502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 43 (281) - 24 ноября 2004 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий номер (282) выйдет 1 декабря 2004 г.

Слово к читателям
Приходит время нашего ежегодного праздника: 17-18 декабря в Центральном Доме журналистов в Москве мы будем отмечать семилетие портала "Джаз.Ру".
К семилетию мы совместно с журналами "Salon Av" и "Автозвук" выпустили CD-сборник музыкантов, представляющих, на наш взгляд, самые многообещающие направления в современном российском джазе. Сборник продается вместе с декабрьским номером этих журналов и называется "Джаз по-русски".
Все имеющиеся на нынешний момент подробности - на специальной странице портала "Джаз.Ру".
Впрочем, мы вам все подробности еще обязательно расскажем попространнее!

Редактор

Как это было 
в Москве
5 ноября в "Ле Клубе" прошел интересный двойной концерт, в обоих отделениях которого квартет арт-директора клуба, саксофониста Игоря Бутмана, выступил в неожиданном качестве "репертуарного ансамбля". Это означало, что и в первом, и во втором отделении ансамбль не играл произведений, входящих в его обычный репертуар, зато играл музыку приглашенных солистов - или, точнее сказать, приглашенных звезд, поскольку в отечественном джазе оба этих приглашенных музыканта имеют вполне звездный статус.
Антон Баронин, Алекс Ростоцкий, Игорь Бутман, Владимир Галактионов
В первом отделении ансамбль играл программу, подготовленную басистом Алексом Ростоцким, который не так уж и часто появляется на сцене вне своего "Джаз-бас театра", отчего отделение это обретало особый интерес. Соответственно, на сцене не было штатного басиста квартета Бутмана, и ансамбль, кроме Ростоцкого и Бутмана, включал пианиста Антона Баронина и барабанщика Эдуарда Зизака - плюс приглашенный Ростоцким солист - трубач Владимир Галактионов (кстати, постоянно работающий в оркестре Игоря Бутмана).
Отделение открыла пьеса Ростоцкого "New Calypso", посвященная, как выяснилось по ее окончании, памяти одного из героев Алекса (по его признанию, несостоявшегося подводника) - Жака-Ива Кусто. Здесь действительно были намеки на калипсо - не "Калипсо", название судна Кусто, а калипсо - латиноамериканский ритм, была запоминающаяся тема, построенная на повторяющихся мотивах, исполняемых в унисон. 
Владимир ГалактионовСолисты разогревались буквально на глазах, так что, если на красивом мелодическом соло Антона Баронина публика еще слушала молча, то бурное саксофонное соло уже вызвало крики "браво". Большой успех имело и соло трубача Галактионова во второй композиции - хлестком фанковом блюзе, посвященном памяти Джако Пасториуса: Владимир использовал в нем как чистый звук трубы, богато насыщая свою импровизацию блюзовой идиоматикой, так и звук, пропущенный через звуковой процессор.
