"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 31 (133) - 10
октября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Опять
к вопросу о крайних точках зрения - разделяемых главным образом
музыкантами, к сожалению. Крайне правый фланг: авангард - это когда не
умеют играть. Крайне левый: творчество в мэйнстриме невозможно. Увы, но
носители первого шарахаются, как от чумы, от любой нешаблонной ноты,
которой не было в той именно пластинке, по которой они учились играть;
носители второго (иногда даже очень умные и в остальном вроде бы такие
здравомыслящие люди), заслышав даже самую изысканную и полную радости,
но - увы - традиционную игру, немедленно скисают, кривятся и идут
курить. Вслед за музыкантами тянутся слушатели, особенно - специфические
слушатели: границы черного и белого (не в расовом смысле, а в смысле
"мое - не мое") пролегают у них еще более причудливо, но и обложены куда
более мощными минными полями и проволочными заграждениями. А там и
коллеги журналисты начинают фыркать при звуках того, что не влезает в их
картину мира, и дорогого стоит, бывает что, их уговорить хотя бы
проявить внимание к предмету. А рабочее поле при этом не расширяется,
нет. Как выходит по миру 50-80 джазовых альбомов в неделю, так и будет
пока что выходить. Как в стране любимой, где найдешь еще такой,
зарабатывают на жизнь джазом две (ну вах, будем джигитами, четыре) сотни
человек, так и будут пока. Что мы делим? - хочется возопить. Но зато при
взгляде на соседние поля сердце оттаивает и успокаивается, как всегда у
русского человека, когда он посмотрит в огород соседу и убедится, что
крапива с лебедой растут там гораздо лучше, чем у него самого. Любители
электронной музыки насмерть рубятся, отказывая друг другу в праве
именоваться любителями не то что электронной, а вообще музыки в том
случае, если у собеседников в списке из десяти имен любимцев (не
известных в мире никому, кроме еще пятнадцати подобных же знатоков)
оказывается больше одного расхождения. Ценители панк-рока цинично
хмыкают, услышав слишком стройные звуки слишком популярной панк-банды
(то есть имеющей не десять, а сто слушателей), и уверяют ссылающегося на
эти звуки как на любимое, что это голимая попса и что настоящий музыкант
должен не только не настраивать гитару, но и не знать, с какого конца по
ней бренчать. Я уж не говорю, каким остракизмам, если не экзорцизмам,
подвергают друг друга знатоки академического авангарда, узнав, что
собеседник - о ужас! - предпочитает ранний пуантилизм поздней
додекафонии. Поэтому утешаться обычно приходится мыслью о том, что нам,
по выражению небезызвестного трирского мавра, все-таки наиболее пристало
"писать повседневную историю современности", а разделения и
противопоставления следует оставить в устной традиции. |
|
|
Как это было
в Москве |
3-6 октября на различных московских
площадках (включая два вечера в "Ле Клубе") выступал южноафриканский
гитарист Филип Табане. Эти выступления состоялись в рамках дней
южноафриканской культуры в Москве. О своих впечатлениях - председатель
Московской ассоциации джазовых журналистов
Дмитрий Ухов:
Официальная
биография южноафриканского музыканта - мультиинструменталиста Филипа
Табане выглядит весьма респектабельно: степень доктора - скорее всего,
почетного, неизвестно когда полученная в университете Венда
(Бантустан). Призы на многочисленных южноафриканских джаз-фестивалях и
конкурсах, начиная с 1958 года. Премия за лучший сингл 1998 года от
Южноафриканского национального банка. В Интернете можно найти ссылки
на несколько дисков доктора Табане (в том числе "Silent Beauty"
немецкой фирмы Erdenklang, в каталоге которой немало и наших
музыкантов- правда, не джазменов, а Михаила Чекалина, Владимира
Мартынова, и даже альбом группы "Мегаполис"). Но в
"Рэдиссон-Славянской" 3 октября на продажу выставили перепечатку
пластинки "Sangoma", записанной аж в 1984 году (которую ваш
корреспондент купил еще в 1990 году в Нью-Йорке). На вопрос, почему
нет последней, означенной в каталогах как "Muhvango", ответили (как
мне показалось, смущаясь), что это - музыка к африканской драме, в
которой значительную роль играют литературный сюжет и текст, который
европейцу понять будет трудно.
