"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 36 (138) -
14 ноября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Джазовые вебсайты в Интернете обуяла эпидемия трансформаций.
Началось с того, что больше месяца назад перестал обновляться сайт старейшего в мире джазового журнала - чикагского
Down Beat. Журнал и так вышел в Сеть позже всех остальных крупный джазовых изданий - только в 1999 г. Оказавшись наконец в Сети, он сразу пошел дальше многих других бумажных собратьев, предложив впечатляющий набор ресурсов по артистам (не по всем, конечно, и не такой исчерпывающий, как на энциклопедическом
All Music Guide), огромное количество оцифрованных статей из прежних выпусков (начиная прямо с 1936 г.), довольно подробные, хотя и заметно сокращенные по сравнению с печатной, электронные версии текущих номеров и массу других полезных вещей.
Однако с самого начала нынешний редактор "Даунбита" Джейсон Корански говорил, что они вовсе не рассчитывают что-то заработать своим сайтом, наоборот - готовы терять на нем деньги, но будут искать наиболее эффективные формы его работы.
И вот, не обновляясь несколько недель, сегодня сайт "Даунбита" сменился строгой, чуть более стильной, нежели прежние страницы, картинкой, которая сообщает, что сайт закрыт на реконструкцию и должен открыться в новом виде к Новому году - что в Интернет-бизнесе, в нынешнем его невеселом состоянии, означает "когда-нибудь в январе или даже феврале".
Встревоженный, ваш покорный слуга сходил на несколько других привычных адресов. Что за притча? Радикально изменился дизайн сайта нью-йоркской джазовой радиостанции
WBGO, да и структура сайта. Надо признать - к лучшему.
Пошел на сайт джазового радио, обслуживающего округу Сан-Франциско - та же картина: радикально новый дизайн и значительное улучшение структуры (хотя богатством контента этот сайт как не мог похвастаться, так и не может.
У прямых конкурентов "Даунбита" - журнала
"Jazziz" - прежняя симпатичная картинка-навигатор, во много раз уменьшенная, сохранилась просто как украшение заглавной страницы сайта, зато при обращению к адресу журнала загружается здоровенный flash-мультик, и все в целом стало резко современным и мооодным - хотя контент не особенно обогатился, и прежняя тревожно-сиреневая палитра почти не изменилась.
Сменился дизайн и навигация у последних останков когда-то царившего в джазовом Интернете Jazzcentralstation, ныне превратившихся в скромный
джазовый прилавок сетевого магазина CDNow!. Нельзя ни признать, что стало функциональнее, удобнее, лучше.
От души начало отлегать: может, это означает, что функциональнее и лучше станет и Down Beat, раз уж такова общая тенденция?
Заодно сходил на сайт третьего крупного американского джазового журнала,
Jazztimes: нет, тут вроде радикальных изменений нет, хотя дизайн тоже поменялся.
И что-то руки, надо признаться, зачесались.
|
|
|
Как это
было
в Москве |
13 ноября в "Ле Клубе" началась серия из пяти концертов фанкового гитариста и вокалиста Хайрема Баллока, которая продлится до 17 ноября.
Баллок уже выступал в "Ле Клубе" со своим трио в марте этого года (см.
#9) и уже тогда произвел очень сильное впечатление. На этот же раз он приехал с новой программой, представляющей его новый альбом "Color Me", только что вышедший на лейбле JVC Japan. Это его первый сольный альбом за четыре года (предыдущий, "Carrasco", выходил на Fantasy в 1997-м).
Сам новый альбом на момент написания этого материала все еще не был доступен, так как при прилете в Москву Баллока и его группу подстерегала милая неожиданность, столь часто случающаяся с теми, кто летит в Россию: их багаж не прибыл, и его обещали доставить только на следующие сутки. Кстати, для группы это означало не только отсутствие возможности представить собственно альбом, но и необходимость выступать в том, в чем они были: концертная одежда тоже находилась в багаже. Более того, значительная часть концертного оборудования также отсутствовала. И тем не менее музыкантам удалось и звук выстроить очень качественный, и энергетику создать столь значительную, что воздух в зале время от времени начинал дрожать, как на рок-концерте - не от громкости, от эмоций, передаваемых музыкой.
Баллок приехал с тем же барабанщиком, что и в марте - Джереми Гэдди.