В первом отделении состав варьировался. Для исполнения темы Ростоцкого "13 мая", написанной в ритмике джаз-вальса, на сцене остался только квартет без саксофона (и, кстати, здесь прозвучало красивое прозрачное вступление клавишных в тембре, напоминающем вибрафон с эффектом "хорус" и еще какими-то пространственными синтетическими добавками). А "Непростые решения", этакая мягкая босс-нова, потребовали и вовсе минимальных звуковых средств - Антон Баронин из-за синтезатора пересел за акустический рояль, за сцену удалился уже и трубач, и оставшееся трио создало комфортную ткань для запоминающегося соло Ростоцкого. Затем весь состав вновь оказался на сцене, чтобы исполнить редкую тему Хораса Силвера "The Gods of Yoruba" с альбома 1977 г. "Silver'n Percussion", редко исполняемую на Западе, но почему-то получившую бурную жизнь в России - например, не так давно ее с ансамблем "Маримба Плюс" записывал валторнист Аркадий Щилклопер, правда - совершенно не в такой аранжировке, какая прозвучала в "Ле Клубе" у Ростоцкого и ансамбля Бутмана. Медитативная, упрямая тема на очень коротких попевках по две ноты каждая получила развитие в соло сначала трубача (оно очень медленно набирало динамику от крайне сдержанной до весьма плотной фактуры), затем - саксофониста. Это соло было поначалу похоже на речь сомневающегося человека, причем вопросительные интонации сохранились и дальше, хотя темп и возрос - и только к финалу, как и у трубача, саксофон показал впечатляющие технические высоты...
Отделение завершил "Сайгонский синдром" с прошлогоднего альбома Ростоцкого "Splashes", послуживший отличным материалом для финальных импровизационных высказываний всех участников - от впечатляющего соло Ростоцкого без аккомпанемента через наполненное цитатами протяженное высказывание Бутмана до состоявшего из непрекращающегося потока дроби могучего соло барабанщика Зизака, вызвавшего громовую овацию.
Герман Лукьянов, Олег ГрымовВторое отделение было более сдержанным по эмоциональному наполнению - что и неудивительно, так как звучала в нем музыка легенды советского джаза - флюгельгорниста Германа Лукьянова, упрекнуть которого в излишней эмоциональности нельзя было и в годы его самой широкой славы. Почтенный седовласый мэтр, прижимая к груди странно огромный флюгельгорн ручной работы с необычно толстым мундштуком, внимательно выслушивал соло своих молодых коллег: на этот раз в составе, кроме него, Бутмана, Баронина и Зизака, был четвертый штатный участник квартета Бутмана, контрабасист Виталий Соломонов (по аналогии с солистом - легендой советского джаза - шутливо названный Игорем Бутманом "легендой советского контрабаса"), а также саксофонист оркестра Бутмана - Олег Грымов. Собственные же соло Лукьянова были, как обычно, задумчивы, неторопливы, логичны и изящны. 
Герман ЛукьяновНо в музыке Лукьянова соло - далеко не самое главное. Лукьянов силен композицией, и публика почувствовала это в полной мере. Ансамбль широко прошелся и по обширному авторскому репертуару Германа Константиновича, и по его крайне необычным обработкам стандартов, среди которых выделялась провокативная в своей усложненности версия "Tea For Two".
Необычный концерт, необычный материал, необычный подход. Репертуарный концерт - новая форма? Возможно, стоит в будущем подумать о "репертуарном фестивале"?

