502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 1
2003

Самара: "Неполноценный отчет"
Профессиональный критик не пойдет на концерт местного значения, если за это придется платить деньги. Обычный слушатель пойдет. Оба могут уйти с концерта, если там будет плохо. Но, пожалуй, только слушатель сможет уйти с концерта, на котором окажется неожиданно здорово.
Первый раз я ушел с одного из самарских джазовых фестивалей в начале девяностых, по-настоящему потрясенный выступлением группы Георгия Анохина из Челябинска - решил не портить себе впечатление. Второй раз ушел 13 января, когда в самарском Доме Ученых шло празднование Старого Нового года.
Эта площадка в Самаре отлично известна всем поклонникам джаза. Дом Ученых, перестав быть Домом Политпросвещения, почти сразу открыл двери ветеранам самарского джаза, которые в большинстве своем имели и все еще имеют к науке самое непосредственное отношение. Здесь постоянно идут репетиции биг-бэнда Льва Бекасова, нескольких молодежных коллективов, время от времени проходят локальные концерты, а несколько лет назад, когда главные самарские залы возомнили о себе слишком много, скромный Дом Ученых принимал и гостей высшего эшелона - например, квартет из двух Бутманов и двух Ивановых (проект Four Brothers - ред.).
Тринадцатого здесь играли два малых коллектива в первом отделении и оркестр Льва Бекасова "Ритм" - во втором. Кроме того, желающие могли остаться на неофициальное третье отделение, которое мэтр Бекасов несколько неожиданно анонсировал как "придет Леонид Коган с аккордеоном, и мы устроим конкурс матерных частушек".
Но я ушел с концерта уже после первого отделения, не услышав ни многообещающего Когана, ни сам "Ритм". В первом отделении играли ребята, которые называются U'Jazz, и этот отчет неполноценен именно потому, что он посвящается только им.
Наталья БондареваЯ знаю, что это несправедливо. Перед ними выступал замечательный коллектив барабанщика Владимира Иванова, составленный из людей куда более заслуженных и известных. Вокалистка Наталья Бондарева в очередной раз заставила подумать, что нас зря приучают с молодости верить - дескать, хорошо петь джаз могут только люди с черным цветом кожи. Жаль, что в ее исполнении прозвучали всего две вещи - очень удачны были и медленная "Cry Me A River", и свингующая "Ain't Misbehavin'". В группе нет клавишных, но зато струн с избытком: здесь играют басист Андрей Вельяминов (и уже на его электрическом басу струн пять или шесть) и сразу два гитариста - Олег Примак и Игорь Трегубов. Казалось бы, для мэйнстрима это перебор, однако они выгодно дополняют друг друга стилистически, играя совсем в разных манерах. Инструмент Трегубова - классическая джазовая полуакустика, и играет он на ней в лучших традициях мэйнстрима: мягко, чуть приглушенно, прекрасно ведет аккордовый аккомпанемент и время от времени показывает быстрые техничные соло. 
Олег Примак Олег Примак, в противовес ему, вооружен ярко-красной "доской", характерной скорее для рок-музыки, использует в игре рычаг и явно идет больше от блюза, чем от джаза. Ну, а о манере самого Владимира Иванова лучше всего скажет подбор материала: начав с блюза в трех четвертях, он закончил программу блюзом в семи четвертях. 
Но опять-таки - этот отчет не о Владимире Иванове со товарищи. Как это ни странно. Объявляя группу, Лев Бекасов представил последнего участника как "временно примкнувшего к ним". Этот временно примкнувший уже заработал раньше в "Полном джазе" определенные дифирамбы, а в этот раз, оказавшись на хорошо знакомой сцене и в знакомой атмосфере, открылся еще удачнее. Речь о молодом тенор-саксофонисте Ильфате Садыкове.
Ильфат СадыковНе сказать, чтобы он проявил себя с группой Владимира Иванова как-то особенно здорово. Если выбирать, то я бы выбрал вокал Натальи Бондаревой. Ильфат просто произвел впечатление человека, который наконец понял эту музыку и никак не может наиграться, стараясь попасть на любую сцену, в любой состав. На предыдущем студенческом концерте (см. "Полный Джаз" #47-2002) он появился сразу в трех коллективах. На этом концерте - тоже. И в группе Иванова, и в "Ритме", и среди тех, впечатление от кого я не захотел себе перебить.
В Самаре есть квинтет, который называется U'Jazz. Он молод - до обидного молод, молод настолько, что заставляет в свои двадцать шесть чувствовать себя безнадежно отставшим и потерявшим все шансы. Самые старшие его участники - студенты первых курсов. Ребята прошли одну и ту же школу (по словам Льва Бекасова, все они из джазовой студии центра внешкольной работы Советского района Самары, который руководит уже упоминавшийся Игорь Трегубов).
