502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 32 (317) - 8 сентября 2005 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 15 сентября 2005 г.

Специальный репортаж
Фестиваль "Джаз-Коктебель-2005", 15-21 августа
Коктебель, Крым

Окончание. Начало в #315-316

В предыдущем номере мы подробно рассказали о первых двух днях III международного фестиваля "Джаз-Коктебель-2005", прошедшего на набережной знаменитого "богемного" поселка в Восточном Крыму, у дома-музея поэта Максимилиана Волошина, 15-20 августа. Сегодня - окончание рассказа.

Среда

Студия 9Начало концерта задержалось: в обозначенное время на сцене все еще играли участники "Showcase" - программы для музыкантов-добровольцев, готовых приехать на Коктебельский фестиваль "за свои" и выступить перед широкой аудиторией. В данном случае это была "Студия 9" из Кривого Рога, начавшая свое выступление безо всякого перехода от саундчека с громкого заявления, что они не будут играть джаз, а будут играть СВОЮ музыку. Своя музыка оказалась довольно громкой, относительно ритмичной, но скучной и неразнообразной: на то она и не джаз, что, когда музыканты начинают играть один пассаж, ты уже знаешь, какой будет следующий.
Сергей КрашенинниковБыло и еще одно отделение "Showcase", представившее уже куда более живое и яркое выступление ансамбля из Черкасс под предводительством тамошнего джазового энтузиаста, пианиста Сергея Крашенинникова. Ансамбль отыграл примерно получасовую программу вполне убедительного хардбопа в старой доброй манере 1960-х.
Собственно концерт 17 августа открыло выступление московского оркестра JVL Big Band.
JVL Big Band
Появление этого коллектива на коктебельской сцене совсем не случайно - московский джазовый музыкант 60-х, а ныне - успешный бизнесмен Виктор Лившиц (на снимке - слева, за электропиано), владеющий в российской столице роскошным джаз-клубом JVL (что прозрачно расшифровывается как Jazz, Victor Livshits) и содержащий при нем вышеупомянутый оркестр, имеет и в Коктебеле значительную собственность и проводит там изрядную часть года. Не случайно и появление в качестве специального гостя оркестра выдающегося американского студийного трубача Лу Солоффа (Lew Soloff): Виктор Лившиц давно хотел пригласить его выступить со своим оркестром, но в 2004 г. оркестр сменил состав, и новому музыкальному руководителю Владимиру Андрееву потребовалось несколько месяцев, чтобы привести новый состав в форму, хотя бы отчасти сравнимую с тем, как играл прежний состав (больной общей болезнью московских оркестров - тем, что состав его минимум наполовину пересекался с составами других биг-бэндов, включая оркестры Лундстрема и Бутмана). И вот, наконец, маститый трубач стоит на коктебельской сцене.