 

14 ноября в центре "Дом" играл известный французский мастер бас-кларнета Луи Склавис. Он был в России с двумя концертами, и, говорят, в Санкт-Петебурге на следующий день его концерт был весьма цельным и сильным. Впрочем, в отсутствии силы упрекнуть нельзя было и его московское выступление: некоторые вопросы возникали только по поводу цельности. 
Луи Склавис, Николя Верен
Дело в том, что Склавис играл вместе с Николя Вереном, профессором двух французский музыкальных учебных заведений, глубоко и серьезно изучающим электронную музыку, сэмплирование, управление синтезом (и воспроизведением сэмплов) посредством жестов и тому подобные материи, интересные сами по себе, но в силу исключительной серьезности самого исследователя вступающие в заметный конфликт с живым звуком бас-кларнета Склависа. Что само по себе еще не есть проблема: на этом конфликте можно и нужно было построить множественные музыкальные противоречия, напряжения, борьбу. Это и происходило, однако каменная серьезность электроники и ее изобилие, представлявшие, видимо, философскую категорию количества, то и дело заводили в тупик бесконечно многообразный и прихотливый бас-кларнет, в этой системе координат представлявший, видимо, качество. Победа количества над качеством - далеко не всегда увлекательный процесс, хотя, надо отдать ему должное, качество не сдалось без боя и насытило аудиторию многообразными звуковыми фактурами, за которыми большую часть времени было весьма интересно следить.
Вот только несколько заметок из записной книжки одного из авторов этих строк, сделанных на концерте:
Луи Склавис"Бас-кларнет. Отдельные звуки, как будто Склавис пробует инструмент. Электронные шумы - шорохи, бульканья, скрежетания. Перекличка бас-кларнета с электроникой. Изредка Склавис дует в инструмент, не извлекая инструментального звука как такового, а только шепот от дуновения. Музыканты взаимодействуют между собой, слушают друг друга, в перекличках - друг друга имитируют. Звуки, напоминающие движение железнодорожного состава, радиопомехи, за стеной которых звучит бас-кларнет (оттуда доносятся только отдельные звуки). Зажурчало, полилось. Живой инструмент и электроника как будто ищут точки соприкосновения. Слэп-тон Склависа - как будто бы потрескивает при воспроизведении виниловая пластинка. (В зале зашуршал полиэтиленовый пакет. Вся публика испепеляющее посмотрела на негодяя. Пакет затих). От импровизации - к композиции: электронный шум, постепенно уходит на задний план, на переднем остались длинные ноты Склависа. Электроника подстраивается, ищет похожие тембры, "ловит" бас-кларнет, повторяет с холлом. Живой звук инструмента вязнет в цифровой паутине, которая пытается его копировать, как инопланетянин в мультфильме "Контакт". 
Луи Склавис Склавис снял мундштук, развернул инструмент эской к микрофону и стал хлопать клапанами - доносится звонкий резонанс деревянного тела бас-кларнета. Электроника имитирует звуки восточных струнных инструментов, шорох металлической струны. Из глубины пиано вырастают тревожные низкие ноты электронных кластеров. Кларнет стихает, электроника осталась одна, окликает кларнет его же оцифрованным звуком, повторяет то, что ранее сыграл Склавис...
Электронщик сменил диск в дисководе. Рифф бас-кларнета с расщепленным тоном на средней ноте. Вновь его передразнивает электроника. Звук кларнета запоминается, искажается и разворачивается рваным шлейфом позади кларнетовой мелодии, которая продолжает развиваться, преобразуясь в тревожные тремоло, закольцованные электроникой, каскады звуков и голоса встревоженных чаек. Что-то полилось. Бас-кларнет убегает и тыкается в разные двери... на время электронные звучания остаются в одиночестве. То бензопила, то поезд, то вдруг мимо слушателя начинает носиться бешеная флейта на реактивной тяге. Радиопомехи, мужская речь, кукушка... 
Кларнетист играет без мундштука. Раздувает одну ноту. Электроника - преобразованная речь. Ритм - гулкие размеренные удары. Склавис взял обычный кларнет, стал рыскать вместе с электроникой. Снова снял мундштук... У электроники - тарелки, гонг, колокольчики, отдельные фрагменты ритма ударных. Верен ушел. Склавис раздувает одну ноту. Ритм создает интенсивностью и направлением потока воздуха. Повторения мелодических структур. Пунктирный ритм, цепное дыхание... Склавис скулит в мундштук от бас-кларнета. Металлические скребущие звуки электроники. Преобразованный женский вокал, мужской голос. Кульминация - женский вокал, искаженный до визга и визг кларнета. Помехи. Закольцованная флейта. Внезапно концерт кончился."
Это был интересный концерт.

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)

