Произошедшее в Калуге 18 мая может претендовать на статус небольшого, но
уникального по своей сути рекорда в отечественной концертной жизни. В
городе, в отличие от обеих столиц не избалованном многократными (да даже
и двукратными) пересечениями хотя бы крупных концертов, ни с того ни с
сего чуть не пересеклись два фестиваля, причем фестиваля близкой
тематики.
На 22 мая уже давно было запланировано открытие одного из самых
представительных, качественных и стабильных отечественных фестивалей -
9-го международного "Мира гитары", который имеет прямое отношение к
тематике "Джаз.Ру": в нем есть и отдельный джазовый день (в этом году
играли Игорь Бойко,
Павел Чекмаковский и
Игорь Золотухин, не считая
приписанного к джазу "талисмана фестиваля"
Ивана Смирнова) и множество
выступлений артистов смежных жанров, да и его звезды, пусть даже их
отношение к джазу косвенно, просто не могут быть не оценены по
достоинству: чего стоит Эл ДиМеола прошлого года и Висенте Амиго этого.
А 18-го мая в Калуге начался другой фестиваль - 1-й открытый фестиваль
джазовой и современной музыки, ни больше, ни меньше. Фестиваль, который
шел три дня на трех сценах и в этом чисто количественном отношении
догнал "старшего брата".
О конкуренции двух событий говорить, разумеется, не приходится, даже
с дипломатичной приставкой "по крайней мере, сейчас": все
задействованные лица понимают, что двух независимых фестивалей с
артистами калибра Висенте Амиго Калуга не выдержит. О сотрудничестве
говорить тоже не приходится: слишком уж разные цели преследуют
организаторы, и слишком уж специфичны эти организаторы - при всем том,
что никакого антагонизма между ними нет.
Остается говорить лишь о голом факте: в городе с населением в триста
тысяч человек в смежные дни прошли ни в отрицательном, ни в
положительном ключе не взаимосвязанные фестивали, ориентированные в той
или иной степени на джаз. И как ни крути, обычной эту ситуацию не
назовешь.
Главные идеологи 1-го открытого фестиваля джазовой и современной музыки
- калужские музыканты группы "Омниум-бэнд", барабанщик Руслан Моисеев и
Олег Щеголев. Музыканты уже далеко не подросткового возраста (и, к
слову, далеко не подросткового уровня), они в определенный момент
поняли, что вечный принцип "кто, если не мы" никто не отменял и
надеяться на самопроизвольный подъем джазовой культуры в городе за счет
появления абстрактного мецената и продюсера, мягко говоря, странно. И
инициатива масс, когда качество наконец перешло в количество, приняла
впечатляющие формы: сначала Олег Щеголев организовал собственную
"джазовую гостиную", то есть серию концертно-джемовых вечеров на
небольшой местной площадке, и в джазовой инфраструктуре города наконец
появилась регулярность. А потом Руслан Моисеев, уже долгие месяцы
обивавший пороги различных государственных учреждений с безнадежными,
казалось бы, проектами, предложениями и рекомендациями, нашел нужный
кабинет, нужного человека и нужные слова.
Если "Мир гитары" - фестиваль в полном смысле слова международный и
потому направлен в первую очередь на демонстрацию калужанам того, что
актуально за пределами города, области и страны, то "открытый" фестиваль
Моисеева, Щеголева и Компании - на задачу не менее почетную и
правильную, пусть и существенно менее броскую: на демонстрацию как раз
того, что происходит дома. Своего Висенте Амиго в Калужской области,
разумеется, с первого же раза не нашлось (да и не планировалось, что
найдется), так что по части демонстрации уровня "Мир гитары" вышел на
первое место. Но, положа руку на сердце, Амиго вопросами джазового
образования в Калужской области не озаботился совершенно, и в этом
вопросе детище "Омниума" свои позиции держит весьма уверенно.
К слову, считать организатором только "Омниум", разумеется, некорректно.