Лу СолоффПрежде всего выяснилось, что родители мистера Солоффа - из Севастополя, и самого его при рождении звали Лев Соловейчик, так что крымская земля ему вовсе не чужая. Дальше начались технические чудеса: хотя Солофф прославился как джаз-рокер, но всеми тонкостями ремесла бопового трубача он владеет на сто процентов, так что при старательной и динамически неослабевающей поддержке оркестра он продемонстрировал широчайший арсенал - и головоломные пассажи, и стремительные боповые обыгрывания ладов, и пронзительные, заатмосферные "верха", и очень убедительные эмоциональные яркости в балладном материале (хотя его было и немного).
Ирина Томаева, Лу СолоффЗатем последовал блок с участием штатной вокалистки JVL Big Band, москвички Ирины Томаевой. Ирина блеснула мощной и зажигательной версией суперхита ранней джаз-роковой группы Blood Sweet & Tears "Spinning Wheel", в составе которой 35 лет назад блистал трубач... Лу Солофф! Польщенный американец сказал, что губы у него, конечно, уже устали, но ради такого случая он готов тряхнуть стариной... и тряхнул, да еще как!
Ирина ТомаеваВслед за тем прозвучало несколько стандартов в исполнении Ирины и оркестра (например, "Doxy" Сонни Роллинза); порадовало, что коктебельская курортная публика быстро узнала босса-нову "Desafinado" и на первых же тактах разразилась аплодисментами.
Финальная часть продолжительного сета JVL Big Band включала несколько ударных номеров из их репертуара последних месяцев, с которыми оркестр уже появлялся на фестивале в московском Доме композиторов - джазовая обработка фрагментов Сороковой симфонии Моцарта, "Jazz Police" Гордона Гудвина и т.п. На "бис" перед оркестром снова появился Лу Солофф. С некоторым облегчением после протяженного отделения публика проводила музыкантов вполне убедительной овацией.
Владимир СоляникВторое отделение было отдано "хозяевам" - проекту арт-директора фестиваля, киевского пианиста Владимира Соляника "Киев Арт Ансамбль". Это своего рода сборная украинского джаза, открытый проект, к которому может присоединиться любой музыкант, кого выберет Соляник - так, в первые минуты выступления Kiev Art Ensemble с ними небольшое соло сыграл и Лу Солофф, который затем уехал отдыхать после напряженного выступления с оркестром.
Энвер ИзмайловПроекту уже десять лет, и через него прошло множество музыкантов. На этот раз с Соляником играли контрабасист Андрей Арнаутов, барабанщик Алексей Фантаев, гитарист Энвер Измайлов (да-да, крымский мастер сольного тэп-исполнения на электрогитаре, неожиданно для многих, показал в составе этой сборной впечатляющий, почти роковый по звучанию и звуковой насыщенности эпизод)... в общем, до полудюжины первоклассных инструменталистов (часть которых московским авторам, не избалованным знакомством с быстрорастущей джазовой сценой Киева, просто не была знакома в лицо - и не была представлена со сцены).
Коллектив показал впечатляющую джемовую полистилистику: "Арт ансамблю" привольно и в современном фьюжн, и в весьма вольном музицировании на грани фри-джаза, и в пост-бопе (которого, впрочем, прозвучало не так уж много). Уровень инструменталистов - очень высок. Если это и есть лицо нынешней киевской джазовой сцены - то это вполне зрелая сцена, открытая новому музыкальному языку и самым современным идеям.