Добавить к уже сказанному тогда
особенно нечего: барабанщик отличный.
Басист был другой - Стив Логан, обладатель удачно дополняющей сверхчувственную гитару Баллока изысканной и тонкой манеры игры на бас-гитаре и не слишком сильного, но верного и приятного голоса, который удачно влился в трехголосие группы (участники разных составов трио Хайрема Баллока обычно не только хорошо играют, но и хорошо поют, значительно расширяя тембровую палитру группы).
Баллок играл много разной музыки (кстати, не слишком часто пересекаясь с мартовскими концертами). Видно было, что из-за трюков с багажом музыкант несколько раздосадован и заранее поставил крест на первом концерте серии, так что время от времени, явно дурачась, он принимался играть и петь всякую разностилевую всячину, которую группа не поддерживала - то ли не знали (хотя такого уровня, как участники три Баллока, музыканты обычно могут играть все), то ли не хотели.
Так между "серьезными" авторскими номерами прозвучали спетые и сыгранные Хайремом сольно "Autumn Leaves", песенка из репертуара рок-группы Police "Every Breath You Take" - закончив ее, Хайрем одобрительно заметил: "wow, that was fun!" - и тут же уморительно серьезно спел "Blackbird" c "Белого альбома" The Beatles, украсив его, в противовес сахарно-лиричному оригиналу Пола Маккартни, разнообразными блюзовыми вокальными украшениями.
Впрочем, явно внестилевые номера игрались и всей группой. В какой-то момент Хайрем весьма традиционным способом пропел две первые строки "A Night In Tunisia", только вместо "...in the desert" ("в пустыне") спел "...in the forties" ("в сороковые годы") - и вдруг поперек тональности и размера заявил: "а мы теперь вот как это сыграем!" - и грянул свирепый блюз-фанк, в котором, тем не менее, без труда угадывалась тема бессмертного стандарта . Но здесь все было, конечно, по делу, даром что фанк он играет в динамическом и тембровом диапазоне от нежнейшей баллады до зубодробительного "тяжелого металла", от которого трясутся стены (что-то похожее на тему этого же стандарта Баллок записал на своем предыдущем альбоме). Зато следующим номером последовал номер Боба Марли "I Shot The Sheriff", вполне убедительно продемонстрировавший жизнеспособность сложносочиненного стилистического гибрида "джаз-регги-метал-фанк" (если можно такое представить) и при этом стопроцентно инструментальный: спето не было ни одной ноты, хотя в отличие от "Туниса" обе канонические версии этой песенки (и автора, и Эрика Клэптона) неотделимы от ее острополитического и совсем не политкорректного текста.
Но были и тексты, и много: Хайрем с группой пел песни со своего нового альбома, по котором (в отсутствие собственно альбома) можно умозаключить, что запись эта стилистически весьма далека от предыдущей пластинки и джазовой может быть названа ну разве что в очень, очень широком смысле: это густо замешанный на фанке и блюзе, при этом гармонически достаточно богатый (что для обеих составляющих - почти что нонсенс!), с интересными, нешаблонными текстами, обогащенный джазовой фразеологией инструментальных (да и вокальных) соло... рок.
Представляю, как фыркают сейчас ревнители джазовой чистоты. Ну и пожалуйста: что бы это ни было стилистически, тех самых "мурашек кожаных", присутствие которых "Полный джаз" еще года три назад обозначил как почти непременное следствие факта сотворения в твоем присутствии акта Настоящей Музыки, автор ощутил с избытком и теперь прилюдно, с поклоном и снятием шляпы, готов признаться в своей необъективности и явной предрасположенности к тому, что на московской сцене слякотным ноябрьским вечером делал Хайрем Баллок.
Да, никакого особенного шоу не было: артист был в не слишком чистой майке, устал, раздражен, время от времени принимался глуповато приплясывать, уходил от микрофона, чтобы петь напрямую в аудиторию или играть, присев на край сцены. А музыка - была. Кстати, почти никого из наших гитаристов (кроме Игоря Золотухина) в зале не было, а зря: невероятной технической свободе и трудновообразимому темброво-динамическому диапазону его игры можно не просто позавидовать - можно и нужно учиться, хотя повторить это, конечно, невозможно. Это тот, увы! - нечастый случай, когда техническая свобода исполнителя идет рука об руку с его абсолютной творческой состоятельностью, образуя не очередную машину для быстрого извлечения нот, а Личность в лучшем смысле этого слова.
