ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 25-26
2002

Яна Тюлькова: нижегородская звезда в Беркли
Яна ТюльковаЯна Тюлькова - ведущая джазовая вокалистка на сцене Нижнего Новгорода, лауреат международного джазового вокального конкурса, проходившего в конце апреля в литовском городе Паневежис (о чем мы рассказывали в #17-18 за текущий год). Сейчас Яна уехала из Нижнего Новгорода в США, поступив в одно из ведущих джазовых учебных заведений мира - бостонский музыкальный колледж Беркли (мы рассказывали о Berklee College of Music в #10 и #12 за 2001 г.). Когда молодая звезда нижегородской сцены немного освоилась в Бостоне, с ней по электронной почте связался журналист нижегородской газеты "Биржа" Денис Бессонов, и вот что Яна рассказала о начале своей учебы в Беркли и о своей последней работе перед отъездом - совместной записи с ансамблем саксофониста Олега Киреева:

- Прошло уже несколько недель, как я учусь в Беркли. И, несмотря на то, что здесь нет русских студентов, я чувствую себя комфортно. Почти все друг друга знают поименно, постоянно находишься в дружественной обстановке. Сам колледж базируется на Massachussets Avenue, дом 150, но имеет еще, как минимум, пять комплексов, где тоже проходят занятия или где располагаются классы. Все это на очень близком расстоянии друг от друга (5-7 минут пешком), это можно назвать музыкальной средой, потому что именно здесь сосредотачивается музыкальная жизнь колледжа. Каждый день здесь проходят концерты, встречи, творческие мастерские. В общем, жизнь кипит. 
Процесс физической адаптации тоже не труден. За 3-4 дня входишь в нормальный режим. Правда, трудно адаптироваться к темпу жизни, здесь все происходит гораздо быстрее. За один день можно сделать столько всего, что дома за неделю не получится! Думать начинаешь в сумасшедшем темпе, и в этом плане нужно всегда знать границу твоих психологических возможностей. Не удивительно, что здесь каждый имеет своего личного психиатра. Нервная система не справляется с такой нагрузкой. У нас в России далеко все не так, все гораздо проще, что несказанно радует, нужно это ценить. У нас жизнь очень спокойная по сравнению с Западом. У нас еще нет такой огромной разницы между теми, кто ездит на белых лимузинах длинной в 17 метров с охраной в трех черных мерседесах, и теми, кто просит милостыню на улицах.

- Какова система обучения в Беркли, каков подход к преподаванию?

- У нас в Нижегородской консерватории мы учились по курсам (поступил на первый и учись себе спокойно целый год, затем экзамены, и вот ты уже второкурсник, все очень ясно и понятно). Здесь история совершенно иная. В самом начале ты проходишь тестирование по всем предметам, и тебя определяют на какой-то уровень, дают тебе рейтинг (я, например, на третьем уровне, хотя в основном все на первом и втором). Всего в Беркли восемь уровней, но часто заканчивают обучение и на седьмом. За первые три недели ты можешь сдать тест (экзамен) и тогда начнешь учиться на уровень выше. Тест этот можно сдавать только один раз, если не сдал, то остаешься на том уровне, на котором был раньше. То есть постоянно остаешься в собранном состоянии и взвешиваешь все за и против (остаться здесь или попытаться сдать). Это очень напрягает. Ты сам за себя принимаешь важные для себя решения, оцениваешь свои знания. Я сдавала два таких теста, и оба сдала. Первый по чтению с листа (я была на последнем, третьем уровне, а сейчас перешла на Advanced, на дополнительный уровень для продвинутых студентов), и второй тест по Ear Training - воспитанию слуха. Я была на четвертом уровне, тоже на последнем, сдала тест и фактически закончила курс Беркли по этому предмету, но решила взять дополнительный курс Harmonic Ear Training и попала на самый высокий уровень, на второй.

- А какова форма общения с преподавателем?

- Общение с преподавателем происходит на дружеской основе. У каждого преподавателя есть определенные часы в недельном расписании, предназначенные для того, чтобы студент выяснил то, что ему непонятно, вдвоем с преподавателем. Я, как правило, задаю все вопросы прямо на уроке, как у нас водится в России. Преподавателям можно задавать любые вопросы (типа куда пойти сегодня вечером или где купить презент для друга).

- В своем интервью нашей газете саксофонист Олег Киреев очень тепло отзывался о вашей совместной работе - альбоме "Angel Eyes". Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями о записи этого диска. 

- Я очень рада, что мне довелось работать с таким замечательными музыкантами, хотя всегда очень опасно работать с музыкантами такого класса, потому что сразу становится ясно, кто есть ты. Для меня это была школа мастерства, я училась у них работать с ними, за что им низкий поклон. Мой педагог Лайза Торнсон, очень известная в Бостоне вокалистка (кстати, скоро отправляется на гастроли в Италию) очень высоко оценила нашу работу, отметив оригинальность обработок Олега. Ей понравился общий саунд диска, как музыканты чутко чувствуют друг друга, как они создают музыкальную ткань. Мне же хотелось отметить пианиста Юрия Погибу. Настолько тонко он чувствует голос, свободно следуя всем нюансам и тонкостям. А ведь мы записали этот диск буквально за 3-4 дня! Удивительно, как музыка сближает людей. До этого я их совершенно не знала, а когда провожала на поезд в Москву, чуть не расплакалась! Так мы стали друзьями. 

А вот что рассказал о первом альбоме Яны Тюльковой профессор Нижегородской консерватории Валерий Сыров: 

- "Angel Eyes" - первый альбом молодой певицы, и здесь она раскрывается неожиданными гранями (для тех, кто ее слышал раньше только со сцены). Программа рассчитана на широкого слушателя и построена по мотивам известных джазовых стандартов. Выбор этих стандартов весьма удачен, само расположение композиций в альбоме также удачно, альбом слушается с возрастающим интересом. Даже самые популярные и ходовые стандарты" Summertime" и "The Man I Love" поданы в довольно неожиданном прочтении и звучат свежо. Аранжировка Олега Киреева, чей ансамбль чутко следует за солисткой, изобретательна и прозрачна, музыканты демонстрируют изящный драйв, и тон задает, конечно же, лидер. Их дуэт с Яной в медленных балладных вещах очень выразителен и заставляет вспомнить выразительные джазовые диалоги Билли Холидей и Лестера Янга. Многие услышат в этом альбоме новую Яну: профессиональную, более зрелую, тяготеющую к камерному саунду, с приглушенными звуковыми красками, преобладанием низкого грудного тембра и волнующим вибрато. Этот современный cool-jazz , сдобренный изрядной порцией латиноамериканской экзотики, слушатель оценит в полной мере. Хочу поздравить Яну с удачной работой. Думаю, альбом найдет свое место в домашних коллекциях и фонотеках.

Денис Бессонов 
("Биржа", Нижний Новгород)
Автор благодарит за помощь в организации интервью радиостанцию "Европа плюс НН"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service