Специальный репортаж |
XV Международный фестиваль Kaunas Jazz 2005 (часть первая)
Ну
вот, свершилось: самый амбициозный и самый
продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz
2005 перешагнул 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая под его флагами
прошли 27 концертов на сценах двух литовских столиц - Вильнюса и
Каунаса. Сохраняя верность всем своим традициям - давним (концерты
колокольного и сакрального джаза) и новообретенным (большой концерт во
Дворце спорта) - 15-й "Каунас Джаз" отметил юбилей двумя
революционными для своей программы нововведениями. Во-первых, в рамках
фестиваля была проведена Первая международная академическая
конференция "Джаз в Литве, европейском и мировом пространстве:
настоящее и будущее"; во-вторых, дан старт проекту e@jazz, в
рамках которого теперь ежегодно в рамках фестиваля будут представлены
эксперименты в деле "электрификации" джаза. Раз огромное и крепкое
древо "Каунас Джаза" все еще дает новые ростки и побеги, значит, не
раз еще будет повод поздравить фестиваль с очередным юбилеем…
В этом году открытие фестиваля проходило в Каунасской ратуше под звуки
совместного проекта "молодого льва" литовского джаза, саксофониста Яна
Максимовича, и струнного квартета им. Чюрлениса. Там же состоялась
ритуальная передача ключа от города из рук мэра директору фестиваля
Йонасу Ючасу - он и джаз на две ближайшие недели стали полноправными
хозяевами города.
Собственно переход от ритуала к ежедневным фестивальным концертам
состоялся на следующий день, 23 апреля, на площади перед Каунасским
музеем войны, под звуки традиционного для фестиваля эксперимента с
джазом и колоколами известного провокатора и сказочника литовской
музыки Гедрюса Купрявичуса в компании с зачинателем
джазово-колокольной каунасской традиции Юлиуса Вильнониса.
Первый
концерт 15-го "Каунас Джаза" на основной фестивальной сцене - в
концерт-холле Университета Витаутаса Великого - дал молодой
международный проект Sibuli: литовский саксофонист Кястутис Вайгинис,
итальянские гитарист Леонардо Гримодо и контрабасист Фульвио
Буккафуско, плюс болгарский перкуссионист Атанас Попов. Надо полагать,
что знакомство музыкантов проекта состоялось благодаря их учебе в
North Netherlands Conservatoire, где учатся трое музыкантов Sibuli
(кроме контрабасиста -- он студент Berkley College of Music). Это уже
не первое выступление проекта в рамках "Каунас Джаза": в прошлом году
они давали камерный концерт в каунасской синагоге; нынешняя программа
для основной фестивальной сцены была скомпонована из композиций
Вайгиниса и Гримодо.
Думаю,
стоит запомнить название квартета и имена его участников - очень
крепкие музыканты с четким и ясным видением своего стиля: в их музыке
отчетливо слышится влияние средиземноморского и балканского фольклора
и присущих мелодиям этих регионов гармоний. Отличное звуковое
сочетание балкано-средиземноморской музыкальной школы ритм группы с
холодным балтийским звуком саксофона Вайгиниса (кстати, ученика
знаменитого Пятраса Вишняускаса и одного из самых динамично
развивающихся молодых музыкантов литовской джазовой сцены), регулярно
приглашаемого в знаковые совместные проекты. Так, два года назад
Вайгинис выступал на сцене "Каунас Джаза" в составе Dennerlein Trio
немецкой органистки Барбары Деннерляйн и проекта JJJazzband с
аргентинским ударником Мессиной и американо-испанским гитаристом
Ромеро.
Второй
сет первого концертного дня "Каунас Джаза" - совместный проект
польского ударника Яцека Кохана (Jacek Kochan) и легендарного
польского саксофониста Збигнева Намысловского. С первой же
прозвучавшей ноты ты понимаешь, что имеешь дело с высшим классом
мастерства! Сколько уже написано про польскую джазовую школу вообще и
про талант Намысловского в частности! Нет смысла повторяться.
Намысловский находится в блестящей форме и кажется, как царь Мидас,
способен все, к чему прикасается, превращать в золото. Признаться, не
самые изысканные по звучанию и любопытные по форме композиции Яцека
Кохана (именно они исполнялись квартетом) блестели и искрились во
многом благодаря таланту Намысловского: именно в его импровизационных
соло появлялись невероятно сложная метроритмика, острые гармонии,
изысканная фактура. Стоит отметить высокий класс игры совершенно
потрясающего молодого пианиста Доминика Вани (Dominik Wania): в
который раз убеждаюсь, что услышать плохого польского джазового
пианиста - это редкая "удача" (кажется, таких просто нет в природе).
Жаль, что, будучи человеком исключительно скромным и интравертным,
Доминик вряд ли станет столь же раскрученной звездой, как Лешек
Можджер. Ему стоило бы поучиться искусству "обрамления в рамочку" у
бэнд-лидера, Яцека Кохана: будучи (судя по концерту) весьма средним
музыкантом, он очень талантливо находит сайдменов для своих проектов.
Перечисление имен его музыкальных партнеров действительно поражает:
Джон Эберкромби, Кенни Уиллер, Гэри Томас, Эдди Хендерсон, Пале
Миккельборг, Томаш Станько, Куонг Ву... Не знаю, как во всех прочих
случаях, но на фоне Намысловского талант Яцека Кохана бесспорно мерк.
