Тема номера
|
Семилетие "Джаз.Ру"
В Москве отпраздновали день рождения интернет-портала www.jazz.ru. В течение двух дней на сцене Центрального дома журналистов выступили исполнители и коллективы из разных городов России, представляющие самые разные грани современной импровизационной музыки.
Интернет-портал www.jazz.ru был создан Петром Ганнушкиным в декабре 1997-го: там появлялись страницы, посвященные отечественным исполнителям (на сегодняшний день подобных страниц на портале более ста), статьи о концертах, расписание клубов. С октября 1998-го на сайте начал выходить еженедельный журнал "Полный джаз" - де-факто единственное периодическое издание об импровизационной музыке в России. Корреспонденты рассказывают о концертах в российских городах и за границей, плюс к тому анонсируются интересные события, публикуются интервью и рецензии на новые диски, а также аналитические статьи и размышления самих музыкантов.
Ведущему концерта, главному редактору сайта
Кириллу Мошкову, удалось доказать два чрезвычайно важных и жизнеутверждающих тезиса. Во-первых, в России существует множество ярких представителей совершенно различных джазовых направлений. Во-вторых, выдающиеся российские исполнители могут находиться не только в Москве, Петербурге и за рубежом, но и во многих городах из тех, что принято называть провинцией. На концерте выступили не только звезды двух столиц - басист
Алекс Ростоцкий и пианист
Андрей Кондаков, - но и музыканты из Курска, Новосибирска, Архангельска, джаз-роковые коллективы из Калуги и Самары, певица из украинского Краматорска (Татьяна Балакирская - ред.).
Первый коллектив - трио 55-летнего пианиста
Леонида Винцкевича - сыграл три номера, в каждом из которых сплетались различные настроения: уравновешенные и деликатные рояль и саксофон органично соседствовали с беснующимися ударными. Подобное соединение, казалось бы, далеких друг от друга областей можно было наблюдать во время выступления темпераментного трио "Второе приближение" пианиста Андрея Разина, певицы Татьяны Комовой и контрабасиста Игоря Иванушкина. Музыканты то углублялись в медитативные переливы, то пускали в ход богатый набор ударных инструментов, то выдавали яростный вокализ на пулеметной скорости.
Публике был также представлен ансамбль молодых отечественных музыкантов, стажировавшихся в США. Как сказал координатор этого проекта, "чтобы американцы поняли, что такое джаз!" Главными действующими лицами не вполне сыгранного коллектива по идее должны были бы считаться саксофонисты: неистовый
Алексей Круглов и веселая Анна Королева. Однако они, пожалуй, чересчур увлеклись театральными эффектами - интереснее было слушать ритм-секцию, и в особенности серьезного и глубокого петербургского пианиста
Дмитрия Братухина.
Отдельно следует упомянуть эксцентричного новосибирского пианиста и философа
Романа Столяра, который появлялся на сцене в течение обоих дней фестиваля. В первый из них он исполнил несколько плавных и объемных фортепианных пьес-размышлений, а во второй - монументальную сюиту "Семиджазие", сочиненную специально к празднику. Музыкант импровизировал на рояле, синтезаторе, мелодике, блок-флейте и окарине, а также читал текст, напоминавший музыковедческий анализ этой самой сюиты.
Григорий Дурново,
первая публикация - "Газета"
|
17-18 декабря в московском ДомЖуре прошло празднование семилетия портала "Джаз.Ру". Позади организационная беготня, нервотрепка всех мастей и калибров, терзания организаторов. Дело сделано - блин вышел. Ну, и какой он формы? - интересуется широкая общественность. - Только вы уж нам честно скажите. А то ведь станете свое болото хвалить, как тот кулик из русской пословицы...