Четверг

De-PhazzДень унылого синтетического европейского nu jazz, где хэдлайнер почему-то был поставлен играть первым, не слишком привлек внимание авторов. Теряющий популярность в Европе германский проект De-Phazz, одно время беспрерывно звучавший по московскому "Радио Джаз", был принят коктебельской публикой с удовольствием - что и неудивительно: это высококачественная поп-музыка, отлично сыгранная, при этом не требующая абсолютно никаких усилий для восприятия, буквально сама лезущая в уши. Что еще нужно курортной публике? Естественно, что позади акаций, фонтанов, звукотехнической вышки и прочих препятствий, отделявших "простую" публику от вида на артистов, скопилось куда больше народу, чем накануне. Только животной энергии и фантастическому напору японского оркестра Shibusashirazu в первые дни фестиваля (см. предыдущий выпуск "Полного джаза") удалось собрать столько же слушателей.
De-PhazzЧто до De-Phazz, то отдельные частично импровизационные соло в ходе концерта, плюс использование отдельных инструментов из джазового арсенала (например, баритон-саксофон) - вот формальные признаки, позволяющие радетелям smooth и прочего contemporary отнести этот безликий ансамбль к джазовому ведомству. Холодный, как тундра, и столь же лишенный индивидуальности, он вполне развлекателен и очень качественен - и, безусловно, этот синтетический джаз-попс в чем-то все же лучше, чем "просто" поп-музыка.
Вслед за De-Phazz на сцену вышел еще менее индивидуальный московский проект такого же направления, только более минималистичный по использованным музыкальным средствам, более старомодный по звучанию и при этом более холодный по эмоциональному наполнению (точнее, его отсутствию) - VFSix.
Многие ждали также выступления отличной киевской группы "Схiд-Side", но, поскольку они должны были выступать (и выступили) с популярными украинскими рэперами из группы "Танок на майданi Конго", московские авторы проявили слабость и решили не подвергать свою, пусть и закаленную различными фестивальными сюрпризами, нервную систему такому испытанию. Надеемся, читатель проявит понимание и не обессудит.