Представленная программа состояла исключительно из авторских
композиций Кохана: современный джаз, которому до высшего класса
определенно не хватает воздуха и целенаправленности. Как в шутку
отметила после концерта моя литовская коллега, "если бы эту музыку
играл не Намысловский, ее невозможно было бы слушать". Истина где-то
рядом… Но все-таки справедливости ради стоит признать, что это был
один из самых запоминающихся концертов нынешнего фестиваля.
Третий фестивальный день был посвящен биг-бэндам, которыми славится
литовская джазовая сцена. Представлено было несколько поколений и
классов оркестров: от школьных до знаменитого Каунасского биг-бэнда п/у
Грабштаса. Всего пять коллективов (кроме упомянутого, это Corals
Orchestra и Youth Big Band музыкальной школы Каролинишкес, Jazz Class
Big Band отделения джазовых биг-бэндов Литовской академии музыки и
театра и оркестр Клайпедского университета).
На
основной сцене зрителей ждала неожиданность. Планировалось появление
на фестивале легендарного итальянского трубача Энрико Рава в дуэте с
пианистом Эдгардо "Дадо" Морони. Но за неделю до начала "Каунас Джаза"
Рава попал в серьезную автомобильную аварию и от приезда на фестиваль
по врачебным показаниям отказался. Так что случилась "неприятная
неожиданность": в предвкушении услышать живое звучание знаменитой
трубы Энрико Рава, на сцене я обнаружила его замену - саксофониста, и
честно признаться, ушла из зала на второй композиции: уж слишком
ожидаемое контрастировало с очевидным…
Второй
сет - американский Scott Peaker Project в составе собственно Скотта
Пикера (ударные), Кирка Лайонса (бас-гитара) и Скотта Брауна
(клавишные, орган). Появление этого проекта на сцене Каунаса - это
возвращение Пикера на фестивальную сцену с собственным проектом, после
визита в Литву в 2003 году в составе Victor Bailey Group. За плечами
Скотта Пикера сотрудничество не только с этим именитым бас-гитаристом,
но и партнерство с легендарным флейтистом Херби Мэнном, а также
клавишником и продюсером Джорджем Дюком. Концерт в Каунасе стал
международным дебютом Скотта Пикера как лидера собственного бэнда,
играющего пост-боп и фанк-фьюжн. Надо признать, что дебют более чем
убедительный: экспрессивная и в то же время точнейшая в деталях игра
самого Пикера имеет мощный тыл в мягкой и убедительной манере басиста
Лайонса.
Но
как даже самое талантливо приготовленное блюдо может остаться пресным
без соуса, так и игра ритм группы никогда не была бы по-настоящему
groovy без совершенно потрясающего органиста и клавишника Скотта
Брауна, выдававшего из-за своих баррикад из двух органов и двух
синтезаторов сочные порции эксцентричного грува… В конце концерта на
сцену вышел "рояль в кустах": молодой перкуссионист Фарук Гомати (Farouk
Gomati) родом из Южной Америки (Колумбии, если не ошибаюсь), но сейчас
живущий в Германии и на фестиваль приехавший в составе группы Нильса
Гессингера. Оказывается, Фарук подошел в отеле к Скотту Пикеру и прямо
сказал, что мечтает поиграть вместе с ним на одной сцене. Решено было
устроить дебют тут же, в Каунасе: никаких совместных репетиций,
понятно, не было - так что на сцене мы имели счастье видеть настоящую
импровизацию. Причем органист и басист корректно отошли в сторону и
дали насладиться публике настоящей ритмической дуэлью Пикера на
ударных и Фарука на конгах. Самый яркий момент концерта! Позднее,
побывав на выступление группы Нильса Гессингера, я во многом поняла
мотивацию "побега" Фаруха: если бы Пикер сдержал данное на концерте
слово ("Этот парень остается с нами!"), это было бы справедливо!
К счастью, не одному Фаруху повезло поиграть со Скоттом Пикером,
который в рамках фестиваля дал мастер-класс по джазовой импровизации
на ударных инструментах, и думается, еще не раз вернется в Каунас, где
его полюбили.
Концертная
программа следующего дня открывалась ставшим с 2001 года традиционным
пунктом программы "Каунас Джаза" - концертом клезмерской музыки в
каунасской синагоге. Совершенно неожиданно этот концерт стал одним из
самых впечатляющих событий нынешнего фестиваля! 19-летняя джазовая
певица из Эстонии Софья Рубина с бэндом из столь же молодых музыкантов
представила свою новую программу, основанную на традиционной еврейской
музыке. Это тоже была премьера: несколько дней спустя вторыми
зрителями программы стала аудитория фестиваля JazzKaar в Таллинне, но
дебют состоялся именно на "Каунас Джазе", под сводом старейшей в Литве
синагоги, на следующий день после праздника Пейсах. Появление Софьи
Рубиной на джазовой сцене сразу же было отмечено рядом побед и наград,
таких как Гран-при конкурса Lady Summertime 2004 (Финляндия) и второй
премией в вокальном конкурсе Sony Jazz Stage. Софья Рубина выступает в
нескольких любопытных проектах: фанк-джазовом Rubix-Cube,
Caribbean-Latin Project и Jewish Psalm Accompanied by Organ. Именно
после премьеры последнего Софья получила предложение сделать
специальную программу для выступления в синагоге в рамках "Каунас
Джаза".
