502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 6 (197) - 19 февраля 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковНемного о наших планах. Хотя "Полный джаз" и еженедельный журнал, в нем есть и серьезные рубрики, касающиеся даже не столько теоретических дисциплин (очень важных в такой непростой музыке, как джаз), но дисциплин пограничных - например, внемузыкального творчества музыкантов. И мы никогда не упускали случая коснуться этой интереснейшей темы. Очередной такой случай представляется нам в марте: начиная с #8, который должен выйти 5 марта, мы планируем начать публикацию фрагментов "Избранного" легендарного трубача Андрея Товмасяна.
Мы уже публиковали произведения Товмасяна, но это были фрагменты его мемуаров, в результате образовавшие особый спецпроект "Полного джаза" - уникальный документ своего времени. Теперь же мы предложим нашим читателям прозаическое и поэтическое творчество музыканта, стоящее в достаточной степени особняком в истории современной российской культуры.
Впрочем, подробности этого нового спецпроекта "Полного джаза" - чуть позже. Пока же приступим к нашему главному делу - к хронике.

Редактор

Как это было
в Москве
Vital Information13-15 февраля в "Ле Клубе" играла группа Vital Information - один из самых любопытных составов современного джаз-рока (сами музыканты определяют свой стиль как modern jazz rock fusion). 
Группа была создана в начале 90-х выходцами из мира рок-музыки и джаз-рока 70-х - 80-х гг., в свою очередь пришедшими туда из джаза - барабанщиком группы Journey Стивом Смитом, клавишником Карлоса Сантаны Томом Костером и гитаристом Elektric Band Чика Кориа Фрэнком Гамбале. Нынешний четвертый участник группы - бас-гитарист Бэрон Браун.
На концерте в основном звучал материал последних трех альбомов группы - как жестко аранжированные, заковыристо придуманные джаз-роковые пьесы, вызывавшие в памяти лучшие времена развития этого жанра, так и более свободные по форме и насыщенные импровизацией джемовые номера, в основном имеющие отношение к последнему по времени выхода альбомы Vital Information - "Show'Em Where You Live", в котором группа отдала дань стилистике современных джем-бэндов.
Стив СмитБезусловный лидер коллектива - барабанщик Стив Смит, член Зала Славы журнала Modern Drummer - самого авторитетного издания для барабанщиков - и автор популярного учебного видеопособия "История американского ритма". Подвижный, живой, с забавной мимикой, он продемонстрировал как огромное умение (и вкус) в ансамблевой игре, так и незаурядные сольные способности. Во всяком случае, его джаз-роковые и фанковые соло по изощренности техники и тонкости ощущения времени не просто не уступали слышанным в последние годы живьем соло Билли Кобэма (патриарха этого направления в барабанном искусстве), но в чем-то и превосходили их - особенно в умении применять тончайшие сдвиги вдоль и поперек основного метра, которые, накапливаясь, вдруг образуют совершенно новый ритмический пласт, почти полностью противоречащий всему, что звучит в этот момент - и вдруг, накопив обратные сдвиги, вновь возвращается к первоначальному рисунку. Были интересны и содержательны и его экскурсы в область более джазовой ритмики, которые, впрочем, впечатления откровения не произвели - хотя бы потому, что чисто джазового материала группа практически не играет.
Фрэнк ГамбалеС виду смешной увалень, гитарист Фрэнк Гамбале стал для многих московских слушателей настоящим открытием. Хотя он не совершает никаких сверхъестественных чудес, и даже сам звук его вполне вторичен (с закрытыми глазами его трудно отличить от, скажем, Джона Скофилда определенного периода), это не просто крепкий и мастеровитый гитарист - это крупный мастер с глубоким знанием гармонии и точным чувством стиля.
Бэрон Браун, Том КостерБасист Браун на протяжении всего концерта создавал сверхнадежную ритмогармоническую поддержку группе, умело балансируя между упругой ритмической пульсацией, которой, собственно, нужда в басовых партиях в абсолютном большинстве материала Vital Information и исчерпывается, и всякими басовыми кунштюками вроде игры смачным слэпом или квакающего электронного соло - всех этих дополнительных красивостей было, быть может, даже чуть меньше, чем надо было бы.
Том Костер, Бэрон БраунНу и, наконец, клавишник Том Костер. Вообще-то говоря, по сравнению с классическими записями в группе Santana его манера игры не очень сильно изменилась. Другое дело, что добавилось ритмической изощренности - ну так и господствующая ритмика в прогрессивном джаз-роке стала куда тоньше (хотя само понятие прогрессивного джаз-рока почти вымерло, за исторической обреченностью). Добавилось изощренности звуковой: помимо звуков классического электрооргана и электропиано (впрочем, воспроизводимых рабочими станциями Korg), Том поизводит множество весьма изобретательно построенных звуковых пластов, из которых особенно запомнился жесткий, с отчетливым "хорусом" звук, напоминающий препарированный рояль, насаженный на вибратор. 
Том Костер Он даже использовал акустический инструмент - аккордеон Hohner, на котором сыграл очень трогательную балладу (впрочем, назвать его выдающимся аккордеонистом довольно трудно: он просто играет правой рукой типично синтезаторную партию, не пользуясь специфически аккордеонными выразительными средствами).
В целом концерт Vital Information оставил ощущение "глубокого удовлетворения" - хотя бы от того, что джаз-рок в своем "креативном", жизнеспособном варианте не весь остался в 1970-х гг., а все еще может давать вполне яркие плоды, не носящие ни сахаринного привкуса smooth, ни налета супех-техницизированной монотонности, свойственного многим проектам современного фьюжн.

