Выпуск # 9-10
2002 |
Хэдлайнеры: Vienna Art Orchestra и Jan Garbarek Group
IV фестиваль "Богема Джазз", 21-26.05.2002 |
|
В этом году фестиваль "Богема Джазз" пройдет в Москве уже в четвертый раз (21-26 мая). Фестиваль вырос. И естественным решением стало пригласить к участию не просто европейских музыкантов, а лидеров европейского джаза.
21 мая IV фестиваль "Богема Джазз" откроет выступление в зале Московского Дворца молодежи легендарного австрийского коллектива -
Vienna Art Orchestra.
"Венский художественный оркестр" существует уже четверть века. Его бессменный лидер Матиас Рюэгг приехал в Вену из Швейцарских Альп в середине 70-х, чтобы играть джаз (он был тогда сольным пианистом). Там он встретил другого горца, родом из снежной Каринтии (юг Австрии) - саксофониста Вольфганга Пушнига. Их дуэт быстро превратился в трио, которое, в свою очередь, переросло в квартет... Так родился оркестр, первый из более чем 30 альбомов которого, "Tango From Obango", вышел в 1979 г.
Оркестр стремительно взлетел к славе, причем не только в Европе, но и на родине джаза: уже к середине 80-х он занимал ведущие места в опросе критиков авторитетнейшего джазового журнала
Down Beat, который выходит в Чикаго. Сформировавшийся к тому моменту уникальный стиль VAO включал огромное количество разных элементов, от джазовой традиции до европейской классики и фольклора, и все это было замешано на таланте Рюэгга - композитора, руководителя и главного аранжировщика оркестра.
Для своих развернутых, эпических альбомов, зачастую целиком посвященных творчеству одного композитора, венцы выбирали строго определенный материал. Постепенно выкристаллизовалась своеобразная "кольцевая" формула: оркестр подбирал музыку американских джазовых композиторов, на которых оказала влияние европейская классика (Дюк Эллингтон, Чарлз Мингус, Эрик Долфи) и исполнял эту музыку в аранжировках, в которых опять-таки отчетливо чувствовалось влияние европейской классики. Были и "программы наоборот": музыка европейских композиторов (причем очень разных - от Эрика Сати до Иоганна Штрауса), аранжированная, как джаз.
Vienna Art Orchestra на сцене - это не только музыка, это и мощное шоу. Каждый концерт "Художественного оркестра" - это сложная и впечатляющая постановка. Например, та программа, что они привезут в Москву - "Centenary Journey" ("Путешествие сквозь столетие") - это музыка двух участников оркестра, Матиаса Рюэгга и Томаса Ганса, представляющая собой своего рода музыкальную энциклопедию XX века, от пароходов на Миссисипи и борделей Нью-Орлеана до сокрушительной мощи джаз-рока 70-х и ошеломляющего многообразия дня сегодняшнего; вся программа идет в сопровождении светового и слайд-шоу, иллюстрирующего десятилетия минувшего века.
"Венский художественный оркестр" сейчас - это 21 человек основного состава плюс два "ассоциированных члена", один из которых - наш соотечественник, валторнист
Аркадий Шилклопер. Каждый - не только оркестровый музыкант, но и интересный солист, зачастую имеющий свои собственные проекты и альбомы: и виртуозный контрабасист Георг Брайншмид, и гитарист из Бразилии Алегре Корреа, и саксофонист Хэнк Градишниг, и тубист-тромбонист Адриан Меарс... Лидер же, Матиас Рюэгг (кстати, во всей рекламной продукции оркестра его имя и фамилия пишутся принципиально с маленькой буквы!) - не только руководитель оркестра, но и директор самого известного в Вене джазового клуба "Porgy and Bess".
23 мая в том же зале МДМ будет выступать музыкант, которого, вероятно, можно назвать самым известным в мире европейским джазменом - именно европейским, то есть и живущим, и работающим в Европе, а не в США. Это - саксофонист, чье творчество повлияло на сотни музыкантов по всему миру. И при этом его творчество носит не просто индивидуальный, а глубоко европейский по духу и по смыслу характер.
Ян Гарбарек родился в Норвегии и в 14-летнем возрасте услышал по радио игру величайшего саксофониста 50-60-х годов - Джона Колтрейна. Он был заворожен. Первым делом он купил самоучитель игры на саксофоне - так что, еще не имея собственно инструмента, уже знал позиции пальцев при игре. Сам он говорил: "Когда у меня появился саксофон, я уже был хорошо к этому подготовлен. Мое желание играть не знало границ".