Ноты старо-еврейских песен и религиозных кантов Софья заказывала прямо
из Израиля, затем шлифовала свое произношение, изучала особенности
клезмерской музыки. Компания из молодых музыкантов тоже подобралась
блестящая: Томас Рулл (ударные), Раун Юурикас (клавишные), Денис
Паскевич (саксофон и флейта) создали великолепные джазовые аранжировки
еврейских мелодий. Признаться, в некоторые моменты молодые музыканты
настолько увлекались джазовыми импровизациями, что, казалось,
забывали, что дают концерт под сводами синагоги, так что с головы
Дениса Паскевича за время выступления белая шапочка-кипа падала раза
три, пока, наконец, старый еврейский дедушка не встал в середине
концерта со своей лавки и не прикрепил ее умело к непослушной копне
волос джазмена…
А
вечером того же дня свершилась вторая попытка директора фестиваля
Йонаса Ючаса обратить джаз в массы: во второй раз "Большой концерт
Каунас Джаза" проводился… во Дворце спорта (!), где полный зал
собирали ранее только звезды спорта, поп- и рок-музыки. В прошлом
году, рискнув, Ючас выиграл "первый бой" за зрителя: Дворец спорта был
битком набит публикой на двухсетовом концерте Roy Hargrove’s RH Factor
и The Earth Wind & Fire Experience feat. The Al McKay Allstars.
Впрочем, было бы странно, если бы на такие имена публика не пошла!
Похоже, "Каунас Джаз" всерьез взялся за реализацию идеи - вернуть
джазу былую репутацию танцевальной музыки.
В
этом году заставить зрителя пуститься в пляс должны были два фанковых
проекта двух Нильсов - из Германии (Nils Gessinger & Co.) и Швеции (Nils
Landgren Funk Unit с программой Funky ABBA). По идее, должные
продемонстрировать торжество фанка над самыми массовыми аудиториями,
эти два проекта показали два совершенно разных уровня мастерства и
диаметрально противоположного настроения, полученного зрителем от
услышанного. Как ни старался немец Нильс Гессингер держать "хорошую
мину при плохой игре", что-то "не то" сразу и явственно обрисовалось в
его музыке. Фанк - только на первый взгляд простой стиль: не поймав
настроение, не удержишься в его рамках никакими техническими приемами.
А массовой музыкальной "группе поддержки" Гессингера не хватало не
только настроения, но и… Ощущение, что ты присутствуешь на выступление
музыкантов хоть и в дорогом, но ресторане, лично меня не покидало.
Особенно, когда на сцену вышла вокалистка проекта со сладким именем
Меделайн и таким же сладким, но сдавленным голоском запела.
Научившаяся за 15 фестивальных лет безошибочно отделять зерна от
плевел каунасская публика почему-то упорно не могла затанцевать и
начать веселиться под этот грустный по сути немецкий фанк… Хотя,
согласно тексту в фестивальном буклете, заслуги Гессингера перед
джазом обширны и местами впечатляющи, но что-то не заладилось…
Конечно
(возразил бы мне он), имея в основе своего проекта бессмертные хиты
всех времен и народов - наследие ABBA - шведскому тромбонисту и
вокалисту Нильсу Ландгрену изначально было проще: такую музыку трудно
испортить! Но то, что с гениальными поп-композициями сделала фантазия
джазмена Ландгрена, действительно заслуживает уважения! Под эту
перерожденную музыку было не просто весело танцевать - ее интересно
было слушать, разбирая в уме ребус аранжировок, обработок, модификаций
и совершенного нового, несомненно фанк-джазового звучания. Альбом
Ландгрена "Funky ABBA" вышел в свет в марте прошлого года, а
предыстория его берет начало, по всей видимости, еще 25 лет тому
назад, когда музыкальный руководитель ABBA Бенни Андерсон обратился к
Нильсу Ландгрену с просьбой принять участие в студийной записи песни "Voulez-Vous".
Сейчас же сам Бенни Андерсон принял участие в записи альбома, сыграв
партию на рояле в одной из композиций и тем самым благословив
начинание.
Надо
признать: песням ABBA сильно "досталось" от аранжировщика, порой
трудно было за новой оболочкой из фанка, соула и R&B узнать с детства
знакомые мотивы "Money, Money, Money", "Knowing You, Knowing Me", "Voulez-Vous",
"Thank You for the Music", "The Name Of The Game", "Dancing Queen"! В
отличие от альбома "Funky Abba", вокальные партии на концерте кроме
самого Ландгрена блестяще пела исполнительница на трубе Анника
Гранлунд. При всей "попсовости" проекта было очевидно, что участники
его не пошли самым легким и кратчайшим путем ни в обработке музыке, не
в ее исполнении, которое пестрило импровизациями и потрясающими соло
как самого Ландгрена на именном красном тромбоне от Yamaha, так и всех
без исключения музыкантов проекта. При этом напор, энергия, какая-то
объединяющая радость на сцене и в зале - и как итог, 961 голос и
победа в зрительском опросе "Каунас Джаза": статуэтка Jazz Eaters
Award, третий год подряд вручаемая на фестивале проекту, наиболее
впечатлившему публику, в этом году ушла к Нильсу Ландгрену и его Funk
Unit. Победа ожидаемая, но заслуженная!
Эти концертом в первой части 11-дневного фестиваля была поставлена
яркая запятая. Во второй части репортажа я расскажу о следующих шести
фестивальных днях и выступлении на "Каунас Джазе" основного хэдлайнера
этого года - саксофониста Джошуа Редмана с его Elastic Band’ом,
представившим на Kaunas Jazz’е программу с их нового альбома "Momentum",
релиз которого состоится 24 мая; визите на фестиваль легендарного
проекта Future Sound перкуссионистки Майлса Дэйвиса и Яна Гарбарека
Мэрилин Мазур, выступлении камерунской дивы Afro-Jazz’a Коко Мбасси,
сенсационном выступлении перкуссионного дуэта из Израиля PercaDu и
многом другом.
