ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 3 (241) - 28 января 2004 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:
Как это было
в Москве
Хотя джазовую жизнь российской столицы в январе трудно назвать как-то особенно насыщенной, ряд прошедших событий оставил яркие впечатления, в том числе, конечно же, и визуальные. Наш постоянный автор Павел Корбут, глазами которого мы часто смотрим на множество джазовых событий в России, сегодня представляет нам очередной фоторепортаж, запечатлевший пребывание в Москве легендарного продюсера Джорджа Авакяна, выступление в Консерватории оркестра Дэвида Бергера Sultans of Swing, Первый российско-испанский джазовый фестиваль в ЦДХ и концерты молодого саксофониста Шеймуса Блэйка в "Ле Клубе"...>>>>

Аркадий Шилклопер, Олег БалтагаВ конце декабря в культурном центре "Дом" прошла презентация нового альбома валторниста Аркадия Шилклопера "Presente para Moscou", вышедшего под лейблом "Дом Рекордс". Работа над альбомом продолжалась целых четыре года, и нужно отметить, что такая скрупулезность в подготовке музыкального материала оказалась оправданной - целое созвездие профессионалов высочайшего класса, как отечественных, так и зарубежных, приняло участие в записи данного альбома. Среди них - живущий в Вене бразильский гитарист и вокалист Аллегре Корреа (композиция которого, собственно, дала имя всему альбому), а также его соотечественики - перкуссионисты Селиу ди Карвалью и Эдсон "Кафе" да Сильва и басист Ней Консейсау, петербургский контрабасист Владимир Волков, кишиневский барабанщик Олег Балтага, тунисско-европейский вокалист и мастер игры на арабской лютне уд Даффер Юссеф и многие другие.
В общем-то назвать этот альбом сольным в традиционном смысле этого слова, пожалуй, нельзя. Это продукт бурной творческой мысли ярчайших представителей целого пласта современной культуры, объединенных замыслом Аркадия Шилклопера. Каждая композиция имеет свою историю, подробным образом изложенную в прилагающемся к альбому буклете.
Стилистика композиций альбома исключительно многообразна. Это и бибоп ("Пиво для "Птицы"", написанная под впечатлением от посещения пивоварни, где производится пиво, носящее имя Чарли Паркера), и стилизованная этника ("Беримбаодуо", "Нида") , и фанк ("Фанк рог"), и многое другое. Более того, композиции сильно разнятся по темпераменту - от экспрессивной "Серафимы" и задумчивой "Presente para Moscou" до танцевального "Карнавала" - произведения Аркадия Шилклопера для восьми альпийских рогов с перкуссией.
Ни одна композиция не похожа на другую, не повторяется даже состав инструментов, и в то же время альбом нельзя назвать "лоскутным". Напротив, он производит исключительно целостное, логичное впечатление от начала и до конца, хотя записи производились в разное время разными людьми. Более того, некоторые композиции записывались отдельными кусками, а затем собирались воедино. В частности, таким образом появилась на свет запись пьесы "Танец на семь": сначала была записана средняя часть - соло Аллегре Корреа, и лишь спустя какое-то время - начало и кода.
Вячеслав Горский, Аркадий Шилклопер Стоит отметить, что не менее "звездным", чем состав участников записи, оказался и состав участников концерта, прошедшего в "Доме" в рамках презентации данного альбома. Отсутствие светил дальнего зарубежья с лихвой компенсировалось выступлениями наших выдающихся соотечественников. Это и клавишник Вячеслав Горский, ассистировавший г-ну Шилклоперу в исполнении одного из своих красивейших произведений времен старого "Арсенала" - "Прелюдия в ми-миноре"; и Игорь Иванушкин, сольно исполнивший на контрабасе одну из композиций Аркадия в собственной аранжировке; и Илья Дворецкий (флейта); и, конечно же, Владимир Волков (контрабас), Олег Балтага (ударные) и Хакберды Алламурадов (перкуссия), принимавшие непосредственное участие в записи альбома.
КУПИТЬ АЛЬБОМ

