Отгремела, оттрубилась, отстучалась и отпелась жаркая джазовая весна. Настало лето. А покой меломанам и не снится, расслабиться некогда - только успевай деньги к билетным кассам подтаскивать. Деваться некуда, статус музыкального гурмана обязывает - приехал сам Джон Маклафлин, некогда известный под индуистским именем Махавишну!
Московский концерт проекта "Remember Shakti" Джона Маклафлина, человека, имя которого давно стало в музыкальных кругах символом высшего музыкального авторитета, одной из важнейших фигур в истории джаз-рока, был проведен 28 июня в Московском Дворце молодежи компанией "Greenwave", стараниями которой жители столицы совсем недавно услышали живьем Дэвида Силвиана и Electric Masada Джона Зорна, а немного раньше - Филипа Гласса.
В своей вступительной речи Александр Чепарухин (руководитель "Greenwave" и, следовательно, организатор концерта), призвал публику как можно корректнее вести себя - дабы, по его словам, не нарушить ту хрупкую гармонию, которая царит в композициях Remember Shakti. Но, сказать по правде, появление на сцене музыкантов, спокойствие и достоинство, с которым они держались, ощущение неколебимой уверенности, незыблемости и исчерпывающей осмысленности, исходящее от звучавшей в их исполнении музыки - все это производило такое впечатление, что одного из авторов этих строк посетила забавная мысль: доведись кому по итогам концерта взяться доказывать, что Земля держится на плечах участников Remember Shakti, сторонники астрономического подхода к вопросу имели бы все шансы остаться в меньшинстве. Впрочем, шутки шутками, а публика встретила музыкантов с огромным энтузиазмом. Remember Shakti вышли на сцену в традиционных индийских облачениях, неспешно уселись на пол, накрыв колени специальными покрывалами, и на некоторое время замерли в тишине. Затем Джон Маклафлин взял на своей новой, ручной работы solid body электрогитаре первый аккорд первой композиции.
Собственно, ни одна из исполненных на концерте композиций не была похожа на другую, но при этом все они обладали общими чертами, которые, в общем-то, и определяют стилистику Remember Shakti. Все они, в соответствии с индийской музыкальной традицией, исполнялись поверх непрерывно длящегося основного тона, генерируемого в данном случае не традиционными индийскими инструментами - струнной
танпурой или ручным органом баджа - а синтезатором, которым оперировал Маклафлин (чтобы сменить звучащий тон, он время от времени надевал сильные очки, трогательно изменявшие его сухое, типично британское лицо, обрамленное благородной сединой). При этом гармоническая схема композиций вполне укладывалась в рамки европейской функциональной системы, но на всем протяжении каждой отдельной пьесы гармония варьировалась в пределах двух аккордов, которые в общем-то ни в коем разе не были самоцелью (что временами бывает характерно для "вертикального" джазового мышления), а просто задавали бэкграунд, который в джазе обеспечивала бы ритм-секция.
Как и в традиционной индийской музыке, здесь широко использовались специфические речитативы, исполняемые, как правило перкуссионистами и превращающиеся в своего рода состязания в этаком индийском скэте, во время которых все участники состава внимательно вслушиваются и жестами выражают свое одобрение услышанного. Эти ритмические "считалки" - "бол" - один из основных элементов музыкальной подготовки индийских перкуссионистов: каждый из видов звукоизвлечения на индийских ударных инструментах, особенно на барабанах
табла, соответствует определенному слогу или сочетанию слогов (дха, дхин, га, ка, на, та, ти, ти-ра-тита, ти-та, тин, ту), базовые последовательности которых перкуссионисты в детстве выучивают наизусть, а в зрелом возрасте оказываются способны часами перекидываться импровизируемыми на ходу ритмическими цепочками, как правило - к вящему удовольствию публики. До часов на концерте в МДМ, правда, дело не дошло, но имела место и дуэль на таких цепочках-"бол" между великим мастером игры на
табла, устадом (учителем) Закиром Хуссейном, и более молодым Ви Сельваганешем, который играл на массе других индийских перкуссивных инструментов (среди которых были опознаны огромный глиняный
гхатам, малый тамбурин танджира и
дамару - двусторонний барабан в форме песочных часов), и их протяженные соло, ограниченные, пожалуй, даже не полетом мысли музыкантов, а их (и публики!) физическими возможностями: ведь некоторые исследователи считают, что звуковой и эстетический идеал индийской музыки - звучание бесконечной протяженности. Оба мастера показали и мудрость, и знания, и темперамент (особенно отличался этим Сельваганеш, демонстрировавший во время своего последнего, самого продолжительного соло просто-таки неукротимую энергию), и значительную открытость к неиндийским музыкальным влияниям (чего стоила только хроматическая басовая линия, копирующая джазовый контрабас, которую, вызвав вопль восторга в аудитории, устад Закир Хуссейн сыграл на мембране своего
байяна - левого, большего по размеру басового табла, чей корпус, в отличие от изготавливаемого из дерева звонкого правого
дайяна, сделан из металла).