Итоговый список организаторов фестиваля, которым хотелось бы выразить
искреннюю благодарность от лица "Джаз.Ру" и всего джазового сообщества
"на местах", способного оценить стремление к созданию независимого и
направленного на собственные ресурсы события, включает калужскую детскую
школу искусств №2 и ее директора Татьяну Иванову, городской
Благотворительный фонд музыкальных инструментов и его руководителя
Валерия Славинского и Калужское областное музыкальное училище имени
Танеева и его директора Наталью Абрамову.
Сам по себе фестиваль состоял из двух "функциональных блоков" -
конкурсного, в котором выступали музыканты-любители всех возрастных
категорий, и концертного, до участия в котором были допущены лишь
лауреаты конкурса и коллективы более опытные. На концертном выступлении,
которое состоялось 19-го мая в зале Калужского музыкального училища,
побывать, к сожалению, не удалось: остается лишь ограничиться сухим
списком выступавших. Среди них диксиленд Language Band, вокальный
ансамбль "Ретро", группа Олега Щеголева, трио "Славянский базар"
пианиста Бориса Колесова с участием специального гостя, гитариста
Александра Мостового - и, разумеется, сам "Омниум-бэнд", уровень
которого однозначно позволяет любому фестивалю претендовать на
федеральный статус. География участников концерта - Калуга, Обнинск,
Москва.
Что же касается дня конкурсного - два десятка его участников произвели
впечатление не столь персональное, сколь, скажем так, стратегическое.
Лучше всего это впечатление описывается словами Татьяны Ивановой,
директора музыкальной школы №2. Наблюдая за жаркими прениями членов жюри
вокруг распределения дипломов, она, человек куда более опытный в плане
проведения детских конкурсов, в какой-то момент сказала: "Не
разбрасывайтесь гран-при, друзья. И первыми местами тоже не
разбрасывайтесь". И жюри, составленное на сто процентов из активных
джазовых людей, в какой-то момент смирилось с этой хорошей
администраторской мудростью. Конкурсанты поднялись в лучшем случае до
второго места, а более высокие ступени пьедестала остались вакантными.
Дело, разумеется, не в том, что не нашлось достойных детей. Два юных
пианиста, Юрий Словцов и Андрей Грозов, впечатление производят для
своего возраста вполне достойное; Лилия Пилипенко, приехавшая на конкурс
откуда-то из района, пела и вовсе с естественностью, которую не часто
встретишь и на большой сцене. Вокальный ансамбль "Изумрудный город",
вокалистка Анастасия Буренкова, гитаристка Даяна Матевосова - все эти
обладатели пусть второй и третьей степеней, но дипломов эти дипломы
однозначно заслужили. Дело в том, что фестиваль безжалостно вскрыл (и
слава богу, что вскрыл) главную джазовую проблему своего региона -
отсутствие в первую очередь преподавателей, готовых хотя бы подводить
детей к джазу, не говоря уже о полноценном направленном обучении. И та
же Татьяна Иванова (всерьез, кстати, думающая о создании на базе своей
школы начального джазового музыкального образования), явно не
импровизирует, рассуждая об отсутствии педагогических кадров: она четко
понимает, что многие городские солисты высокого уровня, готовые
заниматься с подростками, совершенно не готовы заниматься с детьми. А
раз нет грамотно подготовленных детей - то нет, по сути, и достойных
внимания подростков. Великолепной иллюстрацией этому печальному факту
стало появление уже на "Мире гитары" местного студента-саксофониста,
который зачем-то внял игривому приглашению московского гостя Ивана
Смирнова, пригласившего желающих музыкантов подниматься на сцену и
импровизировать. И сымпровизировал так, что приехавшая на фестиваль
группа вскоре буквально заорала "уведите же юношу со сцены".
Главное, что бросилось в глаза на калужском конкурсе - довольно
однобокое понимание педагогами джазовой музыки как таковой. Это либо
чрезмерное упрощение, либо совершенно излишняя концептуальность.
Упрощая, педагоги демонстрируют непонятную приверженность к рэгтайму.
