502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 24 (262) - 30 июня 2004 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий номер (263) выйдет 7 июля 2004 г.

Как это было
в Москве
Шанкар Махадеван, Джон МаклафлинОтгремела, оттрубилась, отстучалась и отпелась жаркая джазовая весна. Настало лето. А покой меломанам и не снится, расслабиться некогда - только успевай деньги к билетным кассам подтаскивать. Деваться некуда, статус музыкального гурмана обязывает - приехал сам Джон Маклафлин, некогда известный под индуистским именем Махавишну! 
Московский концерт проекта "Remember Shakti" Джона Маклафлина, человека, имя которого давно стало в музыкальных кругах символом высшего музыкального авторитета, одной из важнейших фигур в истории джаз-рока, был проведен 28 июня в Московском Дворце молодежи компанией "Greenwave", стараниями которой жители столицы совсем недавно услышали живьем Дэвида Силвиана и Electric Masada Джона Зорна, а немного раньше - Филипа Гласса. 
В своей вступительной речи Александр Чепарухин (руководитель "Greenwave" и, следовательно, организатор концерта), призвал публику как можно корректнее вести себя - дабы, по его словам, не нарушить ту хрупкую гармонию, которая царит в композициях Remember Shakti. Но, сказать по правде, появление на сцене музыкантов, спокойствие и достоинство, с которым они держались, ощущение неколебимой уверенности, незыблемости и исчерпывающей осмысленности, исходящее от звучавшей в их исполнении музыки - все это производило такое впечатление, что одного из авторов этих строк посетила забавная мысль: доведись кому по итогам концерта взяться доказывать, что Земля держится на плечах участников Remember Shakti, сторонники астрономического подхода к вопросу имели бы все шансы остаться в меньшинстве. Впрочем, шутки шутками, а публика встретила музыкантов с огромным энтузиазмом. Remember Shakti вышли на сцену в традиционных индийских облачениях, неспешно уселись на пол, накрыв колени специальными покрывалами, и на некоторое время замерли в тишине. Затем Джон Маклафлин взял на своей новой, ручной работы solid body электрогитаре первый аккорд первой композиции. 
Джон Маклафлин (фото "Новые Известия")Собственно, ни одна из исполненных на концерте композиций не была похожа на другую, но при этом все они обладали общими чертами, которые, в общем-то, и определяют стилистику Remember Shakti. Все они, в соответствии с индийской музыкальной традицией, исполнялись поверх непрерывно длящегося основного тона, генерируемого в данном случае не традиционными индийскими инструментами - струнной танпурой или ручным органом баджа - а синтезатором, которым оперировал Маклафлин (чтобы сменить звучащий тон, он время от времени надевал сильные очки, трогательно изменявшие его сухое, типично британское лицо, обрамленное благородной сединой). При этом гармоническая схема композиций вполне укладывалась в рамки европейской функциональной системы, но на всем протяжении каждой отдельной пьесы гармония варьировалась в пределах двух аккордов, которые в общем-то ни в коем разе не были самоцелью (что временами бывает характерно для "вертикального" джазового мышления), а просто задавали бэкграунд, который в джазе обеспечивала бы ритм-секция. 