Что ж, дорогие читатели, опасения ваши понятны, и дабы не попрать годами взращиваемую объективность, наш корреспондент взял три посоха железных, три хлеба твердокаменных, три пары лаптей чугунных, прикинулся ветошью да и отправился в поисках истины - подслушивать, подсматривать и фиксировать, что народ скажет. Пятница. Концерт окончен, люди растекаются по фойе Дома Журналиста. Кто стремится как можно скорее прорваться к гардеробу, кто пока еще просто прохаживается, разминает конечности. "Какая талантливая девочка, эта саксофонистка!", - делился впечатлениями со своей знакомой немолодой виолончелист. - "Если не бросит, многого добьется. И вот этот вот последний пианист очень понравился. Классический такой (петербуржец Андрей Кондаков - прим. авт.)"...
"В первом составе (курский пианист Леонид Винцкевич, его сын - саксофонист Николай Винцкевич и архангелогородский барабанщик Олег Юданов - авт.) очень хорош был барабанщик. Юданов, кажется", - рассказывает своей взрослой дочери миловидная светловолосая дама. - "Девочка с саксофоном очень понравилась. Надо сказать, звук у нее очень женский, негромкий. Не сравнить с тем парнем, который с ней потом играл (Алексей Круглов - авт). Худенький такой. Он так сильно дул, мне даже кажется, ему после этого нехорошо стало. Ну и, конечно же, [новосибирский пианист] Роман Столяр был хорош. Уж как он играл! Вот он был лучшим сегодня. А как он на сцене держится, как клавиши гладит, когда играет! Но, наверное, его очень тяжело фотографировать из-за его подвижности. А внешность у него вообще очень выразительная. Нос такой орлиный... А вот на последнем пианисте я, честно говоря, чуть не заснула".
"Конечно, Рома Столяр очень понравился", - рассуждает темноволосая девушка с миндалевидными глазами. - "Я вообще воспитывалась на классической музыке, с шести лет меня по консерваторским концертам таскают. Так что можно сказать, что я была таким надрессированным на классику ребенком (смеется). Мне ближе музыка, в которой я могу уловить какие-то мотивы. Наверное, поэтому он мне и понравился. Вот последний пианист (Андрей Кондаков - авт.) тоже мне оказался близок. Понравилась девочка-саксофонистка. Очень живо, натурально сыграла. И естественно, и красиво. Вот, видно - знает, что делает. А парень с саксофоном (Алексей Круглов - авт.) понравился гораздо меньше".
"Здорово вибрафон звучал (Omnium Band из Калуги - авт.), - отзывается ее знакомый. - "Необычно, и вообще сильное впечатление".
А вечером в редакцию писал студент Московского колледжа импровизационной музыки Михаил Дубовик:
"Очень здорово! Открыл для себя саксофонистку Аню Королеву. Сольная композиция была потрясающая! Анна как будто говорила тремя голосами сразу! Паркеровская тема
"Anthropology", начинающаяся "каноном" - классный аранжировочный ход! А парень-саксофонист [Алексей Круглов] разыграл всех с песней Джо Дассена (я тоже, ей-богу, не помню, как она называется!).
Понравилось трио Винцкевича, особенно как Винцкевич-младший создавал с барабанщиком Олегом Юдановым образы моря, утра, птиц. И, конечно же, на высоте был Андрей Кондаков. Я уж испугался, что его вообще не будет в концерте! Представлявший его Михаил Михайлович Митропольский сделал ему прямо царский выход! Мое мнение: из всех пианистов концерта Кондаков играл более всего по-американски, и это очень хорошо слушалось. Вот Столяра вообще запросто можно было спутать с классическим пианистом, его импровизации очень индивидуальны и специфичны (мне, например, не по вкусу)".
На следующий день в чате "Разговоры о джазе" свое мнение вербализовал его постоянный посетитель, в подтверждение своей привязанности к творчеству определенного музыканта пользующийся псевдонимом
PETERSON: "Винцкевичи понравились больше всего! Вот здесь чувствуется школа. Нет ни снобизма, ни нарочитой амбициозности. Кондаков - второе место. Omnium Band тоже молодцы... [новосибирский пианист Роман] Столяр вообще вне конкурса. А вот напряг больше всех Алексей Круглов... Если подуть со всей силы в саксофон, то это еще не будет верхом мастерства. [Саксофонистка Анна] Королева - затейница большая".