Да, разумеется, было бы странно заставлять семилетних пацанов играть
Пола Блэя и Сесила Тейлора; но и бесконечный Скотт Джоплин, пусть даже
он бросок, весел и забавен, совершенно не к месту. Хорошим эпизодом
стало объявление в программе Андрея Грозова некоего "Чарльстона",
написанного Эмерсоном (об академической манере объявления - "Грозов
Андрей, Эмерсон, "Чарльстон" - стоило бы поговорить отдельно). С первых
же нот становится ясно, что этот "Чарльстон" - завершающая часть
композиции "The Sheriff" с пластинки "Trilogy" одного из столпов
арт-рока - группы Emerson, Lake & Palmer; и остается совершенно
непонятным, что хотел педагог сообщить своему ученику. То ли умение
быстро играть ритмически ломаные пьесы, то ли все-таки понимание того,
что для одного из лучших клавишников мирового рока, Кита Эмерсона, эта
музыка существовала лишь постольку, поскольку он видел ее авторское
прочтение в рамках куда более глубокомысленных, концептуальных и, прямо
скажем, куда менее развлекательных произведений…
А усложняя, педагоги толкают детей туда, куда и самим-то им еще
соваться, прямо скажем, рано. Например, ансамбль под руководством
Михаила Филимонова: совершенно сумасшедший фри-джаз (иначе это назвать
трудно), в ходе исполнения которого маленькие девочки меняются домрами,
бубнами и маракасами, а руководитель, согбенный над клавиатурой, громко
отсчитывает внутри неровно отбиваемого ритма "раз, два… все вместе!".
Преподаватели, лишенные как опыта работы в джазовой стилистике, так и
методических материалов, вынуждены идти на решения, которые резко
снизили бы шансы их учеников на фестивалях более искушенных: Анастасия
Буренкова, например, поет под отчаянно перегруженную "красивостями"
фонограмму "минус один", а "Изумрудный город", безусловно, повергает в
глубокий шок и восторг присутствующих мам и бабушек сложностью и
качеством звучания; но мы-то с вами, дорогие друзья, знаем, что это не
креатив руководителя Сергея Осадчего, а взятые один к одному аранжировки
группы из Киева ManSound, которую стоило бы упомянуть хотя бы из
вежливости!
И к концу фестиваля становится ясно, что Татьяна Иванова права: не надо
бросаться гран-при, хотя и не надо для первого раза задирать планку и
хулить все произошедшее с олимпийских вершин. Руслан Моисеев с
товарищами сделали главное - дали событию импульс, и это событие с
первого же раза доказало, что соответствующий культурный пласт в городе
совершенно не возделан. Главное теперь - идти ко второму фестивалю не
как к отчетному мероприятию ("дорогие члены жюри,- говорила со сцены
одна из конкурсанток,- я желаю вам добра и мира на древнем языке…"), не
как к исправлению допущенных ошибок (заменяя фонограмму на
концертмейстера и не задумываясь над собственно исполняемым материалом),
а как к конкурсу более высокого порядка, на котором уже нечего делать
пришедшим отметиться "для галочки" и на котором выступают те, кому джаз
действительно интересен - пусть даже они еще слабы и неопытны. Все
предпосылки для такого роста налицо - заинтересованность местной
администрации, готовые сотрудничать образовательные учреждения, взрослые
музыканты достойного уровня. Наверняка найдутся и готовые помочь с
методической базой музыканты и педагоги других городов.
Фестиваль получился именно прорывом - событием, которое однозначно
доказало, что Калуге пора переходить в деле джазового образования на
качественно новый уровень. Если этого не произойдет и если второй
фестиваль будет повторением первого - третий можно будет просто не
проводить. Но если бы не было первого - не было бы понятно, нужен ли
второй. Не было бы и надежд на то, что имена хороших маленьких пианистов
Юрия Словцова и Андрея Грозова со временем станут именами больших
профессиональных музыкантов.
22-го в Калуге начался "Мир гитары", а "первый" закончился и, что греха
таить, не был подан как сенсация сезона в местной прессе. Но мы-то с
вами знаем, чем отличается крупный коммерческий профессиональный
фестиваль от того, на котором директор музыкальной школы говорит: "Пора.
Пора делать в городе нормальное начальное джазовое образование". Именно
тем, что в этих словах нет никакого негатива и никакого излишне
изощренного анализа: есть только понимание того, что начато большое,
трудное, важное дело, в котором сделан лишь первый шаг.
Юрий
Льноградский,
Калуга - Москва
фото: Татьяна Балакирская
|