Джаз для всех, и пусть никто не уйдет обиженным
С 17 по 19 августа в старый московский сад "Эрмитаж" валом валил народ. А навстречу ему неслись "Звуки Джаза"....
Джаз уже давно походит на знаменитую "зону" братьев Стругацких, из которой можно вытащить нечто, а что с вытащенным делать - это уже вопрос другой. И теперь уже мало кто понимает, что джаз, собственно, такое. Да это и не обязательно. Большинство людей уверено в своей любви к нему, и тут, главное - не расспрашивать человека дальше. Устроители "садового" джаз-фестиваля в Москве удачно вспомнили, что в старые времена джаз был развлекательной музыкой, в равной степени шокирующей и комфортной. Так три года назад усилиями продюсера Михаила Грина и джазмена Алекса Ростоцкого родился Международный "Джаз в саду Эрмитаж", подхваченный затем Московским Джаз-ангажементом Юрия Саульского. Так что теперь четвертый фестиваль, вполне успешный, с хорошей погодой, зеленой травой для возлежаний, белыми стульями, танцверандой, реками пива и даже порой с неплохой музыкой занял три погожих августовских дня. Музыкальный уровень важен, но не является главным и зависит от степени слушания, что собственно, и не обязательно. Ведь есть еще тусовка, джазовые разговоры, встречи, возможность потанцевать. Сад - не зал, мест хватает всем. Хотя почему-то в первый день билеты кончились. Это хорошо - аншлаг, но как могут кончиться билеты на траву?!
Уже перед началом фестиваля многие поздравляли Юрия Сергеевича с праздником, который еще не успел состояться. И правильно - ведь самое трудное это организация, финансы (их отсутствие), ну а музыкальных открытий никто и не ждет. Их и не было. Явный консерватизм фестивальной программы был нарушен лишь "Джаз-Бас Театром" басиста Алекса Ростоцкого, который привлек к участию в концерте своего старого знакомца из Лос-Анджелеса пианиста Марка Мэссе. Марк известен по выступлениям с Фредди Хаббардом, Стефаном Граппелли, но еще больше с суперскрипачем из Индии доктором Лакшминараяной Субраманиамом. В 1988 г. Марк и Алекс были участниками совместной записи с индийским виртуозом в Москве. И теперь их новая встреча дала общее направление ансамблю - ориентальное наполнение джаза, которое остается модным в мире вот уже лет 40. Любопытно, что интересным выступление сделали как раз другие участники этого состава - трубач Юрий Парфенов, ударник Дмитрий Севастьянов и саксофонист Иван Волков. Иван поразил еще и мастерским использованием скрытых тембров бас-кларнета, созданием магической атмосферы музыки, рождающейся прямо при вас в сумерках московского лета.
Новое качество показал прогрессирующий и полный сюрпризов саксофонист Алексей Круглов, "Надежда года" по версии ассоциации джазовых журналистов. Отказавшись на этот раз от немузыкальных трюков, он представил авторскую программу в духе Джона Колтрейна - Эрика Долфи, невольно дав импульс к подготовке к 75-летию джазового гения, наступающему через месяц с небольшим. И не важно, что имя Колтрейна далеко не всем присутствовавшим было знакомо. Уровень гениальности определяется другим.
Процесс удивления этим был и ограничен. Но неограниченна была радость узнавания давно знакомого или просто привычного. Меня до сих пор поражает склонность многих любителей джаза радоваться угаданному шагу музыкантов, будто это игра в лото, а вовсе не постижение неизвестного в искусстве. Ну, если это удобнее, пожалуйста. Как раз на это работает индустрия подготовки джазменов, отличающаяся на разных континентах, в основном, количественно.
