ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 5
2002
Саксофонная мафия раскидывает щупальца
Сергей Летов, Юрия Яремчук, Николай Рубанов"Все началось с того, что Коля купил бас-саксофон. И мы решили, что нужно собрать квартет". Именно так объяснял появление "Саксофонной мафии" (сокращенно - сакс-мафия) Сергей Летов. 
В отличие от сицилийской или нью-йоркской, мафии этой регионализм не свойственен: кроме москвича Летова и питерца Николая Рубанова в ней участвуют вологжанин Эдуард Сивков и львовянин Юрий Яремчук. 3 февраля эта мафия впервые появилась перед публикой в хорошо подходящего для подобных дебютов "Доме".
Первое же впечатление - выглядит сакс-мафия замечательно. Каждый музыкант использовал, в том числе и в одной пьесе, по два-три инструмента, так что вся сцена была завалена и заставлена "медью". Были использованы все виды саксофонов - величественный бас, за который Рубанов садился как за арфу, баритоны, тенор, альт и похожий на дудочку сопрано, с которым Летов проделывал свои привычные пластические упражнения. 
Сергей ЛетовВообще-то ансамбль разных по регистру однотипных инструментов - не редкость. Струнный квартет - академичнейший жанр, для него еще Гайдн писал. Трио щипковых, т.е. ритм-, соло- и бас-гитара, за последние 40 лет просто стало стандартом в музыке определенного жанра (даже как-то забылось, что произошло это в решающей степени с легкой руки покойного Джорджа Харрисона).
Николай Рубанов и бас-кларнетНо квартет язычковых духовых (кроме бас-саксофона Рубанов играл еще на бас-кларнете) имеет свои особенности. Самая очевидная из них - эти инструменты, в отличие от той же ритм-гитары, не так приспособлены для ведения ровного аккомпанемента. Поэтому все десять исполненных композиций (плюс один бис) отличались резко акцентированным ритмом, который вели не только рубановские басы, но и, когда он солировал, баритоны Летова или Сивкова. Сивкова - в большей степени. 
Впрочем, в первую очередь, дело, конечно, в том, что все четверо музыкантов слишком ярки, чтобы просто быть аккомпаниаторами, особенно в таком малом составе. У всех четверых свой резко выраженный индивидуальный стиль, проявляющийся и в собственных пьесах, и в их соло в пьесах коллег. 
Юрий ЯремчукДве композиции Яремчука, "Кото" и "Кото-2", вполне отвечали своему названию (кото - японская арфа или, вернее, цитра - ред.), будучи по-восточному медитативными. 
Три композиции Сивкова и одну - Рубанова трудно с первого раза охарактеризовать точнее, чем "новая импровизационная музыка". Пожалуй, рубановская пьеса звучала агрессивнее, а сивковские были более "этноджазовыми". Одна из них так и называлась - "Этно.Ru". 
Но больше всего композиций - пять (четыре в сете и бис) принадлежали Сергею Летову, которого непременный церемониймейстер "Дома" Николай Дмитриев представил как "пионера отечественного фри-джаза". Не совсем сообразно этому представлению, Летов предложил не авангардные, а вполне традиционные пьесы из недавнего репертуара "ТриО" и из своих театральных проектов. 
Сергей Летов - Юрий ЯремчукВпрочем, я догадываюсь, что Сергей пошел на это неспроста: поймав четко выраженные темы, остальные музыканты зашлись в импровизациях. Особенно впечатляющим оказалось совершенно рoковое соло Рубанова в конспирологической "Пентаграмме" (недаром все-таки его "основное место работы" - "Аукцыон"). 
Кстати, лидер "Аукцыона" Леонид Федоров тихонько сидел в зале со всей семьей. Сын увлеченно читал "Гарри Поттера", не обращая никакого внимания на доносящиеся со сцены рулады. 
Окажется ли сакс-мафия бессмертна? Посмотрим. Во всяком случае, в ближайшие месяцы новоявленные мафиози намерены регулярно выступать, а Сергей Летов хочет завести на своем сайте посвященную квартету страничку. Значит, концерт этот был не разовый. Только вот отчего же на сайте "Дома" он называется "Саксофоном по безнадежью"?

Михаил Визель
фото автора

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service