За джазовым фестивалем в Новокузнецке не напрасно закрепился статус одного из самых авторитетных в стране. Стараниями организаторов (и прежде всего энтузиаста джазового движения Анатолия Берестова) шахтерский город с труднопроизносимым для иностранцев названием посетили в разное время такие звезды мировой джазовой сцены, как Билли Кобэм, Бенни Голсон, Кертис Фуллер, Рави Колтрейн и многие другие.
Нынешний фестиваль, уже 19-й по счету, явился очередным подтверждением собственной "звездной" репутации. Географический разлет оказался солидным - от близлежащего Новосибирска до Парижа и Нью-Йорка. Организация фестиваля - на высоте: встречи и проводы музыкантов - вовремя и без задержек, уютная гостиница, сытные обеды. Благодаря хорошо продуманной рекламной кампании зал джаз-клуба "Геликон" был заполнен на все сто процентов - лучшее свидетельство того, что пропаганда джаза в Новокузнецке выше всяких похвал - необычное явление для провинциального города.
Три дня фестиваля - три разных атмосферы, три различных подхода к джазу. Первый день демонстрировал неординарный подход к мэйнстриму, хотя составы, открывавшие фестивальную триаду, на первый взгляд выглядели довольно традиционно. В самом деле, что нового в дуэте вокалиста и пианиста? Если вокалист - JD Walter, а пианист - Андрей Кондаков, то много чего. Известный уже нашей публике JD, прошедший путь от голоса в хоре до солиста-импровизатора, нашел свою оригинальную манеру исполнения вечнозеленых стандартов, активно применяя так называемый Loop Station - прибор, позволяющий записывать в процессе исполнения попевки и накладывать их друг на друга. В одних композициях мелодические линии, многократно повторенные и сложенные электроникой в мощные "пачки", создавали чуть ли не бэндовый эффект (к концу выступления этого приема уже было многовато). В других голос JD, одинаково ровно звучащий во всех диапазонах, держал басовую линию (в этом случае голос подкрашивался электроникой и звучал почти как безладовый бас), на которую Кондаков накладывал свои удивительно лиричные, мелодичные импровизации. О соло Кондакова стоит сказать особо. Находясь внешне в рамках мэйнстрима, Андрей часто пользовался выразительными средствами, далекими от основного русла джаза - сказывается композиторский опыт. Речь идет не только о коронном приеме Кондакова - импровизация с прикрытыми ладонью струнами рояля. Нет, дело в другом - Кондаков в сольных импровизациях предлагал часто иной, нежели в свинге, тип мелодизма - нарочито просто оформленный гармонически и скорее напоминающий народные песни. Великолепно удавалась ему и полиметрия, и даже нередкий сознательный отход от ритмического остинато у Кондакова выглядел логичным и уместным.
Другой коллектив, выступавший в первый день фестиваля - киевский вокальный секстет ManSound - внешне тоже выглядел традиционно и даже эпигонски: как бы такой украинский Take Six. Однако разница стала ощутима уже с первой пьесы, исполненной киевской шестеркой (это был стандарт "They Can't Take That Away From Me"). Ведь Take Six исполняют исключительно музыку госпел, а киевляне показали, что они с одинаковым блеском исполняют и соул, и поп-музыку, и джаз... Особенно удались попурри, сложенные из известных джазовых стандартов, и фантазия на песни Стиви Уондера. Но самой блистательной частью выступления секстета стали оригинальные обработки украинских народных песен. Все-таки родное у ребят получилось гораздо задушевнее и теплее, чем англоязычный репертуар. И даже полигармоническое изложение русской народной "Эй, ухнем!" благодаря эффектному исполнению казалось органичным. Русско-украинский блок в выступлении ManSound был довольно значительным, и под конец выступления киевляне, как бы извиняясь за "отход от темы", спели вечнозеленый "Lullaby of Birdland" к неописуемой радости аудитории.
День второй целиком и полностью был посвящен громким звучаниям, жестким ритмам и тяжелым гитарным риффам. Почти трехчасовой концерт в этот день дал один из самых сильных джаз-роковых гитаристов мира Хайрам Буллок. Когда на сцену вышел этот чернокожий полноватый гигант, в руках которого гитара казалась детской скрипочкой, мне, признаться, стало как-то не по себе - казалось, что сейчас польется нечто предельно агрессивное. Но нет - трио Буллока исполнило одну из композиций Пасториуса, после чего началось добродушное американское шоу. Посетовав на свою отдаленную принадлежность к джазу, гитарист исполнил соло несколько стандартов, перемешав их друг с другом (среди них явно угадывался "Blue Monk"), а затем спел "I Just Wanna Talk To You" (мне эта песня известна в исполнении дуэта Tuck & Patti Anderson). После чего Буллок перешел к своему основному репертуару - музыке фанк и джаз-року, в котором рока было больше, чем джаза. Виртуознейшие соло в сочетании с артистичностью и невероятной энергетикой солиста заставляла публику буквально с ревом откликаться на каждый пассаж и каждое движение грифа - такое ощущение, что джаз-фестиваль на глазах превратился в Вудсток. Аккомпанирующий состав - под стать солисту. Худощавый Джереми Гэдди извлекал из ударной установки немыслимые оглушающие дроби со скоростью пулемета, спокойно держал пульс и пел одновременно (не каждый такое может). Но самым поразительным открытием, пожалуй, оказался басист Фрэнк Грейвис. Почти весь первый час выступления он держался довольно скромно, не сыграв ни одного соло и лишь изредка подпевая Буллоку. Но вот наконец Грейвис в одиночестве остался на сцене.... И что тут началось! Музыкант в пику своей довольно свирепой внешности оказался тонким лириком, прекрасным мелодистом, четырехструнный бас в его руках пел, озаряя зал гармоническими изысками. Постепенно песня баса переросла в жесткий ритм-н-блюз, и Грейвис запел уже сам - хрипловатым низким голосом, его ритм подхватили другие музыканты и вновь раскачали зал до состояния самозабвенной эйфории. Финал концерта был впечатляющим, хоть и далеким от заявленной джазовой стилистики - знаменитая "Satisfaction" "роллингов" и суперхит "Smoke On the Water" явились настоящим апофеозом второго дня фестиваля.