10 февраля в ГЦКЗ "Россия" прошел III фестиваль "Триумф джаза", который проводит фонд "Триумф" (арт-директор фестиваля - саксофонист Игорь Бутман). Сразу скажем - увы, но сравнение его с предыдущим "изданием" того же мероприятия будет не в пользу нынешнего (в основном, видимо, по финансовым причинам), хотя и он содержал ряд интересных и творчески важных программ...>>>>

Андрей Товмасян, Владимир Данилин, Алексей Кузнецов18 февраля в Москве прошла презентация обновленного клуба "Синяя Птица", открывшегося в качестве джаз-клуба в третий раз за свою историю, продолжающуюся с 1964 г. На презентацию, помимо представителей джазового сообщества, собрались многие известные джазфэны 60-70-х - писатель Аркадий Вайнер, актеры Евгений Весник и Михаил Ширвиндт, пианист Левон Оганезов, сатирик Аркадий Арканов и многие другие. 
Аркадий Арканов запелБыл и новый атташе посольства США по культуре, что было достаточно символично - ведь в 70-е гг. один из его предшественников снабжал московских джазменов пластинками и журналами, причем именно тех музыкантов, что открыли вечер: это были аккордеонист Владимир Данилин, гитарист Алексей Кузнецов, контрабасист Алексей Исплатовский, барабанщик Александр Гореткин и трубач Андрей Товмасян, показавшие крепкие образцы музыки своей молодости (и, кстати, удачно проаккомпанировавшие решившему спеть Аркадию Арканову, исполнившему собственные русские юмористические тексты на "Love Me Tender" и "Bye Bye Blackbird"). 
Олег КиреевВо втором составе на сцену вышли музыканты следующего поколения - саксофонист Олег Киреев и трио пианиста Льва Кушнира. Публика в основном представляла старшее поколение любителей джаза (наверняка многие из этих людей ходили в "Синю Птицу" в ее предыдущие существования!), однако, по словам руководителей клуба, они вовсе не намерены ориентироваться только на один слой аудитории и хотят сделать "Синюю Птицу" открытой для всех любителей жанра.

Москва - это вам
еще не все
9-11 марта в Самаре пройдет международный фестиваль "Jazz-весна в Самаре", арт-директором которого выступает московский пианист Даниил Крамер. В фестивале будет участвовать французский скрипач Дидье Локвуд (о выступлении которого во французском посольстве в Москве мы рассказывали в #41-2002), сам Даниил Крамер, а также валторнист Аркадий Шилклопер с группой "Маримба+", ансамбль "Зеленая Волна" альт-саксофониста Александра Осейчука, "Уральский диксиленд Игоря Бурко", а также два фортепианных трио - Ваагна Айрапетяна из Армении и Григория Файна из Самары.
Подробности - на странице Самарской джазовой афиши.