Пятница

ЯлтаБлюзовый день. Постоянные летние резиденты Коктебеля - незаурядная санкт-петербургская группа Big Blues Revival, а также группа 14-летнего канадского блюзового вундеркинда-гитариста Джимми Боускилла. Не будучи квалифицированными слушателями блюза, вся присутствовавшая на фестивале команда портала "Джаз.Ру" (авторы этих строк, а также редактор российских региональных анонсов Юрий Льноградский и наш представитель в Украине Татьяна Балакирская) в этот день отправилась в автомобильное путешествие вдоль крымского побережья.

Суббота

Последний концертный день фестиваля (номинально на следующее утро часть артистов и двухсотдолларовые "друзья фестиваля" могли еще расслабиться на прогулочном теплоходе) состоял из двух отделений.
Энвер ИзмайловВ первой его половине играл Энвер Измайлов - краса и гордость украинского джаза, самый известный в мире музыкант из Крыма. Энвер, как известно - уникальный мастер гитарного тэппинга, техники игры, при которой музыкант извлекает звук пальцами обеих рук, держа их сверху грифа, как над клавиатурой фортепиано, и быстрыми касаниями прижимая струны к грифу гитары. Правда, он в течение своего выступления не так уж много играл привычных, повторяющихся из концерта в концерт уже больше десяти лет сольных тэппинговых пьес: значительную часть времени заняло его взаимодействие с ансамблем "Минарет Бэнд", в который входят два его давних партнера и земляка - аккордеонист Нариман Умеров и перкуссионист Рустем Бари, а также партнер относительно новый - дочь Энвера-ага, вокалистка Ление Измайлова. И это было ярко, самобытно и интересно - как за счет музыкальной ткани, насыщенной фольклорными элементами (не только крымско-татарскими: и среднеазиатскими - ведь Энвер и его соратники выросли в условиях вынужденного переселения всего своего народа в узбекской Фергане - но и балканско-средиземноморскими), так и за счет незаурядного мастерства музыкантов и очевидного потенциала молодой вокалистки.
Энвер и Ление ИзмайловыИнтересны были и новые сольные пьесы, в которых Энвер использует сэмплерную технику, образуя мощные, гипнотически-медитативные ансамбли с самим собой, то есть с гитарными партиями, которые он одну за одной, в режиме реального времени, "забивает" в сэмплер прямо на сцене.
Все было бы совсем хорошо, если б именно на этом выступлении не начал отключаться звук - не раз-другой, а много раз, да надолго. Понятно, что ни хорошему настроению музыкантов, ни цельному восприятию публики это не способствовало.
Вольфганг ХаффнерФинальный концерт фестиваля - сет германского проекта Zooming. В Коктебеле он шел под именем барабанщика Вольфганга Хаффнера - и впрямь незаурядного музыканта, мастера современных рваных ритмов и жесткого, быстрого трип-хопа на живых барабанах. Однако московские авторы с удивлением и радостью признали во втором участнике этого электронно-фьюжнового дуэта классного штутгартского трубача и клавишника Зебастиана Штудницки, который еще в 1999-2000 г. радовал российскую столицу своим тогдашним эйсид-фьюжновым проектом Orbit Experience и даже выпустил альбом на московском лейбле Boheme Music.
Зебастиан ШтудницкиВ новой инкарнации музыкальная основа не очень изменилась: по-прежнему это крепкая, очень современная барабанная игра на фоне плотной гармонической ткани, украшенная редкими, но притягательно-медитативными соло трубы в манере позднего Майлса Дэйвиса. Вот только нет в этом проекте, в отличие от O.E., ни живого баса, ни живой гитары, поэтому Штудницки сменил старомодный аналоговый Hohner Clavinet на супермодную Yamaha Motif, откуда теперь густым потоком идет предзаписанная в секвенсор синтетическая музыкальная ткань. Основная эмоциональная окраска, как и в целом в европейском nu-jazz (пусть и в самом "левом", креативном его крыле) - легкая элегичность и задумчивость, на сцене, впрочем, удачно скрашиваемая видимым откровенным удовольствием, которое музыканты сами получают от собственной игры.
Zooming
Так прошел третий коктебельский джаз-фестиваль. Мы воздержимся от сравнения его с другими фестивалями (даже украинскими), переступившими тот же возрастной рубеж - понятно, что их делают разные люди, с разным опытом, степенью представления о предмете и с разными, так сказать, посылками. Отметим только, что организаторам Коктебельского фестиваля стоило бы приглядеться даже не к мировому опыту (хотя организаторы новых фестивалей часто ездят за рубеж, чтобы посмотреть, как на известных фестивалях работают с артистами, обеспечивая им условия для полноценного творчества, как создают условия для того, чтобы слушатель не чувствовал себя на фестивале чужим, а, напротив, радовался бы встрече с артистами и искренне хотел отдать фестивалю свои трудовые денежки), но к опыту своих ближайших соседей - пусть даже только причерноморских: право же, вдоль побережья Черного моря проводится много достойных джазовых праздников, многие из которых (см., например, #313-314) существуют уже не одно десятилетие. И самое главное заблуждение, с которым предстоит расстаться организаторам - это что самые главные на фестивале не слушатели и не артисты, а спонсоры. Без спонсоров, конечно, нельзя. Но фестиваль проводится, в конечном счете, не для того, чтобы удовлетворить рекламные потребности спонсоров, а для того, чтобы публика могла встретиться с артистами, и они бы обогатили друг друга музыкой. Право же, набережная перед легендарным Домом Волошина, пусть она и узкая, может служить - и служит! - для этой благородной задачи весьма удачным местом.