Анастасия
Костюкович,
журнал "Jazz Квадрат" (Минск, Беларусь)
фото: Билл Пэл (США)
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
В нашей "внемосковской" рубрике продолжается премьера нового проекта
журнала "Полный джаз" и всего портала "Джаз.Ру", проекта, призванного
помочь региональным российским джазовым организаторам сделать
решительный шаг навстречу как своей местной аудитории, так и включению
джазовой жизни своего города в общероссийскую, более того общую для
всего постсоветского пространства культурную среду. Всех, кто имеет
отношение к организации джазовых мероприятий в России, Украине и других
странах Восточной Европы, всех,
кто следит за ними и кто хочет знать о джазовых событиях на территории,
где читают "Полный джаз", больше, своевременнее и полнее - всех мы
призываем ознакомиться с деталями нашего нового проекта, называющегося
просто - "Анонсы от Джаз.Ру"...>>>>
4-10
июня пройдет российский тур одного из самых именитых российских
джазовых эмигрантов - нью-йоркского пианиста, композитора и бэндлидера
Николая Левиновского, в
1970-80-е гг. - лидера легендарного советского джазового коллектива
"Аллегро". Вместе с Николаем будут выступать еще три известных
нью-йоркских джазовых музыканта из России - трубач
Алекс Сипягин (Mingus Big Band), басист
Борис Козлов (Bobby Sanabria's Quarteto Ache, Mingus Big Band) и
барабанщик Олег Бутман.
4
июня квартет выступит в Архангельском (Московская область) на фестивале
"Русский стиль. Усадьба. Джаз"
5 июня - Москва, "Ле Клуб"
6 июня - Рязань (уточняется)
8 июня - Саратов (филармония)
10 июня - Оренбург (филармония) |
Фестиваль "DоDж", в прошлом - крупный локальный фестиваль на
востоке Украины (Донецк), в этом году обретает черты международного
фестиваля-турне: 12 мая он пройдет в Донецке, 14 мая - в Киеве, а 16
мая - в Москве. Подробности - в сообщении организаторов...>>>> |
|
|
Как это было
в Киеве |
Киев: французско-финская джазовая весна
Ежегодно
с приходом весны в Украину происходит оживление джазовой жизни. Киевский
фестиваль "Днипрогастроль" во главе с Владимиром Толубко совместно с
посольством Финляндии и Французским культурным центром ежегодно в апреле
проводит в украинской столице концерты европейских джазовых музыкантов.
В рамках этого фестиваля в Киеве уже побывали киты и гиганты: Vienna Art
Orchestra (Австрия), Национальный джазовый оркестр, дуэт Ришара Гальяно
и Мишеля Порталя, квартет Сильвена Кассапа, трио Сильвена Бьофа, его же
“Октовойс” (Франция), дуэт вокалистки Санни Орасмяэ и пианиста Микка
Похьола и трио Пеппы Пайвинена (Финляндия). Нынешней весной Киев вновь
порадовали европейские джазовые звезды. Французский альт-саксофонист
Гийом Орти, представитель французской новой креативной музыки, в
содружестве с трио финна Пеппы Пайвинена дали в конце апреля два
концерта. Первый, пробный, прошел в молодом клубе “Пектораль”, а на
следующий день в Большом зале Музыкальной Академии состоялось второе
совместное киевское выступление квартета. Заметим, что музыканты
слетелись в наш город из разных концов Европы, почти не репетировали,
но, как бывает у больших мастеров, не только отлично поладили, но и дали
затем еще два концерта: в Днепропетровске и Тернополе.
Концерт в Академии Чайковского собрал полный зал слушателей. В квартете
играли: альт-саксофон и автор большинства композиций - Гийом Орти,
баритон-саксофон - Пеппа Пайвинен, ударные - Микко Хассинен и бас-гитара
- Вилле Хюольман.
Орти пишет модально-этническую импровизационную музыку. Именно пишет,
так как современная импровизационная композиция, кроме полной и
абсолютной свободы, предполагает тщательно выверенную продуманную
структуру. Форма большинства пьес, несмотря на новаторский и ярко
индивидуальный язык, традиционна: тема-развитие-реприза. Музыканты
следовали указаниям лидирующего Орти. Премьера его композиции “Украина”
продемонстрировала большое композиторское мастерство: лирические мягкие
пейзажные зарисовки, опору на славянские интонации, гетерофонные
переклички инструментов, подражание пастушеским и охотничьим наигрышам.
В Академии Чайковского музыканты играли полтора часа. Исполнили восемь
протяженных композиций, музыка звучала сложная. На прозвучавший в
кулуарах после концерта вопрос о том, на кого рассчитана такая
непростая, неразвлекательная программа, можно ответить так: она
предполагает подготовленного, ищущего новых музыкальных впечатлений,
думающего, интеллигентного слушателя. Зал принимал гостей приветливо и с
пониманием: концерт получился очень интересным, дающим большой простор
для размышлений, демонстрирующим последние европейские тенденции
импровизационного искусства, и присутствие в зале нашей исполнительской
молодежи порадовало.
Второй
коллектив, выступивший в рамках Французской весны и фестиваля "Днипрогастроль"
- трио “Плюм” (Перышки). В Украинском Доме тоже собрался аншлаг. Играли
оригинальную авторскую музыку участников состава: Катрин Делоне (кларнет
и бас-кларнет), Эдуара Ферле (фортепиано) и известного многим по трио
пианиста Жака Лусье контрабасиста Бенуа Дюнуайе де Сегонзака.
