502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 11
2002
В Киеве - джазовая весна
(Инфраструктура определяет сознание)
Реклама фестиваля в КиевеПриродная весна в Киеве в середине марта еще не наступила, и ее следовало подстегнуть джазовым фестивалем. Говорят, это действует, и действует эффективно. Для чего и был проведен в столице Украины Первый Международный джазовый фестиваль "Единство". Оно конечно, разные слова в этом названии вызвали вопросы. Почему "первый", почему "Единство", правда ли, что международный. Вопросы прозвучали уже на пресс-конференции. Прозвучали и ответы, правда, как-то неуверенно. А зря. Ну, были фестивали и раньше, как не быть, ведь Киев - матерь городов русских. Но то было осенью, да и люди другие. Насчет международности все в порядке. Во-первых, Россия нынче за кордоном, потом многие украинцы поразъехались и с удовольствием поиграют на родине, наконец, приглашен американец с фамилией Мордвинофф. Что касается названия, то что-то родное, политическое в нем слышится. И действительно, на Украине выборы на носу. И, если это помогает джазу, то ничего в этом плохого нет. Лично я за сращивание джаза, капитала и власти. Даже тост такой поднимал. Вот Игорь Бутман сращивает - и великолепно получается, вспомните "Триумф джаза".
Вот и встал во главе этого фестиваля Сергей Грабар - директор дирекции "Дипсервис", замечательный организатор и настоящий любитель джаза. Нашлись спонсоры, сцена театра оперетты и замечательная команда, обеспечившая музыкантам комфорт, жилье, квартиры, билеты, подарки, питание, дипломы, потоки кофе и чая, т.е. то, что именуется инфраструктурой, без которой невозможно играть лучшую музыку в мире под названием джаз.
Алексей Коган представляет детский диксилендПо составу фестиваль напоминал многие СНГ-ские фестивали, состоящие из приглашенных звезд и местных музыкантов, не претендующих на это звание, но составляющих важный фундамент и источник, подпитку джазового айсберга (не путать с Айзенбергом из Красноярска). Вообще говоря, в Киеве идет интенсивная джазовая жизнь, приезжают весьма серьезные музыканты из ближнего и совсем дальнего зарубежья. Но все это на уровне клубов и небольших сцен. Главный инициатор процесса - киевский джазовый энтузиаст, украинская легенда, менеджер, радиоведущий Алексей Коган. Он как раз и вел этот фестиваль, причем на украинском языке, так что я ничего не понял. Иногда его сменял Владимир Соляник - пианист и лидер одного из составов, кстати, сразу замечу - самого сильного и интересного киевского ансамбля из выступавших на трехдневном марафоне.
Бэнд пошел плясатьВот я и перешел к музыкантам. На самом открытии они еле поместились на сцене. Огромный бэнд, составленный из участников Образцово-показательного оркестра Вооруженных сил Украины под управлением выпускника двух консерваторий (в т.ч. и Московской) полковника Дмитрия Антонюка численностью до 50 человек начал с серьезных произведений Гершвина, затем, пританцовывая, перешел к Хачатуряну, а потом и вовсе пустился в пляс, точнее - в канкан. Особенно хорошо это получалось у веселого полковника. Потом он мне сказал, что если бы оркестр спокойно сидел, то они еще и сыграли бы довольно сложные аранжировки чисто и точно. Я думаю, что веселый танцующий Образцово-показательный куда ценнее, что мы, не слышали сидячих оркестров, что ли? К этому же оркестру присоединилась молодая вокалистка Алена Добрицкая с действительно неплохим вокалом, тяготеющим то к ритм-н-блюзу, то к белому соул-звучанию. Пожалуй, из всех вокалисток поп-джазового разряда, представленных на фестивальной сцене, она показалась единственной, подающей надежды. Теперь ей только остается найти собственный голос, свою нишу, не пытаясь копировать американцев.
К сожалению, другие мэйнстримовские вокалистки фестиваля твердо идут по самому распространенному пути третичного копирования, которое, на мой взгляд, обречено. Это показывает вся история отечественного джазового вокала, имеющая из сотен примеров лишь один положительный - Татевик Оганесян, пример, лишь подтверждающий правило.
Так или иначе, но каждый фестивальный день, будто нарочно, имел одну или две заезжие команды, один киевский состав с интересными музыкантами и еще один ансамбль клубного уровня.
Константин СтрельченкоПервый день ознаменовался очень ярким выступлением баяниста Константина Стрельченко, музыканта из Мариуполя, переехавшего в Киев и сохранившего свою особую манеру игры. Очень мягкий звук, внутренне свингующий инструмент (причем именно баян, а не кнопочный аккордеон) создают непрерывное движение, напоминающее губную гармонику. Репертуар музыканта свободен от джазовых догм, он играет латино, французскую музыку, танго, авторские пьесы. Мне показалось, что его ритм-секция слишком ровна и однообразна в контексте свободы баяна, но сам музыкант со мной не согласился. Но разные мнения о выступлениях - это нормально для фестиваля. Осмелюсь высказать свое собственное о популярном в Киеве выпускнике консерватории пианисте Петро Пашкове. Его программа, объявленная как "нестандартные стандарты", так и не обнаружила элементов нестандартности. Более того, сыграна она была в узком динамическом диапазоне, вблизи форте, чему еще и способствовало не слишком удачное озвучивание инструмента. Ох уж этот звук. Ватный звук рояля продержался до второго дня фестиваля, когда его все-таки удалось отчасти привести к относительно рояльному.