Именно в этом направлении действовали ансамбль "Зеленая волна" профессора Академии Гнесиных Александра Осейчука, секстет молодого трубача Виталия Головнева с именитым гостем Игорем Бутманом, агрессивный молодежный состав "Пернатый змей" Дениса Швытова и Дмитрия Мосьпана. Все перечисленные музыканты хорошо подготовлены, знают современный джаз, делают добротные аранжировки, имеют опыт и вполне, каждый на своем уровне, могли бы войти в многочисленную армию американских джазменов. Но, слушая их, задаешься вопросом, - каков же сухой остаток после концерта?... И это притом, что "Зеленая волна" предложила мощную энергетику на материале Хораса Сильвера, "Змей" на поверку оказался "драконом", а темп музыки Сильвера - Осейчука был так высок, что резко захотелось услышать балладу. К чести опытного лидера надо заметить, что она прозвучала.
Разумеется, был отмечен уровень игры трубача Виталия Головнева, появление нового солиста-тромбониста Алексея Секацкого (известного по биг-бэнду Игоря Бутмана) при резком дефиците в сфере джазового тромбона. И все же...
Можно было ожидать музыкальной перчинки от московского проекта "Маримба-плюс" и от бразильско-норвежского квинтета Селиу де Карвалью. Оба состава работают на границе джаза и других видов музыки. Именно там, на границах идет постоянный поиск. Но - музыка "Маримбы" оказалась не синтезом ингредиентов, а, скорее, компромиссом составляющих.
Что касается квинтета, то подобные интернациональные составы тиражируются в последнее время в Европе, и ожидать качества от всех, видимо, наивно. Хороший бразильский перкуссионист с африканским музыкальным оттенком с помощью норвежских музыкантов представил микс из скандинавского фолка, бразильской самбы, добавил фоново-танцевальной атмосферы и получил незамысловатый "садово-эрмитажный вариант". Точно почувствовал человек, куда едет. Недаром преподает в норвежской Академии музыки вместе с нашим Михаилом Альпериным. Вокалистка этого ансамбля Венче Гаусдаль не поразила воображение. Тем более что в фестивале приняла участие и еще одна норвежка с внушительной национальной известностью - Магни Вентцель. Магни уже в третий раз выступает в Москве, она была участницей одного из наших вокальных фестивалей, ей очень понравилось выступать с трио московского пианиста Льва Кушнира, и она не упустила возможности сделать это еще раз. Все бы хорошо, но петь в третий раз все тот же репертуар все же не стоило.
Кстати, интересный джазовый вокал на таком воздушном фестивале не помешал бы. К сожалению, не вышло. Не поправила дело Саша Морозова, выступившая с квартетом питерского гитариста Гасана Багирова. Скорее сам Гасан, подпевая своей гитаре в унисон или в терцию в духе Джорджа Бенсона, мог претендовать на лидерство по вокальной части. Тем более что это соответствовало откровенной развлекательности его музыки, пригодной для выступления на садовой эстраде, но без вывески "Фестиваль джаза".
Была на фестивале и иная джазовая гитара - легендарный чех Рудольф Дашек. То есть легендарный он для джазовых шестидесятников и семидесятников. Тогда он был новатор и авангардист, его виниловые диски с прилавков "Мелодии" того времени уходили влет. Сейчас он играл дуэтом с отечественной легендой Алексеем Кузнецовым - человеком совсем иного направления. Это было здорово, ностальгично, хотя оба музыканта так и остались в том времени.
До самого начала фестиваля оставался открытым вопрос о его хэдлайнере, которым не без сомнений, но стал американский саксофонист Рон Блэйк, выступивший на фестивале все с тем же трио Льва Кушнира. Блэйк оказался на нью-йоркской джазовой сцене в 90-е годы и сразу же включился в активную жизнь, появляясь на концертах и в записях с Бенни Голсоном, Джонни Гриффином, Артом Фармером и другими звездами. В "Эрмитаже" квартет исполнил тройку авторских композиций, пару стандартов, музыка была контрастной, а временами и глубокой, с богатыми вариациями саксофоновых тембров. Рон вдохновил уставшую за пятичасовой концерт публику, а затем отправился на джем-сейшн в московский "Ле Клуб", где присоединился к выступавшему там, а не на фестивале, своему старшему товарищу, партнеру и почти родственнику - 73-летнему Джонни Гриффину.