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)

Как это было
в Москве
Как мы уже рассказали в предыдущем выпуске "Полного джаза", 19-21 августа в маленьком парке в центре Москвы, носящем имя "Сад Эрмитаж", уже в восьмой раз прошел международный джазовый фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" - традиционная точка отсчета очередного джазового сезона российской столицы. Сегодня мы показываем, как проходил "эрмитажный фестиваль" - глазами московского джазового фотографа Павла Корбута...>>>>
Постсоветское пространство:
 что будет

все анонсы:

вся Россия
вся Украина

Во "внестоличной" рубрике - традиционные анонсы концертов джазовой музыки в российской и украинской провинции, которые пройдут в ближайшие две недели. В сегодняшнем выпуске - информация, полученная редакцией от представителей в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Рыбинске, а также Виннице и Одессе...>>>>

"Джаз-карнавал в Одессе-2005": программа фестиваля

До начала V-го Международного фестиваля "Джаз-карнавал в Одессе - 2005" осталось меньше 10 дней, и организаторы обнародовали полную программу трех фестивальных дней.
За день до музыкального старта фестиваля, 15 сентября, состоится кинопрелюдия к Джаз-карнавалу - премьера в Одессе экстравагантного французского джазового мультфильма "Трио из Бельвилля", а 16 сентября на сцене одесской филармонии начнется основная музыкальная программа фестиваля.
  • 16 сентября
    15:00-16:30 Джазовый праздник от газеты "Добрый вечер" на ул. Дерибасовской возле памятника Леониду Утесову.
    18:00. Филармония. Открытие фестиваля:
    - Джей Ди Уолтер (вокал, США) и Андрей Кондаков (фортепиано, Россия);
    - квартет Маттиаса Данека (Германия);
    - квартет Владимира Данилина (аккордеон) и Алексея Кузнецова (гитара), специальный гость - вокалистка Светлана Рубинина
  • 17 сентября
    14:00-16:00. Дом-музей Николая Рериха. Литературно-музыкальная композиция памяти Леонида Утесова при участии двоюродной племянницы Утесова - Майи Молодецкой
    18:00. Филармония.
    - "Капелла Дикси" кларнетиста Льва Лебедева (Москва);
    - джаз-фолк группа "Восток-Север" (Архангельск);
    - ансамбль Night Groove и вокалистка Татьяна Боева (Украина);
    - международный проект: барабанщик Владимир Тарасов (Литва), гитарист Марк О’Лири (Ирландия), саксофонист Анатолий Вапиров (Болгария), пианист Юрий Кузнецов (Украина)
    20:00. Открытая сцена у Оперного театра. Молодежная акция "Ди-Джей-Бэнд".
  • 18 сентября
    18:00. Филармония.
    - Международный проект: Ли Дэвидсон (США), Петр Барон (Польша), Ким Плэйнфилд (США), Аркадий Овруцкий (Россия), Юрий Кузнецов (Украина);
    - дуэт Павла Файта (Чехия);
    - группа "Тригон" (Молдова)
    20:00. Театральная площадь перед Оперным театром. Заключительный гала-концерт "Джаз-карнавала в Одессе".

Анастасия Костюкович
(журнал "Jazz Квадрат")

Что намечается:
 столичные анонсы

все анонсы Москвы
на сентябрь

все анонсы
Санкт-Петербурга
на сентябрь

20-24 сентября в московском "Ле Клубе" играет видный нью-йоркский саксофонист Крэг Хэнди (Craig Handy). 41-летний Хэнди работает в Нью-Йорке с 1986 года (он родился в калифорнийском Окленде и учился в колледже Беркли в Бостоне). Сразу начав работать с музыкантами такого уровня, как барабанщик Рой Хэйнз, пианист Абдулла Ибрагим и вокалистка Бетти Картер, он быстро завоевал признание у коллег и критиков. Последовала работа в оркестре шоу комика Билла Косби, затем - участие в эпохальном коллективе Jazz Messengers великого барабанщика Арта Блэйки на излете жизни последнего (1989), и на рубеже 80-90-х Хэнди начал записывать сольные альбомы для Arabesque Records. В 90-е он работал с органистом Лонни Смитом и ездил в турне с Хэрби Хэнкоком. Крэг уже выступал в Москве четыре года назад.
Адрес клуба: Верхняя Радищевская, 21 (здание Театра на Таганке), м. "Таганская"-кольцевая.
Телефон: 915-1042


Алекс Сипягин23 и 24 сентября в московском джаз-клубе “Jazz Town” выступит нью-йоркский трубач Алекс Сипягин.
Александр Сипягин - наш соотечественник, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, с 1991 года живущий в Нью-Йорке - солист известного оркестра Mingus Big Band, участник биг-бэнда Дэйва Холланда, ансамблей Майкла Бреккера и Гила Голдстина, обладатель премии "Грэмми". Один из самых востребованных, приглашаемых нью-йоркских студийных музыкантов, способный сыграть "с листа" сложнейшую партию, обладатель весьма индивидуального стиля игры и широчайших технических возможностей, мастер глубокой, медтитативной, эмоционально насыщенной импровизации - таков Сипягин, звезда американской джазовой сцены. По счастью, в последние год-два мы все чаще можем видеть именитого земляка и на отечественной джазовой сцены - от Москвы до его родного Ярославля.
С Алексом будут играть ведущие джазовые музыканты Москвы: Евгений Борец (фортепиано), Антон Ревнюк (бас), Евгений Рябой (барабаны).
Адрес клуба: Таганская пл., 12
Заказ билетов по тел: 101-1117 и на сайте www.kontramarka.ru