Я имею в виду не ту личность, которую представляет собой Баллок-человек. Не сомневаюсь, что у человека Баллока полно недостатков и т.п. Я имею в виду личность Баллока-музыканта. Это величина редкого масштаба. И это, безусловно, надо видеть, особенно учитывая, что он играет в "Ле Клубе" по субботу включительно.
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
|
Что
намечается:
московские анонсы |
30 ноября и 1 декабря в Центре искусств Центрального Дома художника компания "Богема Мьюзик" и журнал Music Box представляют фестиваль гитарной музыки, который соберет на одной сцене гитаристов разных поколений и разных направлений - от джаза до классики, от рока до этнической музыки.
Среди участников фестиваля - звезда этно-джаза, изобретатель оригинальной двуручной техники игры на электрогитаре
Энвер Измайлов (Крым), гитарная звезда российской рок-музыки Дмитрий Четвергов,
рок-гитарист Темур Квителашвили,
молодой джазмен Олег Мациевский,
мастер классической акустической
гитары Александр Виницкий, российская
гитарная суперзвезда Иван Смирнов,
энтузиаст двуручного тэппинга Дмитрий Малолетов и др.
Подробности...>>>>
Ведущий концертов - Павел Ивашкин, техническое обеспечение - фирма O.K. & Co.
Справки по тел.: 973-7101 (Boheme Music).
20 ноября в Концертном зале им. Чайковского в рамках абонемента петербургского музыковеда Владимира Фейертага пройдет концерт биг-бэнда
Игоря Бутмана, который будет посвящен 40-летию лидера оркестра и озаглавлен "40 лет. И без ностальгии". Имеется ли в виду, что оркестр не будет исполнять суперпопулярную тему "Ностальгия", ставшую визитной карточной оркестра - неизвестно. Кстати, видеоклип "Ностальгия", о попадании которого в хит-парад канадского музыкального телеканала
Bravo! Canada мы писали в
#28, пару недель назад в этом самом хит-параде поднимался аж до 2 места (сейчас, правда, на 14).
|
|
|
Джазология |
Сегодня мы продолжаем публикацию интересного исследования одного из постоянных авторов этой рубрики Владимира Коровкина, в котором автор пытается не просто найти новый взгляд на джаз как на эстетическое явление, но сменить, не больше не меньше, парадигму взгляда на это искусство...>>>>
|
|
|
Судьба |
Сегодня мы завершаем публикацию материала, посвященного не одной судьбе, а целому конгломерату судеб - а именно, судьбам живущих в Израиле джазовых музыкантов и энтузиастов, переехавших в эту страну из бывшего СССР. Ее автор, Георг Искендер, далек от стремления к энциклопедичности: он просто описывает то, что видел и слышал сам, создавая яркую, насыщенную любопытными деталями картину жизни "бывших наших" джазменов на Святой земле...>>>>
|
|
|
Книги |
Презентацией, состоявшейся 12 ноября в Санкт-Петербургской Государственной Филармонии джазовой музыки, было отмечено событие, воплотившее в жизнь идею, витавшую в умах многих "джазоведов", но осуществленную
Владимиром Борисовичем Фейертагом при поддержке издательства "Скифия" - рождение первой российской энциклопедии джаза "Джаз. XX век" (70 п. л., тираж 3000 экз., в твердой обложке).
Радостными "эвергринами" приветствовали весомого во всех отношениях новорожденного маститые петербургские коллективы: кларнетист Геннадий Гольштейн и его друзья, ансамбль п/у саксофониста Олега Кувайцева, диксиленд Алексея Канунникова, трио Давида Голощекина. Выступали и молодые - трио контрабасов во главе с Русланом Хаиным и трубач Иван Васильев со своим бэндом.
Рассказывающий о судьбах более чем 1000 музыкантов, в том числе и российских, этот труд поможет широкой читательской аудитории восполнить прорехи в разрозненных и обрывочных знаниях о джазе.
|
|
|
А
в это время
за бугром... |
Чешская певица Ива Биттова
(в середине октября выступавшая в
Москве на фестивале "Опасные связки"
- ред.) в конце октября заявила, что ее сильно задели публикации в пражских бульварных газетах "Blesk" и "Super", которые прошлись по прошлому ее друга-словака, шансонье Рихарда Мюллера, и о его отношениях с Биттовой. Реакцией на это стала отмена всех ее концертов в Чешской Республике. "Эмбарго" было наложено как раз в тот момент, когда на полках магазинов появился ее новый альбом " Cikori", и интерес к скрипачке-вокалистке из моравских Лелековиц в очередной раз сильно возрос. Уход Биттовой сильно ударил по культурной сцене республики.