Другой завсегдатай чата "Разговоры о джазе", известный посетителям сайта под псевдонимом Илья_R, поделился другой точной зрения: "Королева и Круглов - это просто супер! Их двадцать минут стоили всего. На последних фразах Круглова я себя чувствовал, как если бы находился на концерте Колтрейна. У парня большое будущее. Что сказать про Королеву? Девушка - супер! Я до того видел ее на концерте Бобби Уотсона, слышал, как она с ним играла, видел его реакцию. Удивительная девушка. О внешности я не говорю. А как она пела...На мой взгляд, она была очень гармонична."
У завсегдатая под псевдонимом Larry_And__Flint имелся свой взгляд на произошедшее:
"Мне кажется, что барабанщик Юданов обходит Юданова-перкуссиониста на целый корпус. Весь музыкальный материал калужской группы
(Omnium Band - авт.) представляется мне длинным железнодорожным составом, состоящим из цистерн - однообразно и громыховато. Гораздо интереснее для собравшихся оказались и Столяр, и Кондаков. По возрасту - да. Не юноши. Но по музыке - свеженькие, как ландыши. Музыка Столяра, его манера игры с первых же аккордов оживила в памяти тоже пианиста-сольника, любимого мной Джорджа Уинстона. Тот же гудящий в заснеженных полях рояль. Те же многозначительные паузы. Но... Роман, кажется, добавляет что-то свое, сочиняет, воплощает. Сам себя он позиционирует как мыслителя. Может быть, это - правда. Потому что глядя на него, понимаешь, что в данный момент играет... голова Столяра. В то время, как у американских музыкантов, играло бы все остальное, т.е. все, что ниже головы. Столяр, кажется, играет именно головой, извилинами. Он видит на пару-тройку ходов вперед. Добавьте к этому плавные движения рук, откидывание головы и ... как это назвать, если не доброжелательностью?! - И вы поймете, почему Столяра приняли на "ура" как знакомые, так и не знакомые с его творчеством слушатели. Кстати, Роман творит легко. Так, его выступление в субботу, сложноватое, обремененное "дудкой со шлангом" и речитативом, все-таки было создано НЕ как "нетленка" - всего лишь шутка, импровизация, подарок. Речитатив этот не будет занесен на скрижали, но .. как-то это было симпатично, искренне! И, кажется, зал это оценил!..
Игра Круглова, честно говоря, обнадеживает. Повзрослеет, образумится, может быть и заиграет. И, судя по выступлению, целевая аудитория All Stars - не любители джаза, а молодняк, который в принципе готов к восприятию новой музыки. В том числе и бешеных дудок - Sex Mob и Зорна. Кстати, сейчас я говорю не только об "олл-старзах", но и о калужанах. Кажется, именно в работе с молодой часть аудитории обретут они имя свое".
В другом сегменте интернета, а именно в "Живом журнале", свое мнение о пятничном концерте выразил некто Алексей: "Закрывающим был Андрей Кондаков - единственный серьезный музыкант из присутствовавших. Я так понял, что он был призван сгладить общее негативное впечатление от данного мероприятия. Именно он вкратце озвучил, что такое настоящий джаз, слегка пожурил музыкантов за разбитый рояль, и сыграл так, что не хотелось отпускать его со сцены".
Суббота, 18 декабря, поздний вечер. "Что-то не пошла сегодня у меня музыка", - громко сообщил своим приятелям сползший вниз по лестнице в фойе мужчина средних лет, благоухающий выразительным спектром спиртных ароматов. - "Только первые десять минут, а потом - все!"... "Какую нужно иметь выдержку! Досидел ведь до конца!" - мысленно изумилась корреспондент "Полного джаза". - "Вот она, волшебная сила искусства! Не может человек слушать, а сидит и слушает"...