Однако несколько тысяч человек, сидящие, стоящие, бродившие или танцующие по саду напротив Петровки 38, вряд ли задавались вопросом, кто на сцене главный. Они бурно аплодировали, вскидывали в азарте руки, танцевали на траве и даже на сцене. Они просто получали удовольствие. Именно это и отметил в разговоре со мной Юрий Сергеевич Саульский. Он считает главным достоинством этого фестиваля его демократичность, доступность. К слову, пенсионеров на концерты пускали бесплатно. Эти радостные лица людей, которые все-таки пришли слушать хорошую настоящую музыку, и есть главное достижение фестиваля, который глава Московского джаз-ангажемента считает лучшим фестивалем за последние годы. Фестиваля, в котором нет стилевых или возрастных ограничений, фестиваля, на который приходит с каждым годом все больше и больше людей. Об этом говорит и Михаил Грин. Он, в качестве продюсера, доволен своим детищем, его музыкальным уровнем и финансовой независимостью. Да, трехдневный праздник для любителей джаза и просто любопытных оказалось возможным провести без финансовой поддержки спонсоров и с минимальной, но целенаправленной рекламой. Более того, фестиваль оказался доходным. Ай да джаз!!!
Теперь у дирекции фестиваля появились просто-таки фантастические планы на будущее, которые пока - секрет. Но есть и несекретные и вполне реальные возможности. Почему бы, например, не расширить территорию фестиваля на весь сад "Эрмитаж", сделать две или три концертные площадки, устроить выставки, привлечь творческую молодежь для оформления парка, организовать музыкально-сувенирный базар. Наконец, усилить музыкальную составляющую, расширить ее спектр. Найти место и творческим открытиям. Ведь самые талантливые люди - вовсе не самые дорогие. И тогда уж точно - никто не уйдет обиженным.
Михаил Митропольский
Сокращенная версия материала опубликована в "Независимой газете"
21 августа.
Джаз бьет рекорды
В Москве прошел IV фестиваль "Джаз в саду "Эрмитаж"
Подогретые телерепортажами с первого дня фестиваля, москвичи валом повалили в "Эрмитаж", чтобы провести вечер на открытом воздухе, и... поставили второй за лето (после "Нашествия-2001") рекорд посещаемости. Никогда еще в этом тенистом уголке в самом центре столицы не собиралось столько народу - продано было (только за одну субботу - ред.) три тысячи билетов, не считая пенсионеров, которых пускали бесплатно.
И дело не только в неожиданно в благоприятных погодных условиях, сколько в том, что за три предыдущих года продюсеры фестиваля - Московский джаз-ангажемент Юрия Саульского и Михаил Грин - сумели приучить москвичей к тому, что в середине августа в столице можно культурно и сравнительно недорого отдохнуть. Хотя программа выглядела весьма разнообразной, в том числе и благодаря достаточно широкому - по сравнению с предыдущими фестивалями - международному представительству, широкой публике (в отличие от коллег-профессионалов) большинство имен (за исключением двух-трех) были в основном неизвестны.
Открывал фестиваль квартет "Зеленая волна" - профессор Гнесинки саксофонист Александр Осейчук и трое его студентов плюс давний соратник, мультиинструменталист (здесь - саксофонист) Евгений Печников, за ним выступил ансамбль бывшего арт-директора фестиваля Алекса Ростоцкого с трубачом Юрием Парфеновым. Игорь Бутман официально участвовал только как член секстета трубача своего оркестра Виталия Головнева. В дуэте с чешским гитаристом-ветераном Рудольфом Дашеком выступил его старый спарринг-партнер Алексей Кузнецов (поскольку "дуэль" велась в прямом и переносном смысле слова на территории Кузнецова, играли - опять же - общеупотребительную классику, то и победил, что легко было предсказать, "наш").