Как и в традиционной индийской музыке, здесь широко использовались специфические речитативы, исполняемые, как правило перкуссионистами и превращающиеся в своего рода состязания в этаком индийском скэте, во время которых все участники состава внимательно вслушиваются и жестами выражают свое одобрение услышанного. Эти ритмические "считалки" - "бол" - один из основных элементов музыкальной подготовки индийских перкуссионистов: каждый из видов звукоизвлечения на индийских ударных инструментах, особенно на барабанах табла, соответствует определенному слогу или сочетанию слогов (дха, дхин, га, ка, на, та, ти, ти-ра-тита, ти-та, тин, ту), базовые последовательности которых перкуссионисты в детстве выучивают наизусть, а в зрелом возрасте оказываются способны часами перекидываться импровизируемыми на ходу ритмическими цепочками, как правило - к вящему удовольствию публики. До часов на концерте в МДМ, правда, дело не дошло, но имела место и дуэль на таких цепочках-"бол" между великим мастером игры на табла, устадом (учителем) Закиром Хуссейном, и более молодым Ви Сельваганешем, который играл на массе других индийских перкуссивных инструментов (среди которых были опознаны огромный глиняный гхатам, малый тамбурин танджира и дамару - двусторонний барабан в форме песочных часов), и их протяженные соло, ограниченные, пожалуй, даже не полетом мысли музыкантов, а их (и публики!) физическими возможностями: ведь некоторые исследователи считают, что звуковой и эстетический идеал индийской музыки - звучание бесконечной протяженности. Оба мастера показали и мудрость, и знания, и темперамент (особенно отличался этим Сельваганеш, демонстрировавший во время своего последнего, самого продолжительного соло просто-таки неукротимую энергию), и значительную открытость к неиндийским музыкальным влияниям (чего стоила только хроматическая басовая линия, копирующая джазовый контрабас, которую, вызвав вопль восторга в аудитории, устад Закир Хуссейн сыграл на мембране своего байяна - левого, большего по размеру басового табла, чей корпус, в отличие от изготавливаемого из дерева звонкого правого дайяна, сделан из металла).
Очень интересно звучал традиционный, богатый этнической мелизматикой вокал Шанкара Махадевана, который вокалист сопровождал похожими на танец жестами, точно иллюстрирующими высоту, динамику и мелодические особенности вокальной партии. Это тоже мастерство, которому в Индии музыканты учатся с детства: в классической индийской музыкальной системе (и в северной, и в южной, так называемой карнатической) мелодические линии - раги - имеют уйму характеристик (сами ноты - свар, модальность - тхат или мела, количество звуков в мелодической структуре - джати, восхождение или нисхождение мелодической структуры - арохана или аварохана, важность или неважность тех или иных нот - вади и самавади...) - и все эти характеристики соответствуют определенным движениям рук, которые выражают движение мелодической линии рага (пакад или сваруп). Особенно эффектно звучали моменты, когда Шанкар Махадеван вдруг, не меняя традиционной вокальной техники, мастерски начинал опевать гармонию, используя исключительно джазовые мелодические ходы. Далее, все музыканты Remember Shakti с большой охотой прибегали к одному характерному для индийской музыки очень эффектному типу мотивного развития - берется короткая попевка, которая многократно повторяется, раз от раза удлиняясь и усложняясь за счет обрастания всевозможными мелизматическими изысками. Причем работала эта техника и в прямом, и в обратном направлении, когда развернутый мотив в сжатый промежуток времени постепенно "урезается" буквально до одной ноты. Но самое главное, что при всем многообразии используемых музыкальных средств, заимствованных как из индийской, так и из европейской музыки, ни та, ни другая музыкальная традиция в композициях не находится в подчиненном положении, а напротив, они органично сращиваются и взаимодействуют.