Тем временем у гардероба появилась еще одна оживленно беседующая компания: "Первые хороши были (трио Алекса Ростоцкого: Ростоцкий - бас, Евгений Борец - фортепиано и Петр Талалай - барабаны - авт.) и последние (группа New A из Самары - авт.). Восточные напевы тоже ничего (очевидно, имеется в виду выступление "Второго приближения"? - авт.). А вообще, конечно, к такому походу на концерт готовиться надо, а не так вот внезапно идти, как мы," - возвестил худощавый мужчина. "Даже отсюда слышно, как там это все дребезжит" - недовольно сообщила дама, досрочно получая в гардеробе шубу, не дождавшись окончания выступления самарского коллектива New
A. "Я на джазовые фестивали больше ни ногой", - как бы вторя ей, сообщает сильно подвыпивший мужчина. - "Видимо, они уволили звукорежиссера прямо перед концертом. Да и концерт так себе, на троечку. Эх, молодежь!"...
"Ничего, но только под конец стало сложно воспринимать барабаны", - поделилась с приятельницей женщина с ребенком. "Если бы соло на барабанах у последнего коллектива
(New A - авт.) было короче, было бы лучше", - сообщила корреспонденту "Полного джаза" присутствовавшая на концерте знакомая. - "А вот белобрысенький мальчик-саксофонист у них (Ильфат Садыков - авт.) мне понравился. Вообще у них постоянно были какие-то проблемы с аппаратурой. И к тому же играли они слегка слишком долго, слегка слишком громко... Но в целом понравилось. Я на концерт сильно опоздала сегодня, а вот ребята мои очень опять Столяра хвалили (в отличие от пятничного концерта, на котором Роман Столяр довольствовался роялем, в субботу он играл также на синтезаторе, различных флейтах и духовой мелодике - авт.). Проект "Второе приближение" мне сперва не показался. Зал маленький, а громкость была очень большая. И потом, мне было сложновато понять их эмоциональные всплески. А теперь вот уже постепенно понимаю - хорошо было".
Vox populi, vox Dei.
Мнения слушала
Анна Филипьева
|
Семь счастливых лет, или Время, когда дети думают о школе
Ребенку в день рождения часто говорят: "Ууу, как сильно ты вырос, как изменился! А я тебя еще вот таким вот маленьким помню...". Интернет-портал - тот же ребенок; взрослые дяди и тети, в миру носящие звания редакторов и корреспондентов, нянчатся с ним, озвучивают его первые слова, одевают его, чтобы не стыдно было показаться на глаза взыскательных читателей. И, как водится, балуют его праздниками, стремясь порадовать не только свое милое чадо, но и всех собравшихся на торжество гостей.
Нынешний день рождения нашего родного Jazz.Ru - особенный, с сакральным оттенком. Число "семь" - не просто дата, испокон веков этот знак сулит счастье и удачу. Кроме того, именно в этом возрасте юное создание становится школьником, - а значит, предыдущий его путь ознаменовался значительными достижениями, и он готов к освоению новых горизонтов. Посему - празднование столь значительной даты и организовано должно быть соответственно. И "родители" постарались на славу: шутка ли - охватить своим вниманием и пригласить на торжества в Дом журналистов не только рядом обитающих москвичей, но и представителей других российских городов - опять же к обоюдной радости и музыкантов - гостей столицы, и московской джазовой общественности.