В
музыке было много тембральных находок, смеси классической и
романтической стилистики с фольклорными и джазовыми элементами. Но трио
работает вместе недавно, с прошлого года, и яркого собственного
индивидуального почерка музыканты еще не нашли, хотя слушатели искренне
приветствовали многочисленные сонористические поиски, которыми особенно
увлечен пианист Эдуар Ферле.
В планах фестиваля "Днипрогастроль" - новый приезд в ноябре 2005 года
Ришара Гальяно, выдающегося мастера аккордеона, непревзойденного
интерпретатора музыки Астора Пьяццоллы. Гальяно выступит в составе
американского септета. Намечены также гастроли знаменитого французского
фьюжн-скрипача Дидье Локвуда, который сыграет в дуэте с украинским
музыкантом Дмитрием Найдичем.
Ольга
Кизлова,
Киев
фото: Александр Зубко
|
|
|
Что намечается:
столичные анонсы |
16
мая в Театральном зале Международного московского Дома музыки
состоится концерт одного из ведущих саксофонистов так называемого
"мягкого джаза" - smooth jazz - Дэйва Коза (Dave
Koz) и российской джаз-рок-группы "Транс-Атлантик".
"Этот творческий союз", пишут организаторы концерта, "сложился не
случайно. Музыка, исполняемая Дэйвом Козом, привлекла внимание
руководителя российского коллектива Сергея Чипенко, как и множества
музыкантов нашей страны. Его идея сыграть совместный концерт с
американским коллегой превращается в реальность благодаря тонкому
взаимопониманию музыкантов-профессионалов. К тому же это будет первый
визит выдающегося саксофониста в Россию".
42-летний саксофонист Дэйв Коз родился в Лос-Анджелесе - там же, где
зародился радиоформат, в рамках которого в 1990-е выкристаллизовалось
направление smooth jazz (популярная инструментальная музыка,
пользующаяся отдельными приемами и элементами языка джазовой
импровизации). В 1990-м он, до той поры никому особенно не известный,
буквально ворвался в смут-чарты журнала Bollboard (впрочем, там эта
категория обозначается как contemporary jazz) с дебютным альбомом "Dave
Koz" (Capitol, 1990). Самым удачным альбомом этого музыканта считают
запись 1993 г. "Lucky Man". Все восемь альбомов Коза выходили на Capitol,
включая и самый недавний, "Saxophonic" (2003).
В России многие знают Дэйва Коза по радиопередачам, которые транслирует
радио Monte Carlo. Его еженедельные программы "The Dave Koz Show",
пропагандирующие популярную инструментальную музыку, транслируются
примерно на 120 каналах по всему миру, а гостями студии бывают самые
знаменитые музыканты и артисты.
Группа
"Транс-Атлантик" - один из немногих коллективов в России,
последовательно и качественно работающих в стилистике популярной
инструментальной музыки (smooth jazz), лауреат премии Московской
ассоциации джазовых журналистов "Джаз'Ухо" и многих российских и
международных джазовых фестивалей. Географический список гастролей
постоянно пополняется; в городах России, Франции, Германии, Голландии,
Польши, Чехии, Словакии, Израиля, США, Канады и других стран поклонники
фьюжн и "мягкого джаза" по достоинству оценили творчество группы.
Совместные проекты с известными джазовыми музыкантами из Франции,
Германии, США, Израиля - уже традиция "Транс-Атлантика". С группой в
России выступали такие звезды smooth jazz и современного соул, как
вокалист Фил Перри, гитарист Чак Лоэб, саксофонист Дэвид Мэнн и др.
Венгерский культурный центр в России представляет
гастроли венгерской джазовой группы Kamu:
- Москва -
13 мая, 22:00, "Клуб на Брестской" (м. "Маяковская", 2-я Брестская,
6, вход со стороны 1-й Брестской ул., тел. 200-0936)
14 мая, 22:00, "Art Garbage / Запасник" (м. "Китай-Город",
Старосадский пер., д. 5 стр. 6, тел. 928-8745)
- Санкт-Петербург -
15 мая, 21:00, клуб "Платформа" (м. "Площадь Восстания", ул.
Некрасова, 40, тел. 119-6123)
Группа
Kamu существует с 1998 года, регулярно выступая как с сольными
концертами, так и в рамках крупных фестивалей в Венгрии и за рубежом,
создавая саундтрэки к артхаусным фильмам и анимации. Все музыканты Kamu
пришли из разностилевых коллективов, но, несмотря на это, уже на их
первых репетициях стало очевидно - рождается некий новый стиль, жанр. И
они назвали этот жанр "джаз Kamu", что значит "фальшивый джаз" (kamu -
сленговое слово, в переводе с венгерского "фальшь", "ерунда"). И публике
пришелся по вкусу этот раскованный "джаз KAMU", в котором, сменяя друг
друга и подстраиваясь под ее, публики, настроение, звучат то
танцевальные мелодии в стиле хип-хоп и drum&bass, то почти народная
балканская музыка, то джазовые баллады.
Состав:
Сена (вокал) - веселая и всегда жизнерадостная чернокожая певица, начала
свою музыкальную карьеру в интернациональном хип-хоп коллективе
Gimmeshot Crue.
Давид Сестаи (клавишные, гитара) - лидер и основатель Kamu, самый
молодой и наиболее загадочный музыкант группы.
Янош
Важони (саксофон) - настоящий музыкант-экспериментатор, работал с
прогрессивными и фри-джазовыми коллективами Triton и Drums, потом
обосновался в группе Wertetics Orchetsar (балканская музыка с элементами
фанки), а буквально год назад звукозаписывающая компания BMC выпустила
его сольный альбом с произведениями Иоганна Себастьяна Баха - Shades of
Bach.
