фрименом, Кларком Терри (подробный рассказ об американском опыте Миши Цыганова «Джаз.Ру» публиковал в 4 номере за 2007 год).
Цель рубрики «ЧТО ИГРАТЬ?» — представить музыкантам — читателям журнала джазовые пьесы российских авторов, а в перспективе — создать корпус «русских джазовых стандартов», своего рода российский «Real Book». В свежем номере журнала первый выпуск рубрики посвящён пьесе «Kind Of Red», которую написал живущий в Нью-Йорке пианист, композитор и аранжировщик Николай Левиновский. Кстати, для анализа авторской трактовки пьесы, читая нотный текст, её можно прослушать в нашем разделе подкастов «Слушать здесь» (242-й выпуск подкаста).
Кроме этой премьеры, в номере есть и ещё одна: рубрика «Виниловые редкости». Винил возвращается — и это уже не новость; а ведь золотой век джазовой грамзаписи пришёлся именно на виниловую эру, и множество настоящих шедевров так и не было переиздано в формате компакт-диска! Авторы этой рубрики, Геннадий Петров и Николай Шиенок — замечательный пример того, как наши постоянные активные читатели становятся авторами журнала и начинают играть всё более заметную роль в жизни «Джаз.Ру».
В номере есть и ещё одна новая рубрика — «Джазанутые». Рубрику об энтузиастах джазового сообщества открывает интервью с нью-йоркским фотографом Петром Ганнушкиным, тем самым, кто основал онлайновый «Джаз.Ру» более десяти лет назад.
В традиционных рубриках журнала — рассказ о новом альбоме международного квартета пианиста Леонида Винцкевича; интервью саксофониста Пол Уинтера, посвящённое возвращению в Россию его совместного проекта с Ансамблем Дмитрия Покровского «Пульс Земли»; интервью вокалиста Бобби Макферрина; в рубрике «Будем знать» — беседа с саксофонистом Кеном Вандермарком; в рубрике «Юбилей» фигурируют банджоист Бэла Флек, барабанщик Филли Джо Джонс, трубач Ли Морган и саксофонист Пакито Д'Ривера; «Мастер-класс» на этот раз даёт композитор и пианист Андрей Разин...
Номер уже отправлен подписчикам и региональным распространителям и поступил в основные московские точки. Кстати, если вы хотели бы продавать журнал в вашем магазине в Москве или выступить в роли регионального распространителя — пишите нам!
А если ваша подписка на журнал истекла — самое время оформить подписку на второе полугодие!

Вторая наша новость: прямо сегодня вы можете принять участие в формировании редакционной политики журнала «Джаз.Ру». Для этого нужно всего-навсего ответить на несколько вопросов вот здесь. Заранее вам большое спасибо!

И третья новость: в санкт-петербургском издательстве «Планета музыки» выходит книга главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова «Индустрия джаза в Америке». На нашем портале открыта специальная страница, где можно заказать экземпляр книги по самой низкой возможной цене. Эта книга теснейшим образом связана с историей "Полного джаза", так как мы на протяжении всех девяти с половиной лет существования нашего издания время от времени публиковали тексты, которые впоследствии в переработанном, расширенном и дополненном виде вошли в книгу. Первые 20 заказавших книгу получат её с персонализированным автографом автора :)
Как это было в Москве

15.06.2008 из Стокгольма пришла трагическая весть - пианист Эсбьорн Свенссон погиб во время погружения с аквалангом возле одного из островов Стокгольмского архипелага. Ему было 44 года.
Подробности - в следующем выпуске "Полного джаза" 18 июня.

Esbjorn Svensson Trio, Концертный зал им. Чайковского, 30 мая
(менеджмент артистов запретил фотографировать концерт, поэтому мы сопровождаем материал только официальным фото группы)

Esbjorn Svensson Trio (фото: Тобиас Регель)

Почему-то изначально казалось, что концерт Esbjorn Svensson Trio должен быть каким угодно, но не джазовым. Многие темы с альбома «Tuesday Wonderland», который трио должно было представить слушателям, скорее сродни академической музыке, року или даже эмбиенту. Над сценой Концертного зала им. Чайковского еще до появления ансамбля стал подниматься синий дым, а когда музыканты вышли, трудно было не обратить внимание на внешний вид пианиста Эсбьорна Свенссона: если о его бритоголовости мы знали заранее, то тельняшка оказалась неожиданностью. В довершение всего Свенссон, сев за рояль, начал буквально извиваться, припадая к клавишам, будто кукольный или мультипликационный персонаж, зрелище стало уже совсем сюрреалистическим. В его игре можно было расслышать заимствования как из Баха, так и из Шопена, что в сочетании с безумным и почти уголовным внешним видом пианиста создавало вполне дикий эффект. На тему рояля вскоре стала наслаиваться скрежещущая партия контрабаса Дана Берглунда. Надо сказать, что поначалу музыка трио производила даже какое-то жутковатое впечатление — видимо, в силу именно этих странных сближений. Когда Свенссон протянул руку к струнам рояля, он не зажал их, как можно было ожидать (этот эффект он использовал позднее), а включил припрятанную там гитарную примочку. На звуки рояля эхом отвечали звуки, получившиеся в результате применения этой обработки. На задник сцены то и дело проецировалась съемка рук музыкантов, тоже обработанная с помощью особых видеоэффектов.

Впрочем, к середине второго номера концерта внешние эффекты уже не отвлекали внимание от музыки, оказавшись органичной частью создаваемого пространства. Похоже, это произошло в тот момент, когда в импровизациях трио проступил тот самый джазовый язык, которого, казалось, уже и не ждали. Да, это был джаз нетрадиционный, кривой, но какой-то все равно знакомый. Мелодии и гармонии некоторых пьес (например, “Sipping on the Solid Ground” и “Goldwrap”, попурри из которых было исполнено на бис) в другой аранжировке идеально подошли бы для хорошей поп-песни, но они идеально наслаивались на джазовую структуру — равно как примочки у пианиста и контрабасиста, плексатон, гонги и другие необычные ударные у Эстрема, электронные шумы. Все вместе составляло богатейшую и в чем-то даже величественную картину, в которой, возможно, нашлось бы место элементу любого музыкального направления.