Провинция - не слишком подходящее слово для творческого человека, ведь творчество не знает никаких границ, в том числе и географических. И приезжие с уверенностью это доказали. Ярко, впечатляюще, энергично выступили два джаз-роковых коллектива немосковского происхождения - самарский New A и калужский Omnium
Band. Последний, правда, не обошелся без столичного ингредиента в составе - из-за травмы ноги гитарист Олег Щеголев не смог приехать, и его заменил московский клавишник Армен Мирабов. Замена оказалась достойной - в виртуозности и логичности построения импровизаций Армену не отказать. Совершенно потряс вибрафонист Владимир Голоухов: блестящая ориентация в переменных метрах, искрометная техника, прекрасный звук даже в сверхбыстрых темпах. Кроме того, Голоухов показал себя и как замечательный шоумэн, что в джазовой среде не так часто встречается. Все композиции квартета - авторские, с довольно забавными названиями (чего стоят, к примеру, такие - "Шаги Командора", "Чумазая красотища") и непростой структурой: много выписанных тутти, что жестко цементирует форму и не дает ей распадаться. Но инициатива музыкантов при этом остается далеко не за бортом - каждый из участников Omnium Band получил возможность продемонстрировать свое импровизаторское
мастерство даже в рамках столь жесткой конструкции.
В отличие от калужан, самарский New A избрал иной принцип построения формы в своих композициях - тотальная импровизация, преимущественно ладового свойства, в которой индивидуальные соло подчас сложно вычленить из общей фактуры. Особенно следует отметить лидера коллектива, гитариста Олега Примака, игра которого изобиловала не только виртуозными пассажами, но также и колористическими эффектами - звук его гитары часто "обволакивал" весь спектр звучания квартета, образуя вместе с короткими нервными репликами саксофониста Ильфата Садыкова как бы единое целое. Такая огнеопасная смесь имеет только одно отрицательное свойство - богатство и перенасыщенность красок рискует быстро приесться публике. Но музыканты были к этому готовы, внеся в свою программу, как выразился бы музыковед, контрастный эпизод - тихую, прозрачную балладу Пасториуса, которую проникновенно исполнила вокалистка из Краматорска Татьяна Балакирская под аккомпанемент бас-гитариста Алексея Титенко. Татьяна - обладательница красивого голоса альтового диапазона, теплого и мягкого тембра, и музыкальный материал для исполнения был выбран ею безошибочно. Завершилось выступление самарцев энергичной композицией, в которой бесспорное техническое мастерство продемонстрировал барабанщик Сергей Косынкин.
Курского пианиста Леонида Винцкевича провинциалом можно назвать лишь по той причине, что вот уже много лет он возглавляет передвижной фестиваль "Джазовая провинция". Сам же музыкант обосновался теперь в Москве, а его сын - одаренный саксофонист Николай Винцкевич - закончил Гнесинку у Александра Осейчука. К дуэту присоединился замечательный барабанщик Олег Юданов из знаменитой джаз-группы "Архангельск". Трио получилось уравновешенным по всем параметрам: взрывной и неудержимый Винцкевич-младший, спокойный и внимательный Юданов, лиричный и одновременно непредсказуемый лидер ансамбля вместе существовали на сцене единым организмом, создавая замысловатую ткань одной композиции за другой. Как всегда у Винцкевича, все продумано наперед, мелодизм притягателен, форма - выверена; каждая из трех композиций с успехом могла бы украсить любой диск фирмы ЕСМ. Еще одно потрясающее открытие - ударная установка в соло Юданова звучит как мелодический инструмент : чрезвычайная редкость среди барабанщиков!
Если лиризм Винцкевича - скорее философского плана, то лиризм петербургского пианиста Андрея Кондакова - несомненно иного происхождения. Если сравнивать этих двух авторов, то Винцкевич - интроверт, а Кондаков - экстраверт. Эта же особенность сквозит и в манере игры Андрея - контакт с залом для музыканта очень важен, в отличие от сосредоточенного и как бы замкнутого в себе Винцкевича. Кондаков исполнил две недлинных пьесы, близких по характеру и по импровизационным приемам. Получилась своеобразная сюита-дилогия, каждая из частей которой строилась по единому принципу - импровизация развивала светлую и оптимистичную по характеру тему, в основном за счет внедрения полиметрии и колористических приемов (игра с приглушенными струнами - излюбленная техника этого пианиста). Жаль только, что выступление получилось кратким - видимо, продолжение следует...