Что намечается:
  московские анонсы
Десять лет спустя: X юбилейный фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса"
Йылдыз Ибрахимова
"...Большое видится на расстоянии...". Какие правильные слова! Для того, чтобы оценить значимость и масштабы содеянного, надо чтобы прошло время, только оно позволяет понять правильность или неправильность выбранного пути, увидеть достижения и недостатки. Прошло десять лет, это первый юбилей фестиваля вокального джаза и наш фестиваль стал первым долгожителем в череде различных славных джазовых дел, происходящих на земле московской. Такого раньше не было, чтобы 10 лет, да из года в год, без перерыва, несмотря ни на какие трудности. Да и вот что немаловажно - фестиваля-то такого тоже никогда в России не было. 
Агнета БауманнЗа эти десять лет фестиваль "Джазовые голоса" стал известен в России и за рубежом, об этом свидетельствуют отзывы профессионалов и публики, примером этому служат и многочисленные заявки на участие, география которых широка и разнообразна. Есть мнение, что фестиваль - это обязательно праздник имен. Есть другое мнение, и мы придерживаемся именно его, что фестиваль - это, в первую очередь, праздник талантов. Их открытие на фестивальной сцене - это большое событие и праздник в жизни исполнителя, организаторов и публики. Мы по настоящему горды тем, что фестивальная сцена стала хорошим стартом для целого ряда исполнителей, имена которых теперь многим известны. Среди многих таких открытий я назову только одно - 1997 г., 3-й Международный фестиваль "Джазовые голоса", первое выступление в России ансамбля ManSound. То, что я выделил именно эту группу - это мое поклонение, моя память об их музыкальном руководителе Владимире Михновецком, жизнь которого оборвалась в этом году.
В этом году 10-летний юбилей фестиваля и проводящего его "Джаз Арт Клуба" мы решили отметить приглашением уже выступавших ранее и полюбившихся нашей публике исполнителей. Это мастер проникновенного исполнения баллад Агнета Бауманн из Швеции, артист с буйными музыкальными фантазиями и феноменальной вокальной техникой - Михаэль Шифель из Германии, певица с уникальным голосовым диапазоном, поющая джаз, этно, фолк - Йылдыз Ибрахимова из Турции, "ученица" Великой Эллы, свингующая Карина Кожевникова из Москвы, мастер вокального скэта Ирина Остин из Уфы, романтик, виртуозный вокалист Николай Массальский из Москвы, ансамбль старых джазовых традиций "Crystal Chorus" из Екатеринбурга и много гостей фестиваля. Мы уверены, что юбилейный фестиваль будет незабываемым праздником для всех.
Михаэль ШифельНаш фестиваль не входит в планы муниципальных и государственных органов культуры и не финансируется ими - это плохо. Но фестиваль существует и держится на энтузиазме и преданности джазу небольшой группы людей - и вот это хорошо. Хватило бы здоровья и энтузиазма. 
Мы поздравляем и благодарим за поддержку Посольство Швеции в России, Шведский институт культуры, Германский культурный центр, институт им. Гете, турецкие компании "Рамстор" и "Енка".
Господин Мустафа Саглам, генеральный директор компании "Рамэнка", владеющей сетью магазинов "Рамстор" отметил: "наша компания с удовольствием поддерживает различные культурные инициативы, и в этом смысле десятый юбилейный Фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса" - прекрасная возможность принять участие в настоящем большом празднике талантов!".
Мы поздравляем и благодарим наших постоянных и надежных информационных партнеров: радио "Маяк", "Маяк 24", "Эхо Москвы", "Авторадио", журналы "Ваш досуг", "Большой город", "Джаз-квадрат" и другие, интернет-портал "Джаз.Ру". 
Пойте, ликуйте "Джазовые голоса", с днем рождения, с первым юбилеем, Фестиваль. 

Александр Эйдельман
президент "Джаз Арт" Клуба,
автор идеи и концепции Фестиваля,
председатель оргкомитета Фестиваля