Григорий Дурново

Аншлага в Зале Чайковского не было и в помине, и это обидно. Представляю, сколько денег организаторы вбухали в громадные рекламные постеры, висевшие по всему городу — «Лучшая джазовая группа Европы» — не понимая, что для большинства населения такие заявления — пустой звук. Сама музыка EST для привлечения интереса была бы куда эффективней, да вот только её крутить негде. Нет у нас для этого ни подходящего радио, ни телевидения.
Контрабасист и ударник на концерт пришли в чём обычно, а вот лидер трио Эсбьорн Свенссон, похоже, специально для такого случая приоделся. Тельняшка и «треники» с кроссовками были ему очень к лицу: он одновременно походил и на этакого юнгу-переростка с Соловков, и на уроженца воспетого Игорем Иртеньевым города Электроугли. Но на этом вся экзотика и закончилась, и началась собственно музыка. Которая была прекрасна. Стинг в фильме «Bring On The Night» говорил об отличии джазового концерта от концерт рок-музыки: джазмены могут спокойно начинать первую композицию не слишком внятно и не слишком выразительно, чтобы через несколько минут, разогревшись, показать высокий класс. В роке же важно захватить аудиторию с первого аккорда. И вот у EST, на мой взгляд, получилось как раз по второму сценарию: очень эффектное вступление Свенссона на фортепиано сразу же задало тон всему концерту, который пролетел как одно мгновение. Хороших и очень хороших моментов было много. Проходных и скучных не было вовсе. Перечислить сет-лист не возьмусь, потому как слишком мало их дисков успел послушать. Одно могу сказать: мелодии, знакомые по концерту в Стокгольме 2003 года (есть такой DVD), попадались. Более продвинутая публика узнавала их гораздо раньше и встречала аплодисментами.
The Bad Plus играли в Москве поздней осенью 2005 года. Дэвид Кинг, несомненно, более яркий и виртуозный барабанщик, чем Магнус Эстрём. Или партия у Магнуса совершенно иная: примерно половину концерта за него спокойно могла бы отыграть драм-машина. И Рид Андерсон, и Дан Берглунд — настоящие монстры контрабаса. Но Берглунд чаще играет смычком, и когда он это делает, трио звучит особенно впечатляюще. Да и не смычковые соло Берглунда были достаточно мощными. Когда Свенссон во время первого из ним встал из-за рояля, я сразу вспомнил о Монке и стал ждать, что случится дальше. Но крутиться на месте Свенссон не стал, ограничившись кратким потягиванием.
Пианисты в каждом из трио замечательны по-своему. В меру экстравертный интеллектуал Итэн Айверсон и интровертный интеллектуал Эсбьорн Свенссон в моём музыкальном мире не конкурируют, а дополняют друг друга. И это хорошо.
Дан Берглунд после концерта сказал, что дальше путь трио лежит в Нью-Йорк, на один из многочисленных летних джазовых фестивалей. Самое время пересечься там с The Bad Plus, реализовав тем самым хотя бы на один-единственный концерт мою бредовую мечту, некоторым образом позаимствованную у Фриппа: двойное трио, которому я даже название придумал — Connecting The Universes.
P.S. В следующем году главный джазовый журнал Америки — DownBeat — отметит своё 75-летие. За это время EST оказались единственной европейской группой, попавшей на его обложку.

Николай Шиенок

Творческий союз певицы Карины Кожевниковой и трио Льва Кушнира давно завоевал симпатии среди джазовой публики. 29 мая в Театральном зале Дома Музыки Карина в сопровождении трио (Лев Кушнир — фортепиано, Андрей Дудченко — контрабас, Александр Зингер — барабаны) вновь делилась своим настроением и собственным видением произведений, ставших джазовой классикой.
Идея сольного концерта пришла Карине в голову, когда она пребывала в пасмурном настроении, поэтому подбор вещей получился весьма необычным. Наряду с оригинальными версиями всеми любимых тем Джорджа Гершвина, Хэролда Арлена и Коула Портера в исполнении Карины прозвучали произведения, редко исполняемые вокалистами. Темы контрабасиста Рона Картера, ярчайших пианистов бибопа Бада Пауэлла и Телониуса Монка (которому был посвящён весь финальный блок концерта) более знакомы джазовым инструменталистам — Карину же привлекла именно сложность этих произведений. «Очень люблю, чтобы было сложно!» — призналась она сама.
Лев Кушнир, Карина КожевниковаПрозвучало также несколько вещей из альбома «With Eyes Closed», который был записан Кариной вместе с трио Льва Кушнира два года назад и представляет собой новое, оригинальное прочтение джазовых стандартов. Несмотря на столь разноплановую программу, концерт в целом был выдержан в лучших традициях стилистики мэйнстрима и получился очень динамичным. «Мы старались выстроить программу строго в рамках классического джаза. Но меня вдохновляло современное видение джазовых музыкантов», — рассказывает Карина.
Вокальная манера Карины Кожевниковой — это плотный и, главное, глубокий объёмный звук во всём диапазоне. Карина ориентируется на традиции «чёрного вокала», стиль её любимых Эллы Фицджералд и Сары Воэн, и не очень любит «рафинированную», как она выразилась, манеру исполнения в духе Натали Коул и Фрэнка Синатры. Признаётся, что никогда не стремилась подражать Элле, хоть и много её слушала: «Просто у меня всегда был такой голос, сколько я себя помню».

Тембр Карины и правда напоминает тембр Эллы, но голос звучит очень легко, спокойно, изящно и нежно — вместе с тем, в нем есть объём, сила и глубина (вокалисты называют такие голоса «мясными»). Кроме того, у Карины очень деликатный, мягкий, лиричный звук — без лишних усилий и крика, и собственная интересная музыкальная фразировка. Однако главным для себя Карина считает отнюдь не технику вокала и скэт-импровизации: её голос — лишь инструмент для выражения чувств, эмоций и настроения, которые она вкладывает в песни.
«Публика в нашей стране воспитана так, что воспринимает в первую очередь слово, а не музыку. Английский текст недоступен большей части слушателей — сейчас, правда, появилась молодёжь, которой он стал более понятен», — считает Карина. Не всякий слушатель, по её мнению, способен оценить красоту мелодии (тем более — джазовой), не понимая текста, поэтому Карина видит свою задачу в том, чтобы передать эмоциональную краску, состояние, тем самым сделав песню более доступной для публики. «Своим голосом я пытаюсь настроить слушателя на определённое эмоциональное состояние», — поясняет она. — «Я очень благодарна тем, кто нашел возможность прийти сегодня на мой концерт. Приходите еще, получите новый настрой на новые эмоции!»