Сергей ОсетровU'Jazz играет мэйнстрим без заметных претензий на оригинальность. Семью четвертями, как Владимир Иванов, он зал не баловал. Но когда барабанщик Сергей Осетров играл свои четыре четверти, один из моих соседей по залу (тоже, кстати сказать, музыкант из молодой команды Бекасова) пробормотал с завистью "нет, так играть нельзя". Можно. Нужно. О мэйнстриме можно говорить с долей презрения - что в нем все-де уже сыграно, и нет смысла тратить свою молодость на повторение. Повторяются гармонические прогрессии, но не более того. Эмоции при игре, надо полагать, сегодняшние наши и полувековой давности "ихние" ребята испытывают одни и те же.
Давайте попробуем вернуться к этому материалу лет через десять: я готов спорить, что по крайней мере один из участников квинтета станет широко известной фигурой в отечественном джазе. Кто скажет, что это мало? Запоминайте эти имена, в алфавитном порядке, без того, чтобы выделять лучших: вокалистка Юлия Землянская, басистка Ольга Круковская, барабанщик Сергей Осетров, гитарист Александр Радовский, саксофонист Ильфат Садыков. 
В группе опять нет клавишника - и она опять, как и коллектив Иванова, не выглядит неполноценной за счет гитарного аккомпанемента. Радовский со своей полуакустикой, пожалуй, действительно напоминает Трегубова - такая же качественная игра в задней линии, когда гитару практически не слышишь и вдруг с удивлением замечаешь длинную, в такт, хроматическую аккордовую пробежку, которая органично вписывается в аккомпанемент. В одном из стандартов Александр сыграл совершенно безупречное соло - такое, которое следовало бы назвать беглым: уверенное без нахальства, быстрое без запарки, мелодичное без самолюбования, сложное без перехлестов. В остальных он мог быть не настолько удачлив - где-то чуть сбивался, где-то чуть затягивал, но одним этим показал, что проблем с музыкой у него нет. Есть только молодость - как известно, болезнь, которая с годами проходит.
Ольга КруковскаяОчень удачным показалось сопровождение на контрабасе - Лев Бекасов не зря обратил на него внимание публики. По его словам, Ольга Круковская играет "утонченно". Ее контрабас, каким бы он ни был, не грешит двумя типовыми ошибками молодых басистов - он не перегружен звуками (дескать, "я тоже тут есть, обратите на меня внимание") и в то же время слышен. Ольга далека от того, чтобы в погоне за "утонченностью" увлекаться бесконечными паузами или высокими нотами. Это сочный, свингующий, зрелый контрабас, который особенно выгодно смотрелся в медленных композициях, вроде "Misty" Эрролла Гарнера, когда Сергей Осетров менял палочки на щетки. Правда, эти медленные композиции показались самыми слабыми с точки зрения вокала - но это, пожалуй, единственное серьезное замечание, которые можно сделать по всему выступлению. Медленные композиции были чуть слишком медленными, а самой большой их проблемой (в отечественном джазе нередкой) оказалось далекое от идеала английское произношение вокалистки. Кроме этого чисто технического замечания, сказать что-то отрицательное о Юлии Землянской невозможно. В быстрых композициях и особенно в скэте она показала, что ее вокалу есть куда (и самое главное - на основе чего) развиваться. И сам тембр, и умение обращаться со своим голосом, и манера скэта, и умение держаться на сцене - все было просто здорово. В одной из вещей Юлия спела несколько тактов скэтом на повышенной скорости - не будучи вокалистом, трудно внятно пропеть на такой скорости даже один такт. Было откровенно жаль, что ее хватило лишь на несколько тактов, но еще неизвестно, в чем причина - в том ли, что пока не все возможно, или в том, что местную аудиторию просто постепенно подготавливают к большим сюрпризам.
U'JazzПятый музыкант коллектива - Ильфат Садыков. Сверхактивный, явно не стесняющийся своей любви к музыке (надо было видеть, как он объявлял блюз Кенни Баррелла), крайне перспективный тенор-саксофонист. Его одновременные с Юлией соло напомнили по своему эмоциональному накалу дуэты Лестера Янга и Билли Холидэй, а "перестрелку" с Александром Радовским он откровенно выиграл, заведя своими импровизациями гитариста в такие дебри, что тот не сумел выбраться обратно самостоятельно и склонил голову в знак признания, когда Ильфат несколькими пассажами показал дорогу. Правда, именно после "перестрелки" ребята допустили самую серьезную свою оплошность - вышли из джема с явной накладкой, виновато посмеялись над ней и довольно неуклюже вернулись в общую игру.
Но с другой стороны, в этом и была прелесть. Молодой музыкант часто берет не игрой, а именно тем, что он молод. Иногда кажется, что это плохо. Но когда молодой музыкант не безупречен, и сквозь его эмоции прорываются такие вот технические накладки - становится ясно, что он не красивый автомат, а живой человек, у которого все впереди. Так что поговорим об этом через десять лет.
А я не захотел портить себе впечатление и ушел с концерта в перерыве. Конечно, это не Лестер Янг и не Билли Холидэй. Но это живая музыка, которая есть в моем родном городе, которую играют реальные люди. А Лестер Янг тоже когда-то был молод и играл бог знает на каких сценах.

Юрий ЛьногрдскийЮрий Льноградский,
"Российские ценители ECM",
Самара
фото автора

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service