Понятно, что от этой акции сильнее всего пострадали невинные поклонники Биттовой, ее же собственная аргументация проста: мы все тупеем чем дальше, тем сильнее. "Представьте, что мы все живем в маленькой деревне, где пытаешься что-то сделать: оживить старые традиции или занимаешься с детьми... Даже если у вас что-то получается, трудно пробить этим понимание остальных. Я не могу ходить от дома к дому и рассказывать, что правда, а что ложь. Моя реакция на это - исключительно для того, чтобы те, кого это касается, поняли, как сильно могут задеть подобные выпады в прессе, что из-за этого я не могу сосредоточенно работать, как раньше."
Права она или нет, но своим поступком ей удалось втянуть в эту историю не только своих рядовых поклонников, но работников и организаторов всей культурной жизни Чехии. Что для всех нас означает ее уход со сцены?
Биттова представляет в чешском обществе, прежде всего, первоклассный источник вдохновения.
И ее последний проект "Cikori" отражает это в полной мере. В этой записи вместе с давним другом Владимиром Вацлавком она объединила многих молодых чешских джазменов, которые именно благодаря ей вышли на новый уровень в своем творчестве. "Cikori" был не единственным новым альбомом Биттовой в этом году. Еще весной она выпустила "Echoes", где она сольно исполнила на флейте произведения немецкого композитора Андреаса Крепера.
Нам, поклонникам Биттовой, остается пока только слушать ее альбомы, что тоже не так просто, потому что не в каждом музыкальном магазине можно найти ее диски. Что очень жаль - ведь на сегодняшний день это действительно одна из немногих чешских звезд мирового масштаба. Минимально это доказывает ее совместное творчество с такими людьми, как японский танцор Мин Танака, британский авангардист-мультиинструменталист Фред Фрит или режисер
Питер Гринуэй. Биттова завалена приглашениями на разные международные фестивали в Европе, Америке и Японии. Не случилось бы так, что когда-нибудь она осядет где-то в Нью-Йорке, Амстердаме или Токио в надежде, что в тех местах ее хрупкая фигура не будет особенно привлекательна для тамошней желтой прессы.
Антон Ширяев
По материалам еженедельника "Reflex"
10 ноября в рамках джаз-фестиваля в Касселе (Западная Германия) выступали российские коллективы - московский проект "Второе приближение" и петербургская группа Doo Bop Sound. Вот как их выступление описывает местная пресса...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 13 ноября (США) |
- Anschell, Bill: When Cooler Heads Prevail, Summit 311
- Armstrong, Louis: Blues Heritage, Ember 846
- Barenbregge, Pete: PF Flyer, Summit 312
- Barron, Kenny: Lemuria-Seascape - переиздание, Candid 79808
- Beets, Peter: New York Trio, Criss Cross 1214
- Bender, Joan: Star Eyes, Orchard 801601
- Bushkin, Joe: Piano Moods/After Hours - переиздание, Collectables 7402
- Carlton, Larry: Deep Into It, Warner Brothers 48006
- Connor, Chris: Chris in Person/Sings George Gershwin - переиздание, Collectables 6887
- Ellis, Anita: Him [Bonus Tracks] - переиздание, Collectables 7446
- Ellis, Anita: I Wonder What Became of Me [Bonus Tracks] - переиздание, Collectables 6891
- Emerson, Vicky: Winter Moment, Orchard 801554
- Evans, Orrin: Blessed Ones, Criss Cross 1213
- Getz, Stan: Cabu Collection, Masters of Jazz 8026
- Goodman, Benny: Jazz After Hours, Jazz After Hours 200021
- Goodman, Benny: Benny In Brussels, Vol. 1/Benny in Brussels, Vol.2 - переиздание,
Collectables 6897
- Gordon, Wycliffe: What You Dealin' With, Criss Cross 1212
- Goulart, Eli: Bicho Do Mato, Unique 53