Если говорить о краткости как сестре таланта, то - не в обиду будет сказано - она частенько изменяет молодым джазменам, оставляя талант справляться в одиночку. Не избежал этой участи и квартет московского саксофониста Алексея Круглова - их выступление показалось существенно затянутым. Но это единственное, что можно сказать об этом коллективе в плане критики. В остальном же - одни восторги: энергия и мощь Круглова в соседстве с философской игрой замечательного петербургского пианиста Дмитрия Братухина, прекрасный драйв контрабасиста Макара Новикова и изобретательные соло барабанщика Петра Талалая просто приворожили внимание слушателей. Квартет начал свое выступление с нарочитого шока - яростной (иначе не скажешь) импровизации на... популярную песню Джо Дассена. Правда, Круглов тотально изменил характер любовной песенки, сделав ее кричаще-агрессивной. Несмотря на подобные новации, квартет более тяготеет к нео-бопу, нежели к авангарду - мышление молодых музыкантов современно, но не радикально, и в целом они придерживаются "основного русла". Ситуация, казалось бы, несколько изменилась, когда на сцену вышла саксофонистка Анна Королева - в ее сольной пьесе явствовали новоджазовые приемы (в частности, перманентное дыхание), и мне показалось, что финальная пьеса теперь уже квинтета склонит "кругловцев" на сторону фри-джаза, который они тоже умеют исполнять. Но нет - "Антропология" Паркера была исполнена в довольно традиционном ключе (разве что тема прозвучала каноном), что, тем не менее, не недостаток, а бесспорное достоинство - обращение к школе всегда похвально, тем паче исполнение получилось безукоризненным.
Уж если мы коснулись школы, то отметим, что самым соответствующим этому понятию коллективом среди гостей фестиваля оказалось трио Алекса Ростоцкого. Я сознательно не называю эту группу музыкантов "Джаз-бас-театром", как было заявлено в программе, поскольку в выступлении трио театральные эффекты начисто отсутствовали, уступив место углубленной игре, выверенному строению формы и некоторой отстраненности. Поразительная стилистическая чистота достигнута участниками трио - Алексом Ростоцким, Евгением Борцом и Петром Талалаем - и это обстоятельство тем поразительнее, что в качестве тем для импровизации были выбраны три пьесы из знаменитейшего цикла Модеста Мусоргского "Картинки с выставки". Но в трактовке материала музыканты не допустили ни малейшей эклектики - даже сами вечные мелодии Мусоргского в исполнении трио прозвучали так, будто изначально являлись джазовыми стандартами. Сдержанность, даже аскетичность - лишь изредка соло пианиста Евгения Борца звучали эмоциональным контрапунктом сосредоточенным пассажам Ростоцкого - ничуть не сыграли "в минус" в восприятии предложенных трактовок - работа Ростоцкого прозвучала еще одним подтверждением глубинного единства корней джаза и классики.
Другое московское трио - "Второе приближение" - реализует тягу к "соединению несоединимого" совершенно иначе. Здесь главенствуют академические формообразующие принципы: сказывается композиторское образование лидера ансамбля, пианиста Андрея Разина. Музыка яркая, с запоминающимся тематизмом и яркими контрастами (ярчайший пример - пьеса "Два настроения", построенная на чередовании диаметрально противоположных состояний). Фактурные приемы изысканны и разнообразны - от кристально отрепетированных тутти до диалогов. Интересны и колористические приемы; так, голос вокалистки Татьяны Комовой звучит то как народный, то как академический, то имитирует шумы и крики. Контрабасист Игорь Иванушкин также не ограничивается традиционным джазовым пиццикато, то прибегая к игре смычком, то используя контрабас как ударный инструмент. Но все приемы органично вписываются в композиционную логику и одновременно создают яркие образы.