Мария Малиновская
фото: Владимир Коробицын

Постсоветское пространство:
что было
В Армении идёт Год Джаза

Вот уже несколько лет с лёгкой руки, по инициативе и при поддержке госдепартамента США и посольства этой же страны в Армении, как и во многих других странах, апрель является месяцем джаза — Jazz Appreciation Month. И каждый раз, по окончании мероприятий, местная пресса, выражая благодарность организаторам, за то, что они дали возможность в очередной раз армянским музыкантам показать свое мастерство, сетовала на отсутствие инициативы государства на проведение чего-то подобного, на поддержку джаза в республике и всего такое прочего. Так вот, в этом году, кажется, и волки будут сыты и овцы целы — 4 апреля в Ереване стартовал Год Джаза! Проходить он будет при полной поддержке Правительства Республики в лице Министерства культуры и нескольких местных коммерческих структур, а организатором выступает общественная организация «Армянский джаз-70». И посвящен этот Год 70-летнему юбилею армянского джаза.
В 1938 году приказом правительства республики был образован первый Государственный джаз-оркестр Армении п/у композитора и виолончелиста Артемия Айвазяна и композитора и трубача Цолака Вартазаряна (прошу обратить внимание — именно ДЖАЗ-оркестр!). Первым боевым крещением оркестра было выступление на Декаде армянского искусства в Москве в 1939 году. После этого последовали многочисленные успешные выступления по всем городам тогдашнего Союза и воистину всесоюзная слава. Создание этого коллектива сыграло значительную роль в развитии джазовой музыки по всему Советскому Союзу: по его примеру во многих республиках начали возникать джаз-бэнды. Главное отличие этого оркестра от всех других, существовавших в то время, заключалось в главенстве в исполняемой им музыке национальной мелодики. Оркестр представлял остроумные аранжировки городского фольклора и народных армянских песен, а также произведений современных тому периоду армянских композиторов. Своеобразным позывным оркестра, открывавшем все концерты была знаменитая « Армянская рапсодия» Айвазяна. Так продолжалось до середины 50-х годов...
Конечно, это не был джаз-оркестр в современном понимание этого слова. Коллектив олицетворял лицо современной на то время армянской музыки. Джазовыми средствами коллектив являл армянское мелодическое и ритмическое начало. В 1956 году оркестр возглавил композитор Константин Орбелян, который до конца 80-годов и руководил составом. После небольшого перерыва, когда в республике в силу экономических и политических трудностей было не до джаза, в конце 90-х оркестр возглавил и успешно руководит им до сегодняшнего дня композитор Армен Мартиросян.
Герою этой истории — ГосДжазу Армении — и посвящен нынешний Год джаза. И на сей раз музыкальная общественность настроена достаточно решительно — празднование должны быть достойно знаменательной даты! К мероприятиям привлекаются все джазовые и околоджазовые силы республики и диаспоры. В программе года — многочисленные выступления армянских коллективов — этно-джаз-квинтета Time Report, джаз-рок секстета Katuner, этно-фьюжн секстета Art Voices, авангард-фолк-ансамбля Арто Тунчбояджяна Armenian Navy Band и представителей традиционных направлений джаза — Chico & Friends, «Левон Малхасян Комбо», квинтет Мартына Улиханяна, квартет Ашота Паронакяна, джаз-оркестр Общественного радио и телевидения и, конечно, виновник торжества — Государственный Джаз-оркестр Армении.
Кроме местных музыкантов в праздновании предполагается участие джазовых исполнителей из Нагорно-Карабахской республики, и конечно, гостей из Москвы — Георгия Гараняна, Сергея Манукяна, Александра Захаряна, Игоря Бутмана, Даниила Крамера... Ведутся переговоры и с соотечественниками из дальнего зарубежья — «Эллы из Еревана» Татевик Оганесян (правда, сейчас правильнее было бы называть ее «армянская Элла из Нью-Йорка»), Ким Назарян (солистка New York Voices), пианиста Армена Донеляна, барабанщика Грегга Бендяна (оба — США), пианиста из Ливана Артура Сатяна, пианиста Стефана Кочояна из Франции, целый семейный коллектив из Македонии Tavitian Brothers Trio. Список можно продолжить, но переговоры пока только начинаются и поэтому, давайте будем говорить о вещах реальных...
Будут и звезды мирового уровня — 15 июня в Ереван приезжает Джордж Бенсон, через месяц Эл Джарро, а к концу года ереванцы ждут и Хэрби Хэнкока.
Кроме, собственно, концертов в программе конкурс молодых джазменов — студентов консерватории, колледжа эстрадной и джазовой музыки... Не останутся забытыми и поклонники театрального и кино искусства. Есть договоренность с руководством традиционных международных фестивалей — «Золотой абрикос» и «АйФест» — о том, что в рамках этих праздников джазу будет уделено серьезное внимание. Готовится к премьерному спектаклю великолепный танцевальный коллектив под руководством Арины Араратян, у которой уже есть весьма удачный опыт постановки джазовых хореографических спектаклей.
Практически на протяжении всего года будут действовать выставки-продажи аудио и видео продукции и книг, посвященных джазу. А еще любители прекрасного смогут побывать на конкурсе молодых художников и модельеров, тематика работ которых будет непосредственно связана с искусством джаза. Одним словом, программа более чем насыщенная.
Старт Году был дан в Большом зале Армфилармонии джаз-оркестром радио и телевидения п/у Ерванда Ерзнкяна.в присутствии Президента Республики Сержа Саркисяна и министра культуры Асмик Погосян, причем дата — 4 апреля — была выбрана не случайно. По уникальному стечению обстоятельств именно 4 апреля 2008 года исполнялось 70 лет одному из ветеранов джазового движения Армении, композитору и пианисту Мартину Цолаковичу Вартазаряну. Сыну того самого человека, который, по сути, и стоял у истоков первого джазового оркестра в Армении.

Мартин Вартазарян закончил Ереванскую государственную консерваторию по классу фортепиано. Через некоторое время он вновь поступил в консерваторию в класс композиции.
С 1956 по 1960 годы Вартазарян играл в джаз-квинтете при Государственном радиокомитете, с 1961 по 1963 годы руководил оркестром при кинотеатре «Москва», а с 1966 по 1972 годы Вартазарян являлся художественным руководителем эстрадного ансамбля Государственного радио и телевидения. Он преподавал на факультете искусств в Педагогическом институте им. Х. Абовяна и почти 15 лет был художественным руководителем Дома Композиторов Армении.
В качестве композитора и аранжировщика он всегда активно сотрудничал также и с эстрадными коллективами Армконцерта, а с 1990 года и до сегодняшнего дня является консультантом и вторым дирижером Эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио Армении. Он написал музыку к более чем 100 театральным постановкам, пяти мюзиклам и 40 фильмам, его перу принадлежат также сонаты для фортепиано, романсы, эстрадные песни, концерты для оркестра, квартета. Сегодня профессор, заслуженный деятель искусств Армении, а с 2007 года и почетный гражданин города Еревана Мартин Вартазарян преподает на джазово-эстрадном факультете Ереванской консерватории имени Комитаса.