5-9 марта в России пройдут выступления итальянской эйсид-джазовой группы Bossa Nostra.
Bossa Nostra Их дебютный альбом Solaria (1996, IRMA Records) явил собой микс эйсид-ритмов и босса-новы с доминированием звуков акустического фортепиано, саксофона и перкуссии. Вот как описывают стилистику коллектива организаторы этого тура: "В треке "The message from the soul sisters" такой джазовый вокал, будто Мэйса Лик из Incognito встретилась с соул дивой семидесятых Патти ЛаБелль. Представьте себе музыку в стиле Джорджа Дюка или Гровера Вашингтона с тяжелым грувом кларнета, гитарными вау-вау, положенную поверх ритма босса-новы, и станет решительно ясно, что здесь нет места для скуки. Обычно, когда вы имеете дело с босса-новой, всегда есть риск быть "слишком квадратным, как самба", и вот вам пример, где ритм насыщен восхитительными фанк-битами со вкусом Европы".
Bossa Nostra Если в дебютном альбоме пела известная американская певица Вики Андерсон, то второй альбом "Kharmalion" (1999) записан группой вместе с певицой Бруной Лоппез. Именно с ее хрипловатым, с придыханием вокалом альбом стал не просто приличным итальянским джазовым альбомом, а действительно большим итальянским джазовым альбомом. В альбоме есть привкус экспериментов с ароматом latino, ритмы босса-новы переплетаются с соул, больше танцевальных форм.
Варьируя стили и языки, группа поставляет музыку на европейский рынок уже семь лет. Немногие артисты в этом жанре делали хорошие альбомы, но Bossa Nostra это удалось.
Приобрести альбом Bossa Nostra "Solaria" в CD-магазине "Джаз.Ру" 

Bossa Nostra даст четыре шоу в пивоваренных ресторанах ТИНЬКОФФ:
  • 5 марта - Санкт-Петербург (Казанская ул., 7).
    Заказ билетов по телефону (812)118-5566
  • 6 марта - Москва (Проточный переулок, 11). 
    Заказ билетов по телефону (095)777-3300
  • 7 марта - Самара (Московское шоссе, 2). 
    Заказ билетов по телефону (8462)702-701
  • 9 марта - Новосибирск (ул.Ленина, 29). 
    Заказ билетов по телефону (3832)22-2703
А в это время
за бугром...
14 февраля в Чикаго скончался Джек Маер, издатель и владелец легендарного джазового журнала Down Beat, а также журналов Music Inc. и UpBeat Daily. Ему было 78 лет.
Джек Маер пришел к руководству журналом после смерти в 1968 г. своего отца, Джона Маера, который владел журналом и выпускающей его компанией Maher Publications с 1950 г. Джек тогда вложил в Maher Publications собственные средства, чтобы избежать перекупки Down Beat молодой акулой журнального бизнеса - владельцем Playboy (и большим любителем джаза) Хью Хефнером.
Выпускник Университета Иллинойса, Джек Маер воевал младшим лейтенантом ВМФ США во время второй мировой. Как и его отец Джон Маер, Джек долгое время занимался типографским бизнесом. В 1968 г., когда его отец умер, Джек начал присматриваться к журналу Down Beat, который в течение года после смерти владельца находился под доверительным управлением банка, и в 1970-м стал его владельцем и издателем. В 1972 из-за разногласий с ним журнал покинул редактор Дан Моргенстерн (ныне директор Института джазовых исследований в Университете Ратгерса), и Джек стал редактором Down Beat, оставаясь на этом посту до 1983 г. Именно ему журнал обязан курсом на студентов-музыкантов как на важную часть аудитории, а студенты-музыканты - постоянной (и далеко не только моральной) поддержкой со стороны Down Beat. 
В последние годы Джек из-за ухудшающегося здоровья отошел от дел. Президентом Maher Publications в 1990-е гг. стал его сын Кевин Маер, а должность издателя Down Beat (в американских масс-медиа стратегию развития журнала определяет именно издатель, тогда как главный редактор руководит повседневной работой издания) с 2001 г. занимает Фрэнк Элкиер.