Вне всяких сомнений, "Второе приближение" - уникальный коллектив, музыка которого благополучно существует на стыке современной академической композиции, джаза и этники, где импровизация соседствует с заранее приготовленными приемами. В то же время участники трио способны и на спонтанные музыкальные действа - тому подтверждением служила импровизация, сыгранная ими совместно с ярким саксофонистом Олегом Киреевым. Бурная импровизационная феерия, наполненная контрастами, прозвучала так слаженно, что казалось - музыканты всю жизнь играют вместе, понимая друг друга с полувзгляда.
Празднования завершены, но атмосфера праздника наводит на размышления. Торжества по поводу дня рождения любимого нами портала стараниями его организаторов - в первую очередь это заслуга Кирилла Мошкова, возглавляющего Jazz.Ru - в очередной раз стали показательным событием в истории российского джаза. Ведь та музыка, которая была исполнена участниками мини-фестиваля - не случайная выборка, а своеобразный портрет джазового направления в российской музыке, с четко очерченными особенностями - ставкой на авторство, серьезным подходом к форме композиций и тенденцией к полистилистике. Возвращаясь к нашей аллегории, можно сказать, что джаз в России преодолел "детсадовский" период подражания заокеанским дядям и тетям, обрел свое собственное лицо, свой неповторимый характер. Теперь мы все можем спокойно отправить его в школу, наполнять его ранец все новыми открытиями и следить за его дальнейшим ростом. Удачи тебе, российский джаз, и отличных тебе оценок!
Роман Столяр
Москва-Новосибирск, 19-22.12.2004
фото в рубрике:
Павел Корбут,
Ефим Гросман
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все
|
Яна Тюлькова: "Я не ревную!.."
Джазовая певица Яна Тюлькова в рейтинге российских джазовых вокалисток занимает заметное место. Она молода, успешна, известна. На взгляд со стороны, при таком раскладе жизненных обстоятельств нужно изо всех сил заниматься собой.
Тем более что за спиной - прекрасное образование. Нижегородская консерватория по классу фортепиано. Колледж Беркли в Бостоне - в этом штатовском учебном заведении куют, если воспользоваться советским оборотом, лучшие джазовые кадры мира; Яна училась на вокально-джазовом факультете Berklee Colege of Music.
Талант молодой российской джазовой певицы, явно выделяющейся на общем фоне, не остался незамеченным: летом 2004 года дирекция "Umbria Jazz Clinics" пригласила Яну в летнюю школу Беркли в Италии. Уроки по вокалу в этой школе ей давали всемирно известные Донна Макэлрой и Деннис Монтгомери III, обучавший ее стилю пению госпел. В знак особого удовлетворения успехами русской певицы Деннис Монтогомери аккомпанировал ей на заключительном концерте...
Имея все основания сосредоточиться на себе, Яна Тюлькова тем не менее на себе не сосредоточилась. Она открыла школу, которая сразу заняла престижное место в системе нижегородского музыкального образования, а после победы ученицы этой школы тринадцатилетней Саши Беляковой на Международном детском джазовом конкурсе в Литве и вовсе выдвинулась в число самых ярких музыкальных явлений Нижнего.
...Строго говоря, Яна Тюлькова открыла не школу. Официальное название ее учебного заведения - "Джаз Вокал Студио Яны Тюльковой", так что по статусу это все же только студия. Она открылась 1 января 2002 года и с тех пор активно развивается. В студии занимаются около 15 человек. Самым младшим ученицам - 10, самые старшие учатся в университете.
К Яне Тюльковой приходят не те, кто просто хочет заниматься музыкой. Приходят те, кто хочет заниматься творчеством, понимая под творчеством в первую очередь джаз - стихию свободы, раскрепощенности.
Все, кто занимается в "Джаз Вокал Студио", имеют музыкальное образование. Но, как это ни грустно, часто на первых этапах обучения ученицы, даже проучившиеся уже не один год в музыкальной школе, не умеют подобрать и простой песни. Что есть, то есть. В обычных "музыкалках" этому не учат.