Юный Гарбарек впитывал новое, как губка. Он узнал что его первый кумир - Колтрейн - интересуется восточной музыкой. Он сам начал слушать ее - и ему открылся новый музыкальный мир, о существовании которого он раньше не подозревал. Он следил за дрейфом Колтрейна в сторону джазового авангарда - и начал слушать виднейших представителей поисковых направлений джаза, причем некоторые из них оказали на него огромное влияние (например, Алберт Эйлер). Больше того, в те времена - в первой половине 60-х - в Норвегию приезжали многие крупные джазовые музыканты, и Ян слушал их всех, и даже добивался возможности чему-то у них научиться. Особенно впечатлил его Дон Черри, который соединял радикальный фри-джаз и влияния фольклорной музыки со всего мира. Но самую большую роль в творческом становлении норвежской звезды сыграл американский пианист, композитор и теоретик Джордж Расселл, который не только приглашал 18-летнего Яна участвовать в своих записях, но и терпеливо просвещал его.
Новая эра для Гарбарека началась в 1969-м: он познакомился с западногерманским продюсером Манфредом Айхером, который начинал создание собственного лейбла и приехал в Норвегию в поисках талантов. Первый альбом Гарбарека на ECM, "Afric Pepperbird", вышел в 1970 и знаменовал собой рубеж не только в личной истории Яна, но и во всем европейском джазе: молодые норвежцы с их нешаблонным мышлением, свежим звуком и ошеломляющим потоком идей буквально ворвались на мировую сцену, на долгие годы став основной творческой силой фирмы Айхера, ECM - которая, в свою очередь, почти на два десятилетия превратилась в главную силу в европейском джазе.
Творчество Гарбарека на многие годы определило направления, в котором двигалась значительная часть джазовых музыкантов не только в Европе, но и в других частях света: он одним из первых начал соединять импровизационный язык джаза с музыкальным фольклором собственной страны. Начав исследовать подлинный, "корневой" фольклор Норвегии, он был поражен тем, что буквально в нескольких километрах от современного Осло можно услышать тысячелетние мелодии и древнейшую технику пения, имеющие генетическую связь с древней и современной музыкой столь отдаленных регионов, как Малая Азия и даже Индия. Выяснилось, что в узких горных долинах Норвегии почти нетронутым хранится колоссальное богатство древней музыки, передаваемой изустно из поколения в поколение - и, погрузившись в этот мир, Гарбарек соединил его с музыкальным языком современности, излагая исконные напевы Северной Европы в самой современной исполнительской технике с использованием самых необычных, новаторских приемов игры. Записанные в фантастически красивом звучании, характерном для продукции ECM, эти работы стали определяющими для целой эпохи. Но не только норвежский фольклор воодушевлял Яна: сотрудничая с музыкантами из разных стран, он старался проникнуться музыкальным наследием тех культур, из которых они вышли. Индийский скрипач Лакшминараяна Шанкар был поражен тем, насколько легко норвежец овладел сложнейшим строем индийской музыки, а чешский басист Мирослав Витоус для сотрудничества с Гарбареком написал отчетливо славянские мелодии и был обрадован тем, насколько "славянской" оказалась игра Яна на этом альбоме (впрочем, неудивительно: хоть Гарбарек и норвежец, в нем есть немалая доля польской крови).
В более поздние годы Гарбарек увлекся идеей соединения импровизационого саксофона и звучаний академической музыки - как классической, так и современной. Увязывая все это со своим интересом к этническим культурам, он включает в свои альбомы записи, сделанные с грузинскими, эстонскими, греческими, индейскими музыкантами. Но главным его проектом все же остается Jan Garbarek Group, коллектив, с которым он на протяжении десятилетий выступает на фестивалях по всему миру - именно с ним он приедет в Москву. В составе - выдающийся контрабасист из Германии Эберхард Вебер, с которым Гарбарек сотрудничает с 1974 г. На барабанах - уникальная датчанка Мэрилин Мазур, в чьих жилах поровну польской и афроамериканской крови, одна из самых интересных и экстравагантных барабанщиц современного джаза. Наконец, на клавишных - немец Райнер Брюнингхауз, записывающийся с Гарбареком с 1988 г.
И это далеко не все, что предложит фестиваль "Богема Джазз" московской публике. 22 мая в зале Центрального Дома художника - День французского джаза, музыкантов на котором будет представлять французский трубач Ален Брюнэ (специальный гость - российский пианист Даниил Крамер). 24 мая там же - День латиноамериканского джаза, который представит создатель первого в истории российско-бразильского джазового проекта - петербургский пианист Андрей Кондаков (планируется участие звезд бразильского джаза, включая выдающегося трубача Клаудио Родити). 25-го свой день представит выдающаяся авангардная певица Валентина Пономарева... Короче говоря, программа четвертого фестиваля "Богема Джазз" получается не просто насыщенной - очень интересной. А главное, это - совершенно необычный, нешаблонный угол, под которым нам предлагается взглянуть на современную импровизационную музыку.
|
|
На первую
страницу номера |
|