Так это или нет, а реально доктор Филип Табане - высокий,
представительного вида африканец (сейчас, в возрасте 63 лет, чем-то
неуловимо напоминающий... Вахтанга Кикабидзе), появился в начале 70-х
сначала в Западной Европе, а потом и в США. В его биографиях это
называется "performed with ..." - и далее следует длинный список от
Чарльза Мингуса и Майлса Дэвиса до Кларка Терри и Хэрби Хэнкока, хотя
на самом деле Филип Табане всего-навсего разогревал публику перед
выступлениями знаменитостей.
Доктор Табане приехал в Москву на дни Южноафриканской Республики,
появился перед публикой на нескольких светских раутах (ваш
корреспондент полностью выслушал концерт в "Рэдиссон-Славянской"
3.10.). Д-р Табане рассказал, что он назвал сначала свою музыку, а
потом и ансамбль - "Маломбо", что на языке венда-сото значит
"(целительный) дух" . Мать музыканта, по его словам, была
целительницей (по-нашему - шаманом), и он просто перенес ее опыт в
музыку.
Табане
- настоящий мультиинструменталист (утверждается, что известный
южноафриканский пианист и саксофонист Бхеки Мселеку стал осваивать
разные инструменты именно по примеру лидера "Маломбо"); он играет на
гитаре (иногда, как Боб Дилан, одновременно с губной гармошкой), мбире
(thumb piano),а также - разных флейтах, с обезоруживающей простотой,
напоминающей не столько о джазе, сколько о минималистском рок-н-ролле
типа Velvet Underground в композиции "Sweet Jane", и поет - слегка в
манере Чака Берри. К традиционной африканской музыке "Маломбо", судя
по всему, относится так же, как двенадцатитактовые рок-н-роллы Чака
Берри или панк-рокеров - к сельскому блюзу. Одно ясно: Филип Табане -
очень яркий представитель устной традиции (которую, действительно,
можно принять за джазовую импровизацию). Впрочем, все жанровые
определения не имеют ровным счетом никакого значения: Табане и его
"целители" - талантливые и артистичные музыканты, артистичные
настолько, что даже пресыщенная джазовыми суперзвездами публика "Ле
Клуба" в течение двух вечеров (5-6.10) с удовольствием слушала
непривычную для себя world music доктора Табане. И даже, говорят,
пускалась в пляс.
Дмитрий
Ухов
8
октября в посольстве Эстонии выступил дуэт саксофониста Виллу Вески и
аккордеониста Тийта Каллусте, показавший московской публике интересный
авторский проект - программу "Голоса
Северных островов", основанную на фольклорных напевах с островов
северных европейских морей - от Балтики до собственно Северного моря.
Среди тем, которые дуэт выбрал для своей программы - фольклор Фарерских
островов (именно там у Виллу и Тийта родилась идея этого проекта),
Готланда, эстонских островов - Сааремаа, Хыйумаа, Кихну и т.д.
Сейчас у дуэта уже две концертные программы на материале островной
музыки, первая из которых вышла в 1998 на CD, предисловие к которому
написал президент Эстонии Леннарт Мери.
Джазовое начало в основном представлял Виллу Вески (возможно, многие
российские слушатели еще помнят его по участию в группе "Авиценна"
клавишника и вокалиста Сергея Манукяна того периода, когда он жил в
Таллинне; в настоящее время, помимо исполнительской деятельности, Виллу
входит в правление Эстонской профессиональной ассоциации музыкантов).
Владеющий внушительным арсеналом разных саксофонов, он тем не менее
использовал альт и тенор всего по разу, а основную часть программы
сыграл на изогнутом сопрано - мягким, теплым, хотя и по-северному
сдержанным звуком. Была, впрочем, и еще одна тембровая краска, кельтская
флейта-уистл (на ней Виллу играл среднюю часть "Molde Canticle" Яна
Гарбарека, обнаружив в саксофонных частях серьезное влияние со стороны
великого норвежца).
Аккордеонист Тийт Каллусте - очень серьезный музыкант, которого джаз
занимает только отчасти. Он - председатель Эстонского аккордеонного
общества и всецело предан своему инструменту, который у него звучит на
грани между современным фольклором и камерной музыкой.
Музыкантов приняли очень тепло, так что они сыграли две пьесы на бис - и
обнаружили изрядное умение играть современное танго "по Астору
Пьяццоле", а главное - яркие эмоции, отсутствовавшие в нарочито
сдержанной, концептуально неброской "островной" программе.