Анна Филипьева
фото автора

Москва - это вам
еще не все

Алексей Попов: "Хочу ощущать себя саксофонистом 
на все 100%"

Алексей ПоповВ январе в Санкт-Петербурге произошли два события, имеющие отношение к одному человеку. Первое - презентация диска "Alexey Popov and Four & More", второе - семилетие группы Doo Bop Sound. Имя лидера и одного, и другого коллектива - Алексей Попов (саксофон).
Алексей Попов родился и вырос в Санкт-Петербурге, с детства был вовлечен в джаз, сам стал саксофонистом. Как всякий петербургский джазовый саксофонист, воспитывался у Геннадия Львовича Гольштейна, однако в его оркестре "Саксофоны Санкт-Петербурга" почти не играл. Хотел создать что-то свое. 
Появилась группа Doo Bop Sound. Музыка, которую играла группа, была современной и не была простой. Тем не менее, публике она нравилась. Ей нравились эти молодые, "борзые" ребята, нравился их фанк, их acid, нравилось их про-дэйвисовское звучание трубы, нравились Мажоров (Борис Мажоров - бас-гитара), Попов, Дегусаров (Алексей Дегусаров - гитара), Никонов (Алексей Никонов - клавишные). Публика подсаживалась и подсаживала друзей. На Doo Bop Sound, как на местную достопримечательность, стали приводить туристов, гостей города. Вскоре Doo Bop Sound стали ездить по стране, за ее пределы и расширять ряды своих поклонников, вызывая в них завистливое чувство по отношению к петербуржцам.

О том, что у Алексея Попова появился Four & More - коллектив, с которым он играет мэйнстрим - я знала. Послушать мне его как-то не удавалось, да я, впрочем, и не особенно стремилась. Должно быть, полагала, что Four and More - это компромисс в условиях Санкт-Петербурга.
18 января в джаз-клубе JFC состоялась презентация диска "Alexey Popov and Four & More". На нем - выступление группы, записанное год назад в этом же клубе.
Костяк группы, то есть Four...: Алексей Попов (саксофон), Алексей Никонов (клавишные), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас), Гарий Багдасарьян (ударные) и специально приглашенные гости, то есть "...& More": Иван Васильев (труба), Алексей Дегусаров (гитара) - исполняли джазовые стандарты.
И первая нестандартность - программа, которая была выстроена так: по композиции из каждого десятилетия. Подряд звучали тема Хораса Силвера "Sister Sadie" и композиция Алексея Попова "November, 19". Везде, как это выяснилось позже, лидер коллектива призывал музыкантов придерживаться определенной стилистики.
Другая нестандартность - инструменты. Возьмем, к примеру, тему "Candy" 20-х - 30-х годов. Инструментальный состав: барабаны, контрабас, гитара, труба, тенор-саксофон (!), страйд-пиано и клавишные (!). Полистилистика.
Третья нестандартность окрашена индивидуальностью каждого музыканта и тем временем, в котором они живут. Неожиданным получился эффект от сочетания трубы Ивана Васильева и тенор-саксофона Алексея Попова: проясненность и сумрачность, мажор и минор, блюз! Бесконечно бережным был аккомпанемент гитариста Алексея Дегусарова, галантно-игривыми -туше и акценты клавишника Алексея Никонова, теплым - контрабас Владимира Кольцова-Крутова и отзывчивыми - барабаны Гария Багдасарьяна.
Так-то, изящной эклектикой оказался Four & More, а не компромиссом.
Алексей Попов с коллегами (второй справа)
25 января выступлением в Филармонии джазовой музыки отмечала свое семилетие группа Doo Bop Sound: Алексей Попов (саксофон, клавишные, кларнет), Игорь Шилов (труба), Алексей Никонов (клавишные), Владимир Кольцов-Крутов (бас), Николай Миронов (ударные).
Семь лет группа играет музыку, которую называют то фанк, то acid-jazz, то nu jazz, и семь лет эта музыка чем-то да цепляет. Чем?
Звучанием, спутанным из разного рода металлов - железа, меди, стали, мельхиора, алюминия? Прогрессирующе жесткой подачей, мощной энергетикой? А может, интуитивно нащупываемой злободневностью?
На восьмом году жизни в коллективе произошли некоторые изменения: лидер обзавелся клавишно-электронными примочками, кларнетом (!) - единственным неметаллическим тембром в ансамбле; между саксофоном и гитарой участились инструментальные "перетирки"; барабанщик вконец растарзанился, появился новый басист.
Игорь Шилов и Алексей ПоповНастало время поговорить с ответственным за все это безобразие Алексеем Поповым - музыкантом, которому, как мне кажется, удается услышать современность, а затем воплотить ее в звучание своих ансамблей.