C 13 по 18 декабря клуб "Марика" и братья Ивановы представляют клубный фестиваль "Рождественский Джаз". В фестивале примут участие пианист Игорь Бриль, клавишники Сергей Манукян и Вячеслав Горский, саксофонист Олег Киреев, группы "Moscow Ragtime Band" и "Серебряный рубль". 
Это уже третий джазовый фестиваль, который братья Михаил (фортепиано) и Андрей (контрабас) Ивановы проводят в "Марике" со дня открытия клуба в апреле этого года. Именно Ивановы осуществляют художественное руководство музыкальными программами клуба
Клубные фестивали - это фирменная "фишка" братьев Ивановых. Еще в 1997, вернувшись из Европы, они основали в Москве свой первый клубный джазовый фестиваль "Jazz Rally", идеей которого было проведение серии концертов одновременно на нескольких джазовых площадках, что давало возможность публике в один день посетить выступления сразу нескольких своих кумиров.
Фестиваль "Рождественский Джаз" в клубе "Марика" - это и годовой творческий "отчет", и итог короткой, но очень насыщенной концертной деятельности клуба, и, конечно, музыкальные поздравления с джазовым Рождеством любимой и преданной этому жанру аудитории слушателей. 
Творческие стили участников этого фестиваля разнообразны, но их объединяет вдохновение, великолепная исполнительская техника импровизации, пронизанная индивидуальными и узнаваемыми интонациями. 
Клуб "Марика" существенно отличается от других джаз-клубов Москвы своей, по определению руководителей клуба, европейской направленностью. В рамках рождественского фестиваля состоится церемония вручения статуса "Резидент клуба" коллективам и артистам, которые будут исполнять только в клубе "Марика" свои эксклюзивные музыкальные программы 
Расписание концертов:
13.11 (пн) - Олег Киреев, программа "Romantic sax"
14.11 (вт) - Юрий Генбачев, программа "Christmas Lounge Grooves"
15.11 (ср) - Сергей Манукян, программа "Музыка моего сердца"; Игорь Бриль & Family 
16.11 (чт) - Moscow Ragtime Band
17.11 (пт) - Вячеслав Горский "Шкатулка сюрпризов"
18.11 (сб) - "Серебряный рубль"
Начало концертов в 20.00
Заказ столиков по тел. 921-6925


30 ноября, во вторник, в 21.00 в JVL Art Club состоится концерт нового состава биг-бэнда клуба - New JVL Big Band c новой программой "Золотой век джаза". Вместе с оркестром выступят Карина Кожевникова (вокал), Арина и Владимир Кирсановы (степ) и блюзовый гитарист Леван Ломидзе.

Чтение
Мы гордимся тем, что среди наших авторов - не только джазовые журналисты, критики, музыковеды, но и музыканты. Особенно здорово, когда автор объединяет в себе ипостаси музыканта и музыкального мыслителя. Это - как раз случай нашего новосибирского автора, замечательного пианиста и композитора Романа Столяра: помимо того, что он успешно работает сразу в нескольких музыкальных жанрах (джазовый мэйнстрим, новая импровизационная музыка, электроника, музыкальный театр), он еще и выступает с интересными теоретическими работами - вот как сегодня, когда он анализирует приметы этно-музыки современности...>>>>
Письма в редакцию
На портале Midi.Ru нами организована новая форма дистанционного сотрудничества музыкантов-аранжировщиков. Средствами MIDI мы попытались последовательно (по очереди) разработать популярную джазовую тему "Blue Moon Blues", и нам это удалось. Интересно, что в совместном творчестве участвовали музыканты, разные и по "классу езды", и по приверженности к музыкальным жанрам. И все же звучит именно та, любимая многими тема! 
Существенное отличие от традиционного джема: в нашем случае каждый музыкант писал свой фрагмент полностью, - и аранжировку, и импровизацию. Завершив работу над "Blue Moon Blues", мы уже приступили к следующей композиции. Заходите в гости, послушайте: http://www.midi.ru/jamsession

Александр Погорелый
Днепропетровск, Украина

PS: Так как работа наша существует в виде файла с расширением .mid, для прослушивания не забудьте оснастить ваш компьютер программкой-синтезатором Yamаhа S-YХG100 (для Windows XP - Yamаhа S-YХG 50). Ее можно найти в свободном распространении.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Роман Столяр,
Александр Погорелый,
Александр Эйдельман,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

Редактор:

Кирилл Мошков

Зарубежная информация
cоб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

    
     Rambler's Top100 Service