Хорошо, что от рояля не зависел Аркадий Шилклопер, музыкант, любимый Киевом, часто играющий там и хорошо знакомый. На этот раз в сольном варианте он перебирал возможности флюгельгорна, валторны, телескопического углепластикового альпийского рога и процессора, весьма изысканно создавая из этого набора музыкальные образы и комментируя их происхождение. Публика была в высшей степени довольна, хотя это уже было третье выступление подряд на городских площадках. Цветы, автографы, девушки, телевидение - словом, звезда!
"Второе приближение" и Майк ЭллисНа следующий день почести доставались Андрею Разину, Татьяне Комовой и Игорю Иванушкину. "Второе приближение" в Киеве знают гораздо меньше, хотя в прошлом году им довелось выступить в Лавре. Как всегда, первые две пьесы вводили зал в соответствующее музыке состояние, а затем наступило абсолютно точное понимание. Кроме зала, повышенное внимание воцарилось и за кулисами. Владимир Соляник заметил, что наконец-то повеяло свежим музыкальным ветром, а Вячеслав Горский сказал, что стоило приехать в Киев, чтобы услышать такую невероятную музыку, ведь в Москве "Второе приближение" слышно не часто. Состояние изменилось лишь, когда на сцене появился наш старый заокеанский знакомый Майк Эллис. Майк (тот самый, который Мордвинофф) приехал с баритоном и сопрано, с помощью которых вволю помузицировал соло и был принят, как и полагается американскому музыканту. Финал концерта был отдан увеличенному "Второму приближению" с Майком. Самого Майка потрясло вручение ему, как и остальным участникам фестиваля, диплома "за вагомий внесок у розвиток джазового мистецтва в Украiнi". У него такого никогда не было, да и не могло быть.
Андрей ПушкаревВ тот же день выступали еще два ансамбля. Один молодежный "Night Groove", включивший в программу "Bag's Groove" и сочетавший хардбоповые стандарты и босса-нову, пропетые музыкальным (но не более того) скэтом молодой вокалистки Юлии Ромы. Второй, наоборот, представлял опытный пианист слишком явно академического происхождения Вячеслав Полянский. В этом составе все время происходили кадровые перестановки - известная на Украине вокалистка Наталия Гура, еще один пианист, сын Вячеслава - Тимур. Но настоящий интерес вызвал лишь вибрафонист очень хорошего класса Андрей Пушкарев. Его участие (в прошлом) в латвийской "Кремерате" Гидона Кремера, т.е. в ансамбле академического толка, не только не испортило джазовый дух, наоборот - придало особую изысканность его соло.
Третий день открывали дети. Выученный диксиленд из детско-юношеского центра Дарницкого района Киева исправно исполнил полагающиеся стандарты и подтвердил лояльное отношение к джазу органов народного образования, что приятно. Дальнейшее приятствие исходило от состава, представленного Владимиром Соляником - "Киев Арт Ансамбля". Авторские композиции участников квартета оказались действительно артом, т.е. искусством с глубоким и часто неторопливым размышлением за роялем, поддерживаемым флейтой Владимира Зиньковского. Зиньковский, музыкант, живущий в США, очень тактично вписывает флейтовое звучание в общую партитуру, напоминая местами Чарлза Ллойда, а иногда подсаживается к фортепиано и играет какой-нибудь типичный американский стандарт. Вообще, ансамбль имеет интернациональный характер в смысле места жительства. К примеру, барабанщик Алексей Фантаев приехал из Израиля, а вместо американского басиста Арне Арнаутоффа приехал, но из Харькова, знакомый нам по "Джазовой провинции" Денис Дудко.
Трио Энвера ИзмайловаКонтрастом к "Киев Арт Ансамблю" было ярчайшее выступление трио Энвера Измайлова. Я уже писал о потрясении, которое испытывают слушатели от трио, в связи с фестивалем в Уфе. 
Энвер Измайлов А здесь еще все трое - Энвер, Рустем Бари и Наркет Рамазанов - были в восточных халатах. Но это шутка, как, впрочем, и значительная часть их выступлений. И в самом деле, потрясает уровень профессионализма в сложнейших ритмических рисунках, мелодических переплетениях восточной музыки, виртуозное владение гитарой, перкуссией и флейтой. И это притом, что эта сложность не ощущается. Это и есть высшее проявление профессионализма.
Вячеслав ГорскийОднако наши читатели прекрасно знают всех гостей фестиваля, приехавших издалека. Киевляне еще и отлично знают Энвера, ведь он бывает в Киеве не реже раза в месяц. Несколько хуже, но знают и Вячеслава Горского. Это фигура легендарная - "Арсенал", "Квадро". Слава и сейчас предложил слушателям путешествие в свой мир фанка, джаз-рока, арт-рока. Он был романтичен, энергичен, он много рассказывал о своем составе и его истории, совершенно справедливо настаивая на великолепной подготовке своих музыкантов - бас-гитариста Алексея Лебедева и барабанщика Руслана Капитонова. Ритм был классный, соло искусные, с разными фенечками и подначками.
Народ, досидевший до конца длиннющего концерта, был доволен. Немало там было и музыкантов, которым все это слушать совершенно необходимо, потому что без фестивалей, без музыкального общения, без таких встреч джаз не бывает. Можно сколько угодно вариться в собственном соку и даже радоваться собственным успехам. Но прогресс идет только в общении, которое кто-то должен организовать. Этому "кто-то" - огромная благодарность. Ведь важнее всего - инфраструктура, но об этом я уже говорил в начале.

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский
фото: Александр Иванов,
Анатолий Силентий

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service