Леша, давай начнем с Four and More. Когда образовалась группа?

- Группа Four and More образовалась где-то в начале 2002 года. Причем подвижку этому дал сам маэстро Голощекин.
Мы играли джазовые стандарты в трио - я, контрабасист Владимир Кольцов-Крутов, клавишник Алексей Никонов. Давид Семенович Голощекин услышал нас в "Мухе-Цокотухе" и сказал: "О, Леша, я знаю, ты фанк играешь, а тут стандарты. Давай, я поставлю вас в Филармонию?". Я позвонил барабанщику Гарию Багдасарьяну, спросил, не хотел бы он участвовать в этом проекте, он ответил: "Да". Вот так у меня и возникла идея создать группу Four and More. Я думаю, что мне скучно было бы заниматься только одним проектом, хотя с Four & More я не ставил перед собой никаких задач. Были рядом отличные партнеры, с которыми приятно были играть, меня это устраивало, раз в два месяца мы играли в JFC, каждый месяц - в Филармонии джазовой музыки, принимали участие в фестивалях. И как-то само собой получилось так, что Four & More стал не просто джемовым проектом, а еще одним ансамблем, который я курирую.

Doo Bop Sound у тебя появился практически сразу после окончания музыкального училища?

- Нет, не сразу. Училище я закончил в 1993 г., а Doo Bop Sound образовался в 1997-ом.
До этого я играл в разных группах, пробовал себя в разной музыке. А когда играл панк-рок с групой "НОМ", с которой в качестве клавишника объездил пол-Европы, я многое для себя приоткрыл - то, как люди работают, как работают западные менеджеры, как они устраивают туры. Все это стало для меня хорошей школой и дало мысли на будущее.
Идея группы Doo Bop Sound вынашивалась господином Шиловым (Игорь Шилов - труба) и Лешей Никоновым. И название это - Doo Bop Sound - придумали тоже они. На первых порах группа играла Майлса Дэйвиса, авторских композиций было мало.
Месяца через два, три они пригласили меня, просто как саксофониста. На тот момент у меня не было ничего постоянного, потому я был счастлив, когда получил это приглашение.
В какой-то момент группа начала разваливаться и, тогда я взял руководство в свои руки. Я спросил: "Будете этим заниматься?" - "Нет." - "Тогда я этим буду заниматься", - сказал и стал менеджером группы.
Состав тогда часто менялся, был нестабильным. Но спустя год, после того, как мы сделали пробные записи, к Doo Bop Sound стали подтягиваться постоянные члены ансамбля. Вот тут-то и пошли композиторские идеи. А перелопачиванием стандартов в фанковую стилистику я занимался и раньше.
Сегодня большую часть нашей программы составляют авторские вещи - мои и Алексея Никонова. Мы играем и джазовые стандарты - не знаю, почему не играем Дэвиса, но сейчас работаем над композициями Телониуса Монка. Это хороший пласт. К тому же у Монка скоро будет юбилей.

Музыка Doo Bop Sound не была простой, но вы ее упорно играли. Почему?