В студии ученики Тюльковой не только овладевают искусством подбирать мелодию (любой, между прочим, сложности). Они легко "снимают" с пластинки любой звучащий фрагмент. Учатся работать в студии звукозаписи. Учатся импровизировать. Занимаются сочинением.
Сочинение, считает Яна, ее главная задача. Впрочем, главная, но не единственная, потому что не менее важно научить девочек петь джазовые стандарты. Практика Яны показывает: кто умеет петь джазовый стандарт, умеет петь все.
Не всех Яна принимает. Претенденты проходят конкурсный отбор. И если тембр, или интонация, или слух развиты у желающего поступить в студию недостаточно, - его, скорее всего, не примут. (Хотя, как всякий хороший педагог, Яна Тюлькова понимает: многие качества можно развить. Впрочем, многие, но не все...)
В студии изучают историю джаза, причем делают это не "абы как", прыгая по верхушкам, а глубоко и серьезно, на примере развития джазовых стилей и биографий наиболее ярких представителей. Учат гармонию и сольфеджио. Естественно, основательное музыкальное образование получают в студии не все, а только те, кто, по мнению Яны, готов к его усвоению. Углубленное музыкальное образование дается в студии индивидуально.
Не остаются невостребованными и знания, полученные Яной в Италии от маэстро Монтгомери: сейчас Яна активно включает технику пения госпел в студийные уроки. Энергичный госпел очень нравится девочкам (еще бы!), а первой песней этого стиля в их репертуаре, конечно, стала песня Дениса Монтгомери "The Lord Our Gоd". 20 ноября нынешнего, 2004 года на нпрошедшем в Нижнем Новгороде международном шоу исполнителей на губной гармонике "Blues Harp Meltdown" номер "The Lord Our Gоd" был встречен джазовой публикой бурной овацией. Так же триумфально прошли мастер-класс по исполнению песен в стиле госпел и концерт, которые в октябре нынешнего же года Яна и ее студийцы провели в Димитровграде - городе Приволжского Федерального округа, завоевавшего в 2004 году статус Культурной столицы Поволжья.
Главный творческий девиз Яны почерпнут ею у преподавателей в Беркли и проверен ее собственным опытом: "обучая, не прекращать концертную деятельность" - ни собственную, ни учеников. Именно сочетание обучения и концертирования позволяет музыканту каждую минуту жизни держать себя в творческом тонусе.
В студии занимаются практически исключительно девочки. Все они, даже самые маленькие, хотят стать знаменитыми певицами.
Ученицы студии уже, по существу, имеют и имя, и репутацию. Именно поэтому они открывали крупные международные джазовые проекты в Нижнем: лауреат фестиваля в литовском Паневежисе "Baby Sing Jazz" Саша Белякова - "Джаз-Вокал-Экшн"; Ксения Кузнецова - "Iner Blues Action". А честь (и удовольствие) открывать фестивали "Джаз России 2004" и " Blues Harp Meltdown" была предоставлена Анастасии Быковой и квартету в составе Анастасии Найденовой, Ксении Кузнецовой, Александры Беляковой и Вари Ищенко.
- Яна, - спросила я в конце разговора, - а вы не ревнуете своих девочек к успеху? Ведь очевидно: отдавая им, вы отбираете у себя?
- Нет, - удивилась Яна. - Не ревность - радость чувствую я, когда вижу их на сцене. Они выступают, а по моему ощущению - это как будто я сама на сцене. Они - мое продолжение...
Вот такая она, Яна Тюлькова.
А всего-то ей 27...
...Ближайший концерт "Jazz Vocal Studio"Яны Тюльковой состоится 25 декабря в концертном зале школы №186 в 14.00. Будет представлена представят двухчасовая программа "Christmas Show". Приглашаются все желающие. Вход свободный. Ведущая концерта - Светлана Кукина.
Вера Романова,
Нижний Новгород
|
|
|