Трубач Доди Карпати известен в Венгрии не только как первоклассный
сессионный музыкант и экспериментатор, но и как исполнитель и сочинитель
в современных джазовых и альтернативных рок-группах.
Петер Шабак (бас-гитара) - один из основателей группы, уже приезжал в
Москву в составе ураганной эйсид-роковой команды Masfel. С музыкантами
этого коллектива и с самим Петером активно сотрудничает московская
рок-группа Дети Picasso.
Петер Харшади (ударные) играл в группе Kiss Erzsi Music вместе с
певицей-альтисткой и гитаристом-композитором небезызвестной московской
публике инди-рок легенды Kampec Dolores.
Подробности
Уже во второй раз 4 и 5 июня на открытом воздухе в подмосковной
усадьбе Архангельское пройдет фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз".
На двух сценах в течение двух дней москвичи и жители Подмосковья смогут
услышать как российских звезд, так и тех наших соотечественников, кто
живет и работает за рубежном. Среди артистов - легендарная певица
Татевик Оганесян, трубачи Валерий Пономарев и Алекс Сипягин, пианист,
композитор и бэндлидер Николай Левиновский, валторнист Аркадий Шилклопер,
пианист Андрей Кондаков и многие другие. Подробности о программе
фестиваля - в сообщении его организаторов...>>>>
Министерство культуры Московской области, Дворец
культуры г. Жуковского, Московский джаз-ангажемент Юрия Саульского и
администрация г. Жуковского представляют:
27-28 мая - I международный фестиваль "Джаз-Московия"
Программа концертов:
- 27 мая
1 отделение
"Капелла Дикси" заслуженного артиста России кларнетиста Льва
Лебедева (Россия)
Квартет Анны Королевой (саксофон, вокал)
2 отделение
United Nation Trio: Йотам Зильберштейн (гитара, Израиль); Ким
Плайнфелд (барабаны, США); Аркадий Овруцкий (бас, Россия)
Народный артист России Анатолий Кролл (фортепиано) и его оркестр
"Академик бэнд" Российской академии музыки (Россия)
- 28 мая
1 отделение
Ансамбль Groove Party Алексея Бадьянова (гитара)
Квартет Сергея Чернышева (вибрафон, Мексика-Россия)
2 отделение
Ансамбль Владимира Данилина (аккордеон) при участии народного
артиста России Алексея Кузнецова (гитара)
Андреа Бертолуччи (флейта) с ансамблем пианиста Якова Окуня
(Италия-Россия)
Ведущий концертов - журналист Владимир Каушанский
Начало концертов в 18-00
Билеты продаются в кассе Дворца Культуры г. Жуковский
Спонсоры:
ОАО "Авиасалон"
Информационные спонсоры:
ГТРК "Культура", ГТРК РК "Подмосковье", "Досуг", "Вечерняя Москва",
www.jazz.ru |
|
|
Судьба |
15 мая исполняется 85 лет Эмилю Гейгнеру, ветерану отечественного
джаза, саксофонисту, кларнетисту, композитору и оркестровщику, солисту
джаз-оркестров Александра Цфасмана и Леонида Утесова. Его мама училась в
Киеве у Владимира Пухальского вместе с Владимиром Горовицем, папа,
композитор и пианист Давид Исаакович Гейгнер, в 1928 году руководил
опереттой во Владивостоке и получил приглашение на гастроли в Китай на
КВЖД. Четыре года его труппа базировалась в Харбине, затем его джаз-ревю
в двух отделениях было приглашено в Шанхай, который по тем временам
можно было сравнить с Гонконгом или даже Нью-Йорком.
Там Гейгнеры благополучно прожили до 1935 года, когда они получили
письмо из СССР, что дедушка Исаак умер и родные страдает от голода. Что
делать, Давид Исаакович с Цецилией Александровной, детьми Лизой и Эмилем
все продали и приехали в Москву. Здесь Давид Гейгнер восстановил свое
блистательное ревю, которое сделало ресторан "Метрополь" одним из самых
престижных концертно-развлекательных эстрад в столице. Были свои
декорации, костюмы, в антрактах Цецилия и Давид играли в два рояля.
Давид Гейгнер начал получать заказы как композитор, написал музыку к
картине "Леночка и виноград". И тут Гейгнерам дали понять, куда они
приехали. Давида Исааковича увезли из "Метрополя" прямо с концерта в
небытие, а в титрах фильма композитором указали Н.Стрельникова.
Надо было как-то жить дальше. Семнадцатилетний Миля легко освоил
саксофон (альтушку фирмы Кон папа предусмотрительно привез из Китая),
джаза он наслушался и насмотрелся в интернациональном Шанхае. Начал
работать, и на него очень скоро обратили внимание. В начале войны его
взял к себе Александр Цфасман, которого Эмиль Давидович до сих пор
считает единственным настоящим джаз-оркестром тех лет без всяких скидок.
Там он занял ведущее положение как музыкальный руководитель,
концертмейстер, оркестровщик и солист. Его соло в таких записях 40-х
годов, как "Начало танца", "Вечно", "Я сегодня грущу" - настоящие
шедевры.
Эмиль Гейгнер в 30-е годы был первым и, наверное, вплоть до 50-х годов
единственным тенор-саксофонистом, игравшим абсолютно фирменно. Его
отличало потрясающее чувство свинга, безукоризненная интонация,
гениальная фразировка.