Так вот, подобное прямо-таки фантастическое совпадение — 70 лет со дня основания Айвазяном и Вартазаряном первого джаз-оркестра и 70 лет со дня рождения сына Вартазаряна, ведущего джазмена республики — и было использовано организаторами джазового праздника. В этот вечер большую часть программы джазовой секцией Эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио руководил сам Вартазарян. Вполне естественно, что в концерте звучали в основном произведения самого юбиляра — это его знаменитые, уже давно ставшие стандартами для армянских джазменов «Вокруг блюза», «Темп, ритм, мелодия», «Вот что случилось» и, конечно, «Ереван». Прозвучали пьесы и других армянских композиторов — «Караван» Александра Арутюняна, «Дилижан» Константина Орбеляна, «Карловы Вары» Арно Бабаджаняна. Ну, конечно, игрались и джазовые стандарты — «I’m Beginning to See the Light», «I Got Rhythm», которые исполнили солистки оркестра Лусине Кчозян и Илона, и прочие незабвенные хиты 30-40 годов из репертуара Гленна Миллера, Дюка Эллингтона и Каунта Бэйси. Очень хочется отметить прекрасное звучание духовой группы оркестра. Настоящее джазовое «фирменное» звучание, а не обычное вялое дутьё в новые блестящие инструменты. Делу здорово помог приглашенный специально для ответственного выступления ведущий саксофонист Армении Армен Уснунц (Armenian Navy Band, Time Report), который играл практически все саксофонные соло в композициях. Особенного внимания удостоилась секция трубачей. Кстати, внимание зрителей больше всего привлекала девушка, сидевшая в шестёрке трубачей и выдувавшая из своего инструмента такие же высокие и мощные ноты, как и её коллеги-мужчины. А вот ритм-группа, к сожалению, играла как обычно...


Армен Уснунц

Гораздо сочнее и как-то увереннее своих коллег-представительниц прекрасного пола пел Артур Испирян. И хотя на сей раз он пел песню «Ереван» Мартына Вартазаряна, а не «фирменные» стандарты, исполнением которых он знаменит, за счёт вложенной в исполнении души песня эта, написанная лет 30 тому назад, звучала очень свежо и привлекательно.
В ходе вечера министр культуры вручила юбиляру Золотую медаль... А он на протяжении всего вечера, как всегда, показывал чудеса красноречия и остроумия, рассказывая разные музыкантские байки, какие-то истории из жизни, так или иначе связанные со страницами истории армянского джаза.
Было и почетные гости, принимавшие участие в концерте. Пианист Левон Малхасян и композитор Степан Шакарян (который просто «убил» фантастическим исполнением своей знаменитой композиции «От Бингеля до Канзас-сити») добавили красок в концертную программу. Словом, открытие Года прошло очень впечатляюще. Если организаторы смогут и все остальные предполагаемые мероприятия провести на таком уровне, ереванцев и гостей столицы Армении ожидает достаточно приятный год.

Армен Манукян

Джаз в Казани: Андрей Руденко живьём и в записи
«Жизнь сама собой дает ответы на происки темных сил. Так в Казани, в ответ на жалкие потуги очернить культурных властей города со стороны господина Зисера, музыкальная жизнь забила ключом. Не далее как 25 мая в баре пятизвездочной гостиницы «Джокер» собрались лучшие музыканты города и показали собравшимся, среди которых был и вышеуказанный господин, на что они способны…»
Примерно так могла бы отреагировать местная пресса на мою заметку, помещенную в центральных средствах масс-медиа (см. «Полный джаз» от 17 мая 2008 г.), если бы дело происходило в начале 30-х годов прошлого века. С одной стороны автору спокойней, а с другой — жаль, что сегодня местные чиновники «Джаз.Ру» не посещают, и на прессу, как местную так и центральную, особого внимания не обращают. Живут по принципу: «А Васька слушает, да ест».

Сухие факты
Андрей Руденко25 мая в Казани состоялась презентация нового альбома “Transmission of Jazz” джазовой группы Ruden jazz quartet пианиста Андрея Руденко в составе: Андрей Руденко — ф-но и клавишные инструменты, Дмитрий Забегаев — тенор-саксофон, Дмитрий Саломатин — электрический бас, Адель Сабирьянов — барабаны. В записи принимали участие приглашенные музыканты, тоже казанцы (или почти): Сергей Баулин — тенор-саксофон (два трека), и три вокалиста — Лилия Чугунова, Владимир Чигарев и Владислав «Камрад» Листков — все по одному треку. На диске представлено 10 композиций, из них пять вещей авторских Андрея Руденко, аранжировки девяти пьес тоже сделал Андрей.
Диск записан и сведен в Казани, звукооператор Юрий Сладков, сведение и мастеринг — Леонид Охотников.
Буклет завершается словами:
«Проект создавался в течении 2007 года и направлен на возрождение джаза в Казани и возвращения ей статуса одной из джазовых столиц».

Комментарий к презентации

Зал бара «Джокер» — место уже давно «оприходованное» местными джазменами, довольно уютный зал мест на 150, небольшая сцена со светом и звуком, на которой раньше находился приличный рояль (с роялями в Казани полная засада!), это я помню по джему с участием Збигнева Намысловского на «Джазовом перекрестке» 2005 года. Но рояль уже куда-то задвинули, и Андрей Руденко играл на электрических клавишах. Звук мне не понравился — слишком громко, но я давно не посещал джазовых тусовок, а по реакции зрителей могу отметить, что их звук не раздражал. Публика: довольно большая группа консерваторцев во главе с председателем Союза композиторов Татарстана Рашидом Камалетдиновым, многочисленные казанские музыканты — и значительную часть составляли студенты Казанского университета культуры, где недавно открылось отделение джаза. Присутствие консерваторской публики легко объяснимо: Андрей Руденко — сын известного в республике казанского композитора. Идет «по стопам», но своей дорогой.
В самом начале вечера произошла короткая, но яростная схватка над фуршетными столами, затем каждый из гостей смог получить — уже без всякого ажиотажа — новый диск, и действие уверенно повела Ольга Скепнер, директор молодого казанского джаз-клуба Art Of Jazz, владеющая джазовым вокалом и неплохим чувством юмора, что в течение вечера и доказала.
Ольга Скепнер, Лилия ЧугуноваВ ходе вечера несколько гостей получили возможность высказаться по поводу альбома в микрофон, и Анатолий Василевский, корифей казанского джаза, большой спец по джазовым биг-бэндам, признался, что альбом, который он уже успел прослушать, его просто поразил. Двух музыкантов, которых он хорошо знал, потому что работал с ними уже несколько лет, он просто заново открыл для себя: басиста Дмитрия Саломатина и особенно — саксофониста Дмитрия Забегаева.
Соломатин и РуденкоНа презентации все музыканты выглядели превосходно. Ритм — выше всяческих похвал. Адель Сабирьянов уже несколько лет живет и работает в Москве, столичная джазовая публика его должна знать, но работу для души он нашел в казанском квартете. И временами во время презентации он проявлял просто чудеса барабанной техники и потрясающей энергетики, напомнив мне манеру покойного Элвина Джонса.

