7 
        декабря в "Ле Клубе" и 8 декабря в рамках презентации 
        конкурса "Музыкальный кубок" в Государственном Кремлевском дворце 
        выступала американская вокальная группа Take 6. 
        Этот блестящий мужской вокальный секстет не просто задал весьма высокий 
        стандарт мужского пения a cappella в современных массовых музыкальных 
        жанрах - в этом формате до сих пор, с момента выхода Take 6 на мировую 
        сцену (вторая половина 1980-х), принято измерять качество исполнения 
        приближением к уровню Take 6, и очень немногие коллективы могут этим 
        приближением похвастаться (приятно, что среди них есть киевский секстет 
        ManSound). 
        Интересно, что, хотя любовь к Take 6 и знание их репертуара весьма 
        характерны для джазовой аудитории, джаз - далеко не главное направление 
        в творчестве Дэвида Томаса, Элвина Чи, Седрика Дента, Марка Киббла, 
        Клода Ви Макнайта III и Джоя Киббла. Основу их концертной программы 
        неизменно составляет современный госпел, афроамериканские евангельские 
        песнопения современных протестантских конфессий, подаваемые настойчиво, 
        с хорошо отработанным шоу, нарочито отчетливым (для неанглоязычной 
        публики) конферансом, содержащим недвусмысленную проповедь не вполне 
        светского характера. Тем не менее свое музыкальное дело Take 6 делают, и 
        делают превосходно. Этот ансамбль - отлично настроенная и хорошо 
        смазанная за 20 лет существования машина, круто заправленная мощной 
        вокальной аккордикой, изобретательным басом, изящными (пусть и не 
        настолько виртуозными, как это демонстрируется мимикой вокалистов) 
        сольными партиями и отлично отрепетированными шутками и "гэгами". Из "гэгов" 
        достаточно вспомнить как бы спонтанную "битву" между двумя 
        звукоимитационными трио, на которые внезапно разбивается секстет, или 
        нарочито нестройное пение, которым певцы подзуживают зал петь вместе с 
        ними - вот, мол, как у нас нестройно получается, спойте с нами, спойте, 
        как мы, спойте стройнее нас - вот, вот, у вас вышло! 
        - еще лучше, еще... вы классная 
        публика, you are incredibly good, Moscow - понятно, что название города 
        в каждой новой точке гастрольного маршрута заменяется... 
        В следующем выпуске "Полного джаза" мы опубликуем подробный рассказ о 
        московских выступлениях Take 6, а сегодня можем ознакомиться с 
        визуальными впечатлениями, представленными Татьяной Ильиной...>>>> 
         
        Несколько слов о фестивале вокального джаза  
         Только 
        что прошел фестиваль вокального джаза; хочу 
        сказать несколько слов об этом событии - как 
        профессиональный любитель, как джазфэн, посещавший и посещающий 
        различные джазовые мероприятия на протяжении уже многих лет. 
        На фоне огромного количества событий, происходящих ныне в джазовом мире, 
        прошедший фестиваль мог бы и затеряться, если бы не три фактора. 
        Первый - это новые, яркие таланты, абсолютно незамыленные и незнакомые 
        имена, пригласить которые хватило вкуса и смелости у организаторов. 
        Москвички Наталья Смирнова, Мария Руденко, Екатерина Черноусова, конечно 
        же, упоминаются в СМИ в связи со своими выступлениями в клубах и 
        ресторанах, но не более того. А гостья из Литвы - юная Андре Пабарчуте - 
        вообще никому в Москве до этого фестиваля не была известна, а ведь это 
        талантище. Замечательно, что всех этих юных, красивых девушек пригласили 
        на фестивальную сцену, и они стали на ней главными действующими лицами. 
        Я не буду здесь описывать и анализировать их выступления, скажу только, 
        что каждая из них по-своему интересна и ярка. 
        Второе - звук был вполне приемлемого качества, не без огрехов, конечно, 
        но в общем-то - неплох. Звук в музыке - главное, но именно этим, как 
        правило, и грешат все джазовые фестивали (знаю не понаслышке, сам не раз 
        плевался и даже уходил с концертов). Интересный вокальный квартет из 
        Екатеринбурга Crystal Chorus звучал как с пластинки.  
        Третий - это демократичная, настоящая джазовая атмосфера фестиваля, 
        четкая организация, совершенно неназойливая и незаметная работа 
        обслуживающего персонала, никто никому не мешал, все благожелательны.
         
        Я очень доволен, что я не пропустил этот фестиваль, кстати - узнал я о 
        нем благодаря "Джаз.Ру", куда постоянно захожу. Не первый год посещаю 
        этот фестиваль, радуюсь, появлению новых, интересных исполнителей, думаю 
        что он, на мой взгляд, является настоящим событием в джазовой жизни 
        Москвы.
          Ярослав Бычков 
         