- Тогда порыв такой был. И мы видели, что все это небесполезно - люди приходили, слушали. Мы видели, что им это нужно. И, хотя перспектив поначалу никаких не было, что-то все же нас вдохновляло.

А что вдохновляло?

- Что вдохновляло? Хотелось музыку играть такую - а-ля Майлс Дэйвис. И тот "закос" под Дэйвиса у нас, а точнее - у Гоши (трубача Игоря Шилова - авт.), получался стилистически очень тонким. Это, видимо, цепляло нас, цепляло слушателей и отличало нас от других коллективов.
Спустя три года случилось чудо... а может, и не чудо. Мы поехали на фестиваль в Мурманск, а там нас заметил норвежский менеджер, стали закручиваться международные контакты, что, естественно, дало нам еще больше вдохновения. Потом нам стал помогать Владимир Борисович Фейертаг, когда увидел, что мы пользуемся успехом у публики.

А первые три года вы случайно, получается, вместе оставались?

- Да, что мы не распались - случайность. Но теперь мы уже много лет вместе. В группе собраны сильнейшие партнеры, каждый из которых - отличный аккомпаниатор и превосходный солист. Мы знаем друг друга, чувствуем. Doo Bop Sound сегодня имеет душевное единение.
С этими же партнерами я стараюсь играть и в других коллективах - и в Lera Gehner Band, и в Four and More.

Ты верен тенор-саксофону. Почему именно тенору?

- А... не знаю. Я учился на альте, первые три года в музыкальном училище тоже на альте занимался, затем ушел в армию, там попробовал играть на теноре. Тенор мне больше понравился. Может, потому, что моими кумирами были альт-саксофонист Кенни Гарретт и тенор-саксофонисты Майкл Бреккер и Боб Берг? Но скорее - потому, что тенор-саксофон тембрально совсем другой инструмент.
В общем, я решил купить себе тенор и с ним уже заканчивал музыкальное училище.

В последнее время в Doo Bop Sound стал появляться кларнет.

- Кларнет тоже имеет неповторимый тембр. Я просто слышу его в некоторых местах нашей программы.
А вообще-то я музыкальную школу закончил по классу кларнета. Два раза не поступил с ним в музыкальное училище на классику. Однако все равно его люблю, кларнет - классный инструмент. Он очень долго лежал у меня, пылился, я не занимался на нем лет десять. Сейчас инструменту требуется ремонт. И, если привести все в порядок, то можно будет использовать его в Doo Bop Sound для воплощения каких-то идей.

Почему в Doo Bop Sound, а не в Four and More? 

- Хорошо было бы использовать кларнет в Four and More, но тут встает вопрос техники. Сегодня я не могу играть на кларнете так же хорошо, как на саксофоне. И, если в Doo Bop Sound я свои технические погрешности могу завуалировать, используя кларнет в качестве краски, то в Four and More я вынужден буду показать себя во всей красе.

А где ты больше проявляешь себя как музыкант, в фанке или в свинге?

- Хороший вопрос. Я хотел бы и там, и там выражаться адекватно.
В свинге меньше зажатости в стилистических рамках, свинг - музыка больше свободная. Знаешь, иногда так хочется поиграть классический джаз, правда, хочется. Хочется и самому покайфовать, и до слушателя донести музыку разных времен. А если не кайфовать, играть без вдохновения, то и публика это почувствует, почувствует, что ее обманывают. 
Играть без вдохновения - это то же самое, что играть в нетрезвом состоянии - и неважно, находится человек под наркотиком или под алкоголем. Это все равно обман и слушателя, и себя, не говоря о том, что происходят упущения в технике. Еще это обламывает партнеров, которые чувствуют, что в механизме что-то не то, двигатель не работает, система не в порядке. И, вместо того, чтобы кайфовать, я буду играть и постоянно отвлекаться на эту неполадку. 
Вот почему важно играть с надежными и трезвыми партнерами.

Леша, а откуда у тебя такая страсть к самовыражению?