Впечатление от диска
Уже на презентации я пришел к выводу: квартет Андрея Руденко — это музыкальная сенсация для провинциальной Казани. Если бы не услышал альбом сам, никогда не поверил, что диск такого уровня можно записать в моем родном городе. Значит, появилась и техника, и люди, которые могут на ней работать. Но главное — музыканты. Андрей Руденко выплеснул на этом альбоме могучий заряд творческой энергии, пару его композиций («Mad Sunrise», «Let’s Do It») я считаю просто совершенством. Написанные в ключе современного джаза, с мощным фанковым ритмом первой части темы и контрастной латино-американской второй частью, они дали простор для блестящих импровизаций саксофониста Дмитрия Забегаева и самого Андрея. Про барабанщика уже сказал: просто слов нет (сам в прошлом играл на ударных, знаю).
Дмитрий ЗабегаевВполне оправданы на диске стандарты, которые несколько разбавляют густое варево основной — авторской — ткани альбома. Хорошо слушаются вокалисты — Владимир Чигарев и, несомненно, наша лучшая казанская джаз-леди, Лиля Чугунова. Удивил меня «Камрад» Листков, названный в буклете дедушкой казанского блюза. У меня с Камрадом есть своя история, связанная с блюзовой страницей на нашем «Джазовом Перекрестке». В 2005 году мы попытались вместе с ним соорудить в рамках джазового фестиваля блюзовый концерт. Пригласили крепкую московскую блюзовую команду Blues Cousins с гитаристом Леваном Ломидзе, ну и конечно, в концерте выступал любимец казанской публики Камрад со своей группой «Листья Травы». Концерт прошел хорошо, если не считать, что зал был заполнен на 1/5 часть: продали около 200 билетов. Не пошла наша публика на блюз.
Вообще предсказать реакцию казанских зрителей почти невозможно. Часто проваливаются проекты, казалось бы абсолютно надежные. Зато бывает и такое… Вот еще на заре нашего джазового фестиваля, в 1985 году Алексей Баташев привез с собой композитора Евгения Геворкяна с программой авангардного джаза. В те годы Геворкяна за его музыку чуть ли не травили, причем часто не принимали даже в джазовой аудитории. Так что перед концертом в провинциальной Казани, где он выступал с трио ( помню, на вибрафоне играл Сергей Уваров), Евгений, по словам Баташева, просто трясся от волнения. Был уверен, что освистают. В результате — овация, и две пьесы музыканты играли на бис — публика не отпускала…
Так вот, и Камрад на диске выглядит вполне прилично, как говорится, «песни не испортил», хотя по мне лучше бы еще одну пьесу сыграл квартет Андрея Руденко.
Надеюсь, что этот словесный опус, который несколько у меня затянулся, не прочитают наши музыканты. Скажу честно, хвалю, а у самого душа болит: а вдруг и эти тоже «свалят» в Москву?

Игорь Зисер,
Казань
фото: Дмитрий Петриченко

29 апреля Ростов-на-Дону в очередной раз подтвердил свой неофициальный статус джазовой столицы России. В один вечер состоялись два крупных джазовых концерта: Георгий Гаранян и Денис Мацуев приехали на собственный «матч гигантов» в музыкальный театр, а Игорь Бутман вместе со своим биг-бэндом на сцене драматического театра им. М. Горького открыл городу джаз в исполнении Ларисы Долиной. Жаль, что многочисленным поклонникам этой музыки пришлось выбирать что-либо одно.
На концерт Ларисы Долиной и биг-бэнда под управлением Игоря Бутмана попасть было непросто: дорогостоящие билеты были раскуплены в первые же дни после появления афиш. Однако хочется отметить, что непосредственно представителей музыкальных кругов было не так уж много. Зал был полон. Но после концерта выяснилось, что многие из присутствующих, видимо, не дочитав афиш до конца, не ожидали, что попадут на концерт именно джазовой музыки. Все-таки для огромного количества почитателей творчества Ларисы Долиной она остается прежде всего исполнительницей популярных песен.
Концерт прошел динамично, ярко, что называется, по нарастающей. Более полутора часов музыки без перерыва как следует завели слушателей.
Народная артистка России Лариса Долина появилась на сцене практически сразу, спустя несколько «вводных» композиций в исполнении биг-бэнда. Элегантно одетая, стильная любимица публики сразу сорвала восторженные овации. Поблагодарив публику за очень теплый прием, певица сказала, что для нее посещение с подобным концертом «самого джазового города России» — большая честь и ответственность.
Хочется отметить, что этот концерт был очень насыщен прекрасным вокалом певицы, она покидала сцену лишь один раз, для смены костюма. Программа была выстроена просто блестяще. В концерте звучали как традиционные, известные всем (даже тем, кто думал, что попал на концерт Ларисы Долиной в ее привычном для большинства амплуа), стандарты — «Summertime», «Georgia on my mind», «How high the moon», «I can’t give you anything but love», «New York, New York». Очень обрадовало обилие ярких композиций в других стилях — латино, фанк, поп-соул, диксиленд… Практически во всех композициях присутствовали вокальные импровизации, помимо многочисленных инструментальных, и непосредственных моментов «отдыха» для певицы было совсем немного. Сами композиции отличались из-за этого большой продолжительностью.
Самые эффектные, яркие и очень сложные технически песни Лариса Долина спела в конце каждого из своих выходов — «Life is a cabaret», «Mercy, Mercy, Mercy», и, конечно же, «New York, New York».
Профессионалов на концерте было немного, и, скорее всего, несколько не очень «гладких» моментов не были видны любителю, но все-таки в «бочке меда» оказалась «ложка дегтя». Во-первых, примерно четверть концерта прошла на недостаточном звуковом уровне, а в настройке микрофона Ларисы Долиной явно был перебор высоких частот, что поначалу даже делало её густой тембр несколько «опустошённым». Но, к счастью, эти неполадки были достаточно скоро устранены, и большую часть концерта мы наслаждались прекрасным звуком.
Еще один «минус» — в том, что все тексты, даже очень известные для вокалистов, певица пела, подглядывая в пюпитр. Что ни говори, но когда оркестрант играет по нотам, это привычно, но когда солист-исполнитель, а тем более певец, читает ноты или тексты на сцене — впечатление уже не то. А в песне «Mr Paganini» прозвучала оригинальная импровизация... Эллы Фицджералд.
В общем контексте все эти маленькие недочеты не оказали негативного впечатления. Лариса Долина — певица с потрясающими вокальными данными, и усомниться в этом, конечно же, нельзя. Биг-бэнд Игоря Бутмана — состав, заслуживающий большого уважения. Ну а когда эти две единицы создают что-то совместное, успех гарантирован.

Марина Мухаметова

«Ташкент-Jazz-2008»
В Ташкенте состоялся международный джаз-фестиваль, посвященный 40-летию первого ташкентского фестиваля джазовой музыки (1968). Организаторы фестиваля — Ташкентский джаз-клуб и Армянский национальный культурный центр Узбекистана — провели концерт в концертном зале «Туркистон».
Плакат 1968К фестивалю вышел буклет, рассказывающий о событиях 40-летней давности, когда энтузиасты импровизационной музыки столицы Узбекистана с большими трудностями сумели организовать проведение первого смотра джаз-ансамблей Ташкента. На фестиваль тогда было подано 17 заявок, коллективы выступали в концертном зале им. Свердлова. В жюри фестиваля входили профессор Ташкентской консерватории Александр Лисовский, народный артист Узбекистана Батыр Закиров, композитор Энмарк Салихов... Кстати, об этом фестивале упоминает Алексей Баташев в книге «Советский джаз» (Москва, 1972).
Лауреатом фестиваля-1968 стал джаз-ансамбль «Туркестанская звёздочка», в состав которого входили ставшие впоследствии известными музыкантами Юрий Парфёнов (труба), Сергей Гилёв (контрабас), Алексей Трацевский (ударные инструменты), Константин Добровольский (саксофон), Сардар Мухатов (фортепиано). Второе место жюри присудило джаз-квартету Вячеслава Полянского, а третье место занял квартет «Шарк» Игоря Алешина.