Естественно, что европейскую традицию в этой музыке представляет Джон Маклафлин: ему принадлежала и большая часть исполненного музыкального материала, и доминирующая - точнее, даже формообразующая - роль в аранжировках, хотя особо протяженными или довлеющими над остальными музыкантами его соло назвать было никак нельзя, а значительную часть времени он играл только ритмогармоническую базу, предоставляя мелодическое развитие (если в индийской музыке вообще можно говорить о развитии) молодому мандолинисту У.Шринивасу и вокалисту Шанкару Махадевану. Но особенно интересными были его дуэты со Шринивасом, в которых (особенно в пьесе "Luki") мандолинист базировался на индийских пентатонических попевках, а Маклафлин во вполне европейском духе перепрыгивал из одного классического европейского лада в другой. Совершенно органично даже для самых динамически напряженных моментов концерта Маклафлин выглядел погруженным в себя и внутренне успокоившимся гармоничным человеком - что, в принципе, и есть один из эстетических идеалов той древней музыкальной традиции, которую он осмысляет в этом проекте. При этом он исключительно точно взаимодействовал со своими индийскими коллегами, не копируя, не имитируя их, но именно осмысляя их игру в своей игре - что особенно хорошо было видно в пьесе "Finding The Way", где Маклафлин и Шринивас сначала долго перекликались своими инструментами поверх висячего тона синтезатора, а потом долгое время повторениями сложной попевки поддерживали веселую перекличку обоих перкуссионистов, обильно уснащенную стоп-таймами на самый неожиданный для европейского слушателя счет, пока, пройдя через несколько вполне европейских по мысли кульминаций, пьеса ко всеобщему восторгу не завершилась мощной унисонной каденцией. А в "Lotus Feet" основным проводником и одновременно оппонентом музыкальных построений Маклафлина (завязанных на гармонические отклонения в субдоминанту и обратно) была ритмическая линия, которую в этой пьесе вел Хуссейн, разделяя вполне европейские двенадцать восьмых на триольные группы (три восьмых плюс три восьмых плюс три восьмых...).
Но особенно интересными - по крайней мере, для одного из авторов этих строк - оказались две пьесы, пришедшие из индийской музыкальной традиции: северной (в форме "крити") - "Giriraj Sudha" и южной, карнатической - "Sadhi". Основой музыки в обеих пьесах был голос Шанкара Махадевана - в первой композиции в тонких и изящных перекличках с мандолиной и табла, во второй - в пространственной, атмосферной аранжировке, выстроенной в почти европейской трехчастной форме и временами напоминавшей джаз-роковую балладу. И именно этот гибкий, с непривычной европейскому уху "открытой" техникой вокала, но обладающий впечатляющим и высотным, и динамическим диапазоном голос стал символом уникальной духовной насыщенности, которой обладает музыка Remember Shakti. Нет, ребята. Это невозможно "снять", будь ты семи пядей во лбу и о трех руках, и каждая - как у Пасториуса и Паганини одновременно. Эта музыка - очередное подтверждение того, что музыкальные качества неразрывно связаны с качествами экстрамузыкальными, что высокая духовность музыканта - залог возможности создания высокой музыки, и что количество воспроизводимых в единицу времени нот и формальная правильность звукоизвлечения при таковом воспроизведении - ну, то есть то, что молодые музыканты обычно называют "профессионализмом" - еще далеко не все, что нужно для того, чтобы создать не просто организованный поток разновысотных звуков, но Музыку, которая станет для восхищенных слушателей средством и самим приобрести какой-то новый духовный опыт - а не просто восхититься "во мужик на басухе дает". Кстати, символично, что никакой "басухи" в составе Remember Shakti нет. Зато была стоячая овация, которая продолжалась долго, бесконечно долго. Но музыканты, раз выйдя на поклон, на "бис" так и не сыграли. Потому что они сказали своей музыкой уже все, что собирались - и все, что нужно было услышать.

Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

Что намечается:
московские анонсы

10 июля в городском саду "Эрмитаж" состоится одно из главных событий московского музыкального лета - традиционный фестиваль ЭТНА. Звезды мировой музыки из Болгарии, Венгрии, Татарстана, Тувы, Буркина-Фасо, Марокко, Киргизии и России выступят на одной сцене, друг за другом, представляя несхожие и разнообразные культуры Европы и Азии, Африки и даже 5-го континента - Австралии...>>>>

Джазовый фестиваль в Лужниках, 17 июля

Джилл ВэддиМосква растет и развивается очень быстро - это открытый и гостеприимный город, который стал одной из ведущих столиц мира.
Традиционный Международный джазовый фестиваль "Старый Мельник", художественное руководство которым осуществляют братья Михаил и Андрей Ивановы, завоевал любовь и популярность у москвичей и гостей столицы. Программы концертов представляют лучшие традиции российского джаза в сочетании с творчеством общепризнанных мировых звезд; музыкальная составляющая концертов остается при этом доступной и демократичной.
В рамках фестиваля проводится уникальный пиво-шашечный турнир, в котором принимают участие, как профессионалы, так и любители этой древней игры.
Традиционным партнером фестиваля является радиостанция "Эхо Москвы", команда которой стала обладателем главного приза на прошлогоднем турнире.
Фестиваль дает возможность наряду с маститыми артистами услышать музыку молодого поколения джазменов и новые проекты, которые создаются специально к этому событию. 
Высочайший вкус и в то же время доступность восприятия - девиз фестиваля.
Программа построена на шоу очень ярких исполнителей, их общении с гостями фестиваля, что дает возможность всем почувствовать себя участниками праздника.
В этом году на фестивале выступят такие гранды российского и мирового джаза, как: 
Джил Вэдди (вокал, США), Георгий Гаранян (альт-саксофон), Сергей Манукян (вокал, клавишные), Феликс Лахути (электроскрипка), Павел Чекмаковский (гитара), Вячеслав Горский (клавишные) и многие другие.

Программа фестиваля
Феликс Лахути (электроскрипка, вокал) и "Фанки Лэнд"
Сергей Манукян (вокал), Анна Королева (саксофон) и джаз группа
Павел Чекмаковский и его группа
Вячеслав Горский с новой программой "Exotic Life"
"Lady Jazz" 
Гость фестиваля Джил Вэдди (США) и Георгий Гаранян в шоу-программе "SING & DANCE". Участники проекта: Джил Вэдди - вокал, Ирина Родилес - вокал, Павел Чекмаковский - гитара, Антон Румянцев - саксофон, Лев Кушнир - фортепиано, Игорь Кондур - контрабас, Дмитрий Севастьянов - ударные, Сергей Остроумов - ударные, Дмитрий Власенко - ударные, Юрий Генбачев - перкуссия

Григорий ФайнДорогие друзья! Приглашаю вас на мою программу, которая будет проходить в следующем сезоне в Театральном зале Московского Международного дома музыки (ММДМ) - "Мир джаза для детей - от А до Я". Автор и ведущий - пианист и композитор Григорий Файн 

  • Серия 1
    9 октября: "Знакомство с джазом"
    Солисты: Владимир Галактионов (труба), Вадим Ахметгареев (тромбон)
    20 ноября: "Без свинга нет музыки"
    Солисты: Давид Голощекин (скрипка), Ольга Олейникова (вокал)
    11 декабря: "Фортепианная дуэль"
    Солисты: Григорий Файн, Дмитрий Файн, Александр Шишкин, специальные гости.

  • Серия 2
    19 февраля: "Блюз от Хенди до Хэрби Хэнкока"
    Солисты: Мариам (вокал), Константин Горшков(тенор-саксофон).
    19 марта: "Джаз в новых ритмах" - босса-нова, джаз-рок, фанк
    Солисты: Павел Чекмаковский (гитара), Сергей Чернышев (вибрафон)
    23 апреля: "Мелодии Голливуда" - популярные мелодии Дж. Гершвина, К. Портера, Дж. Керна и других авторов в сопровождении симфонического оркестра.
    Солисты: Александр Розмари (вокал), солисты-инструменталисты. 

Все концерты идут в сопровождении Трио Григория Файна

Стоимость билетов от 150 до 500 рублей.

Книги
Тайное становится явным
Владимир Фейертаг. "Джаз в Петербурге. Who is Who" 
Издательство "Скифия", совм. с издательством "Семантика-С", 2004