        И действительно - 3 и 4 декабря в московском "Джаз-арт клубе" 
        прошел 11-й фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса". 
        И действительно, ставка была сделана на новые имена: лишь Сергей Манукян 
        в первый вечер представлял когорту российских джазовых звезд, да во 
        второй вечер - Татьяна Конькова, в последние годы крайне редко 
        появляющаяся на большой джазовой сцене. 
        Остальные имена были почти совершенно новыми для широкой сцены, за 
        исключением разве что Екатерины Черноусовой, представившей новую 
        программу со своими "Комнатами" - проектом, 
        успешно объединяющим джаз и еврейскую музыку (причем не столько клезмер, 
        сколько современную музыку Израиля, с пением на иврите).  
         Интересная 
        тенденция: молодые вокалистки - сплошь 
        пианистки: аккомпанировала своему исполнению стандартов и Наталья 
        Смирнова, прекрасно играет Екатерина Черноусова (академическая пианистка 
        по образованию), отличную фортепианную школу показала и литовская певица
        Андре Пабарчуте. Оно и не 
        удивительно: Андре по первоначальному образованию - тоже академическая 
        пианистка. 
        В пятом классе музыкальной школы она участвовала в детском мюзикле, 
        который ставила в Вильнюсе Неда Малунавичюте, одна из сильнейших 
        литовских джазовых вокалисток и ученица 
        Владимира Чекасина (впрочем, ученики Чекасина занимают командные 
        высоты как минимум в двух поколениях литовских джазовых музыкантов в 
        целом). Через несколько лет и Андре стала ученицей Чекасина - не как 
        вокалистка: он - ее педагог по импровизации. Именно Владимир Чекасин и 
        привез ансамбль Андре Пабарчуте в Москву, появившись на сцене в качестве 
        "специального гостя". 
         Именно 
        Андре Пабарчуте можно назвать главным событием фестиваля. Глубокий, 
        сильный, тембрально богатый голос этой совсем еще юной певицы многое 
        обещает - и многое дает. Назвать ее взаимодействие с ансамблем (Людас 
        Моцкунас - тенор-саксофон, Витис Нивинскас - контрабас, Мариус Алекса - 
        ударные) телепатическим пока сложно, но здесь тонкость взаимодействия, 
        кажется, и не самоцель. Нет, молодой ансамбль играет размашистым, 
        жестким, чисто чекасинским по эстетике мазком, взаимодействуя не на 
        уровне нюансов, но на уровне динамически мощных движений, ярких 
        контрастов, выпуклых, напористых тембровых образов. Сопрано, тенор и 
        баритон-саксофоны Моцкунаса поочередно лепят эти тембровые скетчи прямо 
        в живую упругую ткань ритм-секции, которая то поддержана деликатными, но 
        уверенными клавишными партиями Андре, когда она поет из-за клавиш, то 
        прерывается парадоксальными пунктирами отрывистых аккордов, когда она 
        выходит с микрофоном вперед, а за клавишами возникает Чекасин. Тогда 
        голос Андре, освобожденный от необходимости координироваться с ее игрой, 
        достигает практически инструментальных динамических значений, 
        освобождаясь от текстовой зависимости, и в ансамбле, до того привольно 
        резвившемся в достаточно удобно слушаемых самой разной публикой границах 
        современной европейской камерной импровизационной музыки, возникают 
        вспышки хорошо продуманного фри-джаза, так что часть публики, ожидавшая 
        комфортной ностальгической "обязательной программы" из заезженных 
        стандартов (и получившая их у предыдущего коллектива) недоуменно 
        опускает поднятые было рюмку и вилку с закуской. 
        Ну, а когда Владимир Чекасин, Великий и Ужасный, берется за саксофон... 
         Манера 
        игры Чекасина не слишком сильно изменилась за те скоро уже два 
        десятилетия, что нет на свете прославившего его Трио - именовавшегося 
        Ganelin Trio на Западе и ГТЧ в русскоязычном ареале. Барабанщик Владимир 
        Тарасов в Вильнюсе и по всей Европе занимается музыкальными 
        концептуалистскими построениями-инсталляциями, 
        пианист Вячеслав Ганелин в Иерусалиме преподает импровизацию, ну а 
        Чекасин делит свое время между Москвой, Германией и Вильнюсом, где с 
        1975 г. продолжает растить новые поколения джазменов в Литовской 
        Музыкальной Академии по придуманной им самим методике "оперативной 
        композиции и структурирования". В Москве он появляется достаточно часто 
        для того, чтобы его не забывали. Правда, упомянутые на его сайте 10-12 
        ежегодных концертов в ЦДХ давно превратились в 3-4, но этого довольно, 
        чтобы понять: техника и идеология его игры, принципы его 
        импровизационных построений меняются мало. По-прежнему пронзительность и 
        сокрушительный напор его саксофонов знают мало равных, хотя и 
        рассказывают его саксофоны одни и те же истории уже много лет, и 
        по-прежнему он всем телом - мимикой, обильной жестикуляцией и прыжками - 
        дирижирует теми, с кем играет, используя в качестве инструмента 
        импровизации не один только голос саксофона, но и прихотливо 
        изменяющуюся по его воле динамику и структурное строение игры всего 
        ансамбля. 
         А 
        в этот раз Чекасин еще и пел, что заставляет считать его полноправным 
        участником именно вокального фестиваля. Поначалу это было знакомое по 
        многим его сольным проектам ритмическое камлание на заднем плане. 
        Великий и Ужасный явственно старался притушить свойственные этому 
        камланию пародийно-бесовские нотки, вероятно - чтобы не слишком активно 
        противостоять ясной и позитивной энергетике пения Андре Пабарчуте. Потом 
        дошло до полноценного дуэта, где Андре вела, а Чекасин окружал ее голос 
        выкриками, гиканьем и только что не молодецким свистом. Искусно 
        нагнетаемое Чекасиным напряжение все нарастало и прорвалось тогда, когда 
        в руках у ЧеКа возник саксофон. Апофеоз. Все встают. Три минуты 
        экстатически напряженного финала. Вспышка справа, вспышка слева, удар, 
        гол!  
        Что удивительно - привыкшую к мэйнстриму публику "Джаз-арт клуба" 
        все-таки проняло. Овация. 
        Блестяще! 
        
          
           Константин 
          Волков  
          фото автора 
         
        
        
        обсудить материал  |