«Туркестанская звёздочка»

На фестивале вне конкурса выступали три биг-бэнда — Узтелерадио (рук. Евгений Живаев), эстрадный оркестр Узбекистана (рук. Евгений Ширяев) и биг-бэнд «Модуль» (рук. Эдуард Каландаров).


эстрадный оркестр Узбекистана (рук. Евгений Ширяев)

Подводя итоги фестиваля, музыковед Вольф Савранский писал в «Ташкентской правде»: «Я был приятно удивлен и обрадован, услышав музыку настоящую, художественно полноценную, познакомившись с искусством ташкентских виртуозов. Да-да, именно виртуозов — музыкантов в самом подлинном значении этого слова. Первое, что бросилось в глаза, и что было особенно отмечено жюри, на фестивале не прозвучало ни одного произведения, которое отличалось бы дурным вкусом или подражало бы худшим образцам коммерческого джаза. В то же время это был настоящий джаз с его импульсивностью, ритмической остротой, блеском импровизационных вариаций на данную тему».


Биг-бэнд Узтелерадио (рук. Евгений Живаев)

Первый руководитель Ташкентского джаз-клуба, один из организаторов и лауреат фестиваля-1968 Сергей Гилёв писал в своих воспоминаниях: «Да, все , несомненно было удачей, и композиции музыкантов, и выступления коллективов, и в целом весь фестиваль, и то, что в одном городе оказалось столько коллективов, способных достойно выступить на таком ответственном мероприятии. После фестиваля было решено утвердить фестиваль традиционным, но этим планам по разным причинам не суждено было сбыться».
В фестивале «Ташкент-Jazz-2008» приняли участие коллективы Ташкента: «Арцах» (рук. Владимир Сафаров) с солисткой Дианой, Jam five (рук. Саидмурад Мурадов), «Рег-тайм-трио» (рук. Геворг Севумян), джаз-трио ветеранов ташкентского джаза — дипломантов фестиваля-1968, джаз-трио Евгения Аренберга, а также гости столицы Узбекистана: трио «Шелковый путь» из Бухары (руководитель Обид Джумаев), пианист Эдуард Мусаэлян (Самарканд), биг-бэнд (руководитель Александр Барабанов) и ансамбль «ШАДИ» (руководитель Алтынбек Кунанбаев) из Шымкента, джаз-квинтет «Город солнца» (Ташкент-Шымкент) под руководством Дмитрия Андронова, блестящий саксофонист из Бишкека Александр Акимов.


Биг-бэнд «Юность Узбекистана»

Программу фестиваля открывали детские коллективы — Биг-бэнд «Юность Узбекистана» ташкентского музыкального лицея им. Глиера (руководители Салават Мазитов, Олег Дынник), представители студии музыкальной школы им. Успенского «Детская дорога к джазу», которая существует уже 15 лет, — ансамбль «Ленивые ребята» (руководитель Алина Алибекова) и сёстры Лилия и Юлия Угай, а в финале программы выступил Биг-бэнд Министерства обороны Республики Узбекистан (руководитель Павел Макаров), исполнивший темы из «Серенады солнечной долины» и легендарный «St. Louis Blues».
Программу концерта, который вел Сурен Сафаров, составили традиционные джазовые темы, а также композиции этно-джаза. С удовольствием и старанием играли все, но отмечу интересное прочтение тем отдельными музыкантами — Азизбек Абидов (кларнет, дудук) в теме «Take five», Вячеслав Сафаров (ударные) и Даврон Акбарбеков (нагара) в перекличке, Геннадий Москаленко (тромбон), Рустем Газиев (саксофон) — «Caravan», Рашид Клеблеев (контрабас) — «Tenderly», Булат Мустаев (саксофон) — «Night in Tunisia», Эдуард Мусаэлян (фортепиано) — «Summertime», Александр Акимов (саксофон) — «Satin doll», Диана Зиятдинова (вокал) — «Berd».


«Арцах»

В заключение фестиваля, который продолжался три с половиной часа, вдова первого руководителя ташкентского джаз-клуба Сергея Гилёва (ушедшего из жизни в 2001 году) Нина Семизвонкина подарила участникам картины Гилёва и книги из его библиотеки. Вечер завершился традиционным jam-session почти до утра.


«Город солнца»

Руководители Армянского культурного центра Узбекистана провели мероприятие на высоком уровне и пообещали, что ташкентские джаз-фестивали станут традиционными. Думается, что состоявшийся фестиваль привлечет внимание и очередной джазовый форум в столице Узбекистана будет проведен с участием музыкантов стран дальнего зарубежья.

Руководитель Ташкентского джаз-клуба
им. Сергея Гилёва
Владимир Сафаров

Конкурсы
21-й конкурс-фестиваль  «Джаз импровизация» будет проходить 26-27 сентября 2008 г. в Вильнюсе (Литва). Старейший на постсоветском пространстве конкурс джазовых пианистов, играющих соло, приглашает участников в том числе и из стран СНГ (в прошлом году в нём уже участвовали пианисты из России и других стран бывшего СССР). Как принять в нём участие? Подробный рассказ - в сообщении организаторов...>>>>

Что намечается:
столичные анонсы

V международный фестиваль "УСАДЬБА.ДЖАЗ"

Клуб Игоря Бутмана: 12 июня, четверг — Джим Ротонди (Jim Rotondi, труба) — США
С квартетом: Аркадий Овруцкий (бас), Куинси Дэйвис (Quincy Davis, барабаны) — США, Родион Гоборов (клавишные)
Басист и композитор Аркадий Овруцкий родом из Москвы, однако нью-йоркские музыканты его почитают за «своего» — Аркадий хорошо известен в США, ведь он постоянно выступает на сцене нью-йоркских джазовых клубов. Создавая проекты с известными музыкантами (Марк Соскин, Ким Плэйнфилд, Збигнев Намысловский, Harlem Big Band и др), а затем гастролируя вместе с ними, он также добился заслуженного признания в Польше, Украине и, конечно, в нашей стране. В клубе Игоря Бутмана Аркадий представит совместный проект со знаменитым трубачом Джимом Ротонди.
Нью-йоркский трубач Джим Ротонди родился в Монтане, в восьмилетнем возрасте начал заниматься на фортепьяно, а трубу взял в руки четыре года спустя. В 1980 году Джим окончил Butte High School в Монтане, а затем продолжил совершенствоваться как музыкант на эстрадном факультете North Texas State University. Ещё во время учёбы в университете Ротонди обратил на себя внимание профессионального джазового сообщества США, победив на престижном джазовом конкурсе International Trumpet Guild: сразу же после окончания учёбы его пригласили в оркестр Рэя Чарльза. Затем последовал шестилетний ангажемент в оркестре Лайонела Хэмптона. В это же самое время органист Чарльз Эрлэнд уговорил Джима выступать с его квинтетом в свободное от работы с Хэмптоном время.
Сегодня Джим по-прежнему нарасхват: гастролирует со своим квинтетом, а также с Carnegie Hall Jazz Band, Тошико Акиёши и его группой One For All, в которой играет вместе с Эриком Александером и Стивом Дэйвисом. Как солист Джим записал уже 6 дисков последний The Pleasure Dome вышел на лейбле Sharp Nine вместе с Джессом Дейвисом, Дэйвидом Хэзелтайном, Рэем Драммондом и Джо Фарнсуорсем.
Адрес клуба: м. Чистые Пруды или Тургеневская, Уланский переулок, д. 16 (в здании гостиницы «Уланская»)
Заказ столиков по телефону (495) 632-9264
Начало концерта — в 20.00