Пригласив норвежскую певицу Магни
Вентцель, органиазторы явно просчитались: голос у нее небольшой и - главное - не "летящий", аккомпанирует она себе (возможно, даже лучше, чем поет) на простой акустической гитаре, и слушать ее надо бы только в небольших камерных залах, как в первый приезд два года назад. К тому же она практически повторила старую программу, в которой главная - почти шуточная песенка Дэйва Фришберга "Нарежь мне виноградину", а шутка по второму разу...
Вся остальная программам была отдана молодежи - более или менее (на этот раз, по счастью, - более) исправно воспроизводящей все тот же современный мэйнстрим. Кроме упомянутых, это и отличный "молодежный" квинтет "Пернатый змей" с симпатичным новичком - волгоградским гитаристом Павлом Чекмаковским. Даже ансамбль Ростоцкого, отмеченный отечественной премией "Джаз'Ухо" за экзотический проект "Влияние Востока", вернулся в середину 60-х, - быть может, отчасти из-за того, что в последнюю минуту к группе присоединился американский пианист Марк Масси и ничего особо оригинального приготовить не успели. (Возможно, успеют к другому фестивалю - на Автосалоне в Мосбизнесцентре 26 августа). Отчасти весь этот академичный неоконсерватизм -мировая тенденция, отчасти он отражает вкусы устроителей. Главная же причина, скорее всего, в том же самом, из-за чего на фестивале за четыре года так и не выступил ни один звездный гастролер. В нашей общей бедности: молодые не могут позволить себе "дерзать"; они сразу же стремятся на работу в клубы- хорошо еще, если джазовые, но и в них у нас не особенно поэкпериментируешь. В результате публика, которой явно хотелось не только внимательно слушать, но и расслабляться, начинала танцевать только к концу вечера, когда выпускали иностранцев.
А из трех неакадемичных коллективов один - питерского гитариста Гасана Багирова, играющий как раз тот беспроблемный smooth jazz, который составляет основу большинства джазовых радиостанций - откровенно провалился. Не в последнюю очередь из-за вокалистки Александры Морозовой, явно еще не созревшей для фестиваля (что странно - она дочь довольно известного эстрадного композитора).
Новым для джазовой публики оказался и раскрученный в московских клубах секстет "Маримба плюс". Типично салонный состав инструментов (флейта, виолончель, большой ксилофон - маримба), мелодии в духе easy listening, минимум импровизационного риска, немного прогрессивно-рокового минимализма - у нас такая смесь звучит свежо, как еще пару лет назад Ансамбль 4:33.
Хотя ничего нового по сравнению британским Penguin Cafe Orchestra или австрийским Die Knoedel - это был единственный наш ансамбль, под который тоже танцевали.
Однако эрмитажная публика готова к более серьезным вещам: внимательно слушали даже квартет саксофониста-авангардиста Алексея Круглова. Хотя и эмоции и звуки у Круглова пока еще бьют через край - это, тем не менее, главная надежда нашего нового джаза.
И, наконец, два вечера из трех фестивальную публику в "Эрмитаже" отлично забавлял бразильский барабанщик Селиу де Карвалью, который приехал к нам из Осло (где он преподает вместе с Михаилом Альпериным) в сопровождении большой компании норвежских любителей знойных латиноамериканских ритмов. В Зале Чайковского наверняка обратили бы внимание на то, что далеко не все его спутники - талантливые профессионалы , но для отдыхающих это не имело ровным счетом никакого значения.
Так и весь "Джаз в саду "Эрмитаж": свой промфинплан он определенно выполнил. Но новые рекорды при таких капиталовложениях вряд ли поставишь. Да и развлекательный формат на этом уровне, похоже, исчерпал себя. Не случайно же на местах под навесом - для VIP'ов, где собирались коллеги-профессионалы, - музыку никто не слушал. Знатоки и ценители явно ждут большего.
Дмитрий Ухов
Сокращенный вариант опубликован
в газете "Ведомости"
|