- Не знаю, наверное, пытаюсь найти свое "Я" в этом мире.

А кем ты больше себя ощущаешь - композитором, аранжировщиком или саксофонистом?

- Я хочу ощущать себя саксофонистом на все 100%.

Елена Насонова,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Санкт-Петербурге

Что намечается:
московские анонсы
26 февраля в Московском Международном доме музыки стартует новый концертный цикл, который будет полностью посвящен европейскому джазу. Цикл "Европейский джаз - XXI век" представляет постоянный автор "Полного джаза" наш обозреватель Михаил Митропольский. Первым в цикле выступает легендарный джаз-оркестр из Германии, один из сильнейших на европейском континенте - WDR Big Band из Кельна...>>>>
Санитар леса
В своей авторской рубрике председатель российского отделения международной Ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов обычно рассказывает о том, какие глупости, случается, пишут о джазе в неджазовой (да что там греха таить - и джазовой!) прессе. Делается это не для того, чтобы ущучить или ужучить нерадивых авторов, или же взять их за ноздрю. Нет. Делается это для того, чтобы о джазе писали так, как он этого заслуживает - умно и содержательно... Сегодня Дмитрий Петрович поражается тому, как джазовые концерты анонсируют в одном влиятельном московском журнале...>>>>
Новые альбомы
Презентация второго альбома ансамбля Marimba Plus "Charmed World" состоится в концертном зале им. Чайковского 17 февраля. В концерте принимают участие: Аркадий Шилклопер (альпийский рог, валторна), под покровительством и с участием которого последний год выступает ансамбль Marimba Plus, а также скрипач Феликс Лахути (пятиструнная электроскрипка). 
Альбом "Charmed World" выпущен компанией "Империя Музыки", продюсер - Табриз Шахиди
Начало концерта-презентации: 19.00. 
Адрес: Триумфальная пл., д. 4/31, м. "Маяковская". 
Концерт проходит при технической поддержке компании "Music City"
Информационные Спонсоры: Realmusic.ru и Muzz.ru
Ансамбль Marimba Plus: Лев Слепнер - маримба, перкуссия; Илья Дворецкий - флейта; Сергей Нанкин - кларнет; Николай Солонович - виолончель; Константин Бей - контрабас, безладовая бас-гитара; Александр Зингер - барабаны, перкуссия.


Московский ансамбль "Маримба Плюс", образованный в 1999 году выпускниками Академии им. Гнесиных и Московской консерватории, исполняет оригинальную и яркую смесь джаза, рока, фанка, классической и этнической музыки. Исполняет почти исключительно на академических инструментах, в изысканной полифонии которых не тонут волшебный голос и мягкие вибрации маримбы. Руководитель ансамбля, композитор и маримбофонист Лев Слепнер, твердо уверен, что этот древний этнический ударный инструмент (родственник ксилофона), получивший свое название по имени африканской богини-целительницы, сохранил свои врачующие свойства и по сей день. И в этом ни на йоту не сомневаешься, когда слышишь музыку "Маримбы" - грациозную, красочную, вдохновенную; то импрессионистически прозрачную, то по-роковому драйвовую, с великолепным мастерством и вкусом исполненную. Ансамбль много гастролирует по стране и за рубежом, принимает участие в престижных музыкальных фестивалях: "Богема-Джазз", "Джаз в саду Эрмитаж", джазовые фестивали в Самаре, Тюмени, Перми, Нижнем Новгороде, Монтабу (Франция). 
В отличие от яркой смеси жанров и исполнительских красок, характерной для дебютного диска ("Маримба Плюс"; 2001), альбом "Charmed World" получился более цельным по стилевому наполнению и образному колориту. Здесь более явственно ощущается движение в сторону джаза, причем не только в области гармонических решений, но и самого музыкального мышления. Весь альбом проникнут духом импровизации, свободного солирования, который музыканты сумели со сцены перенести в студию. Расширился круг авторов - помимо собственных сочинений руководителя ансамбля и композитора Льва Слепнера (премия "Триумф", 2002), исполняются произведения Р. Гальяно, Х. Сильвера, М. Альперина, П. Смэдбэка в оригинальных аранжировках.