Государственный Эрмитаж и Эрмитажная Академия Музыки представляют VIII международный фестиваль «Музыка Большого Эрмитажа».
7 июля, зал Академической Капеллы Санкт-Петербурга: «Этническая мистерия» — Саинхо Намчылак (вокал); группа Huun Huur Tu.
Саинхо Намчылак — женщина с экзотическим именем и загадочным шаманским голосом. Тувинская певица, сменившая Сибирь на Москву, а затем, по воле судьбы, ставшая «гражданкой мира». Ее фестивальная и артистическая жизнь сегодня протекает по всему миру.
Первоначально Саинхо стала известной как советская исполнительница тувинского фольклора. И уже в начале своей карьеры она была признана смелым экспериментатором и синтезатором музыкальных идей на основе фольклора. В 1991 году творческие поиски свели ее с джазовыми музыкантами, и к своей репутации талантливой исполнительницы в стиле world music она добавила фри-джаз.
Сенсацией фестиваля в этом году несомненно станет выступление прославленной во всем мире группы Huun Huur Tu.
Музыка «Хуун-Хуур-Ту» — уникальная, магическая, вобравшая в себя традиции горлового пения, всё наследие тувинского фольклора — и развивающая это наследие. Группа прочно входит в элиту world music планеты. С 1993 года группа выступила практически на всех крупнейших фестивалях world music, джаза и даже рок-музыки, дала около тысячи концертов на всех континентах, совершила 16 концертных туров по США и Канаде, множество раз выступала во всех странах Европы, Японии, Австралии, Мексике, Гонконге, Сингапуре, Малайзии. В мире пользуются популярностью девять альбомов группы, а также более десятка совместных работ «Хуун-Хуур-Ту» с другими музыкантами.
Группа записывалась и выступала с выдающимися музыкантами самых различных жанров, среди которых Стиви Уондер, Фрэнк Заппа, Рай Кудер, Kronos Quartet, Микки Харт и Боб Уэйр из группы Greatful Dead, Трилок Гурту, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite, Moscow Art Trio и др.
Во всех известных музыкальных энциклопедиях «Хуун-Хуур-Ту» называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие.

8 июля, Гербовый Зал Зимнего дворца: Jazz-Art-Rock project
Bill Bruford — ударные / Великобритания
Tim Garland — саксофон / Великобритания
Андрей Кондаков — фортепиано / Россия


Тим Гарланд, Билл Бруфорд

Билл Бруфорд (Bill Bruford) более тридцати лет считается одним из лучших барабанщиков мира. Его уникальная ударная установка и удивительная манера игры снискали ему славу оригинального и неповторимого музыканта. Пожалуй, это единственный барабанщик в новейшей музыкальной истории, который в равной мере прославился и в рок-музыке, и в джазе.
С 70-х годов и до начала 90-х Бруфорд был легендарным, культовым рок-барабанщиком. Билл Бруфорд стал одним из родоначальников арт- и прогрессив-рока, поскольку был барабанщиком двух главных его представителей — групп Yes и King Crimson. Именно с Бруфордом эти группы записали свои лучшие альбомы, ставшие рок-классикой, именно с ним совершали свои мировые звездные туры.
В середине 90-х годов интересы Бруфорда смещаются в сторону джаза. Он создает свой проект Earthworks, который вскоре становится одним из самых оригинальных и новаторских проектов мирового джаза и джаз-рока.
Сегодняшний квартет Earthworks состоит из лучших британских молодых джазовых музыкантов, включая, кроме Бруфорда, еще одну звезду мирового масштаба — саксофониста Тима Гарланда (Tim Garland). За два года работы с знаменитым джазовым пианистом Чиком Кориа (Chick Corea) Тим Гарланд стал не только признанным исполнителем на саксофоне и бас-кларнете, но и плодовитым композитором. После этого он сотрудничал с внушительным числом известных музыкантов, среди которых Джон Тейлор (John Taylor) и Джейсон Ребелло (Jason Rebello). Среди самых удачных его релизов — «Storms/Nocturnes» Acoustic Triangle и «Dean Street Underground Orchestra».
В Эрмитаже Билл Бруфорд и Тим Гарланд сыграют вместе с известным петербургским джазовым пианистом и композитором Андреем Кондаковым.

Партнеры фестиваля: Компания Onego Shipping, Компания Рояль / официальный дистрибьютор Yamaha в России / Авиакомпания SAS, Радио Roks, Журнал «Интербизнес»
www.hermitagemusic.ru

А в это время
за бугром...

 