18 сентября в клубе Cool Train (3-й этаж развлекательного комплекса Б2) пройдет вечер памяти барабанщика Геннадия Хащенко (1935-2005). Один из основных педагогов-барабанщиков 1960-70-х гг., Хащенко был и известным исполнителем - он играл в оркестрах Олега Лундстрема и Анатолия Кролла, группах "Арсенал", "Квадро", рок-группах "Слайды" и "Второе дыхание", в ансамблях у Аллы Пугачевой и Юрия Антонова и т.п. В начале 90-х он уехал в Кишинев, где много преподавал, и только на рубеже нового века вновь стал появляться на московском музыкальном горизонте. Геннадий Хащенко скоропостижно ушел из жизни в апреле текущего года.
А в это время
за бугром...
JVC Jazz Festival 2005

ансамюль Уинтона Марсалиса на JVC Jazz Festival11-14 августа в Ньюпорте, штат Род-Айленд, прошел очередной, уже пятьдесят первый по счету джазовый фестиваль JVC. Фестиваль в Ньюпорте - настоящий "дедушка фестивалей", старейший и один из самых известных не только в США, но и, пожалуй, во всем мире.
У руля фестиваля до сих пор стоит его основатель - 78-летний Джордж Вейн. Коренной бостонец, Вейн в молодости сам был неплохим джазовым пианистом. Однако подлинную известность он получил как джазовый продюсер. В начале шестидесятых он открыл свой джазовый клуб Storyville в Бостоне и основал собственный лейбл с таким же названием. Вскоре активная деятельность Вейна в качестве импресарио была замечена. После одного из концертов в клубе к нему подошли мужчина и женщина, которые, выразив восхищение игрой Вейна, пожаловались на свою скучную жизнь в находящемся неподалеку Ньюпорте, штат Род-Айленд. Ньюпорт уже тогда был курортным городом, в который на лето стекались самые богатые семьи восточного побережья. И поныне туда приезжают туристы, чтобы посмотреть на виллы, отстроенные там семейством миллионеров Вандербильдов, так хорошо знакомых русскоязычному читателю по их заочному соревнованию с Эллочкой-Людоедкой из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев".
Семейная пара, обратившаяся к Вейну, тоже не бедствовала, благо это были Эллен и Луис Лорилляр, знаменитый табачный магнат и его супруга. Не откладывая дело в долгий ящик, Луис выложил двадцать тысяч долларов, на которые Вейн должен был организовать к возвращению Лорилляров из Европы некое джазовое действо. Этим действом и оказался джазовый фестиваль в Ньюпорте, состоявшийся летом 1954 года и собравший таких исполнителей, как Диззи Гиллеспи, Modern Jazz Quartet, Оскар Питерсон и Джерри Маллиган.
Фестиваль имел огромный успех. Даже человеку с меньшей фантазией и деловой хваткой, чем у Джорда Вейна, было бы очевидно, что среди песчаных пляжей Род-Айленда обнаружен настоящий Клондайк. Фестивали, ставшие ежегодными, привлекали все больше публики и становились символом признания у джазовых артистов. Высочайший престиж фестиваля позволял Вейну приглашать в Ньюпорт лучших из лучших. Сцена Форта Адамс, на которой проходят главные события фестиваля, помнит выступления классиков джаза Луи Армстронга, Майлса Дэйвиса, Макса Роуча, Пола Гонсалвеса, Нины Симоне и многих других.
Не стал исключением и Ньюпортский фестиваль этого года. Верный своим принципам, Вейн насытил его программу выступлением живых легенд, имена которых не могут оставить равнодушными любителей джаза. Дейв Брубек и Уинтон Марсалис, Чик Кориа и Маккой Тайнер, Джо Ловано и Гэри Бертон, Джон Фаддис и Жан-Люк Понти открывали перед слушателями новые музыкальные измерения как последовательно, так и параллельно (фестиваль шел четыре дня на трех площадках одновременно). Одна из площадок оказалась полностью отданной на откуп гитаристам. Но если имена Марка Уитфилда и Билла Фризелла хорошо известны любителям гитарного джаза, то появление на сцене фламенко-гитариста Ромеро стало для многих сюрпризом.
Не обошлось и без грустной ноты. Замечательный саксофонист Майкл Бреккер, который тоже должен был стать одной из главных фигур фестиваля, тяжело болен. Поэтому редкое выступление обходилось без того, чтобы организаторы не обращались к публике с призывом о поиске донора. Очень хочется надеяться, что эти призывы не пропали впустую и Майкл пойдет на поправку.