Руби БраффВ Четеме (Массачусетс) 9 февраля умер один из самых известных джазовых консерваторов - трубач Руби Брафф. Представитель компании Arbors Records, для которой в последние годы записывался Брафф, сообщил, что 75-летний музыкант страдал хроническим заболеванием легких.
Рубен Брафф родился в Бостоне 16 марта 1927 г. Научившись играть на трубе самостоятельно, он начал работать в бостонских джаз-клубах в конце 1940-х гг. Переехав в 1953 г. в Нью-Йорк, он получил определенную известность, но не смог развить ее, поскольку на повестке дня стояли современные стили, бибоп и хардбоп, а Брафф упорно играл в манере традиционного джаза, ориентируясь на Луи Армстронга. Только в 1960-е гг. благодаря гастролям с Newport All-Stars, организованным директором Ньюпортского фестиваля (и большим другом Браффа) Джорджем Вейном, Брафф стал действительно знаменит. Поработав у певца Тони Беннетта, для которого идеально подходил консервативный, ностальгический звук трубы Руби, Брафф в 1973 г. организовал собственный квартет с гитаристом Джорджем Барнсом. Его исполнительская идеология была идеально сформулирована им в интервью журналу Down Beat 1997 г.: "Большинство музыкантов играет в три раза громче, чем нужно. Музыку следует играть на уровне громкости обычной беседы. Вы же не кричите, когда беседуете!".
Новые альбомы
В продаже 
с 18 февраля (США)
  • Nat Adderley: Naturally! - переиздание, Orig. Jazz Classics 1088 
  • Gene Ammons: Chicago Concert - переиздание, Orig. Jazz Classics 1091 
  • Anti Pop Consortium/Matthew Shipp: AntiPop Consortium vs. Matthew Shipp, Thirsty Ear 57120 
  • Albert Ayler Quartet: Copenhagen Tapes, Ayler 33
  • Bruce Barth: Live at the Village Vanguard, Max Jazz 205 
  • Gary Bartz: I've Known Rivers and Other Bodies - переиздание, Prestige 66001 
  • Charlie Byrd: Byrd Song - переиздание, Orig. Jazz Classics 1092 
  • Daniel Carter: Luminescence, Aum Fidelity 25 
  • Crane River Jazz Band: Live at the 100 Club- 1976, Dine-A-Mite Jazz 4 
  • Eddie "Lockjaw" Davis & Shirley Scott: Bacalao - переиздание, Orig. Jazz Classics 1090 
  • Papa John DeFrancesco: Jumpin', Savant 2046 
  • Dave Douglas: Freak In, RCA 64008 
  • Big Joe Duskin: Don't Mess With the Boogie Man - переиздание, Sanctuary 81263 
  • Gianni Gebbia: Night in Polermo, Rastascan 41 
  • Bill Heid: Girl, Savant 2041 
  • John Hicks: John Hicks - переиздание, Evidence 22224 
  • Andre Hodeir: Jazz Et Jazz - переиздание, Sunnyside 18422 
  • Shelly Manne: Lil' Abner - переиздание, Orig. Jazz Classics 1087 
  • Bernard Peiffer: Plays Standards, Sunnyside 18425 
  • Andre Previn: Collection: Fascinatin' Rhythm - переиздание, Collectables 231 
  • Django Reinhardt: Nuits de Saint Germain des Pres, Sunnyside 18427 
  • Django Reinhardt: Nuages [Sunnyside], Sunnyside 18428 
  • Max Roach: Parisian Sketches - переиздание, Sunnyside 589963 
  • Pharoah Sanders: Live - переиздание, Evidence 22223 
  • Don Shirley: Pianist Extraordinaire, Vol. 1 - переиздание, Collectables 232 
  • Don Shirley: Pianist Extraordinaire, Vol. 2 - переиздание, Collectables 233 
  • Kid Thomas Valentine: Kid Thomas' Dixieland Band - переиздание, 504 UK 30 
  • McCoy Tyner: 13th House - переиздание, Orig. Jazz Classics 1089 
  • Various Artists: Jazz With Gentle Rhythms, High Note 6009 
  • Various Artists: Jazz Ballads With a Blue Feeling, High Note 6010 
  • Various Artists: Flying Funk - переиздание, RCA 64010 
  • Various Artists: Flying Groove - переиздание, RCA 64011 
  • Various Artists: Cafe de Flore: Rendez-Vous a Saint Germain des P, Sunnyside 3009 
  • Jean Wetzel/Alain Goraguer/Martial Solal: Jazz & Cinema, Vol. 4, Sunnyside 16506 
  • Garland Wilson/Herman Chittison/Charlie Lewis: Harlem Piano in Montmartre, Sunnyside 18447 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Мария Пантелеева,
Валерий Рыбаков,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service