1991 г. Фото: Хэнк О'Нил24 апреля в городке Питтсфилд, штат Массачусетс, не дожив два дня до своего 87-го дня рождения, умер от пневмонии композитор, кларнетист и саксофонист Джимми Джуффри.
Вокруг правильного произнесения его имени среди русскоязычных знатоков издавна шли горячие баталии, и неудивительно — далеко не все американцы знают, как правильно произнести Guiffre. Эту старинную сицилийскую фамилию многие её носители в США произносят по-разному: Джаффрей, Джуффре и даже Гуффре и Гиффре. Сам музыкант когда-то положил конец этим разногласиям, с усмешкой ответив на чей-то вопрос, что правильное чтение — [joo-free].
Исполнительская карьера Джимми Джуффри закончилась ещё в середине 90-х, когда у него была диагностирована болезнь Паркинсона. Однако место в истории джаза Джуффри не столько своими незаурядными исполнительскими способностями, сколько новаторством в области композиции и аранжировки.
Джимми Джуффри родился в Далласе 26 апреля 1921 г. С девятилетнего возраста он играл на кларнете, музыкальное образование получил в Университете Северного Техаса. Годы Второй мировой Джимми провёл в военном оркестре, а демобилизовавшись — поселился в Лос-Анджелесе, где начал джазовую карьеру.
Основу его репутации заложили композиторские и аранжировочные работы, которые он выполнял в конце 1940-х для самых передовых биг-бэндов того времени —оркестров Бойда Рэйбёрна, Бадди Рича и Вуди Хермана. Именно оркестр последнего исполнял самую известную биг-бэндовую партитуру Джуффри — пьесу «Four Brothers» c характерным хорусом трёх тенор- и одного баритон-саксофона, ставшую «позывным» оркестра Хермана.
В середине 50-х Джуффри делал, видимо, самые новаторские шаги в своей карьере. Находясь под огромным влиянием Клода Дебюсси, он выпустил альбом «Tangents In Jazz» (1955), в котором полностью отказался от гармонических инструментов (вроде фортепиано или гитары), сделав основной музыкального развития не одиночные голоса духовых поверх плотной гармонической ткани, а контрапункт и тембровые сплетения несколько звучащих одновременно духовых инструментов. Именно контрапунктное развитие было в центре внимания Джуффри и в самом известном его ансамбле, Jimmy Giuffre 3 — трио с гитаристом Джимом Холлом и первоначально басистом Ралфом Пена, а затем тромбонистом Бобом Брукмайером.
Ещё одним заметным ансамблем Джуффри было его трио начала 60-х с пианистом Полом Блэем и басистом Стивом Суоллоу, в записях которого (в 90-е переизданных европейским лейблом ECM) Джимми реализовал новые идеи, возникшие у него после знакомства с фри-джазом Орнетта Коулмана.
С 1960-х Джуффри больше преподавал, чем выступал или записывался. С 1978 г. и до середины 90-х он был профессором Консерватории Новой Англии в Бостоне. Среди его поздних работ —возрождённое (как студийный проект) трио с Блэем и Суоллоу, выпустившее два альбома на Soul Note — «The Life Of A Trio» (1990) и «Conversations With A Goose» (1992).

Ким Волошин

Новые альбомы

4 июня на лейбле SoLyd Records выходит новый альбом перспективного российского джазового пианиста Евгения Лебедева «102 days» («102 дня») (SLR 0380).
Евгений Лебедев родился 6 февраля 1984 г. в Москве. В возрасте семи лет начал обучаться игре на аккордеоне в детской музыкальной школе. В 14 лет, сдав экстерном экзамен по классу аккордеона, вплотную занялся фортепиано. Через год поступил в Московский областной колледж искусств. Во время учебы в колледже Евгений принимал участие в джазовых фестивалях и конкурсах, стал лауреатом двух московских фестивалей детей и юношества — конкурса «Синяя Птица» и фестиваля студенческого творчества «Фестос». В 2000 году стал стипендиатом международной благотворительной программы «Новые Имена».
В 2003 году Евгений Лебедев поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, в класс народного артиста РФ профессора Игоря Бриля. Еще будучи студентом академии, получил 1 премию на международном конкурсе молодых джазовых исполнителей «ДоДж-Junior #2003» (Донецк, Украина).
Принимает участие в таких разных музыкальных проектах, как «Фанки Лэнд» Феликса Лахути, группа Sunlight, «Академик-Бэнд» под руководством народного артиста РФ Анатолия Кролла, ансамбль «Маримба плюс», квартет гитариста Алексея Кузнецова, квинтет вибрафониста Анатолия Текучева. Гастролирует в Швейцарии в составе этно-джаз проекта «Веретенце». На конкурсе в Финляндии получает грант на обучение в Berklee College of Music (Бостон, США).
Совместно с контрабасистом Антоном Чумаченко и барабанщиком Александром Зингером организует трио, с которым записывает дебютный альбом “Fall”.
В 2005 году по рекомендации джазового продюсера Михаила Грина проходит стажировку в США по линии программы Open World Leadership, где принимает участие в Lionel Hampton Jazz Festival (Москоу, Айдахо) и выступает в клубе Jazz Alley (Сиэтл). А в марте того же года получает звание лауреата и серебряную медаль на I Московском международном конкурсе джазовых исполнителей (фортепиано), в котором соревновались пианисты из десяти стран мира.
С января 2006 Евгений Лебедев обучается в США, в знаменитом Berklee College Of Music, где его наставниками стали Данило Перес, Хал Крук, Джо Ловано, Джоэнн Бракин и Дэйв Сэмюэлс. В декабре 2006-го Евгений принял участие в совместном проекте бас-гитариста Маркуса Миллера и гитариста Дэвида Фьючински. Летом 2007 года Лебедев выступал в составе ансамбля саксофониста Дэвидa Санчеса в Санкт-Петербурге. Евгений — обладатель двух наград колледжа Berklee, среди которых престижная «Billboard Award». В последние годы имя Евгения постоянно фигурирует в буклетах альбомов молодой волны московского джаза: он записывался на альбомах саксофониста Николая Моисеенко, группы «Маримба Плюс», саксофониста Андрея Красильникова, вибрафониста Анатолия Текучёва и т.д.
Альбом «102 дня» — второй авторский альбом Евгения Лебедева — записан в 2006-2007 годах в США.
На альбоме — 11 композиций, некоторые из них — авторские пьесы Евгения Лебедева, некоторые — его вариации, импровизации и фантазии на темы Хэрби Хэнкока, Чика Кориа, Дюка Эллингтона, Джона Леннона и Пола Маккартни, Стинга и других.
В ближайших планах Евгения Лебедева — концерты в Париже, Москве, Санкт-Петербурге, Роттердаме, Лейдене, Гааге.

Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
07.06.08 - #244: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "I Fought For Love" с альбома "Horizons" (Harvest, 1970) и "Borderline" с альбома "The Going's Easy" (Harvest, 1970) британской группы раннего брасс-рока The Greatest Show on Earth.

03.06.08 - #243: премьера новой рубрики журнала "Джаз.Ру" - "Что играть?": главный редактор журнала Кирилл Мошков комментирует опубликованную в первом выпуске рубрики ("Джаз.Ру" #4/5, 2008) пьесу "Kind Of Red" с одноименного альбома нью-йоркского пианиста Николая Левиновского (NLO Records, 2000).

30.05.08 - #242: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Man from the North" с альбома польского трубача Томаша Станько "Twet" (Polskie Nagrania, 1974).

27.05.08 - #241: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "Blood Count" с альбома саксофониста Чарлза Ллойда "Lift Every Voice" (ECM, 2002).

25.05.08 - #240: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Sun Watcher" с альбома саксофониста Алберта Айлера "New Grass" (Impulse!, 1968).

22.05.08 - #239: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленном для подкаста архивном выпуске программы Радио России "Музыкальный повод" (2006) говорит о шотландском барабанщике-экспериментаторе Кене Хайдере

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Николай Шиенок,
Григорий Дурново,
Игорь Зисер,
Армен Манукян,
Ким Волошин,
Марина Мухаметова,
Мария Малиновская,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Владимир Коробицын,
Дмитрий Петриченко,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0