Заключительный день ознаменовался триумфом мэйнстрима. Организаторы как бы дали понять, что "подлинный джаз" (термин Юга Панасье) все-таки вечен и практически неизменен. Хотя главный устроитель акции пианист Анатолий Берестов открыл этот день совсем не "вечнозелеными" стандартами. Под свой оригинальный проект - русские народные песни в авторских обработках - Берестов пригласил вокалистку Ольгу Юшкову и музыкантов из Новосибирска - перкуссионистов Вячеслава Кокалина и Алексея Балакирева и вашего покорного слугу (на блокфлейтах и перкуссии). Не имея возможности оценить выступление снаружи, попробую представить свое отношение к этому проекту изнутри. Он получился очень органичным, и даже такой инструмент, как рояль, казалось бы по определению противоречащий монодийной природе русского пения, прекрасно в него вписался. Во многом выступление удалось благодаря проникновенному голосу Ольги Юшковой и подробно спланированной структуре каждого номера. Получилась как бы двухчастная сюита с контрастными эпизодами, которая, несмотря на обилие разнородных элементов (аллюзии со свингом, афро-латинскими ритмами и отголосками "третьего течения", где блестяще прозвучал дуэт Юшковой и Берестова), сложилась в единую композицию именно благодаря объединяющей их идее. Думаю, проект достоин продолжения и будет интересен не только новокузнецкой публике.
Два исключительно мэйнстримовских коллектива - новосибирский квартет тенориста Николая Панченко и квартет из Санкт-Петербурга, выступавший с французским трубачом Жан-Лу Лоньоном - при всей внешней похожести и приверженности одному и тому же направлению все-таки сильно разнились. Новосибирцы казались более слаженными в ансамблевом отношении, питерцы - более артистичны и энергичны в соло. Любопытно провести сравнение по инструментам. Скажем, новосибирец Дмитрий Аверченков более тонок и певуч в соло, чем его питерский коллега Владимир Черницын, зато последний более энергичен и экспрессивен - хотя драйв в аккомпанементе хорош у обоих. Абсолютно разные как солисты и барабанщики - Владимир Кирпичев опять же более внимателен к нюансам, чем Алексей Шихов, поражавший жесткой энергетикой и виртуозностью. Пианисты - и петербургский Алексей Черемизов, и новосибирский Влад Шилин - оба слегка прохладные, умело выстраивающие импровизацию, но у питерца больше глянца в исполнении. С жесткостью ритм-группы у питерцев контрастировала мягкая и в то же время не лишенная виртуозности манера игры их тенор-саксофониста Кирилла Бубякина. А у новосибирцев, похоже, ответственность за драйв и энергетическую подачу полностью легла на плечи Николая Панченко - этакий Паркер на теноре (до этого выступления мне доводилось слушать игру Панченко только на альте). Вот только - смог ли Боливар вынести всех четверых? При всех бесспорных достоинствах новосибирской четверки индифферентность исполнения и отсутствие оригинальных аранжировок стандартов превратили их выступление в показательный джем. А ведь могло быть и гораздо лучше...
Очевидно, что питерцы оказались в более выгодном положении благодаря их мощному фронтмэну - парижскому трубачу Жан-Лу Лоньону. Обладатель мощного звука, блистательной техники и оригинального импровизационного мышления, он проявил себя как незаурядный аранжировщик (чего стоит, к примеру, его интерпретация "Four", в теме которой прозвучали чуть ли не все джазовые ритмы - от вальса до быстрого свинга!) и прекрасный шоумэн. В его исполнении хорошо известные, затертые казалось бы до дыр темы обретали необыкновенную свежесть. Лоньон шутил, читая по бумажке русские фразы, раскованно общался с залом и, несмотря на страшную жару, к которой он никак не мог привыкнуть, явно чувствовал себя в новокузнецком джаз-клубе как дома. В финальной композиции трубач энергично спел соло скэтом, чем вызвал восторг и так уже разгоряченной публики. А сыгранный им на рояле блюз - в четыре руки с Анатолием Берестовым - подвел итог новокузнецкому празднику джаза - событию, значение которого трудно переоценить. Ведь страна наша велика непомерно, и редкая джазовая звезда долетит до Урала без соответствующей финансовой поддержки. В этом смысле фестиваль в Новокузнецке - нечастая возможность для заинтересованной аудитории Сибири вживую увидеть и услышать звезд мирового джаза. В сентябре джаз-клуб "Геликон" - устроитель фестиваля - празднует свое 20-летие. Спешите записываться на празднование - наверняка вас ждут сюрпризы!
Роман Столяр,
Новокузнецк - Новосибирск
|