- Harrow, Nancy: Wild Women Don't Have the Blues - переиздание, Artists Only 79008
- Ho, Christopher: Lifetime - переиздание, Merrimack 11013
- Holiday, Billie: Lady Day, Vol. 3, Magnum Collectors 34
- Holiday, Billie: Lady Sings, Proper 1026
- Hopper, Hugh: Huge - переиздание, Shimmy Disc 584
- Jones, Quincy: Walk on the Wild Side, Music Deluxe 18
- Kelly, Wynton: In Concert - переиздание, Collectables 7141
- Mann, Herbie: To Birdland and Hurry, Starburst 1041
- Matthews, Marcus: All I Want, Artemis 872474
- Metheny, Pat: Parallel Universe, Starburst 1042
- ODay, Anita: Cabu Collection, Masters of Jazz 8027
- OFarrill, Chico: Afro Latin Groove, Bongo 22006
- One for All: Live at Smoke, Criss Cross 1211
- Parker, Charlie: Flying High: Live in New York, Arpeggio Jazz 14
- Person, Houston: Blue Velvet, High Note 7090
- Pohjola, Mika: Myths & Beliefs - переиздание, GM 3032
- Quarrington, Tony: Deep River, Cordova Bay 222
- Schfvilkus: Genrealization, Paras Recording 1120
- Shaw, Woody: Woody Shaw Live, Vol. 2, High Note 7089
- Simone, Nina: Live & Kickin' - переиздание, Meteor 34
- Strayhorn, Billy: Cabu Collection, Masters of Jazz 8028
- Threadgill, Henry: Everybody's Mouth's a Book - переиздание, Pi. Recordings 1
- Threadgill, Henry: Up Popped the Two Lips - переиздание, Pi. Recordings 2
- Vargas: You Perfect Stranger, Orchard 801534
- Various Artists: KYOT 95.5: Sampler, Vol. 7, Kyot 3002
- Vaughan, Sarah: Young Sassy, Proper 1027
- Vaughan, Sarah: Cabu Collection, Masters of Jazz 8029
- Vibraphonic: Vibraphonic 2 - переиздание, Acid Jazz 118
- Washington, Dinah: Cabu Collection, Masters of Jazz 8030
- WPG Trio: Small Medium and Large, Severn 13
|
В продаже
с 14 ноября
(США) |
- Adderley, Cannonball: Know What I Mean? - переиздание, Riverside 9433
- Baker, Chet: Chet Baker in New York - переиздание, Riverside 1119
- Blakey, Art: Caravan - переиздание, Riverside 9438
- Crawford, Hank: Best of Hank Crawford and Jimmy McGriff, Milestone 9318
- Evans, Bill [Piano]: Sunday at the Village Vanguard - переиздание, Riverside 9376
- Evans, Bill [Piano]: Portrait in Jazz - переиздание, Riverside 1162
- Jackson, Milt: Bags Meets Wes! - переиздание, Riverside 9407
- Monk, Thelonious: Monk's Music - переиздание, Riverside 242
- Monk, Thelonious: Brilliant Corners - переиздание, Riverside 226
- Montgomery, Wes: Full House - переиздание, Riverside 9434
- Rollins, Sonny: Sound of Sonny - переиздание, Riverside 241
|
|
Радио
и ТВ |
Дмитрий Ухов напоминает о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.
В ближайших выпусках программ Михаила
Митропольского:
"Бесконечное приближение" ("Радио
России",, суббота, 23.10):
- 17 ноября - "Обрядовый танец в джазе и около": Sainkho Namchylak, Ned Rothenberg, The Swingles, Wayne Shorter, Carlos Paredos, Charlie Haden, Egberto Gismonti, Mike Richmond, Apple Tea.
Новый выпуск программы "Джем 5" выйдет на телеканале "Культура" 18 ноября в 22.25. В нем будет показан специально отснятый в студии концерт "Джаз-бас театра"
Алекса Ростоцкого с участием трубача Юрия Парфенова. Это тот самый выпуск новой программы, который снимался первым и о съемках которого мы писали
в #30 за этот год.
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Владимир Коровкин,
Георг
Искендер,
Ольга Коржова,
Елена Насонова,
Тарек Часск,
Антон Ширяев,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG
соб.инф.
Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Георг Искендер,
Алла Бяльская,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|