Владимир Борисович Фейертаг разразился новой книжкой. В последнее время он выстреливает их, словно система автоматического огня с высокой огневой мощью. И, хотя очередной опус под названием "Джаз в Петербурге. Who is Who" носит вроде бы чисто справочный характер, а автор добавляет, что издание имеет локальное значение, все это производит сильное впечатление. Нет, не 165 биографий питерских джазовых музыкантов, о многих из которых я не слышал раньше и вряд ли услышу впоследствии. Не список множества джазовых кафе и баров с указанием особенностей музыкальной кухни и той, что заполняет меню. И даже не внушительный перечень фестивалей и фестивальчиков, имеющих джазовую основу. Меня поражает исключительно упорство Владимира Борисовича, прекрасно осознающего скромное место джаза в пока еще формирующейся российской национальной идее. Так и вижу, как автор, собирая все эти сведения, справки, афиши, имена, названия и упаковывая их во внушительный томик, посмеиваясь над самим собой, нашептывает: "А почему все это должно пропасть - ведь люди играют, организаторы организовывают. Да, не все они равноценны, но с этим разберется история. А пока пусть все это окажется в книжке". 
Все это и оказалось в книжке, которую весьма любопытно читать. Потихоньку узнаешь, откуда вообще берутся джазовые музыканты и куда они исчезают. Некоторые еще недавно играли в Москве или в Уфе - глядь, а они уже питерские. И, наоборот, для питерского джаза барабанщик Саша Машин исчез, а в Москве он все время на глазах - играет в каждом втором составе. Многие вполне известные со старых времен питерские джазмены Москву не особенно посещали. А тут в книжке прочтешь - вроде бы ближе, роднее стали. Опять же, приехал в Питер - знаешь где поужинать с джазом, или наоборот, куда не надо идти, чтобы любимой музыкой не отравлять вечер. Тут и адреса указаны. Чего не скажешь о персоналиях - в гости по этой книжке не зайдешь. Это, разумеется, недостаток, хотя и вполне понятный. 
Впрочем, есть недостаток и иной. Все-таки послужной список музыкантов С-Пб излагается не кем-нибудь, а самым компетентным знатоком всей этой большой семьи. Именно поэтому хотелось бы чего-то более личного, оценочного - что именно играет персонаж и хорошо ли это делает. В каком именно учебном заведении можно научиться импровизации и хорошему вкусу, а куда и соваться не следует. Все равно ведь в искусстве объективности не бывает, а вкусу В.Б.Фейертага мы доверяем. 
Тираж новой питерской энциклопедии - 1000 экземпляров. Этого хватит на самих музыкантов, их родственников - и еще останется. Так что я советую купить эту книгу москвичам, новгородцам, киевлянам, берлинцам, лиссабонцам, стамбульцам и всем остальным, кому остается только завидовать городу на Неве. Ведь в Москве такой книжки быть не может хотя бы оттого, что пока ее пишешь, она устаревает - броуновское движение московских джазменов очень сильно. Тут и температура, и давление сказывается, да и народу больше - всех не упомнишь. Остается только удивляться, как Фейертаг, большую часть времени проводящий на фестивалях вне родного города, всех своих запомнил и учел. И запомнил не только это. Ведь на обложке книги расположены замечательные цитаты, которые, собственно, и отражают личный взгляд Владимира Борисовича на джаз. Одну из них он помнит аж с 1921 года:

"Если бы Бетховен смог вернуться на землю и услышать современный джаз-оркестр, он поблагодарил бы небо за свою глухоту. Вся эта музыка отличается монотонной, судорожной бессвязностью, прерываемой спазматическими звуками типа "бла, бла!", что может напомнить лишь о том, как живая овца превращается в баранину" ("Ladie's Home Journal" №11, 1921)