Кирилл
Мошков
|
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем главного московского
джазового визитера этой недели - бразильскую певицу и пианистку Таню
Марию, которая играет в "Ле Клубе" с 8 по 12 октября. Живая, раскованная
и умная - такой она предстала перед журналистами на своей московской
пресс-конференции...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
27-30 сентября в Анапе (российское
побережье Черного моря) прошел первый в этом городе джазовый фестиваль.
С подробностями - наш корреспондент на юге России Ольга Коржова...>>>>
15
октября Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга и JFC
Jazz Club открывают "Джазовый сезон".
Раз в месяц в Капелле будет звучать джаз. Сезон откроется 15 октября
новой программой и представлением диска "Out Line" трио с участием двух
известных питерских музыкантов - Андрея
Кондакова (фортепиано) и Владимира Волкова (контрабас) - и москвича
Аркадия Шилклопера (валторна).
В 1998 году вместе с германским барабанщиком Кристианом Шойбером это
трио выпустило диск "Live
in Norway"; чуть позже в содружестве с вокалистом Сергеем
Старостиным Шилклопер и Волков записали альбом "XIX98"
(оба вышли на лейбле "Богема
Мьюзик"). Новая совместная работа музыкантов - впечатляющий звуковой
ландшафт, на запись которого ушло почти два года.
Справки и аккредитация по e-mail:
Ирена Эверт (продюсер проекта).
Два
тура по России со своими гостями из-за рубежа совершит в октябре и
ноябре живущий в Москве саксофонист Олег
Киреев. В первом туре с Олегом и его группой Music Band будет играть
скрипач из американского Портленда (штат Орегон) Скип Паренте, в
последние два года уже дважды выступавший в России (подробнее о Скипе мы
писали в #3 за этот год). Во
втором туре к Music Band присоединяется живущий в Норвегии бразильский
перкуссионист Селиу де Карвалью, знакомый публике (по крайней мере -
московской) по двум выступлениям на фестивале "Джаз в саду Эрмитаж" в
августе текущего года.
Расписание гастролей:
- Скип Паренте и Олег Киреев:
22.10 - JFC джаз-клуб (Санкт-Петербург)
23.10 - филармония Великого Новгорода
24.10 - клуб "Take five" (Санкт-Петербург)
26.10 - клуб "Звезда" (Самара)
27.10 - Башкирская госфилармония (Уфа)
30.10 - Татарская госфилармония (Казань)
- Селиу де Карвалью и Олег Киреев:
02.11 - Нижний Новгород, Театр Драмы
04.11 - Оренбургская филармония
05.11 - Башкирская госфилармония (Уфа)
|
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
Концерт "Звезды джаза в Кремле",
планировавшийся на 1 ноября (в нем должны были принять участие такие
звезды smooth jazz, как Джордж Дюк, Джо Сэмпл, Дэвид Сэнборн, Роберта
Флэкк и Ал Джарро), перенесен как минимум на апрель. Об этом 4 октября
сообщили организаторы (компания "Росинтерфест"). Сообщается, что ввиду
начавшейся военной операции США против террористов участники концерта
отменили все европейское турне, в рамках которого должен был пройти
концерт в Москве, и "предпочли остаться с Америкой". Сообщается также,
что уже купленные билеты будут действительны на новую дату концерта,
которая будет определена позже.
Подробнее...>>>>
|
|
|
Книги |
9
октября вышла в свет новая книга гитариста
Игоря Бойко - "Импровизация
на электрогитаре", часть IV: "Пентатоника и ее выразительные
возможности". Издатель - К.О.Смолин, "Хобби-Центр".
Книга представляет собой 4-ю часть из серии изданий, посвященных
искусству гитарной импровизации. В ней автор демонстрирует различные
способы использования пентатонических звукорядов при обыгрывании
аккордов и гармонических последовательностей.
Книга комплектуется аудиоприложением на CD.
Одновременно
была переиздана в новом дизайне часть II - "Основы аккордовой техники".
Второе издание "Основ аккордовой техники", а также часть I
("Вспомогательные ноты и отклонения в импровизации"), часть III
("Прогрессивный метод импровизации") и часть IV ("Пентатоника и ее
выразительные возможности") можно заказать по почте (121248, Москва, а/я
№26) или по e-mail, а также
через Интернет-магазин "Болеро".
|
|
|
А в это время
за бугром... |
Джазовое сообщество США продолжает
откликаться на трагедию 11 сентября: известный джазовый веб-конгломерат
Jazz Corner
заявил о создании благотворительного фонда Jazz Cares Relief Fund и
благотворительной распродажи
www.jazzcares.com.