Жан-Люк ПонтиПредметом нашего особого интереса было выступление TRIO! - нового проекта с участием французского скрипача Жан-Люка Понти, басиста Стэнли Кларка и исполнителя на банджо Белы Флека. Двое первых участника хорошо известны в том числе по совместной работе с гитаристом Элом Ди Меолой, результатом которой стал альбом 1995 года "The Rite of Strings". Поэтому, когда в афише фестиваля этого года вместо имени Ди Меолы оказалось имя Бэлы Флека, у многих знакомых с творчеством Понти и Кларка это вызвало вопросы. Ведь Бэла - музыкант стиля "блюграсс", неотъемлемой принадлежностью которого, собственно, банджо и является.
Почти половина программы TRIO! была посвящена сольным номерам каждого из участников. Начавшееся с простой фольклорной мелодии, соло Бэлы Флека неожиданно зазвучало в духе барокко, причем звучание банджо временами напоминало игру на клавесине. Затем незатейливо вплетаемые в него блюзовые интонации и все чаще появляющиеся синкопы придали ей более джазовое звучание. Закончил он композицию в привычном для себя стиле блюграсс, показав при этом виртуозную технику и проявив себя подлинным стилевым полиглотом.
Жан-Люк Понти выстроил свое сольное выступление в виде трехчастной композиции. В начале и в конце прозвучали импровизационные эпизоды, а в середине практически целиком была использована одна из ранних его тем.
Сольная игра на скрипке выдвигает определенные требования к исполнителю. Она берет на себя роль не только мелодического инструмента, которым она является, но и гармонического сопровождения. В классической музыке эти приемы были открыты еще в XVII веке Бахом, но в истории джазовой скрипки такого еще не было. Поэтому Понти можно считать новатором в этом отношении. Так, свою композицию он начинал, имитируя звучание гитары - исполняя аккордовые последовательности, разложенных по всем пяти струнам. В средней части он сыграл не только мелодическую линию, но и партию баса. Вся его композиция была выдержана в духе его творчества 1970-х, когда он много экспериментировал с использованием электронных эффектов. В выборе инструмента Понти остался верен пятиструнной электрической скрипке Zeta.
Стэнли КларкВ этом году исполняется ровно десять лет с момента начала сотрудничества Жан-Люка Понти с американским басистом Стэнли Кларком. За это время они достигли полного взаимопонимания; видно, что им не нужно слов для того, чтобы почувствовать мельчайший нюанс в игре партнера. Являясь непревзойденным ансамблевым музыкантом, Кларк сумел вызвать бурю восторга публики своим сольным номером, который он скромно обозначил как “Touch” ("Прикосновение"). Нужно сказать, что по степени разнообразия в способах прикосновения к струнам своего инструмента Стенли не знает равных - на контрабасе он играет и флажолеты, и аккорды, и бравурные пассажи, требующие недюжинной технической оснащенности.
Кроме возможности убедиться в мастерстве участников TRIO! как солистов, публика смогла по достоинству оценить и звучание всего ансамбля в целом. Были сыграны две новых композиции - “South”, которая благодаря безостановочной ритмической пульсации банджо приобрела явный колорит блюграсса, и динамичная “Funky Ponty ”. После этого была исполнена хорошо известная композиция Стэнли Кларка “Song to John” с альбома "The Rite of Strings", посвященная Джону Колтрейну. По форме и структуре музыканты оставили ее без изменений, за исключением партии гитары, переложенной в этой версии для банджо. В заключение TRIO! исполнило новую сюиту Стэнли Кларка "Toys" - произведение оригинальное и необычное. Его звучание порой выходило за рамки чисто джазового, напоминая, скорее, академическое классическое произведение.
Поскольку публика, сидевшая на земле под палящим солнцем, не могла смириться с мыслью, что TRIO! покинет ее после часового сета, музыкантам пришлось играть на бис. "Бисовой" пьесой стала знаменитая композиция Понти "Trans Love Express" c альбома 1977 года "Enigmatic Ocean".
Выступление TRIO! стало кульминацией субботнего дня фестиваля. Понти, Кларку и Флеку, выступавшим в павильоне, удалось даже перетянуть часть публики с главной сцены, где в это время играл Уинтон Марсалис.