Михаил Митропольский

А в это время 
за бугром...
25-27 июня в Дюссельдорфе (Германия) прошел очередной фестиваль Duesseldorfer Jazz Rally, традиционно считающийся одним из крупнейших в западной части Германии. В прошлом году, когда "Джаз-ралли" посетил редактор "Полного джаза", мы уже публиковали репортаж с этого фестиваля. Однако в Дюссельдорфе есть наш постоянный читатель, Юрий Гранкин (именно он был инициатором прошлогодней поездки), а ведь в "Полном джазе", как известно, дистанция между статусами читателя и автора совсем недлинна! Так что приветствуем нового автора: Юрий Гранкин рассказывает о том, как прошел Duesseldorfer Jazz Rally в этом году, и как там выступил московский "Джаз-бас театр" Алекса Ростоцкого...>>>>
Рецензии
Сегодня мы рецензируем три работы - дебютный альбом юной британской соул-певицы, "джазовый" альбом легендарного рок-певца и новейшую сольную работу одного из самых значительных современных импровизирующих гитаристов, к тому же только что выступившего в Москве...>>>>
Новые релизы
В продаже 
с 29 июня (США)
  • Ari Ambrose: Waiting, Steeplechase 31560 
  • Gary Bartz/Ntu Troop: Harlem Bush Music, Milestone 47101 
  • Steven Bernstein: Diaspora Hollywood, Tzadik 7191 
  • Art Blakey: Buhaina's Delight [2004], Blue Note 92425 
  • Paul Bley: Circles, Milestone 47102 
  • Kenny Burrell: Giants of Jazz: Kenny Burrell - переиздание, Savoy Jazz 17407 
  • Iqua & Steve Colson: Hope for Love, Rhombus 8018 
  • Pierre Dorge & New Jungle Orchestra: Dancing Cheek to Cheek, Stunt 4062 
  • Eliane Elias: Giants of Jazz: Eliane Elias - переиздание, Savoy Jazz 17406 
  • Stan Getz: Yesterdays: Stan Getz Plays the Standards - переиздание, ASV/Living Era 5515 
  • Lafayette Gilchrist: Music According to Lafayette Gilchrist, Sindrome 9322 
  • Jerry Gonzalez: Y los Piratas del Flamenco, Sunnyside 1135 
  • Dexter Gordon: Dexter Calling... - переиздание, Blue Note 92420 
  • Joe Henderson: Inner Urge - переиздание, Blue Note 92422 
  • Andrew Hill: Day the World Stood Still, Stunt 20412 
  • Joji Hirota & The Taiko Drummers: Japanese Taiko, Arc 1885 
  • Richard "Groove" Holmes: Super Soul [Bonus Tracks], Prestige 24292 
  • Freddie Hubbard: Breaking Point [2004], Blue Note 90845 
  • Jaga Jazzist: Day, Ninja Tune 12150 
  • Jing Chi: 3D, Shrapnel 4032 
  • Ramsey Lewis: Time Flies, Narada 76895 
  • Mundell Lowe: Guitar Moods - переиздание, Orig. Jazz Classics 1957 
  • Jimmy McGriff: Giants of the Organ Come Together - переиздание, LRC Ltd 4101 
  • Jimmy McGriff: Giants of the Organ in Concert, LRC Ltd 4102 
  • Jackie McLean: Action - переиздание, Blue Note 96499 
  • Blue Mitchell: Thing to Do - переиздание, Blue Note 94319 
  • Kalman Olah: Contrasts + Parallels, M.A. Recordings 65 
  • Ken Peplowski/Bobby Short: Easy to Remember, Nagel-Heyer 2043 
  • Rich Perry: East of the Sun and West of 2nd Avenue, Steeplechase 31558 
  • Dave Scott: Song for Amy, Steeplechase 31561 
  • Dave Stryker: Shades Beyond, Steeplechase 31559 
  • Various Artists: Jazz from the Heart, A.J. 71140 
  • Various Artists: San Francisco Jazz Festival: Best of the Fest 2000, S.F. Jazz 30010 
  • Various Artists: Giants of Jazz: Road Songs - переиздание, Savoy Jazz 17408 
  • Various Artists: Essential Jazz Collection, Encoded Music 4250 
  • Fats Waller: Centenary Collection, Castle Pulse 362 
  • Bobby Watson & Horizon: Horizon Reassembled, Palmetto 2102 
  • Paul Whiteman: Linger Awhile, ASV/Living Era 283

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Анна Филипьева,
Михаил Митропольский,
Константин Волков,
Юрий "Deutsch" Гранкин,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Юрий Гранкин,
"Новые Известия",
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service