На эту распродажу могут поступать любые предметы - пока, главным
образом, диски (в основном, снабженные соответствующими автографами) от
джазовых музыкантов, журналистов или лейблов, и значительная часть денег
от реализации поступает в фонд поддержки пострадавших. Основатель и
руководитель Jazzcorner.com Лоис Джилберт заявляет, что ее компания из
этих денег не получает ни цента: часть идет в фонд помощи, часть - самим
музыкантам, которые в массе своей тоже довольно сильно пострадали от
терактов - правда, косвенно, но чувствительно: клубные гонорары в
Нью-Йорке в среднем резко снизились, а многие гастрольные туры, в
особенности за пределами США, отменены.
Распродажа продлится до 11 ноября. |
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем две новые
работы, которые объединяет не только то, что выпущены они известными
мастерами американского джаза (хоть и очень разными по стилю), но и то,
что обе они вышли на известном лейбле
Blue Note...>>>>
|
|
|
Телевидение |
7
октября на республиканском телеканале Татарстана "ТРТ" состоялась
премьера новой программы о джазе. Как и программа ее руководителя Игоря
Зисера на казанском радио "Волга", она называется "Джазовый
перекресток".
Первый выпуск носил название "Джазовый перекресток. Джем" и был посвящен
открытию сезона в джаз-клубе "Веселый Роджер", о котором "Полный джаз"
писал в #29. Программа содержит несколько
рубрик, в том числе "Jam", "Person", "Live" и "Coda". Вторую часть
программы составляет рубрика "Collection", в которой авторы будут давать
"выжимки из видеоколлекций казанских джазофанов" (интересно только,
насколько это легально? - ред.). В первой программе в этой части был
джем из Нью-Орлеана с участием Сары Воэн и звездных трубачей
американского джаза: Диззи Гиллеспи, Дона Черри, Мейнарда Фергюсона,
Чака Манджони, Эла Хирта, а также пианиста Херби Хэнкока и басиста Рона
Картера.
Компьютерную графику для программы сделали друзья джаза из Союза
дизайнеров Татарстана.
Время выхода программы: четверг, 21:40. Продолжительность - 30 минут.
Ведущий программы - "Камрад" Листков (блюзмен и DJ), директор проекта и
автор сценария - Игорь Зисер, режиссер - Дания Гаязова.
Следующая программа ("Джазовый перекресток. Collection. Блюз.") выходит
11 октября.
18 октября выйдет программа "Джазовый перекресток. Гитара", посвященная
визиту в Казань Энвера Измайлова
(концерт Энвера состоится 12 октября в Государственном концертном зале
РТ). 25 октября - программа "Джазовый перекресток. Collection. Гитара."
|
|
|
|
|
Новые альбомы |
В продаже
с 9 октября |
- Allen, Harry: Christmas in Swingtime, Koch International 51409
- Badie, Dave: Court Jazzster, Louisiana Red Hot 1146
- Barnet, Charlie: Charlie Barnet, Jazz After Hours 200022
- Basie, Count: Count Basie, Vol. 1, Platinum Disc 1819
- Basie, Count: Count Basie, Vol. 2, Platinum Disc 1820
- Basie, Count: Count Basie, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1821
- Basie, Count: Jump King of Swing, Arpeggio Jazz 13
- Burrell, Kenny: Blues: The Common Ground - переиздание, Universal
589101
- Calloway, Cab: Early Years, Vol. 1: 1930-1934, JSP 908
- Cohan, Ryan: Here and Now, Sirocco Jazz Limited 1016
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 2, Platinum Disc 1966
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 3: Rare Recordings, Platinum
Disc 1967
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1, Platinum Disc 1965
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1 & 2, Platinum Disc 1968
- Cole, Nat King: Early American - переиздание, A Touch Of Magic 5
- DAngelo, Gerard: Not What My Hands Have Done, Mapleshade 8432
- Danish Radio Jazz Orchestra: Voice of Silence: Homage to
Louisiana, Stunt 104
- Davis, Anthony: Of Blues and Dreams - переиздание, Sackville 3020
- Dearie, Blossom: Blossom Dearie Sings Comden and Green -
переиздание, Universal 589102
- Dorsey, Jimmy: Jimmy Dorsey, Platinum Disc 1858
- Dorsey, Tommy: Tommy Dorsey, Platinum Disc 1855
- Dorsey, Tommy: Dorsey Brothers, Platinum Disc 1857
- Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1, Platinum Disc 1822
- Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 2, Platinum Disc 1823
- Ellington, Duke: Ebony Rhapsody: The Great Ellington Vocalists,
Rca 63863
- Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1824
- Fitzgerald, Ella: Ella Fitzgerald, Platinum Disc 1851
- Fitzgerald, Ella: Ella and Her Fellas, Columbia River 218056
- Fitzgerald, Ella: Sings the Harold Arlen Song Book [Original
Vinyl] - переиздание, Universal 589108
- Goodman, Benny: Jazz After Hours, Jazz After Hours 200021
- Hampton, Lionel: Lionel Hampton Quintet - переиздание, Universal
589100
- Hashim, Michael: Green up Time: The Music of Kurt Weill, Hep 2079
- Henderson, Eddie: Oasis, Sirocco Jazz Limited 1015
- Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1: The Best, Platinum Disc
1607
- Holiday, Billie: Miss Brown to You - переиздание, A Touch Of Magic
6
- Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 2, Platinum Disc 1608
- Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1609
- Horn, Jim: Christmas with Jim Horn, Scream Marketing 3
- Jackson, D.D.: Sigame, Justin Time 177
- James, Harry: I've Heard This Song Before/The Hits of Harry Jame,
Jasmine 375
- James, Harry: Juke Box Jamboree/Jazz Session, Collectables 7414
- Jordan, Ronny: Off the Record, Blue Note 30267
- Larken, John: Listen to the Scatman, Stunt 106
- Lucky Strikes: Perfect Evening, Lazy Sob 22
- Lunceford, Jimmie: Jimmie Lunceford, Jazz After Hours 200025
- Margitza, Rick: Memento, Palmetto 2076
- Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 3, Platinum Disc 2257
- Miller, Glenn: Army Air Force Band, Rca 63852
- Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 2, Platinum Disc 2245
- Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 1, Platinum Disc 2244
- Miller, Glenn: Glenn Miller,Vol. 1, Platinum Disc 1870
- Network: Last Throw of the Dice, Wenlock 22
- Open Loose: New School, Enja 9413
- Pearson, Dunn: It's Midnite, Lightyear 54469
- Peterson, Oscar: Oscar Peterson Plays the Harold Arlen Songbook -
переиздание, Universal 589103
- Shaw, Artie: 1944-1945, Hep 70
- Sommers, Joanie: Johnny Get Angry - переиздание, Collector's
Choice Music 207
- Temperley, Joe: Easy to Remember, Hep 2083
- Thornhill, Claude: Buster's Last Stand, Hep 1074
- Various Artists: Jazz Romance: A Night with Verve,
Uptown/Universal 555880
- Various Artists: Very Best of This Is Acid Jazz: A 10 Year
Celebrat, Instinct 578
- Various Artists: Mellow Jazz, Crimson Productions 225
- Vaughan, Sarah: Sarah Vaughan, Platinum Disc 1874
- Vax, Mike: Trumpets, Summit 308
- Waller, Fats: Fascinating Rhythm, Vol. 2, Magnum Collectors 33
- Weckl, Dave: Zone, Stretch 9037
- Wiley, Lee: Night in Manhattan/Sings Vincent Youmans/Sings Irving
Berlin Songbook - переиздание, Collector's Choice Music 204
- Willis, Larry: Sunshower, Mapleshade 8532
- Wooten, Victor: Live in America, Compass 4323
- Zurke, Bob: Honky Tonk Train Blues, Hep 1076
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ
Дмитрия Ухова:
- "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
Четверг, 11 октября: юбиляры месяца - Лестер Боуи (редкие записи в
Японии и Польше)
Вторник, 16 октября: юбиляры месяца - Билли Хиггинс
Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио
России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему
соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей
неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
13 октября - "Изысканный китч": к приезду в Москву трио Жака Лусье
- Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00:
12 октября - два юбилея двух гигантов: Ray Brown и Lester Bowie - 25
лет = бесконечность
|
|
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у
них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за
труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов,
принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против
перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн,
так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение
о перепечатке. |
|
|