Очень интересно звучал традиционный, богатый этнической мелизматикой вокал Шанкара Махадевана, который вокалист сопровождал похожими на танец жестами, точно иллюстрирующими высоту, динамику и мелодические особенности вокальной партии. Это тоже мастерство, которому в Индии музыканты учатся с детства: в классической индийской музыкальной системе (и в северной, и в южной, так называемой
карнатической) мелодические линии -
раги - имеют уйму характеристик (сами ноты -
свар, модальность - тхат или мела, количество звуков в мелодической структуре -
джати, восхождение или нисхождение мелодической структуры -
арохана или аварохана, важность или неважность тех или иных нот -
вади и самавади...) - и все эти характеристики соответствуют определенным движениям рук, которые выражают движение мелодической линии рага (пакад или
сваруп). Особенно эффектно звучали моменты, когда Шанкар Махадеван вдруг, не меняя традиционной вокальной техники, мастерски начинал опевать гармонию, используя исключительно джазовые мелодические ходы. Далее, все музыканты Remember Shakti с большой охотой прибегали к одному характерному для индийской музыки очень эффектному типу мотивного развития - берется короткая попевка, которая многократно повторяется, раз от раза удлиняясь и усложняясь за счет обрастания всевозможными мелизматическими изысками. Причем работала эта техника и в прямом, и в обратном направлении, когда развернутый мотив в сжатый промежуток времени постепенно "урезается" буквально до одной ноты. Но самое главное, что при всем многообразии используемых музыкальных средств, заимствованных как из индийской, так и из европейской музыки, ни та, ни другая музыкальная традиция в композициях не находится в подчиненном положении, а напротив, они органично сращиваются и взаимодействуют.
Естественно, что европейскую традицию в этой музыке представляет Джон Маклафлин: ему принадлежала и большая часть исполненного музыкального материала, и доминирующая - точнее, даже формообразующая - роль в аранжировках, хотя особо протяженными или довлеющими над остальными музыкантами его соло назвать было никак нельзя, а значительную часть времени он играл только ритмогармоническую базу, предоставляя мелодическое развитие (если в индийской музыке вообще можно говорить о развитии) молодому мандолинисту У.Шринивасу и вокалисту Шанкару Махадевану. Но особенно интересными были его дуэты со Шринивасом, в которых (особенно в пьесе "Luki") мандолинист базировался на индийских пентатонических попевках, а Маклафлин во вполне европейском духе перепрыгивал из одного классического европейского лада в другой. Совершенно органично даже для самых динамически напряженных моментов концерта Маклафлин выглядел погруженным в себя и внутренне успокоившимся гармоничным человеком - что, в принципе, и есть один из эстетических идеалов той древней музыкальной традиции, которую он осмысляет в этом проекте. При этом он исключительно точно взаимодействовал со своими индийскими коллегами, не копируя, не имитируя их, но именно осмысляя их игру в своей игре - что особенно хорошо было видно в пьесе "Finding The Way", где Маклафлин и Шринивас сначала долго перекликались своими инструментами поверх висячего тона синтезатора, а потом долгое время повторениями сложной попевки поддерживали веселую перекличку обоих перкуссионистов, обильно уснащенную стоп-таймами на самый неожиданный для европейского слушателя счет, пока, пройдя через несколько вполне европейских по мысли кульминаций, пьеса ко всеобщему восторгу не завершилась мощной унисонной каденцией. А в "Lotus Feet" основным проводником и одновременно оппонентом музыкальных построений Маклафлина (завязанных на гармонические отклонения в субдоминанту и обратно) была ритмическая линия, которую в этой пьесе вел Хуссейн, разделяя вполне европейские двенадцать восьмых на триольные группы (три восьмых плюс три восьмых плюс три восьмых...).
Но особенно интересными - по крайней мере, для одного из авторов этих строк - оказались две пьесы, пришедшие из индийской музыкальной традиции: северной (в форме "крити") - "Giriraj Sudha" и южной, карнатической - "Sadhi". Основой музыки в обеих пьесах был голос Шанкара Махадевана - в первой композиции в тонких и изящных перекличках с мандолиной и табла, во второй - в пространственной, атмосферной аранжировке, выстроенной в почти европейской трехчастной форме и временами напоминавшей джаз-роковую балладу. И именно этот гибкий, с непривычной европейскому уху "открытой" техникой вокала, но обладающий впечатляющим и высотным, и динамическим диапазоном голос стал символом уникальной духовной насыщенности, которой обладает музыка Remember Shakti. Нет, ребята. Это невозможно "снять", будь ты семи пядей во лбу и о трех руках, и каждая - как у Пасториуса и Паганини одновременно. Эта музыка - очередное подтверждение того, что музыкальные качества неразрывно связаны с качествами экстрамузыкальными, что высокая духовность музыканта - залог возможности создания высокой музыки, и что количество воспроизводимых в единицу времени нот и формальная правильность звукоизвлечения при таковом воспроизведении - ну, то есть то, что молодые музыканты обычно называют "профессионализмом" - еще далеко не все, что нужно для того, чтобы создать не просто организованный поток разновысотных звуков, но Музыку, которая станет для восхищенных слушателей средством и самим приобрести какой-то новый духовный опыт - а не просто восхититься "во мужик на басухе дает". Кстати, символично, что никакой "басухи" в составе Remember Shakti нет. Зато была стоячая овация, которая продолжалась долго, бесконечно долго. Но музыканты, раз выйдя на поклон, на "бис" так и не сыграли. Потому что они сказали своей музыкой уже все, что собирались - и все, что нужно было услышать.
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков
|