5-летие Jazz.Ru с точки зрения одессита
Я довольно плохо отношусь к рысканью в интернете и не помню уже (дело было года четыре тому), каким образом я впервые прочел журнал "Полный джаз", помню только, что журнал мне понравился своей похожестью на печатное издание. Да и не какое-нибудь, а добротное, сделанное толковыми людьми с пониманием и уважением как к предмету, так и к читателю. Я подписался тогда на рассылку новостей и в течение двух лет был добросовестным читателем "Полного джаза" и устойчивым посетителем других частей сервера. Прошло два года, и однажды, прочтя не помню уже какой материал Кирилла Мошкова, я решил, что пора бы уже и спасибо сказать, и написал Кириллу коротенькую благодарственную записку. Кирилл откликнулся очень теплым письмом. Мне давно уже было интересно, смогу ли я каким-то образом записать свои музыкальные впечатления и окажется ли это интересным кому-то кроме меня самого, так что в следующем письме я спросил Кирилла, интересно ли ему, чтобы я попробовал написать что-то о случающихся в Одессе джазовых событиях. Ответ был положительным, и в июне "Полный джаз" опубликовал мой первый материал.
Мне тоже понравилось писать о джазе: это была счастливая возможность давать выход не только негативным умозаключениям (их я публиковал на другие темы и в другом месте), но и положительным эмоциям. Так я стал автором "Полного джаза". Как показало время - постоянным. За прошедшие полтора года было много концертов, а благодаря двум Джаз-карнавалам в Одессе знакомство с господином Редактором перешло из стадии виртуального дружелюбия в саму натуральную человеческую приязнь.
И когда я узнал, что 15 декабря будет праздноваться 5-летие сервера Jazz.Ru, то, при всей мой нелюбви к многолюдным тусовкам, немедленно решил присутствовать. Отчет о виденном-слышанном в ЦДХ - в полупроизвольном порядке - следует.
Сначала - об обманутых ожиданиях.
Квартет Якова Окуня. От этого коллектива я ничего особенного и не ждал: играли вполне мэйнстримово и вполне толково, хотя, мне кажется, это было бы несколько более уместно в меньших количествах. Фортепианные соло лидера - сыгранные легко и надежно - показались мне чрезмерно изобретательными, усложненными, несколько демонстративными и оттого тяжеловатыми. Впечатление от весьма приличного звучания саксофона тоже было подпорчено нарушавшей стиль и, главное, цельность впечатления, излишней изобретательностью.
Андрей Кондаков и Напуа Девой. Это было, пожалуй, самое большое разочарование. От Кондакова я ожидал большего и лучшего. От певицы я не ждал ничего и потому даже порадовался ее отменному профессионализму (но не более того) и весьма выразительному, особенно в нижних регистрах, голосу.
Леонид и Николай Винцкевичи. Это выступление вызвало у меня досаду: в ансамбле музыканты должны соответствовать друг другу. При всем моем уважении к отцовским чувствам Винцкевича-старшего, мне показалось, что ему было бы лучше выступать с теми, кто ему ровня по нешаблонной игре и тонкому пониманию музыки.
На этом мои обманутые ожидания заканчиваются и начинается интерес, местами переходящий в восторженные взвизгивания.
Трио Льва Кушнира. Кушнира я слышал впервые и с первых звуков убедился в том, что это - отличный, интересный, умный и далекий от шаблонов пианист. Лев мыслит свободно и независимо, никакой мэйнстрим ему не указ. Контраст его тонких и вместе с тем уверенных фраз хорошо оттенялся точным, но не слишком изобретательным барабанщиком. А вот басист мог бы быть и более адекватным как музыкальному материалу, так и мастерству пианиста.
Анна Бутурлина и трио Льва Кушнира. Отличный голос, прекрасное вхождение в материал, очень аккуратное, без пережимов и недотяжек, и вместе с тем вполне эмоциональное, заразительное исполнение. Мне кажется, потенциал ее развития не только не исчерпан, но даже толком еще не виден. И, last but not least, Анна просто очень симпатичная!
Трио Льва Кушнира и Олег Киреев. Вот тут самое место для взвизгиваний - ибо сколько-нибудь правильных слов у меня просто нет. Олег и Лев построили очень прихотливую и естественную, сложную и живую композицию, где две свободы самым замечательным образом согласовывались и образовывали новую свободу. Музыка получилась очень насыщенная, динамичная и вместе с тем - элементарно красивая.
"Второе приближение" - замечательные музыканты и мои добрые приятели - живо, задорно и умно исполнили две пьесы. Качество их взаимодействия в ансамбле, мне кажется, все растет и растет - даже и не знаю, что такое из этого вырастет. Обе пьесы мне были хорошо знакомы, - ну, так хорошую музыку можно слушать многажды.