...Уникальность ансамбля "Маримба Плюс" в том, что, обладая изыском академической музыки, они постигли и тайну джазовости, удивительно органично породнив эти не всегда родственные качества. Этим самым они сумели достичь доверия и признания у каждого из ревнителей этих музыкальных направлений, объединив их в одну огромную, неделимую, с одинаковым восторгом воспринимающую их музыку, аудиторию. 
Анатолий Кролл

...Ансамбль "Маримба Плюс" - один из самых, на мой взгляд, интересных и многообещающих коллективов в России. Это молодые и высокопрофессиональные музыканты, исповедующие в своем творчестве удивительно интересный синтез современного джаза, современной академической музыки и "world-music", умело сочетающие композиционность и импровизационность. Особенно привлекает в их музыке явная сюжетность произведений - часто возникает ощущение, что музыканты просто рассказывают и рисуют музыку. Думаю, слушатель по достоинству оценит и полюбит этот молодой ансамбль, который может в будущем стать одним из самых ярких явлений на россий
ской джазовой сцене. 
Даниил Крамер

Новые релизы
В продаже 
с 20 января (США)
  • Roy Ayers: Virgin Ubiquity: Unreleased Recordings 1976-1981 - переиздание, K7 26 
  • BBC Big Band Orchestra: 20 Best of Big Bands, Madacy 4484 
  • Continuum: Mad About Tadd: The Compositions of Tadd Damerson, Quicksilver 4026 
  • The Jazz Crusaders: Soul Axe-S, True Life 10015 
  • Miles Davis: Birdland 1951 - переиздание, Blue Note 41779 
  • Dave Douglas: Strange Liberation, RCA 50818 
  • Down to the Bone: Cellar Funk, Narada 95747 
  • Ingrid Jensen: Here on Earth - переиздание, Enja Justin Time 3313 
  • Steve Lacy: Plays Monk, Varese 061380 
  • Tom Liston/Chris Wabich/Larry Koonse: Be Bop Bahama, Sea Breeze 3064 
  • Glenn Miller Orchestra: 20 Best of Glenn Miller Orchestra, Madacy 5329 
  • James Moody: Homage, Savoy Jazz 17200 
  • Tassel & Naturel: Fillet of Soul, Inflamable 1 
  • Temple University Jazz Band: Mean What You Say, Sea Breeze 4556 
  • Trio Eletrico: Echo Parcours, Stereo Deluxe 101 
  • Various Artists: Love Project, Narada 96479 
  • Various Artists: 20 Best of Jazz, Madacy 5328 
  • Various Artists: 20 Big Band Favorites, Madacy 4795 
  • Various Artists: Souljazz, Savoy Jazz 17320 
  • Various Artists: Piano [Savoy Jazz], Savoy Jazz 17323 
  • Various Artists: Samba Bossa Nova, Savoy Jazz 17324 
  • Various Artists: Guitar [Savoy Jazz], Savoy Jazz 17322 
  • Various Artists: Groove [Savoy Jazz], Savoy Jazz 17321 
  • Various Artists: Smooth Jazz Essentials, Native Language 934 
  • Various Artists: Gold Collection: Swingin' Big Band Hits, St. Clair 5791 
  • Various Artists: Gold Collection: Big Band Swing, St. Clair 5792 
  • Various Artists: Gold Collection: Big Band Era, St. Clair 5790 
  • Various Artists: Gold Collection: Best of the Big Bands, St. Clair 5794 
  • Various Artists: Gold Collection: Kings of Swing, St. Clair 5793 
  • Bennie Wallace/Kenny Barron/Eddie Gomez: Nearness of You, Enja Justin Time 3310 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Дмитрий Ухов,
Елена Насонова,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Анна Филипьева,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service