Как Коулмен Хокинс был предшественником нью-йоркских модернистов 40-х
годов, корифеев бопа и кула, так и Эмиль Гейгнер стал предтечей
послесталинского поколения молодых московских джазистов
За соседним пультом в бэнде сидел первый альт Александр Ривчун. Лиза,
сестра Давида, была красавицей, и неудивительно, что Саша влюбился,
женился и прожил вместе всю жизнь, оставив массу замечательных записей,
первую отечественную школу для саксофона, и сына Бориса, композитора,
педагога и, разумеется, кларнетиста.
После упразднения джаз-оркестра Цфасмана Гейгнер с Ривчуном перешли к
Утесову, где на Эмиля Давидовича возложили обязанности оркестровщика,
репетитора и помощника музыкального руководителя. Он был одним из
лучших, а по-моему - лучшим аранжировщиком своего времени.
Музыканты помнят его фантазию на темы "My Fair Lady", а его оркестровка
кисейного романса "Дай мне ручку" могла бы стать основой для собрания
"Неизвестный Утесов". Его партитуры для столичных и провинциальных
российских джаз-оркестров еще надлежит собрать, записать и издать.
Впрочем, легко давать советы.
А еще легче произнести очевидное: "Да здравствует кинстлер Миля Гейгнер,
выдающийся музыкант российского джаза!!!"
Поздравьте его!
Алексей
Баташев
|
|
|
Чтение |
13 февраля текущего года в Праге выступал один из самых именитых
коллективов в российской джазовой истории - ансамбль "Арсенал"
саксофониста Алексея Козлова. Концерт был необычным: его инициатором и
главным слушателем был не кто иной, как президент Чешской Республики
Вацлав Клаус. О том, как это происходило, рассказывает лидер коллектива
- Алексей Семенович Козлов...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
28
апреля в Саутгемптоне (Нью-Джерси) на 82-м году жизни от рака костного
мозга скончался Перси Хит, старший из знаменитой джазовой семьи Heath
Brothers, контрабасист легендарного Modern Jazz Quartet на протяжении
всех четырех десятилетий истории квартета. Именно как басист MJQ
Хит-старший вошел в историю джаза, хотя записывался также с Майлсом
Дэйвисом, Телониусом Монком, Джоном Колтрейном и Орнеттом Коулменом. Но
на сцене с начала 1950-х и до середины 70-х он появлялся только с MJQ,
фронтменами которого были две полярные по музыкальным склонностям и
личностным свойствам персоны - пианист Джон Луис (в русской
транскрипции устоялось написание Льюис - ред.) и вибрафонист Милт
Джексон.
Музыка Modern Jazz Quartet сильно отличалась от всего, что звучало на
джазовой сцене в 50-60-е гг. Джон Луис ставил своей задачей вывести джаз
из клубов на сцены крупнейших концертных залов мира, сделать его
серьезной музыкой, видом музыкального искусства, а не развлекательной
музыкой, которой джаз считался в середине прошлого столетия. Музыка,
которую Джон Луис писал для квартета, была непроста. Перси Хит
рассказывал джазовому критику Гэри Гиддинсу: "Джон сказал мне, что я не
очень хорошо знаю, чем будет заниматься квартет, так что мне нужно бы
брать уроки. Его музыка была сложна, это-то я и ценил". Хиту
действительно понадобилось позаниматься, чтобы соответствовать уровню
музыки MJQ (к моменту, когда он вошел в состав ансамбля, он играл на
контрабасе всего четыре года). Но он оказался способным учеником. Хотя
он редко играл в квартете соло, его надежная, упругая, с отчетливым
блюзовым чувством игра служила надежным фундаментом музыки Modern Jazz
Quartet.
Перси Хит родился 30 апреля 1923 г. в Уилмингтоне (Северная Каролина),
но вырос в Филадельфии. Отец семейства играл на кларнете, мать пела в
церковном хоре, так что вполне естественно, что и Перси, и его младшие
братья - ставший профессиональным (и весьма известным) боповым
саксофонистом Джимми Хит и ставший не менее известным барабанщиком
Алберт Хит по прозвищу "Тути". Сам Перси в детстве учился игре на
скрипке, и контрабасистом стал относительно поздно, в 23 года. До этого
он отслужил в армии во время Второй мировой (он прошел курс летной
подготовки в корпусе ВВС в Алабаме и стал членом первой в истории США
эскадрильи, состоявшей только из чернокожих пилотов - Tuskegee Airmen).
Вернувшись из армии, он использовал полагавшуюся ему по знаменитому
закону GI Bill денежную стипендию для получения образования в колледже
Granoff School of Music в Филадельфии - там он обучался уже по классу
контрабаса. С самого начала обучения Перси уже работал на джазовой сцене
как профессиональный контрабасист: сначала в постоянном составе ("хауз-бэнде")
филадельфийского клуба Down Beat, потом - когда вместе с братом Джимми
он в 1947 г. перебрался в Нью-Йорк - в оркестре трубача Ховарда Макги, а
в 1950-м оба уже играли в ансамбле трубача Диззи Гиллеспи.