Роман Столяр был причиной следующего восторженного взвизгивания. Этот открытый и невероятно обаятельный человек сыграл замечательную короткую трехчастную сиюту: первая часть - на мелодике, вторая - на рояле и третья - на деревянной блок-флейте. Исключительно свободное владение мелодией и формой, изобретательные гармонизации и, главное для меня - высокая содержательность. Я очень рад, что познакомился с этим очень интересным музыкантом - к моей досаде, он дважды уже был в Одессе (на фестивале импровизационной музыки) - а я ничего об этом не знал...
Алекс Ростоцкий и Юрий Парфенов продемонстрировали умение построить на очень необычном сочетании тембров очень интересную, тонкую и глубокую музыку. К сожалению, длилось их выступление недолго и оставило желание послушать этих музыкантов подольше и поподробнее - не в гала-концерте.
Биг-бэнд Игоря Бутмана заканчивал концерт и вызвал мои последние взвизгивания. Кажется, этот человек не делает ничего необычного. Все более или менее понятно и довольно часто - предсказуемо. Но! Здесь главное впечатление не от того, "что", а от того "как". Бутман исключительно мощен, мощен как солист - на каком бы саксофоне он не играл, мощен как руководитель биг-бэнда, мощен в ансамблевой игре со своей замечательной ритм-группой. Плотный, специфический звук просто не может оставить равнодушным. И не оставляет.
Это был замечательный концерт, его прекрасно, сказав все важное (и не сказав ничего лишнего) вел Кирилл Мошков. Было много музыки, много улыбок, много теплых слов в адрес тех, кто построил и поддерживает это замечательное сооружение - Jazz.Ru. И я - в первую очередь благодарный читатель - с удовольствием приношу свою благодарность отцам-основателям: Петру Ганнушкину, Кириллу Мошкову и Павлу Абраменкову. Спасибо поддерживающему их Андрею Феофанову. Спасибо всем авторам. Мне тоже - совсем немножко.
Олег Шестопалов,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Одессе
Юбилей Jazz.Ru, как зеркало российского джаза
Для провинциального музыканта выступление в столице - дело почетное и ответственное. Еще более ответственно участие в концерте, где твоя фамилия соседствует с широко известными и уже бесспорно звездными именами, облаченными соответствующими эпитетами - как-то "один из самых перспективных джазменов России" (имярек) или "крупнейший джазовый продюсер" (имярек). Распирают двойственные чувства: с одной стороны, дух захватывает (во куда попал-то!), с другой - коленки подрагивают: не дай Бог, какая случайность приключится, лажанешься - и клеймо на всю жизнь. Просыпается чуть ли не первобытный пиетет "периферийца" к столичной жизни: как она там, джазовая волна, поди бурлит да кипит, новизной блещет, не чета нашему сибирскому застою (если не сказать хуже)? Тем паче, юбилейный концерт во славу Jazz.Ru - не просто празднование, а в каком-то смысле панорама лучших джазовых сил столицы: ведь 90 процентов участников - москвичи.
Трепет, впрочем, несколько улетучился, когда, ожидая начала акции в закулисьи ЦДХ, я оказался в довольно привычной атмосфере предконцертной суеты. Приход-уход музыкантов, продюсеров, журналистов и прочей джазовой братии сопровождался задушевными поздравительными речами и...
возгласами беспокойства по поводу запоздавшей где-то машины с аппаратурой. Типичный российский сценарий развития событий! Обескуражило и качество настройки рояля на сцене, хотя, похоже, этот инструмент что настраивай, что нет - без толку. Как в такие моменты не позавидовать духовикам или, скажем, гитаристам - носят же инструменты с собой и в ус не дуют! Ну да ладно, успокоил я себя, не в первый раз. Столица столицей, а плохие рояли есть везде. Неожиданно где-то за спиной прозвучали до боли знакомые речи: "А что играем-то? Такую-то тему или, может, вот такую?". Что поделать, для многих мэйнстримовских музыкантов характерно иногда путать концерт и джем-сешн. Правда, результат такого подхода не прибавляет очков его приверженцам: очевидно, что продуманные вступления и коды, неожиданные тутти и прочие заранее отрепетированные элементы воспринимаются публикой гораздо лучше, чем вечнозеленый штамп "тема-импровизация-тема".
Похоже, квартет Якова Окуня, открывавший музыкальную часть праздничного действа, с размаху наступил именно на эти грабли. Стандарты в интерпретации квартета прозвучали одинаково задорно, экспрессивно и...неинтересно. Казалось, что в палитре молодых музыкантов нашлась только одна краска. Жаль - ведь все четверо без сомнения талантливы и технически подготовлены, и подобный промах можно списать на молодость и недостаточный сценический опыт (в последнем, впрочем, сомневаюсь - наверняка ребята очень востребованы). Может, стоит изменить отношение к концерту? И, возможно, стоит поискать оригинальные приемы в импровизации - ведь беглостью теперь никого не удивить.
Оригинальностью же порадовал Андрей Кондаков, выступивший в тандеме с нью-йоркской певицей Напуа Девой. Его функция в ансамбле мыслилась как аккомпанирующая, но соло Кондакова прозвучало настолько ярко (он применил имитацию пиццикато на рояле, приглушая левой рукой струны), что банальный блюз превратился в произведение искусства. Лишь на время, правда, - с первыми звуками репризы темы все опять стало как-то обычно.