Фестиваль в Ньюпорте давно стал для американцев одной из landmarks - достопримечательностей, посещение которой является не только отдыхом, но и правилом хорошего тона. Удивительно было видеть зрителей не только сидящими перед сценой: многие слушают джаз прямо со своих яхт и лодок, на которых они приплыли издалека. Судя по отзывам слушателей, с которыми нам удалось пообщаться, этот фестиваль ничуть не уступил по подбору участников прошлогоднему, юбилейному. Хочется верить, что нестареющий душой Джордж Вейн совместно с компанией JVС будут и дальше делать этот незабываемый праздник джазовой музыки.

Марина Вишнякова,
Борис Ярмахов
Фото: Александра Макарова,
Борис Ярмахов,
Игорь Лисысянь

Еще с одного летнего фестиваля - Stockholm Jazz Festival, одного из ведущих джазовых праздников - наш постоянный автор, московский фотограф Павел Корбут, предлагает свои визуальные впечатления...>>>>

Новые альбомы
Felix Lahuti & “Funky Land” - “Freakosmos”

Музыкальная лаборатория “Funky Land”, продюсируемая Феликсом Лахути, выпустила концептуальный альбом “Freakosmos” - первый в России диск, выдержанный в стиле чистого фанка, представленного во всем его многообразии, от "олд скул" в стиле Джеймса Брауна, Джорджа Клинтона и хэнкоковского джаз-фанка до хип-хопа, рэпа и брейк-бита (но только не электронного, а полностью живого). Есть в нем и диско, и этно, и даже элементы арт-рока - дань Дэвиду Боуи и "Пинк Флойд" с их знаменитыми "космическими" альбомами 70-х. При этом лидирующей здесь является пятиструнная электроскрипка - инструмент, который до сих пор в фанке замечен не был.
Над созданием альбома работало 16 человек - группа “Funky Land”, специальные гости и креативная группа.
Группа "Funky Land":
Феликс Лахути - 5-струнная электроскрипка, аранжировки, вокал (1,2,6-8); Дмитрий Илугдин - клавишные, аранжировки, бэк-вокал (2); Павел "Паштет" Мартыненко - гитара, аранжировки, бэк-вокал (2,6); Алексей Беляев - бас-гитара (2-6,8), аранжировки (2-6,8), бэк-вокал (2); Петр Ившин - ударные, аранжировки
Специальные гости:
DJ Женя Лурье - виниловые скрэтчи (1-7); Алексей Лебедев - бас-гитара (1,7); Тина Кузнецова - вокал (8), бэк-вокал (8); Наталия "Сметана" Павлова - вокал (8), бэк-вокал (6,8); Полина "Кассиопея" Касьянова - бэк-вокал (6,8)
Автор идеи, продюсер и менеджер проекта - Феликс Лахути (+7 095) 240-6006.
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Павел Корбут,
Юрий Льноградский,
Анна Филипьева,
Марина Вишнякова,
Борис Ярмахов,
Анастасия Костюкович,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Александра Макарова,
Борис Ярмахов,
Игорь Лисысянь,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

    
     Rambler's Top100 Service