Год спустя Перси присоединился к трем бывшим коллегам по ансамблю Диззи
- пианисту Джону Луису, вибрафонисту Милтону Джексону и барабанщику
Кенни Кларку: из их квартета только что ушел знаменитый контрабасист Рэй
Браун. В 1952-м этот ансамбль стал называться Modern Jazz Quartet, а в
1955 г. в нем произошла последняя замена - Кенни Кларка за барабанами
сменил Конни Кэй. До 1974 г. коллектив выступал и записывался в
неизменном составе, выпустив около четырех десятков альбомов, среди
которых были такие важные работы, как "Pyramid" (Atlantic, 1959), "Odds
Against Tomorrow" (Blue Note, 1959), "Lonely Woman" (Atlantic, 1962), "Blues
On Bach" (Atlantic, 1973) и др. После временного роспуска квартета в
1974 г. (вызванного трениями между Луисом и Джексоном), Перси Хит собрал
"семейный" ансамбль Heath Brothers с братьями - саксофонистом Джимми и
барабанщиком Тути. Этот коллектив исповедовал, в противовес сдержанной,
почти академической музыке MJQ, горячий импровизационный джаз,
замешанный на бибопе - музыке молодости всех его участников.
В составе Heath Brothers Перси Хит звучал гораздо более ярко, чем у Джона Луиса - он часто играл
соло, часто использовал виолончель для исполнения мелодических линий
пиццикато в высоком регистре (он называл этот инструмент "бэби-бас"). В
начале 1980-х Modern Jazz Quartet собрался вновь, но работал уже не
столь регулярно, так что Перси Хит продолжал играть параллельно в двух
коллективах. После смерти Конни Кэя в 1994 г. Тути Хит тоже ненадолго
присоединился в Modern Jazz Quartet, но после середины 1990- этот
коллектив уже никогда не записывался и не гастролировал, хотя заявление
о его распаде так и не было сделано, а в 1999 и 2001 гг. ушли из жизни
два основных его участника - соответственно, Милт Джексон и Джон Луис.
В последние годы Перси Хит время от времени появлялся на сцене со своими
братьями (редактор "Полного джаза" видел его в 2000 г. в нью-йоркском
клубе Village Vanguard вместе с Джимми; Тути Хит в тот вечер играл с
кем-то в Бостоне - ред.). Однако большую часть времени он проводил в
своем доме в Монтоуке на Лонг-Айленде за своим любимым занятием -
рыбалкой. "Я всю жизнь зарабатывал, чтобы теперь порыбачить", сказал он
как-то.
В 2004 г. Перси Хит сделал кое-что, чего никогда не делал за более чем
полвека своей карьеры, в течение которой он записался более чем на 300
альбомах. Он выпустил свой первый сольный альбом, "A Love Song", на
крохотном лейбле Daddy Jazz - незадолго до своего 81-го дня рождения.
Теперь этот альбом навсегда останется его первой и последней сольной
записью.
В день смерти старшего брата младшие, Джимми и Тути, выступали на
Нью-Орлеанском фестивале джаза и культурного наследия, с программой,
посвященной его творческому наследию. Они знали о тяжелой болезни
Перси...
Питер Кипньюс,
New York Times
Фото: Джек Вартугян,
FrontRowPhotos
14
апреля в своем доме в Амстердаме скончался 79-летний трубач Бен Бэйли.
Он родился в США, играл в оркестрах у Диззи Гиллеспи и Лайонела Хэмптона,
но в 1953 г. переселился в Европу - сначала в Швецию, где он работал в
биг-бэнде Гарри Арнольда и записывался со Стэном Гетцем и Куинси
Джонсом. С Джонсом он ненадолго вернулся в США 1960-м, но вскоре опять
очутился в Европе. Там он работал в радиостудиях Германии и Швейцарии
(среди самых заметных его записйе - альбом "Swiss Movement" с Эдди
Харрисом и Лесом Маккэнном), а в 80-е поселился в Нидерландах и стал
заметным действующим лицом местной джазовой сцены. Среди сольных записей
Бэйли лучшей считается альбом 2000 г. "The Satchmo Legacy".
Фото: Эверт Элзинга
|
|
|
Новые альбомы |
Вышел в свет альбом джаз-рок-ансамбля "Арсенал", составленный из
записей, сделанных в 1974-1975 гг., в период, когда коллектив находился
под полным запретом, поскольку начал он свою деятельность с исполнения
фрагментов рок-оперы “Jesus Christ Superstar”, да еще на английском
языке, да еще и с импровизациями - не говоря уже об исполнении хитов
таких популярных в хипповой среде групп, как Chicago, Blood Sweat &
Tears или Tower of Power. Это была явная "идеологическая диверсия", тем
более, что ансамбль состоял из высокопрофессиональных музыкантов,
возглавляемых известным к тому времени джазменом Алексеем Козловым.
Сразу же началось давление со стороны московских властей, как явное, так
и скрытое. Впрочем, об этом создатель "Арсенала" Алексей Козлов сам
рассказал в аннотации к альбому, который был выпущен Школой менеджеров
"Арсенал", созданной 13 лет назад Виталием Булавиным...>>>>
Игорь Бойко - “Igor Boiko 5”
IB, 2005
Вышел
новый альбом одного из лучших российских фьюжн-гитаристов - композитора
и педагога Игоря Бойко. Альбом
называется просто - “Игорь Бойко 5”. Это пятый сольный диск Игоря и, как
он считает, одна из лучших его работ. В записи участвовал “звездный”
состав музыкантов: Игорь Бутман, Сергей Манукян, Андрей Кондаков, Феликс
Лахути, Антон Ревнюк, Сергей Остроумов и.т.д. (всего 19 музыкантов). Все
композиции и аранжировки принадлежат Игорю Бойко (исключая “Свободный
джазовый танец” Эдди Харриса). В этом альбоме Игорь не стал делать
акцент на гитарной игре и все время солировать, а сосредоточился на
взаимодействии гитары с остальными инструментами. "Это не альбом
соло-гитариста, который морочит голову техникой", объясняет Игорь. "Это
просто музыка".
|
|
|