И уж совсем тривиальным выглядело выступление Анны Бутурлиной. Нет, в профессионализме ей не откажешь: чистота интонации, аккуратность в свинге, ровный голос - все это есть. Не было другого, самого главного - своего лица. Слушая молодую вокалистку, я ловил себя на мысли, что все это уже слышал много раз. А как же творческое "я" музыканта? Есть же оно, к примеру, у аккомпанировавшего Ане Льва Кушнира - мало кто так грамотно умеет развивать импровизацию, как этот пианист. Оправдание же типа "а кто в России еще так поет?" - аргумент слабый, да к тому же и повод задуматься о качестве российской вокальной джазовой школы. Как у Жванецкого: "Может, что-то в консерватории исправить?"
Вопрос о своем лице в джазе, на мой взгляд, актуален как никогда. Многолетняя практика обучения свингу, основанная на копировании соло "фирмачей", в итоге часто приводит к нивелировке творческой личности джазового музыканта, к потере индивидуальности. Преодоление джазового стереотипа - вещь трудная, порой приводящая к неоднозначным результатам. Представляю, сколько пришлось выслушать участникам трио "Второе приближение" от традиционалистов - приверженцев "чистого" мэйнстрима. Как оценить стиль этого необычного коллектива? Да, свинга в буквальном понимании этого термина нет, - но есть импровизация, есть драйв (и это без ударных!). Да, голос у Татьяны Комовой не джазового тембра - но он завораживает и захватывает. Да, не найти в соло Андрея Разина характерных для мэйнстрима фигураций - зато сколько стилей манифестировано в его импровизациях, от Баха до Штокгаузена! В конце концов, пусть это и не джаз, по мнению некоторых, - но это музыка, и очень профессионально сделанная и сыгранная.
Иной образец авторского творчества продемонстрировал Олег Киреев. "Татарский танец" - единственная композиция, исполненная им вкупе с трио Льва Кушнира, своеобразная помесь фьюжна и этно-джаза. Признаться, я долгое время недоумевал, какое отношение к славному татарскому народу имеет горловое пение, которому Киреев пытался научить публику в начале своего выступления. Потом вспомнил, что словом "татар" на Руси называли представителей любого тюркского народа, будь то алтайцы, тувинцы или кто еще. Горловым пением Киреев владеет мастерски, а его экспрессивное и оригинальное по мышлению соло прозвучало чуть ли не прорывом в иную музыкальную сферу на фоне предшествовавших ему выступлений джазовых "традиционалистов".
Еще два коллектива - точнее, два дуэта - представили в юбилейном концерте фрагменты авторской программы. Между ними много общего. Инструментальная пара "духовой - струнный": труба Юрия Парфенова и бас-гитара Александра Ростоцкого, саксофон Николая Винцкевича и рояль Леонида Винцкевича (а рояль, как ни крути, струнный инструмент!). Стилевая направленность: оба дуэта явно тяготеют к европейскому, чуть ли не скандинавскому (вспомним ЕСМ) типу импровизации, у обоих иной раз прорываются и джаз-роковые интонации. Разница - в характере соло. Если у юного Николая Винцкевича чувствовалось некое нетерпение, стремление показать виртуозность даже в самых прохладных фрагментах композиции, то умудренный опытом Парфенов выстраивал соло медленно и неторопливо, со свойственной ему трогательной лирикой, чуть ли не с ностальгией (не по старым добрым ли "бумеранговским" временам?). Для такой музыки необходимо более протяженное время существования, не ограниченное жесткими рамками концерта "фестивального" типа (к тому же Ростоцкий сильно сократил программу уже по ходу - из-за того же лимита времени); наверняка в целиком авторской программе она будет восприниматься значительно полноценнее.
Биг-бэнд Игоря Бутмана - финальный аккорд празднования. Фигура Бутмана - знаковая для современного российского джаза, вокруг этого имени складывается своеобразный культ, многие пытаются ему подражать. Бесспорно, Бутман является носителем и хранителем американской джазовой традиции в России (как ни странно звучит эта сентенция). Таковым он выступил и в этом концерте, представив джаз-оркестр а-ля Каунт Бэйси - конечно, имеется ввиду не гармонический язык (в этом смысле бэнд тяготеет больше к хард-бопу), а сам способ исполнения, при котором мощный коллективный свинг оркестра превалирует над личной инициативой его участников. Тем не менее, в финальной пьесе, превращенной биг-бэндом в горячее шоу, каждый из музыкантов оторвался на славу. Так завершилось триумфальное чествование российского джаза, пропаганде которого уже пять лет отдает свои силы наш джазовый портал. Праздник удался - это главное, им остались довольны и хозяева, и гости. Так пожелаем же виновнику торжества - многоуважаемому коллективу Jazz.Ru процветания и недюжинной энергии в его благородной деятельности! Джазу - Ру!
("Попсе - Нет!" - ред.)
Роман Столяр,
Новосибирск
|